Свойства систем.
Итак, состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.
Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами.
Характеристика — то, что отражает некоторое свойство системы.
Какие свойства систем известны.
Из определения «системы» следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. emerge — возникать, появляться).
1. Эмерджентность — степень несводимости свойств системы к свойствам элементов, из которых она состоит.
2. Эмерджентность — свойство систем, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы.
Эмерджентность — принцип противоположный редукционизму, который утверждает, что целое можно изучать, расчленив его на части и затем, определяя их свойства, определить свойства целого.
Свойству эмерджентности близко свойство целостности системы. Однако их нельзя отождествлять.
Целостность системы означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.
Целостность и эмерджентность — интегративные свойства системы.
Наличие интегративных свойств является одной из важнейших черт системы. Целостность проявляется в том, что система обладает собственной закономерностью функциональности, собственной целью.
|
Организованность — сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения). Непременной принадлежностью систем является их компоненты, именно те структурные образования, из которых состоит целое и без чего оно не возможно.
Функциональность — это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.
Структурность — это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними. Между функцией и структурой системы существует взаимосвязь, как между философскими категориями содержанием и формой. Изменение содержания (функций) влечет за собой изменение формы (структуры), но и наоборот.
Важным свойством системы является наличие поведения — действия, изменений, функционирования и т.д.
Считается, что это поведение системы связано со средой (окружающей), т.е. с другими системами с которыми она входит в контакт или вступает в определенные взаимоотношения.
Процесс целенаправленного изменения во времени состояния системы называется поведением. В отличие от управления, когда изменение состояния системы достигается за счет внешних воздействий, поведение реализуется исключительно самой системой, исходя из собственных целей.
Поведение каждой системы объясняется структурой систем низшего порядка, из которых состоит данная система, и наличием признаков равновесия (гомеостаза). В соответствии с признаком равновесия система имеет определенное состояние (состояния), которое являются для нее предпочтительным. Поэтому поведение систем описывается в терминах восстановления этих состояний, когда они нарушаются в результате изменения окружающей среды.
|
Еще одним свойством является свойство роста (развития). Развитие можно рассматривать как составляющую часть поведения (при этом важнейшим).
Одним из первичных, а, следовательно, основополагающих атрибутов системного подхода является недопустимость рассмотрения объекта вне его развития, под которым понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. В результате возникает новое качество или состояние объекта. Отождествление (может быть и не совсем строгое) терминов «развитие» и «движение» позволяет выразиться в таком смысле, что вне развития немыслимо существование материи, в данном случае — системы. Наивно представлять себе развитие, происходящее стихийно. В неоглядном множестве процессов, кажущихся на первый взгляд чем-то вроде броуновского (случайного, хаотичного) движения, при пристальном внимании и изучении вначале как бы проявляются контуры тенденций, а затем и довольно устойчивые закономерности. Эти закономерности по природе своей действуют объективно, т.е. не зависят от того, желаем ли мы их проявления или нет. Незнание законов и закономерностей развития — это блуждание в потемках.
Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра
Сенека
Поведение системы определяется характером реакции на внешние воздействия.
Фундаментальным свойством систем является устойчивость, т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы.
|
Простые системы имеют пассивные формы устойчивости: прочность, сбалансированность, регулируемость, гомеостаз. А для сложных определяющими являются активные формы: надежность, живучесть и адаптируемость.
Если перечисленные формы устойчивости простых систем (кроме прочности) касается их поведения, то определяющая форма устойчивости сложных систем носят в основном структурный характер.
Надежность — свойство сохранения структуры систем, несмотря на гибель отдельных ее элементов с помощью их замены или дублирования, а живучесть — как активное подавление вредных качеств. Таким образом, надежность является более пассивной формой, чем живучесть.
Адаптируемость — свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения, улучшения или приобретение новых качеств в условиях изменения внешней среды. Обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей.
Всякая реальная система существует в среде. Связь между ними бывает настолько тесной, что определять границу между ними становится сложно. Поэтому выделение системы из среды связано с той или иной степенью идеализации.
Можно выделить два аспекта взаимодействия:
- во многих случаях принимает характер обмена между системой и средой (веществом, энергией, информацией);
- среда обычно является источником неопределенности для систем.
Воздействие среды может быть пассивным либо активным (антогонистическим, целенаправленно противодействующее системе).
Поэтому в общем случае среду следует рассматривать не только безразличную, но и антогонистическую по отношению к исследуемой системе.
3.Пространственно-временная классификации экономических систем.
В отечественной и зарубежной литературе можно найти десятки различных подходов к классификации экономических систем. Каждый из них объективен, логичен и полезен. Однако их применимость, как правило, ограничивается решением одной задачи или круга взаимосвязанных задач.
Классификация всей совокупности экономических систем, которая бы расставляла их по своим местам и помогала исследователям надлежащим образом ориентироваться в предметной области экономики, до последнего времени отсутствовала. Только к концу 2008 г. научной школе чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера удалось восполнить этот пробел.
Таблица 4.1. Традиционные цели и критерии компьютерной информационной системы
Подцель | Критерий |
Цель — повышение эффективности управления Cl — максимальная полнота информации для обеспечения принимаемых решений С2 — представление результатной информации в кратчайшие сроки (желательно в реальном масштабе времени) СЗ — максимальная доброжелательность к пользователям (простота взаимодействия с системой) | KI — отношение объема информации в БД к объему информации на реальном объекте управления -> шах К2 — время обработки информации (время реакции на информационный запрос) -> min КЗ — время на формулировку запроса и использование полученной информации по назначению -> min |
Цель — эффективное использование ресурсов HC С4 — сокращение расходов на создание, эксплуатацию и развитие КИС С5 — извлечение максимума выходной информации из имеющихся исходных данных С6 — сокращение избыточности базы данных | К4 — затраты (капитальные и текущие) на создание и эксплуатацию КИС -> min К5 — отношение объемов выходной и входной информации -> max Кб — доля избыточной информации в общем объеме данных -> min |
В основу классификации по Клейнеру положен многомерный подход, позволяющий позиционировать каждую экономическую систему в пространстве и во времени (табл. 4.2). Как видно, в результате такого подхода получается четыре классификационные группировки: проекты, объекты, процессы и среды, — которые полностью покрывают все разнообразие экономических систем и образуют мощную теоретическую базу для их системного исследования. Коротко охарактеризуем каждый из классов.
Проектные системы ограничены во времени и пространстве и ассоциируются с разовыми мероприятиями, масштабными акциями, строительством и другой созидательной деятельностью. Их миссия заключается в инновационном преобразовании внешней среды и энергетической подпитке других систем. Проектные экономические системы стремятся к интенсивному использованию
занимаемого пространства и повышению его разнообразия. Классическими примерами проектных систем являются строительные объекты (строительство газопровода «Северный поток», обустройство детской площадки, ремонт и оборудование нового офиса); программы реформирования чего-либо (образования, взаимоотношений экономических субъектов, денежной системы); творческие и организационные мероприятия (съемка фильма, организация гала- концерта, проведение выборов), инновационная деятельность (разработка нового вида продукции/услуг, совместная научная экспедиция, реструктуризация организационного управления в компании) и т.д. и т.п.
Таблица 4.2. Базовая типология экономических систем
Местоположение в пространстве | Длительность функционирования | |
Ограниченная | Неограниченная | |
Ограничено | Проект | Объект |
Неограниченно | Процесс | Среда |
Объектные системы ограничены в пространстве, но не ограничены во времени. Следовательно, будучи образованной один раз, объектная система может существовать бесконечно долго, постоянно адаптируясь к изменению внешней среды. Миссия объектных систем заключается в объединении разнородных элементов в единое целое для целенаправленной экономической деятельности (выпуска продукции и/или оказания услуг) и поддержании этого объединения в актуальном состоянии в текущий момент и в обозримой перспективе.
К классу объектных экономических систем относятся все производственные и сервисные предприятия независимо от их отраслевой принадлежности и юридического статуса. Важно, что только этот класс экономических систем имеет под собой достаточно полную и надежную юридическую базу, обеспечивающую их легитимное учреждение, функционирование, развитие и ликвидацию.
Процессные системы не имеют пространственных ограничений, зато ограничены по времени функционирования. Их миссия заключается в гармонизации деятельности и состояния всех экономических систем. Процессные системы задают нужный тонус, подталкивающий экономические системы к развитию в определенном направлении. Например, инновационные процессы, инфляция, научно-технический прогресс, интеллектуализация производства и многие другие тенденции, наблюдаемые на определенных временных интервалах, являются яркими примерами процессных экономических систем.
Средовые системы не ограничены ни в пространстве, ни во времени. Их миссия заключается в создании условий для обмена ресурсами, продукцией, информацией и знаниями между различными экономическими субъектами. В качестве примеров средовых систем можно назвать Интернет, законодательство страны, все виды организованных рынков (фондового, трудовых ресурсов, ЖИЛЬЯ И Т.Д.), трансакционный бизнес (электронную среду поддержания жизнедеятельности ограниченного человеческого сообщества на основе карточных технологий), системы логистики и многое другое. Иными словами, средовую систему можно ассоциировать с некоторым экономическим полем, в рамках которого существуют условия для определенной созидательной деятельности.
Каждый из рассмотренных классов экономических систем имеет свой «генетический код», определяющий отношение его представителей к основным экономическим функциям — производству, распределению, обмену, потреблению — и всему воспроизводственному процессу. Так, ограниченные в пространстве системы (объекты и проекты) стремятся к интенсивному использованию доступных ресурсов. В воспроизводственном цикле они преимущественно поддерживают производственную, обменную и потребительскую функции (рис. 4.1). Не имеющие пространственных ограничений экономические системы (среды и процессы) развиваются экстенсивно, постепенно осваивая все новые и новые области пространства. В воспроизводственном цикле они поддерживают распределение, обмен и потребление.
Рис. 4.1. Взаимосвязь базовых классов экономических систем с основными функциями расширенного воспроизводства
Ограниченные во времени системы (проекты и процессы) отличаются высокой экономической активностью, т.е. готовностью повышать объемы производства и качество выпускаемой продук- ции/услуг. Не имеющие временных ограничений экономические системы (среды и объекты) экономически пассивны и готовы долго влачить свое жалкое существование.
Для гармоничного развития экономики необходимо, чтобы в ней поддерживался постоянный паритет экономических систем всех четырех классов. Нарушение пропорций порождают дисгармонию, которая может перерасти в кризис. Недостаточность объектных систем ведет к товарному дефициту, перебоям на потребительских рынках и неустойчивости экономики. Нехватка процессных систем ведет к замедлению темпов экономического развития. Дефицит проектных систем нарушает восприимчивость экономических субъектов к рыночным сигналам и достижениям научно- технического прогресса. А дисфункция средовых систем ведет к фрагментации экономики и разрыву хозяйственных связей.
Проявления дисгармонии в экономике могут быть следствием как слишком частых (реформаторство), так и слишком редких (застой) перемен или возникнуть как в результате излишнего разнообразия (неравенство), так и в результате сплошного однообразия (уравниловка) экономического пространства. Следовательно, для гармоничного развития принцип необходимого экономического разнообразия должен быть дополнен принципом необходимого экономического однообразия. Поиск золотой середины является одной из ключевых задач современного менеджмента.
4.3.
4. Эволюционно-интеллектуальная классификации экономических систем.
Дело в том, что в процессе эволюционного развития экономические системы постоянно росли, усложнялись и совершенствовались, пока не достигли того великолепного многообразия, которое мы имеем возможность наблюдать в настоящее время. Одновременно с усложнением внутреннего устройства экономических систем менялось их интеллектуальное наполнение, или уровень разумности системной организации.
По признаку интеллектуальности системной организации различают три класса систем:
• механистические;
• органические;
• мультиразумные. *
Поскольку эти классы еще точно вписываются в определенные
исторические этапы экономического развития, то такой подход к классификации экономических систем сочли возможным назвать эволюционно-интеллектуальным. Коротко остановимся на особенностях каждого класса.
Сущность механистических систем изящна и проста. Любое предприятие, организация или другой хозяйствующий субъект представляют собой неразумную систему, в которой нет собственной цели. Ее функциональное назначение определяет собственник, преследующий цель получения прибыли. В его понимании организация — это механизм, который должен работать в соответствии с установленными им правилами и ритмично продуцировать заданную продукцию. Следовательно, критерием эффективности функционирования организации-механизма является полезность ее отдачи.
Деятельность организации механистического типа преимущественно однообразна, проста и повторяющаяся. Труд в ней, коммуникативные каналы, рабочие правила и властные полномочия в высокой степени стандартизированы. Части неразумной механистической системы, как и сама система, не имеют права выбора. Ее иерархически выстроенная организационная структура очень жесткая и не допускает возможности самостоятельной перестройки. Механистическая организация может эффективно работать лишь в условиях стабильной внешней среды, не оказывая на нее значительного влияния.
Основные положения и принципы органической системы также не лишены изящества. Экономическая система представляется как живой организм с единым разумом, у которого имеется своя собственная цель: выжить в существующих условиях внешней среды. Как подсказывает здравый смысл, чтобы выжить, любой живой организм должен расти. Для этого он использует доступные ресурсы внешней среды, что позволяет ему достичь позитивного метаболизма. Если экстраполировать эти рассуждения на экономическую систему, то можно заключить, что мерой ее успеха является рост, а прибыль представляет собой лишь средство его достижения.
В сущности, красота органической модели заключается в том, что система имеет возможность выбора, а ее части, реагируя на события окружающей среды, снабжают орган управления необходимой информацией для его правильного осуществления. Считается, что неудовлетворительная работа любой нормальной системы с единым разумом является результатом недостатка информации или ее искажения в каналах связи. Следовательно, очевидным решением большинства проблем должно стать получение дополнительной информации или расширение возможностей коммуникативных каналов.
Лучше всего под основные характеристики систем органического типа подходит патерналистская культура, где верность, подчинение и преданность считаются основными ценностями. Эти ценности подкрепляются чувством принадлежности к группе, которая, в свою очередь, защищает и поддерживает своих членов.
Наиболее близки к классу систем с единым разумом японские компании. Развиваясь в рамках индустриального общества с сильной патерналистской культурой, они достигли значительных успехов. Ориентация на харизматических лидеров породила могущественные организации в демократической культуре западного сообщества (Форд, Майкрософт, Онасис и др.), а следствием традиционно молчаливого согласия с культурой отечественного авторитаризма стало формирование олигархических империй на постсоветском пространстве (ЛУКойл, Интеко, Северсталь и др.).
Мультиразумная система вырастает на базе органической, когда части и/или отдельные элементы органической системы приобретают возможность самостоятельно делать выбор. Единство экономической системы основано на одной или нескольких общих целях и приемлемых для всех ее участников способов их достижения. Но поскольку у каждого участника есть свое мнение по поводу обеспечения этого единства, для регулирования такой мультиразумной системы существенное значение приобретает согласие между ними.
Будучи целеустремленной, мультиразумная система является частью такого же целеустремленного, но более крупного общественного образования. В то же время ее собственные элементы суть целеустремленные индивиды. В результате появляется иерархия целеустремленных систем из трех отдельных уровней, причем уровни настолько тесно взаимосвязаны, что оптимальное решение невозможно обнаружить на каком-либо одном из них вне зависимости от двух других. Собственно, в совмещении интересов целеустремленных элементов друг с другом и с организационным целым заключается главная задача мультиразумной системы. Другими словами, назначение мультиразумной системы заключается в обслуживании интересов ее участников при одновременном удовлетворении требований внешней среды.
В настоящее время одновременно существуют и успешно взаимодействуют экономические системы всех трех перечисленных классов. Однако ситуацию в экономике все больше и больше определяют мультиразумные системы. Благодаря именно этому классу систем, доля которых постоянно увеличивается, современный этап развития цивилизации назвали интеллектуальной экономикой, или экономикой, основанной на знаниях.
Резюме
Рассмотренные пространственно-временная и эволюционноинтеллектуальная классификации экономических систем и их увязка с основными функциями расширенного воспроизводства наводят определенный порядок в предметной области экономики и составляют надежную теоретическую основу для дальнейшего развития методологии системного анализа экономических систем.
5. Понятие проблемы и ее компоненты.
Научное познание является высшей и наиболее развитой формой познавательного процесса. Оно имеет сложную структурную организацию как процесс.
К основным структурным компонентам познания относятся:
- гипотеза
- концепция
- теория
- закон
Эти компоненты выступают как узловые моменты построения и развития знания на теоретическом уровне научного познания. Вкратце охарактеризуем их.
Этапы научного познания:
1. Постановка научной проблемы. Проблема – это знание о незнании, это вопрос. Научная проблема – это осознание противоречий, возникающих между старой теорией и новыми научными фактами.
2. Гипотеза, вырабатываемая для решения проблемы. Гипотеза – это научное обоснованное предположение, исходящее из фактов. Цель гипотезы – решить научную проблему. Гипотеза – это вероятностное знание. Теория – достоверное знание.
3. Научная теория – система знаний, объясняющая определенную совокупность явлений, это доказанная (практически проверенная) теория.
Теория – это логически обоснованная, проверенная система знаний в определенном классе явлений о сущности и действий законов бытия данного класса.
Проблема – это форма теоретического знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но то, что нужно познать. Проблема выступает как процесс, включающий два этапа движения познания:
1. Постановка
2. Решение
Умение верно поставить проблему – это предпосылка ее успешного решения. Проблема – с греч. «трудность», «задача». Объективно возникающий в ходе развития познания – вопрос или комплекс вопросов. Постановка научной проблемы есть исходный пункт научного познания. Научная проблема – это не просто незнание, а «знание о незнании». Сама же постановка научной проблемы определяется потребностями общества. Первоначально очерчиваются варианты этого решения, которые выступают как гипотезы.
Гипотеза – с греч. «основа», «предположение» – это форма теоретического знания, содержащая предположение относительно исследуемой проблемы, но не пустое предположение, а предположение, сформулированное на основе ряда фактов. Гипотеза нуждается в доказательстве. Иначе говоря, гипотеза – это предположительное знание. Это попытка мышления проникнуть в сущность исследуемой проблемы и решить ее. Гипотеза становится достоверным знанием, когда ее содержание доказано на практике. При этом гипотезы бывают: эвристическая и научная. К научной гипотезе предъявляются следующие требования (к эвристической - нет):
1. Она должна объяснять круг исследуемых явлений
2. Гипотеза должна исследовать новые факты
3. Должна опираться на уже известные законы или хотя бы не противоречить им
4. Должна допустить принципиальную проверку своих основных положений, то есть быть принципиально проверяемой. В этом смысле гипотезы должны обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. При этом фальсифицируемость фиксирует предположительный характер научной гипотезы, а верифицируемость позволяет проверить научную гипотезу эмпирически. Гипотеза проверяется с соответствующими опытными фактами, в особенности экспериментом.
Гипотезы также бывают рабочими, частными и общими. Рабочие гипотезы – это предположения, выдвигаемые, как правило, на первых этапах исследования и служащие направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего исследования. Частные гипотезы - это обоснованные предположения о происхождении свойств единичных, частных фактов, конкретных событий и явлений. Общие гипотезы – это обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями. Гипотеза является плодотворной если может привести к новому знанию и новым методам познания, к объяснению широкого круга явлений.
Наиболее развитой формой научного познания является теория. Она дает целостное отображение закономерных связей определенной области действительности. Примером этой формы знания являются: классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем в лице синергетики и тд. Теория – это целостная система истинного знания. Она имеет сложную структуру, кроме того включает элементы заблуждения. При этом теория выполняет ряд функций.
Основные структурные элементы теории:
1. Исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы)
2. Идеализированный объект (теоретический объект) - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (к таковым относятся «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и тп)
3. Логика теорий (совокупность определенных правил и способов доказательств)
4. Философские установки, социокультурные и ценностные факторы
5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Теории опытных наук, по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений, можно разделить на два больших класса:
- феноменологические (описательные, эмпирические), направленные на то, чтобы описывать наблюдаемые в опыте свойства и величины предмета или процесса. Это теории не вникают глубоко во внутренний механизмы этих процессов. Однако с развитием научного познания феноменологического типа теории уступают место нефеноменологическим.
- нефеноменологические (объясняющие явления). Они не только отражают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов. Они помогают распознать необходимые связи, существенные отношения, то есть законы. На этом уровне выводятся абстрактные понятия.
Теории классифицируется по другому критерию, например, по критерию точности предсказания:
1. Теории, в которых предсказание имеет достоверный характер
2. Теории, в которых предсказание имеет вероятностный характер. Это обусловлено тем, что в этих теориях речь идет о совокупном действии большого числа случайных факторов. К таким теориям относятся стохастические теории.
Особенности теории:
1. Теория представляет собой целостную, органически развивающуюся систему
2. Знание в теории не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их
3. Теория имеет обоснование
4. Она стремится к объяснению широкого круга явлений
5. Содержательно имеет системную организацию идеализированных объектов
6. Она есть не только готовое знание, но и процесс его получения
Основные функции теории:
1. Синтетическая (так как объединяет отдельные достоверные знания)
2. Объяснительная (так как выявляет причинные и иные зависимости)
3. Методологическая (так как способствует формированию методов, способов и приемов исследовательской деятельности)
4. Предсказательная (так как способствует предвидению)
5. Практическая (так как может выступать в качестве руководства к практическому действию)
6. Основные модели экономических систем
Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.
Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и куль-туры, обогащения наиболее активной части населения.
Мало-обеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.
Шведская модель отличается сильной социальной на-правленностью, ориентированной на сокращение имущест-венного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.
Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели — сочетание относительно высоких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.
Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны.
Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.
Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко-мендательный характер. Планы представляют собой государ-ственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель-ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.
Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 — начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики — это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.
Условия для перехода к рыночной экономике сложились неблагоприятными для России. Среди них:
высокая степень огосударствления экономики;
почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;
длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;
искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была снижена;
неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Основные условия формирования рыночной экономики в России:
развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;
создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;
эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста;
эффективная система социальной защиты населения;
открытая, конкурентоспособная на мировом рынке эконо-мика.
7. Роль обратной связи в экономической системе.
Обратная связь представляет собой процесс информирования заинтересованных руководителей о соответствии фактических результатов деятельности ожидаемым или желаемым. Чем в большей степени руководитель ориентирован на достижение результата, а в этом и есть основная цель управленческого учета, тем в большей степени он нуждается в обратной связи через внутреннюю отчетность, информирующей его об эффективности деятельности центра ответственности. Ему нужно все время знать, насколько хорошо он работает.
Автор:
Bитaлий Фeдopoвич Пaлий, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, член Экспертного совета фонда НСФО.
Обратная связь представляет собой процесс информирования заинтересованных руководителей о соответствии фактических результатов деятельности ожидаемым или желаемым. Информация обратной связи, как правило, проходит через систему внутренней управленческой отчетности, которая является неотъемлемой частью более общей системы внутреннего контроля организации.
Значение обратной связи, а следовательно, внутренней управленческой отчетности, подтверждается следующими соображениями, почерпнутыми из практики.
· Чем в большей степени руководитель ориентирован на достижение результата, а в этом и есть основная цель управленческого учета, тем в большей степени он нуждается в обратной связи через внутреннюю отчетность, информирующей его об эффективности деятельности центра ответственности. Ему нужно все время знать, насколько хорошо он работает.
· Чем в большей степени руководитель ориентирован на достижение результатов, тем меньше времени он уделяет бумажной работе, изучению необработанных или слабо обработанных данных. Ему нужен минимальный объем данных, но эти данные должны быть систематизированы так, чтобы они содержали информацию, на основе которой он сможет принимать решения и осуществлять действия.
· Чем в большей степени руководитель пытается контролировать действия своих подчиненных, тем больше ему нужны согласование целей и планирование результатов их работы, так как информация обратной связи об их фактической деятельности представляет еще недостаточную информацию для контроля. Внутренняя управленческая отчетность должна отражать отклонения от ожидаемых результатов.
· Чем меньшим контролем обладает руководитель, тем меньше его уверенность в своих силах, тем большее беспокойство он ощущает, затрачивая несоразмерно большие усилия для достижения более полного контроля.
Бухгалтерам и экономистам, составляющим внутреннюю управленческую отчетность, об этом надо знать и понимать требования к ним управленческого персонала.
При отсутствии обратной связи, своевременной и имеющей смысл, возникает большая вероятность того, что работа управляющего выйдет из-под контроля, а его цели и планы утратят актуальность, останутся на бумаге.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Практический анализ и сегментация рынка