ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№ 4-5.
Цель: сформировать понятие морфологической нормы, сформировать навыки соблюдения норм в области существительных, прилагательных, глаголов, числительных.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие морфологической нормы.
2. Нормы в области существительного. Ошибки, связанные с употреблением рода существительных.
3. Склонение существительных.
4. Склонение имен и фамилий.
5. Нормы в области русского глагола. Избыточные и недостаточные глаголы.
6. Нормы в области прилагательного.
Домашнее задание:
1. Назовите формы падежа и числа имён существительных, вызывающих затруднения при определении морфологической нормы. Какие варианты форм допускаются и при таких условиях?
2. Назовите способы определения рода имён существительных иноязычного произношения.
3. Чем объяснить неустойчивость грамматического рода у многих аббревиатур?
4. Расскажите о трудностях употребления сложносокращённых слов типа диван-кровать, кафе-столовая и т.д. (используйте сведения о разграничении данных слов на составные и слитные сложные слова).
5. Каковы причины вариативности форм имён существительных?
6. Какие знаете словари правильности русской речи и трудностей русского языка? Расскажите о некоторых из них.
Задания:
Задание 1. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа.
Забор, стол, сад, бок, берег, глаз, рукав, поезд, год, крейсер, трактор.
Почему у одних слов в именительном падеже множественного числа окончание -ы, адругих - а? От чего это зависит? В древнерусском языке помимо единственного и множественного было еще двойственное число. Его употребляли, когда речь шла о двух предметах: стол (один), стола (два), столы (больше двух); бок (один), бока (два), бокы (больше двух). С XIII в. форма двойственного числа постепенно начинает разрушаться и со временем утрачивается. Но след остается. Подумайте, почему у слов бок, берег, глаз, рукав во множественном числе окончание - а? Потому что эти слова обозначают парные предметы. У таких слов прежде всего и сохранилось окончание двойственного числа, которое стало показателем множественного числа. Постепенно окончание -а распространилось и на другие слова, вытеснив у них окончание -ы. В настоящее время в официальной речи (например, в статьях, документах) норме соответствует окончание -ы (свитеры, джемперы), в разговорной речи, т.е. несколько сниженной, возможно сказать свитера, джемпера. Запомните это.
|
Задание 2. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа. Что вы можете сказать об особенностях их окончаний?
Инженер, бухгалтер, лифтер, кондитер, доцент, редактор, конструктор, кондуктор, шофер, ректор, лектор, инспектор, профессор.
Обобщите ваши наблюдения и изложите их письменно.
Задание 3. Образуйте мн. число от данных существительных. Поставьте ударение:
бухгалтер, герб, дно, инженер, шофёр, тренер, торт, катер, купол, ректор, профессор, порт, округ, фельдшер.
Задание 4. Поставьте имена существительные в Р.п. мн.числа.
Георгин, депо, кеды, макароны, носки, чулки, колени, свеча, грабли, простыня, гектар, апельсины, яблоко, ясли, блюдце, армянин, туркмен.
Задание 5. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа:
Лагерь, пропуск, орден, лист, учитель.
|
Помните, следует учитывать значение слова:
лагерь (спортивный, школьный) – лагеря, лагерь («общественно-политическая группировка») – лагери, пропуск («документ») – пропуска, пропуск («что-нибудь пропущенное») – пропуски, орден («знак отличия») – ордена, орден («сообщество, тайная община») – ордены, лист (бумаги) – листы, лист (дерева) – листья, учитель («педагог») – учителя, учитель («глава, автор учения») – учители.
Задание 4. Определите род имен существительных:
Аэрозоль, ваниль, вентиль, выхухоль, лебедь, мозоль, падеспань, пастель (“мягкие цветные карандаши”; “живопись этими карандашами”), персоль, провансаль (“соус”), псалтырь, стапель, толь, тюль, НОТ, ООН, МИД, ЗАГС, РОНО, МХАТ, ВУЗ.
Задание 5. Подберите подходящие по смыслу прилагательные или глаголы в форме прошедшего времени к таким существительным:
визави, пресс-атташе, маэстро, бамбино, хиппи, кенгуру, фламинго, шимпанзе, амплуа, пенальти, салями, статус-кво, авеню, рагу, шасси, Эри, Токио, Капри, РКО («реле контроля цепи отключения»), роно, ГУВД, МИД, УАТ («управление автомобильного транспорта»), штаб-квартира, митинг-встреча, ампер-секунда, роман-хроника, кресло-кровать, машина-снегоход
Задание 7. Сравните неотредактированный (а) и отредактированный (б) варианты. Какая разница между парами предложений? Можно ли считать грамотным такое исправление?
1. (а) Охота на боровую птицу разрешается в первые зимние месяцы.
(б) Охота на боровых птиц разрешается в первые зимние месяцы.
2. (а) Продажа костюма производится только за наличный расчет.
(б) Продажа костюмов производится только за наличный расчет.
|
3. (а) Выпускники получили свидетельство об окончании лицея.
(б) Выпускники получили свидетельства об окончании лицея.
4. (а) В обходе лесника были березы, сосны, елки, пихта и дикая боярка. Но было и королевское дерево: тянь-шанская ель.
(б) В обходе лесника были березы, сосны, елки, пихты и дикие боярки. Но были и королевские деревья: тянь-шанские ели
5. (а) Часть этих материалов была найдена и опубликована в начале нашего века. Но другая часть - и самая ценнейшая - исторические песни украинского народа, - казалось, пропала навсегда.
(б) Часть этих материалов была найдена и опубликована в начале нашего века. Но другая - и ценнейшая часть - исторические песни украинского народа,- казалось, пропала навсегда.
Задание 8. Образовать краткую форму прилагательного в м.р., ж,р., ср.р., мн.ч., расставляя ударение:
глуп, глупа, глупо, глупы; глух, груб, жалок, жив, молод;
бледны, близки, вредны, голодны, густы, дружны, пусты, тесны, холодны.
Задание 9. От данных прилагательных образуйте, где это возможно, все краткие формы (мужского, женского, среднего рода, ед.ч. и мн. числа). Поставьте ударение.
Быстрый, горький, спокойный, медленный, свойственный, мужественный, далёкий, молодой, синий, счастливый, злой, беспочвенный, голубой.
Задание 10. Образуйте простую и сложную степени сравнения, составьте несколько предложений, употребив образовательные формы: высокий, добрый, сильный, длинный, крупный.
Задание 11. Определите род данных несклоняемых заимствованных слов. Укажите правила распределения их по родам.
Авеню, алиби, атташе, Баку, Борнео, вето, визави, динго, иваси, кенгуру, кофе, леди, коммюнике, пианино, пони, протеже, регби, салями, "Таймс", такси, фрау, шимпанзе, эскимо, "Юманите".
Задание 12. От глаголов с приставками образовать формы м.р., ж.р., ср.р., мн.ч., проследить постановку ударения:
спать, взять, брать, звать, пить.
Задание 13. Образовать различные формы м.р., ж.р., ср.р., мн.ч. глаголов с приставками, расставить ударение:
донять, отбыть, придать, убыть, нанять;
дожил, допил, пролил, прожил, раздал, поднял.
Задание 14. Поставить глаголы в форму 1-го лица ед.ч.
Ехать, смутить, уступить, выучиться, поджариться, очутиться, изорваться, убедить, дерзить, завариться, преградить.
Задание 15. Оцените вариантные формы числительных. Укажите различия по смыслу и стилистической окраске этих форм. Отметьте ненормативные формы:
– трое незнакомых лиц – три незнакомых лица; трое колхозниц – три колхозницы;
– по пятистам рублям – по пятистам рублей – по пятьсот рублей;
– с тысячью книгами – с тысячью книг – с тысячей книг
Задание 16. Образуйте от глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида:
сосредоточить, обусловить, наморщить, условиться, уговорить, огорошить, заподозрить, обезболить, выпорхнуть, выкрошить, озаботить, застроить, уполномочить.
Задание 17. Правильно ли используются формы числительного и глагола?
1. Они слишком суживают это понятие.
2. На Олимпийских играх в Атланте именно наши стрелки вместе с фехтовальщиками и пловцами фактически спасали честь спорта России: ими было завоевано шесть медалей, из них три золотых.
3. А после начала войны симпатии немалого числа иранцев оказались на стороне Германии. Дело в том, что в конце августа 1941 года советские и английские войска с двух сторон вошли в Иран, чтобы покончить здесь с немецким влиянием, контролировать нефтепромыслы и обезопасить военные поставки Советскому Союзу. Но эта акция бесконечно унизила иранцев, особенно иранское офицерство.
4. Да, Госкомпечать не держит в руках образцы правления отраслью, чем сподвигает те или иные структуры к мыслям о возможном прорыве к государственной кормушке.
5. Режиссеру пришлось аукать в пелене тумана героя своих творческих видеоисканий.
6. Как ни старалась, никак не могу представить себе московский дворик.
7. Я стоял на остановке и не заметил быстро проехавшей иномарки. Ее колесо попало в лужу, и я со страхом осознал, что сейчас вся эта лужа будет на мне... Так и случилось.
8. Во всяком случае, после их постыдного поражения на Кубке Канады мы с большим правом сможем взять курс на молодежь.
9. Не преминули выдвинуться и русский национал-социалист Александр Баркашов, и Николай Лысенко. Обоих выдвигают группы избирателей, почему-то не желающие дать свои адреса.
10. Недостачу двести сорока пяти экземпляров научной литературы обнаружил магазин в прошлом месяце.
11. В наш век химического синтеза ученые давно вели поиск натуральных средств, способных одолеть гипертонию.
5.
ВОПРОСЫ:
1. Что понимается под терминами грамматические нормы?
2. Каковы правила склонения заимствованных слов?
3. Каковы нормы склонения имен числительных (количественных, собирательных)?
4. Каковы особенности употребления собирательных и дробных числительных с существительными?
5. Каковы правила сочетаемости главных членов предложения, если подлежащее выражено количественным сочетанием слов?
Задание 1. определите, какие из приведенных слов соответствуют НОРМЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕЧИ, А КАКИЕ — ПРОСТОРЕЧИЮ.
Лягу — ляжу, кладу — ложу, лихоражу — лихорадю, награжу — наградю, наплещу — наплескаю, налягу — наляжу; ляг — ляж, положи — поклади, мурлычь — мурлыкай, напои — напой; мозоль — мозоля, дуршлаг —: друшлаг, противень — протвень, оладья — оладий; туфля — туфель, задолжность — задолженность, междугородный — междугородний, мягонь-кий — мяконький, мурлычущий — мурлыкающий.
Задание 2. определите род существительных. напишите СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПОДБИРАЯ К КАЖДОМУ СЛОВУ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Боа, гороно, депо, Дели, довесок, иваси, какао, колибри, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, шампунь, кофе.
Задание 3. прочтите предложения, используя правильную ФОРМУ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН.
1. В детстве он охотно читал Жюл... Берн... 2. Театр поставил новую пьесу Жан...-Пол... Сартр... 3. Сказки Ганс... Христиан... Андерсен... любят дети всего мира. 4. Взгляды философов обратились к Август... Шлегел... 5. Это письмо было написано американской девочкой Самант... Смит... 6. Декларация была подписана Роберт... Смит... 7. Заседание состоялось на кафедре у профессора Гордейчук... 8. Эти книги прислали для студентки Таври люк... 9. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк... 10. На концерте прозвучали произведения Майбород... 11. Эти сказки написали братья Гримм... 12. Новое произведение Генрих... и Томас... Манн... было выпущено небольшим тиражом. 13. Франклин и Элеонора Рузвельт... посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клинтон... прибыли на отдых в Калифорнию. 15. Муж и жена Робсон... совершили путешествие на яхте около западного побережья.
Задание 4. От данных слов образуйте формы именительного ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА. СОСТАВЬТЕ С НИМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.
Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корректор, лектор, трактор, прожектор, торт, цех.
образуйте форму именительного падежа множественного ЧИСЛА ОТ ДАННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Корпус... (здания, войсковые соединения) — корпус... (туловища); образ... (иконы) — образ... (художественно-литературные); орден... (знаки отличия) — орден... (рыцарские и монашеские общества); повод... (поводья) —повод... (побуждения).
Задание 5. объясните значения следующих слов. Пояса — поясы; пропуска — пропуски; тока — токи; тона — тоны; учителя — учители; меха — мехи.
Задание 6. От приведенных ниже слов образуйте родительный ПАДЕЖ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли.
Задание 7. вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранное ВАМИ ОКОНЧАНИЕ.
1. Рядом с торговым центром открыт... кафе-столовая. 2. Плетён... кресло-качалка стоял... на террасе. 3. Театр-студия О. Табакова воспитал... немало талантливых актеров. 4. С приходом нового директора музей-квартира А. Ахматовой пополнил... новыми экспонатами. 5. Книга-справочник для автолюбителей издан... и поступил... в продажу. 6. Архитектор Серова рассказал... корреспондентам о проекте нового жилого комплекса на окраине столицы. 7. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был... отмечен... наградами правительства. 8. Все, даже мама, был... сегодня против него. 9. «Фигаро» (журнал) опубликовал... новые сведения о похищении французского бизнесмена. 10. На экзамен пришл... всего 7 человек. 11. Большинство голосовал... за предложенный бюджет.
Задание 8. составьте предложения с опорой на следующие ПАРЫСЛОВОСОЧЕТАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЯ ПРЕДЛОГИ БЛАГОДАРЯ, ИЗ-ЗА, ПО
причине, вследствие, в связи с....
Срыв доставок — расторжение договора; непредвиденные обстоятельства — задержка отправки товара; эффективная работа отдела рекламы — повышение спроса на выпускаемую продукции?; плохой урожай — повышение цен на зерно; внедрение новой технологии — повышение качества продукции; потеря рабочего времени — низкая производительность труда; ремонт оборудования — остановка цеха.
Заданий 9. составьте словосочетания числительных оба,ОБЕ СО СЛЕДУЮЩИМИ СЛОВАМИ В ФОРМАХ ИМЕНИТЕЛЬНОГО И ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖЕЙ-
Образец: Оба сына; обоим сыновьям.
Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись, докладная записка, заявление, предложение, лицо.
Заданий 10. прочтите вслух предложения, правильно образуя падежные
ОКОНЧАНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И СОГЛАСУЮЩИХСЯ С НИМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
1. В диссертации имеется приложение с 65 схем... 2. В библиотеке не хватает 9 книг. 3. В новом поселке в 500 дом... работают печи на природном газе. 4. В Антарктиду доставили самолетом 24 полярник... 5. Техникум выпустил 52 молод... специалист…
Задание 11. обратите внимание на употребление собирательНЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, СЧЕТНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте/, 1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 4. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 5. Грамоту вручили А. Ф. Осиповой: ей исполняется восемь десятков. 6. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 7. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 8. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 9. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги.
Задание 12. прочтите предложения, обратите внимание на ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 (сантиметр). 5. Из 596 вычесть 387. 6. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. К 1778 прибавить 852. 9. От 17464 отнять 11090. 10. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 11. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.
Задание 13. вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранную форму.
1. На съезде присутствовал... 117 делегатов, причем большинство их был... представителями отдельных районов. 2. Некоторая часть наших работников еще нужда...тся в подготовке. 3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был... готов... к новым играм. 4. Большинство предметов, лежавших на столе, был... покрыт... пылью. 5. Большинство игроков команды борол...сь за победу самоотверженно. 6. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был... наш профорг группы. 7. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил... всех. 8. На пересечении двух улиц открыл... автомат-закусочная. 9. Кресло-кровать стоял... в дальнем углу комнаты. 10. На областной выставке особым успехом пользовал... вагон-весы отечественного производства. 11. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал... новый типовой проект. 12. Печать, в том числе областные, городские и районные газеты, долж... сыграть важную роль в развитии производства.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА:
Определите род аббревиатур-акронимов:
А. БТИ, АЭС, ЛЭП, ЭВЦ, НИИ, ГУ, ПАЗ, ЭАТС;
Б. В.- С.- В. (восток - северо-восток); ДАР (дальний арктический разведчик); ДВП (древесноволокнистая плита); ДДА (двухконсольный дождевальный аппарат); ДДИ (дальномер двойного изображения); ЗИФ (завод им. Фрунзе); ЛЭС (лингвистический энциклопедический словарь); ОВО (особый военный округ); РАН (Российская Академия наук), РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований)
(Из "Нового словаря сокращений русского языка
/ Под ред. Е. Г. Коваленко. – М., 1995")
Определите род сложносокращенных слов – наименований организаций, расположенных в Краснодарском крае:
КГУКИ (Краснодарский государственный университет культуры и искусств), К-95 (Клуб по интересам), РМЗ (Ремонтно-механический завод), УЭС (Управление электросетей), МОУ (Муниципальное управление образования), ЦРТ (Центр развития творчества), горпо (городское почтовое отделение), Абинскагропромтранс (Абинский агропромышленный транспорт), Абинское ПМК (передвижная механизированная автоколонна), ГУВД КК (Государственное управление внутренних дел Краснодарского края), ЗАО (закрытое акционерное общество), Кубаньживсоюз (Общество животноводов-любителей), ДЮК (Детско-юношеский клуб).