Одесский государственный медицинский университет
Кафедра инфекционных болезней с эпидемиологией
«Утверждено»
на методическом совещании кафедры
“___” ______________ в 200__ г.
Протокол ____
Зав. кафедрой ___________________ К.Л. Сервецкий
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А
для студентов
V курса медицинского факультета
Тема: ГРИПП
1.Актуальность темы:
В настоящее время грипп является самой распространенной инфекцией на земном шаре и регистрируется на всех континентах. Особенностью этой инфекции является невероятная скорость распространения – большое место охватывается заболеванием за 1,5-2 недели, большая страна – за 3-4 недели. Во время эпидемических вспышек болеет до 30-50% населения пораженного региона, что приводит к большим эпидемическим убыткам. Гриппом болеют в самые спокойные годы около 30 млн. человек. Сейчас грипп остается неконтролированной и мало контролируемой инфекцией. Показатель смертности неосложненного гриппа невысокий и составляет 0,01-0,2, но он резко увеличивается в случае возникновения гриппа у пожилых и ослабленных людей, особенно у тех, кто имеет хронические заболевания сердца, легких, у малолетних детей. Во время эпидемии гриппа всегда увеличивается летальность от сердечно-сосудистых, легочных заболеваний. Подсчитано, что неосложненный грипп и другие ОРВИ забирают у человека не меньше 1 года жизни.
Обнаруженные в последнее время новые свойства возбудителей гриппа – способность обмениваться генетической информацией с возбудителями гриппа животных, способность длительное время сохраняться в организме человека после выздоровления и даже, как думают, быть одним из возможных факторов развития у человека медленных инфекций – усиливают значимость этой проблемы и необходимость последующего изучения гриппа.
|
2.Учебные цели занятия (с указанием запланированного уровня усвоения):
.
2.1. Студент должен иметь представление (ознакомиться): a-1
· иметь представление: о месте гриппа в структуре инфекционных болезней, историю изучения, научный вклад заграничных и отечественных ученых в историю научных исследований этой отрасли.
· ознакомиться: со статистическими данными относительно распространенности гриппа, летальности, частоты осложнений в Украине и в мире на сегодняшний день.
2.2.Студент должен знать: а-2
· этиологию гриппа, факторы патогенности возбудителя;
· эпидемиологию гриппа;
· патогенез;
· клинические проявления гриппа;
· патогенез, срок возникновения и клинические проявления осложнений гриппа;
· диагностику гриппа;
· принципы лечения;
· принципы профилактики, категории лиц, которым вакцинация показана в первую очередь
· лечение гриппа, показания к назначению антибактериальных препаратов;
· показания к госпитализации больных гриппом.
Студент должен уметь: а-3
· придерживаться основных правил работы возле кровати больного гриппом;
· собрать анамнез болезни с оценкой эпидемиологических данных;
· обследовать больного и обнаружить основные симптомы и синдромы гриппа, обосновать клинический диагноз, определиться с необходимостью госпитализации в стационар;
· провести дифференциальную диагностику гриппа;
· на основе клинического обследования своевременно распознать возможные осложнения гриппа, безотлагательные состояния;
|
· оформить медицинскую документацию по факту установления предыдущего диагноза “грипп” (экстренное сообщение в районное эпидемиологическое отделение);
· составить план лабораторного и дополнительного обследования больного;
· интерпретировать результаты лабораторного обследования;
· составить индивидуальный план лечения с учетом синдромов болезни, наличия осложнений, тяжести состояния, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии; оказать неотложную помощь на догосптальном этапе;
· составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции;
· дать рекомендации относительно режима, диеты, обследования, присмотру в периоде реконвалесценции.
Творческий уровень (для наиболее способных студентов): а-4
· развивать творческие способности студентов в процессе проведения клинических исследований, анализа научных источников;
· вовлекать студентов в работу в студенческом научном кружке кафедры;
· предложить темы для УДРС и НИРС по наиболее актуальному вопросу, например: „Птичий грипп” и тому подобное.
3. Воспитательные цели (цели развития личности):
· Развить деонтологические представления в процессе изучения темы. Уметь придерживаться правил поведения возле кровати больного, принципов врачебной деонтологии. Овладеть умениям устанавливать психологический контакт с больным и его семьей.
· Развить ощущение ответственности за своевременность и профессиональный уровень действий врача.
|
4. Межпредметная интеграция:
Дисциплина | Знать | Уметь | |
Предыдущие дисциплины | |||
Анатомия | Строение ротоглотки, носа, гортани, трахеи, бронхов, легких, сердца, нервной системы | ||
Гистология | Строение слизистой оболочки носа, гортани, ротоглотки, трахеи | ||
Микробиология | Свойства вируса гриппа; методы специфической диагностики гриппа | Интерпретировать результаты специфических методов диагностики гриппа. | |
Физиология | Параметры физиологической нормы органов и систем человека; показатели лабораторного обследования в норме(общ. ан. крови, мочи, биохимия крови, параметры КОС, электролитов и тому подобное). | Оценить данные лабораторного обследования. | |
Патофизиология | Механизм нарушения функций органов и систем при патологических состояниях разного генеза. | Интерпретировать патологические изменения по результатам лабораторного обследования при нарушениях функции органов и систем разного генеза. | |
Паталогическая анатомия | Изменение строения слизистой оболочки ротоглотки, миндалин, носа, л/у, эпителия почечных канальцев, структуры центральной и периферической НС, миокарда. | Определять местные изменения | |
Фармакология | Группы препаратов, которые применяются для лечения заболевания, дозирование (разовое и суточное), их побочные эффекты, противопоказания и т.д. | Выписывать рецепты | |
Пропедевтика внутренних болезней | Методы и основные этапы клинического обследования больного. Симптомы и синдромы заболевания. | Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного, обнаружить патологические симптомы и синдромы. Анализировать полученные данные. | |
Неврология | Патогенез, клинические признаки токсичного отека мозга, арахноидита, синдрома Гиена –Барре, полиневритов, синдрома Рея | Провести клиническое обследование больного с поражением нервной системы. | |
Клиническая фармакология. | Фамакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты левомицетина, ципрофлоксацина, средств патогенетической терапии. | Назначить лечение в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей больного, выбрать оптимальный режим приема и дозу препарата, выписать рецепты. | |
Реанимация и интенсивная терапия | Неотложные состояния: · ИТШ · Отек мозга · Геморрагический отек легких · Острая дыхательная недостаточность · Острая сердечная недостаточность · Острая сосудистая недостаточность | Своевременно диагностировать и оказать неотложную помощь при неотложных состояниях: · ИТШ · Кишечное кровотечение · Перфорация кишечника · Инфекционно-токсичная энцефалопатия | |
Последующие дисциплины | |||
Семейная медицина | Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, возможные осложнения гриппа. Принципы профилактики и лечения. | Проводить дифференциальную диагностику болезней разного генеза с гриппом. Распознать грипп, его осложнение; интерпретировать данные лабораторного обследования. Своевременно определить необходимость госпитализации больного в инфекционный стационар. Заполнить экстренное сообщение. Оказать неотложную помощь в случае необходимости. | |
Внутрипредметная интеграция | |||
Инфекционные болезни. | Особенности инфекционных болезней. Принципы диагностики, лечения, профилактики инфекционных болезней. Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, лабораторную диагностику, возможные осложнение гриппа. Принципы профилактики и лечения. | Проводить дифференциальную диагностику гриппа с другими инфекционными болезнями: ГРЗ, брюшным тифом, менингококковым назофарингитом, лептоспирозом, вирусным гепатитом А, менингитом, сыпным тифом. Распознать грипп, его осложнение; интерпретировать данные лабораторного обследования. Назначить лечение. Оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе. | |
Содержание темы занятия.
6.План и организационная структура занятия:
Основные этапы занятия, их функции и содержание. | Учебные цели в уровнях усвоения | Методы контроля и учеба | Материалы методического обеспечения: контроля, инструкции | Время (хв) |
1. Подготовительный этап: 1. Организация занятия 2. Постановка учебных целей и мотивация 3. Контроль исходного уровня знаний Содержание - См. п.2.1; п.2.2 ”Учебные цели” | II | Собеседование. Индивидуальный опрос. Тестовый контроль. | См. п.1 ”Актуальность темы”; См. п.2 ”Учебные цели” Вопрос для индивидуального опроса. Тесты 2-го уровня. | 15 мин. |
2. Основной этап Формирование системы профессиональных умений и навыков. Содержание - См. п.2.2; п.2.3 ”Учебные цели” | III | Практический професиональный тренинг при решении разнообразных (типичных и нетипичных) клинических заданий. | Курация тематических больных. Истории болезни. Виписки из историй болезни. Архивные истории болезни Сиатуационные задачи 2,3-го уровня. | 60 мин. |
3. Заключительный этап 1. Контроль и коррекция уровня профессиональных навыков и умений 2. Подведение итогов занятия 3. Домашнее задание с перечнем тематической учебной литературы (основной, дополнительной) | III | Индивидуальный контроль практических навыков и профессиональных действий студентов. Анализ типичных ошибок. Тестовый контроль. | Тесты 3-го уровня Ситуационные задачи 3-го уровня. | 15 мин. |
7. Материалы методического обеспечения занятия: