Распределение объема дисциплины
Распределение объема дисциплины по формам обучения
| Форма обучения | Курс | Семестр | Трудоемкость дисциплины в часах | Курсовая работа | Вид промежуточной аттестации | |||||
| Всего часов (с экз.) | Аудиторных часов | Лекции | Лабораторные работы | Семинары Практические занятия | Самостоятельная работа | |||||
| Заочная | - | - | экзамен |
Содержание дисциплины
Распределение разделов дисциплины по видам учебных занятий
- для заочной формы обучения:
| № раз-дела и темы | Наименование раздела и тема дисциплины | Трудоем-кость, (час.) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость; (час.) | ||
| учебные занятия | самостоятельная работа обучаю-щихся | ||||
| лекции | лабораторные работы | ||||
| 1. | Основы теории информации и кодирования. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации | ||||
| 1.1. | Введение. Основные понятия | - | |||
| 1.2. | Арифметические и логические основы представления информации | ||||
| 2. | Технические средства реализации информационных процессов | - | |||
| 2.1. | Этапы развития ВТ. Архитектура ЭВМ. Принципы работы вычислительной системы | 10,5 | 0,5 | - | |
| 2.2/ | Организация обработки, управления, хранения и ввода/вывода в ЭВМ | 11,5 | 1,5 | - | |
| 3. | Программные средства реализации информационных процессов. | ||||
| 3.1. | Классификация ПО, его виды и характеристики | 10,5 | 0,5 | - | |
| 3.2. | Системное ПО. Операционные системы. Файловая структура. Служебное ПО | 11,5 | 0,5 | ||
| 3.3. | Информационная технология подготовки текстовых доку-ментов в среде текстового процессора | 11,5 | 0,5 | ||
| 3.4. | Информационная технология обработки числовых данных в среде табличного процессора | 12,5 | 0,5 | ||
| 4. | Базы данных | ||||
| 4.1. | Базы данных и СУБД. Понятие базы данных. Понятие СУБД и их функции | - | |||
| 4.2. | Модели данных. Проектирование баз данных. MS Access | ||||
| 5. | Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях | - | |||
| 5.1. | Классификация информационных сетей. Компоненты вычислительных сетей. Принципы построения сетей. | - | |||
| 5.2. | Глобальная сеть Интернет. Основные сервисы Интернета. Защита информации | - | |||
| 6. | Основы алгоритмизации и программирования. Языки программирования высокого уровня | ||||
| 6.1. | Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритма | 20,5 | 0,5 | - | |
| 6.2. | Структурный подход к разработке алгоритма | 20,5 | 0,5 | - | |
| 6.3. | Классификация и обзор языков высокого уровня | 10,5 | 0,5 | - | |
| 6.4. | Алфавит и конструкции языка программирования Паскаль | 37,5 | 0,5 | - | |
| 6.5. | Разработка программ на языке программирования Паскаль | ||||
| ИТОГО |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам
| № раздела и темы | Наименование раздела и темы дисциплины | Содержание лекционных занятий | Вид занятия в интерактивной, активной, инновационной формах, (час.) |
| 1. | Основы теории информации и кодирования. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации | ||
| 1.1. | Введение. Основные понятия | Информатика как наука и предметная область: основные понятия и определения, основные направления науки информатики, структура предметной области информатика, история развития информатики Информация и информационные процессы: подходы к определению информации, меры информации, характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации | Лекция-дискуссия, (2 час.) |
| 1.2. | Арифметические и логические основы представления информации | Представление числовой, символьной и графической информации в ЭВМ Логические основы ЭВМ | Лекция-дискуссия, (8 час.) |
| 2. | Технические средства реализации информационных процессов | ||
| 2.1. | Этапы развития ВТ. Архитектура ЭВМ. Принципы работы вычислительной системы | История развития вычислительной техники Классификация СВТ, поколения ЭВМ | Лекция-дискуссия, (4 час.) |
| 2.2. | Организация обработки, управления, хранения и ввода/вывода в ЭВМ | Принципы организации ЭВМ фон-неймановской архитектуры Архитектура персонального компьютера | Лекция-дискуссия, (4 час.) |
| 3. | Программные средства реализации информационных процессов. | ||
| 3.1. | Классификация ПО, его виды и характеристики | Структура программного обеспечения ЭВМ | Лекция-дискуссия, (2 час.) |
| 3.2. | Системное ПО. Операционные системы. Файловая структура. Служебное ПО | Системное программное обеспечение Операционные системы. Файловая структура Служебное ПО | Лекция-дискуссия, (2 час.) |
| 3.3. | Информационная технология подготовки текстовых документов в среде текстового процессора | Информационная технология подготовки текстовых документов в среде текстового процессора Работа в среде Microsoft Word | Лекция-дискуссия, (4 час.) |
| 3.4. | Информационная технология обработки числовых данных в среде табличного процессора | Информационная технология обработки числовых данных в среде табличного процессора Работа в среде Microsoft EXCEL: интерфейс, основные понятия и возможности | Лекция-дискуссия, (4 час.) |
| Базы данных | |||
| 4.1. | Базы данных и СУБД. Понятие базы данных. Понятие СУБД и их функции | Общие положения Типология баз данных Структурные элементы базы данных СУБД и их функциональные возможности | Лекция-дискуссия, (2 час.) |
| 4.2. | Модели данных. Проектирование баз данных. MS Access | Модели данных Принципы построения баз данных Работа в среде Microsoft ACCESS: интерфейс, основные понятия и возможности | Лекция-дискуссия, (2 час.) |
| 5. | Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях | ||
| 5.1. | Классификация информационных сетей. Компоненты вычислительных сетей. Принципы построения сетей. | Компьютерные сети, основные понятия и терминология Классификация компьютерных сетей Принципы построения сетей Режимы передачи данных Аппаратные средства Характеристики сети | Лекция-дискуссия, (4 час.) |
| 5.2. | Глобальная сеть Интернет. Основные сервисы Интернета. Защита информации | Глобальная компьютерная сеть INTERNET Основные понятия Структура, система адресации Сервисы Интернета. Средства использования сетевых сервисов Подключение к Интернету Отправка и получение сообщений Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну Методы и средства защиты от вредоносных программ. Шифрование данных | Лекция-дискуссия, (6 час.) |
| 6. | Основы алгоритмизации и программирования Языки программирования высокого уровня | ||
| 6.1. | Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритма | Алгоритм и его свойства Представление алгоритмов | Лекция-дискуссия, (4 час.) |
| 6.2. | Структурный подход к разработке алгоритма | Структурный подход к разработке алгоритмов | Лекция-дискуссия, (2 час.) |
| 6.3. | Классификация и обзор языков высокого уровня | Классификация и обзор языков высокого уровня | Лекция-дискуссия, (2 час.) |
| 6.4. | Алфавит и конструкции языка программирования Паскаль | Алфавит и конструкции языка программирования Паскаль | Лекция-дискуссия, (4 час.) |
| 6.5. | Разработка программ на языке программирования Паскаль | Разработка программ на языке высокого уровня Паскаль. Работа в среде программирования Паскаль Программная реализация алгоритмов линейной структуры Программная реализация алгоритмов разветвленной структуры Программная реализация алгоритмов циклической структуры Программная реализация алгоритмов обработки массивов | Лекция-дискуссия, (14 час.) |
Лабораторные работы
| № п/п | Номер раздела дисциплины | Наименование meм лабораторных работ | Объем (час.) | Вид занятия в интерактивной, активной, инновационной формах, (час.) |
| 1. | 3. | Основы работы в ОС семейства Windows. Графический интерфейс | - | |
| 2. | 1. | Системы счисления. Правила перевода | Тренинг (2 час.) | |
| 3. | 3. | Технология работы в текстовом редакторе MS Word | - | |
| 4. | 1. | Арифметические операции в позиционных системах счисления | - | |
| 5. | 1. | Алгебра логики. Таблицы истинности | Тренинг (2 час.) | |
| 6. | 3. | Технология работы в табличном редакторе MS Excel | - | |
| 7. | 1. | Логические основы ЭВМ | - | |
| 8. | 3. | Построение графика функции одного переменного в табличном редакторе MS Excel | - | |
| 9. | 4. | Работа в СУБД MS Access | - | |
| 10. | 6. | Программная реализация алгоритмов линейной структуры | - | |
| 11. | 6. | Программная реализация алгоритмов разветвленной структуры | - | |
| 12. | 6. | Программная реализация алгоритмов разветвленной структуры с использованием оператора выбора | - | |
| 13. | 6. | Программная реализация алгоритмов циклической структуры. Использование регулярного цикла, цикла итеративного типа с предусловием, цикла итеративного типа с постусловием | - | |
| 14. | 6. | Обработка одномерных массивов | - | |
| 15. | 6. | Обработка двухмерных массивов | - | |
| ИТОГО |
Контрольные мероприятия: курсовая работа
Цель: закрепление знаний, совершенствование умений и навыков разработки алгоритмов и программ решения вычислительных и функциональных задач.
Курсовая работа выполняется в виде пояснительной записки объемом 20-25 страниц, оформляется в строгом соответствии со стандартом ФГБОУ ВО «БрГУ».
Структура работы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основные разделы работы;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Основная тематика: курсовая работа выполняется по варианту, выдаваемому преподавателем.
График контрольных мероприятий для заочной формы обучения
| Продолжи- тельность семестра | Курс 1, осенний семестр (установочная сессия), номер недели семестра | ||||||||||||||||
| Контрольные мероприятия | - | - | - | - | - | ВЗ | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| Продолжительность семестра | Курс 1, весенний семестр (экзаменационная сессия),номер недели семестра | |||||||||||||||||
| Контрольные мероприятия | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | КР | - | - | - | - |
Условные обозначения контрольных мероприятий:
ВЗ – выдача задания;
КР – защита курсовой работы.
| Оценка | Критерии оценки курсовой работы |
| отлично | Обучающийся демонстрирует полное понимание проблемы, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены. Содержание глубокое и всестороннее. Оформление отчета — на высоком уровне (соответствие требованиям, полнота представления информации, общий дизайн). Работа целостна, креативна. Использован творческий подход. |
| хорошо | Обучающийся демонстрирует значительное понимание проблемы, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками решения практических задач. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены. Оформление отчета — на достаточном уровне (соответствие требованиям, полнота представления информации, общий дизайн). В основном, работа ясная и целостная. |
| удовлетворительно | Обучающийся демонстрирует частичное понимание проблемы, имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Частично присутствует интеграция элементов в целое, но работа неоригинальна, и /или незакончена. Оформление отчета — на низком уровне (соответствие требованиям, полнота представления информации, общий дизайн). |
| неудовлетворительно | Обучающийся демонстрирует непонимание проблемы. Работа незакончена, фрагментарна и бессвязна и /или это плагиат. Не было попытки решить задачу. |