Введение в экономическую теорию




 

Истоки экономической науки зародились в глубокой древности. Термин "экономика" происходит от слова "ойкономия", которое употреблялось в трудах древнегреческих мыслителей Ксенофонта (430-355 г. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Буквально оно означает "домоведение" (от "ойкос" - дом, домашнее хозяйство и "номос" - учение, закон). "Ойкономия" – это свод правил и практических советов по управлению домашним хозяйством, представляющим основную хозяйственную единицу древности и раннего средневековья.

С развитием общества смысл термина экономика существенно изменился и обогатился. Сегодня этот термин имеет по крайней мере два значения:

1. экономика является сферой труда, преследующего осуществление двоякой цели: создания благ, удовлетворяющих какую-либо потребность, и минимизации затрат труда (экономии времени), то есть это многофункциональное хозяйство, созданное и используемое человеком для поддержания и улучшения условий жизни людей.

2. экономика как система наук и знаний об этом хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.

Предмет изучения экономической теории менялся по мере развития, поэтому существуют разные определения. Экономическая теория -

- изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества (К. Маркс).

- изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование (проблема выбора)(Л. Роббинс).

С точки зрения объекта исследования, то есть в зависимости от охвата и масштаба изучаемых объектов, а также применяемых методов анализа и описания принято различать:

Микроэкономику, которая рассматривает проблемы на уровне человека, семьи, группы потребителей, отдельных фирм или рынков товаров и услуг.

Макроэкономику, которая изучает экономические явления и процессы, относящиеся к экономике страны в целом или ее отдельным секторам (домашние хозяйства, бизнес, государство).

Существуют несколько функций экономической теории:

- познавательная (образовательная) функция - обеспечивается накопление научных знаний в области хозяйственной деятельности людей, наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяется научный кругозор людей.

- практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок формирование экономической политики, то есть это теоретическая основа экономической политики государства, фирм, а также домашних хозяйств.

- прогностическая – экономическая теория позволяет на основе диагностики нынешнего состояния экономики предполагать ее возможные состояния в будущем.

- методологическая – экономическая теория исследует общие экономические законы и является основой для изучения других экономических наук.

- идеологическая – экономическая теория формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экономического и политического мышления.

 

Вывод: успешное изучение экономической теории не является залогом успеха в жизни, в предпринимательстве, но ее знание необходимо всем, так как она учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономическое мышление и гражданское сознание.


«Микроэкономика» (конспект)

1. Характерные черты рыночной экономики.

 

Понятие и основные элементы экономических систем. Нерыночные и рыночные экономические системы. Натуральное и товарное производство. Сущность и субъекты рынка. Условия формирования и эффективного функционирования рынка. Экономическая обособленность субъектов рынка на основе частной собственности. Экономическая свобода и ответственность. Происхождение, сущность и функции денег. Механизм и функции рынка. Инфраструктура рынка. Экономическая система современной России.

 

Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Традиционная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов "что, как и для кого" лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению. Административно-командная экономика – система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Рыночная экономика – это система, в которой решения самих производителей и потребителей на основе спонтанной координации или стихийном порядке определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Смешанная экономика – это система, в которой объединяются вместе и функционируют как единое целое экономические ресурсы, находящиеся в частной и общественной собственности, с целью создания благ, удовлетворяющих потребности отдельных людей и всего общества. Распределение ресурсов осуществляется как при помощи рыночного механизма, так и при значительном участии государства.

Рынок – это обмен, организованный по законам товар­ного про­изводства и обращения, или это механизм свободного взаимодействия покупателей и продавцов на основе спроса и предло­жения, с помощью системы цен, прибылей и убытков. В состав субъектов входят: предприниматели, работни­ки, потребители, владельцы ссудного капитала, соб­ственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства можно подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Условия рынка: 1. Свобода выбора видов и форм деятельности. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья группа, коллектив предприятия выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. 2. Всеобщность рынка. Суть этого принципа – охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком. 3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Экономические права каждого из этих субъектов должны быть адекватными для всех субъектов, т.е. они не зависят от формы собственности, существующей на данном конкретном предприятии. 4.Принцип договорных отношений.5. Свобода ценообразования. Цена формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. 6. Экономическая ответственность. В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами. Есть и вторая, не менее важная сторона экономической ответственности. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и лишается статуса полноценного, надежного партнера. Ему грозит исключение из делового мира, не гласный или даже гласный бойкот со стороны смежников. 7. Государственное регулирование. Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования.

Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Функции денег: мера стоимости, средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги.

Инфраструктура экономики вообще, в самом широком смысле этого слова, - это институты, организации, отрасли и части экономической системы, обеспечивающие нормальное функционирование всей экономики или ее отдельных частей и отраслей. Например, транспортная сеть - это инфраструктура, которая обеспечивает технологическое единство всех отраслей экономики, непрерывность и взаимодополняемость всех производственных систем. Условно в экономике можно выделить производственную, социальную и рыночную инфраструктуры. Производственная инфраструктура - это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия для развития производства. Она включает грузовой транспорт, дороги, электро-, газо- и водоснабжение, складское хозяйство, связь, информационное обслуживание. Социальная инфраструктура - это комплекс отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы. В этот комплекс входят здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, сфера организации досуга, общественное питание, услуги по домашнему хозяйству. Рыночная инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. Во всем сложном и взаимосвязанном комплексе рыночной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка товаров и услуг, а также макроэкономическую инфраструктуру.


2. Действие законов спроса и предложения на рынке отдельного товара и формирование рыночной цены.

 

Спрос и объем спроса. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса. Предложение и объем предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Взаимодействие спроса и предложения и формирование рыночного равновесия. Изменение рыночного равновесия. Эффективность и справедливость равновесной цены. Цены «пола» и «потолка». Влияние экономических и институциональных факторов на формирование цены товара.

 

Спрос – желание и способность потребителей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. Величина (объем) спроса – количество товара, которое потребители хотят и могут купить по данной цене за определенный период времени. Закон спроса – обратная зависимость между ценой (Р) и величиной спроса на товар (Qd). То есть, чем ниже (выше) цена, тем больше (меньше) объем спроса при прочих равных условиях. Неценовые факторы спроса - другие факторы, кроме цены, влияющие на спрос на рынке. К неценовым факторам относятся доходы покупателей, потребительские вкусы и предпочтения, число потребителей и размер рынка, наличие на рынке и цены на взаимодополняющие и взаимозаменяющие товары, потребительские ожидания и др.

Предложение – желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке. Величина (объем) предложения – количество товара, которое производитель желает и может произвести, и поставить на рынок по данной цене за определенный период времени. Закон предложения – прямая зависимость между ценой (Р) и величиной предложения на товар (Qs). То есть, чем выше (ниже) цена, тем больше (меньше) объем предложения при прочих равных условиях. Неценовые факторы предложения - другие факторы, кроме цены, влияющие на предложение товара на рынке. К неценовым факторам относятся цены на ресурсы, число производителей и продавцов, используемые технологии, налоги и дотации, ожидания производителей, государственное регулирование и др.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения и нет тенденции к изменению рыночной цены или объема товара. Цена, при которой объем предлагаемого на рынке товара соответствует объему спроса на него, называется равновесной ценой.

Меры воздействия на цены со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения). При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня (максимальная цена называется «ценой потолка», минимальная цена называется ценой «пола»), установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами. К косвенным методам относится регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.

 


3. Коэффициенты эластичности спроса и предложения и их практическое значение в деятельности фирмы.

 

Понятие эластичности. Коэффициент эластичности спроса по цене и его анализ. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Коэффициент эластичности предложения по цене и его анализ. Факторы, влияющие на эластичность предложения. Значение теории эластичности в экономической политике фирмы и налоговой политике государства. Гибкость цен. Распределение налогового бремени.

 

Эластичность спроса по цене – это относительное (в процентах) изменение объема спроса на товар под влиянием изменения цены на него на 1%, или это степень реакции спроса в результате изменения цены товара. Показатель эластичности называется коэффициентом эластичности и рассчитывается по формуле:

,

где Q1 – объем спроса после изменения цены; Q0 – начальный объем спроса; Р1 – цена товара после ее изменения; Р0 – начальная цена товара.

Таким образом, различают три вида эластичности спроса (коэффициент ценовой эластичности при расчете всегда будет получаться со знаком «минус», но при анализе знак не учитывают и берет его значение по модулю): Эластичный (ED > 1), такой характер спроса свойственен товарам длительного пользования и товарам роскоши. Неэластичный (ED < 1), такой характер спроса свойственен товарам первой необходимости, продуктам питания. С единичной эластичностью (ED =, 1) такой характер спроса свойственен товарам повседневного спроса, одежде, обуви.

Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса: 1. Наличие на рынке товаров-заменителей. 2. Универсальность использования товара. 3. Фактор времени. 4. Доля расходов в бюджете на данный товар. 5. Консерватизм потребителей. 6. «Неоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности.

Эластичность спроса по доходу – это относительное (в процентах) изменение объема спроса на товар под влиянием изменения дохода потребителей на 1%, или это степень реакции спроса в результате изменения дохода потребителей. Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Так, если потребитель увеличивает объем покупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (EI > 0). В этом случае речь идет о стандартном, нормальном товаре (например, фрукты, обувь, одежда и т.д.), если при этом рост спроса опережает рост дохода (EI > 1), то это высокая эластичность, например, автомобили, компьютеры, жилье, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения. Возможна противоположная ситуация, когда значение коэффициента эластичности по доходу отрицательно (EI < 0). В этом случае речь идет о низкокачественных товарах или товарах низшей категории, обладающих низкими потребительскими свойствами (дешевые сорта колбасы, сигарет, маргарин и т.п.), когда с ростом доходов потребители покупают их меньше, заменяя более качественными товарами.

Перекрестная эластичность спроса – это относительное (в процентах) изменение объема спроса на один товар под влиянием изменения цены другого товара на 1%, или это степень реакции спроса на один товар в результате изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым. Если ED > 0, то такие товары называются взаимозаменяемыми (субститутами), то есть повышение цены одного товара ведет к повышению спроса на другой. Если ED < 0, то товары являются взаимодополняющими (комплементарными), то есть при повышении цены одного товара спрос на другой падает. Если ED = 0, то товары называют независимыми, то есть изменение цены одного товара не влияет на спрос на другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара.

Эластичность предложения по цене – это относительное (в процентах) изменение объема предложения товара под влиянием изменения цены на него на 1%, или это степень реакции предложения в результате изменения цены товара.

В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет:

1) изучать поведение потребителей (расчет коэффициентов эластичности позволяет оценить то, как потребители реагируют на изменение тех или иных факторов, влияющих на спрос);

2) прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги;

3) определять размеры производства отдельных товаров и услуг;

4) планировать ценовую политику фирмы;

5) формировать стратегию фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, с целью максимизации фирмы или минимизации убытков;

6) проводить анализ положения и происхождения изменений на различных товарных рынках;

7) оценить воздействие дополнительного налогообложения на продавцов и покупателей, и результаты функционирования рынка.

 


 

4. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Переменные и постоянные ресурсы. Производство в краткосрочном и долгосрочном временных периодах. Издержки краткосрочного периода: постоянные, переменные, валовые. Средние и предельные издержки. Издержки в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная) и ее факторы.

 

Нужно учитывать, что используемые фирмой ресурсы различаются по степени мобильности, то есть возможности их изменения. Некоторые из них в случае необходимости фирма может увеличить достаточно быстро (нанять работников, закупить топливо, увеличит потребление электроэнергии и т.п.). Такие ресурсы называются переменными. Но существуют ресурсы, для увеличения объема использования, которых, требуется значительно больше времени (строительство нового здания, приобретение оборудования и т.п.). Такие ресурсы называются постоянными. С течением времени может изменяться и количество постоянных ресурсов, то есть они тоже становятся переменными. В связи с этим фактор времени играет важную роль в деятельности фирмы, поэтому принято выделять следующие периоды времени: 1. Краткосрочный период времени. Это время, в течение которого часть ресурсов является переменными, а часть – постоянными. Постоянными будут являться производственные мощности предприятия (размер предприятия не меняется), а объем производства может изменяться только за счет переменных ресурсов, то есть за счет более полной загрузки имеющихся производственных мощностей. 2. Долгосрочный период времени. Это время, в течение которого все ресурсы, становятся переменными. В долгосрочном периоде изменяется размер фирмы за счет увеличения, а в отрасли изменяется число фирм.

В краткосрочном периоде различие между постоянными и переменными ресурсами обусловливает выделение переменных и постоянных издержек. Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от объемов производства. Такие издержки увеличиваются по мере роста объема производства, а при прекращении производства величина таких издержек стремится к нулю (издержки на приобретение сырья, на зарплату производственных рабочих и др.). Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых не зависит от объемов производства и не изменяется с увеличением или уменьшение производства (амортизация, выплаты по кредиту, административные расходы и др.). Такие издержки фирма несет даже в том случае, когда продукция не производится, и их основой являются постоянные ресурсы. Общие (валовые) издержки (ТС) – это совокупность переменных и постоянных издержек. ТС = VC + FC. Средние издержки (АС) – это издержки в расчете на единицу произведенной продукции или себестоимость единицы продукции. Они рассчитываются путем деления общих издержек на количество произведенной продукции: АС = ТС / Q. Предельные издержки (МС) – это дополнительные издержки, связанные с производством последней дополнительной единицы продукции или это прирост общих издержек в связи с увеличением объема производства на одну единицу. МС = ΔТС / ΔQ.

В долгосрочном периоде при увеличении масштабов производства растут и общие издержки, поэтому основной задачей является организация производства продукции с минимальными средними издержками. Однако здесь характер изменения может быть разным, что отражает кривая долгосрочных средних вздержек (LATC).

LAC

Дугообразность кривой долгосрочных средних издержек объясняет эффект масштаба. Эффект масштаба – это соотношение (коэффициент) между изменением объема производства и соответствующим изменением количества всех используемых ресурсов. Возможны три ситуации:

1. Положительный эффект масштаба показывает снижение долгосрочных средних издержек по мере увеличения размеров предприятия (нисходящая часть кривой LAC). Это связано с тем, что объем производства растет быстрее, чем увеличивается количество используемых ресурсов. Факторами являются: - по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении, что повышает качество выполнения отдельных видов деятельности; - на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование, которое требует значительных инвестиций, но позволяет снижать стоимость единицы мощности; - больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства; - наличие скидок на закупки, экономия транспортных расходов и др. 2. П остоянная отдача от масштаба, когда долгосрочные средние издержки не изменяются по мере увеличения размеров предприятия (горизонтальная часть кривой LAC). Это связано с тем, что объем производства растет в той же степени, что и количество используемых ресурсов. 3. Отрицательный эффект масштаба показывает увеличение долгосрочных средних издержек по мере роста размеров предприятия (восходящая часть кривой LAC). Это связано с тем, что объем производства растет медленнее, чем увеличивается количество используемых ресурсов. Факторами являются: - снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость; - затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы; - в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом; - с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений; - возникают трудности с реализацией большого объема продукции, увеличиваются расходы на транспортировку сырья и готовой продукции; - появляются узкие места в технологическом процессе, растут непроизводительные управленческие затраты и т.п.

Эффект масштаба позволяет объяснить наличие в одной отрасли только малых, или только крупных фирм, или сочетание предприятий разных размеров.

Характеристика типов рынков

 

Типы рынков à Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Основные признаки ¯ Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия Монопсония
1. Число фирм на рынке Очень большое (> 100) Большое (20 – 100) Небольшое (от 2-5 до 10-15) Одна фирма (чистая монополия) Один покупатель
2. Доля фирмы на рынке Бесконечно малая Небольшая (до 5-7%) Может быть разной 100% Может быть разной
3. Тип и характер продукта Однородная Дифференцированная Однородная и дифференцированная Уникальная Однородная и дифференцированная
4. Контроль над ценой со стороны фирмы Невозможен Незначительный Зависит от поведения фирм Значительный Цена контролируется покупателем
5. Тип и характер конкуренции Конкуренция в издержках Небольшая ценовая и значительная неценовая Сочетание ценовой и неценовой Практически отсутствует Сочетание ценовой и неценовой
6. Входные барьеры Отсутствуют Практически отсутствуют Высокие Практически непреодолимые Ограничение – емкость рынка одного покупателя
7. Характер информации Совершенная (полная) Несовершенная (неполная) Несовершенная (неполная) Совершенная (полная) Несовершенная (неполная)

 

5. Рынки совершенной и монополистической конкуренции.

 

Отличительные черты рынка совершенной конкуренции. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Правило максимизации прибыли. Условия минимизации убытков и прекращения производства. Совершенная конкуренция и экономическая практика.

Отличительные черты рынка монополистической конкуренции. Дифференциация товара. Минимонополистическое положение фирмы по отношению к потребителю. Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Дифференциация товара и эффективность рынка.

 

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей товара с равными возможностями. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: множество субъектов рынка, однородность продукции, отсутствие контроля над ценой со стороны фирмы, отсутствие входных барьеров, полная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии. Примером может служить рынок сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. 1. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции, отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта. 2. Экономические субъекты совершенно конкурентного рынка являются «соглашающимися с ценой». На рынке совершенной конкуренции отдельные фирмы не имеют контроля над ценой продукции. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение или цену продукта. 3. Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль и выхода из нее. Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. 4. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками, по минимальной цене. В противном случае им не удастся продать свой товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже выступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении не встречается. Он представляет собой идеальную структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее, как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей степени стремиться. Но в экономической практике имеются рынки, некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой достаточно большое число фирм производит разнородную (дифференцированную) продукцию. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: большое число субъектов рынка, дифференцированная продукция, незначительный контроль над ценой со стороны фирмы, нет высоких входных барьеров, неполная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая конкуренция – не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.

Дифференцированная продукция – товар каждого продавца обладает специфичными качествами или характеристиками (потребительские свойства товара, сервис, место продажи товара, реклама и т.п.), которые служат тому, чтобы покупатели предпочитали его товар товару конкурирующих фирм, то есть покупателю небезразлично, у какого продавца приобретать товар. Во главе угла этой дифференциации могут быть как реальные отличия, так и мнимые. Реальные отличия достигаются за счет: а) качества товара. б) углубления послепродажного обслуживания. в) места продажи товара. г) стимулирования сбыта.

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Адидас» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.

Поскольку в условии монополистической конкуренции изменение цен не гарантирует увеличения прибыльности, то фирмы концентрируют внимание на увеличении объемов сбыта и расширении своей доли рынка. Фирмы стремятся не только поднять спрос на свою продукцию, но и сделать этот спрос как можно менее эластичным. Основная роль в этом отводиться факторам неценовой конкуренции.

Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что вместо единого рынка конкретного товара складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукта и услуг. Эта черта, называемая неценовой конкуренцией, является главной для данной структуры рынка.

 

 


6. Рынки несовершенной конкуренции: олигополия, монополия, монопсония.

 

Олигополия: характерные черты рынка. Взаимозависимость фирм-олигополистов и влияние на поведение фирмы. Модели поведения фирм и ценообразования на рынке олигополии: картель и картелеподобные структуры, несогласованное поведение, ценообразование «издержки плюс» и др.

Монополия и монопсония: сущность и основные черты. Поведение фирмы и формирование цены на рынке монополии. Особенности поведения фирмы и ценообразования на рынке монопсонии.

 

Олигополия – это рыночная структура, при которой несколько крупных фирм контролируют основную его часть. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: небольшое число субъектов рынка, дифференцированная или однородная продукция, контроль над ценой зависит от типа делового поведения фирм, высокие входные барьеры, неполная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.

Обычно на олигополистических рынках действует от двух до восьми фирм, на которые приходится половина и более об­щих продаж продукта. Поэтому решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом. Это значит, что поведение олигополиста строится в соответствии с возможной реакцией со стороны конкурентов. Решения конкурентов становятся для олигополиста дополнительным условием определения оптимальных объемов производства и уровня цены.

Работа на рынке олигополии предполагает, что любое изменение цены ведет к потерям дохода, поэтому цены на данном рынке являются относительно негибкими, консервативными. Они мало меняются, а если меняются, то одновременно у всех участников рынка. Ценовая конкуренция становится невыгодной, поэтому олигополисты стремятся не использовать понижение цен для привлечения новых покупателей, делая акцент на неценовую конкуренцию. К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят: § усиление дифференциации продукции; § рост качества обслуживания покупателей; § качество и технические характеристики самого изделия; § условия кредита; § стиль и дизайн; § долговременность использования и срок гарантии; § реклама и стимулирование сбыта; § расширение номенклатуры продукции.

В условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы. Участники олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками, улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель этих методов честной неценовой конкуренции - завоевание большей доли рынка. Одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную концентрацию в отрасли. Сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком.

Чистая монополия – это рыночная структура, при которой одна фирма является единственным продавцом данной продукции. Этот тип рынка имеет следующие основные признаки: один продавец и разное число покупателей, продукция не имеет близких заменителей, существенный контроль над ценой со стороны фирмы-монополиста, практически непреодолимые входные барьеры, полная информированность субъектов рынка о его текущем состоянии.

В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цен из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене. Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж является нарушением свободной конкуренции и утверждением особой власти на рынке. Рыночная власть означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: