Тема: «Понятие и система права».




Практическое занятие по правоведению №1.

1. Понятие права. Разные формы его проявления.

2. Право в современном мире. Основные правовые системы современности. Особенности российскойправовой системы.

3. Происхождение и сущность права.

4. Задачи права.

5. Функции права.

6. Система (структура) права.

7. Норма права. Ее структура.

8. Отрасль, подотрасль, институт права.

9. Отрасли российского права.

10. Источники российского права.

11. Формы реализации права. Особенности применения права.

12. Правонарушение: понятие и виды.

13. Юридическая ответственность.

14. Законность и правопорядок в жизни современного общества.

Задания.

1.Выписать определение нормы права.

2. Определение правонарушения и его виды.

3. Понятие юридической ответственности.

4. Написать эссе на тему «Законность и правопорядок в жизни современного российского общества».

 

 

Основная литература:

1. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Правоведение. – М: Идательский центр «Академия», 2004. С. 4-20.

2. Правоведение / Под ред. Профессора М.Б.Смоленского. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. С.20-61.

Или другие учебные пособия.

 

Практическое занятие №2.

Тема: «Государство в контексте теории права».

Вопросы:

1.Понятие о государстве. Его признаки и сущность.

2. Функции государства.

3. Теории происхождения государства.

4. Формы государства.

5.Виды политических режимов.

6.Формы государства и их соотношение с правовыми системами.

7.Гражданское общество и правовое государство.

Задание

Выписать в тетради из словарей или учебных пособий определения государства, гражданского общества и правового государства.

 

Основная литература:

1. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Правоведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.21-39.

2. Правоведение/ Под ред. проф. М.Б.Смоленского. – Ростов н/Д: Феникс, С.5-20.

3. Радько Т.Н. теория государства и права в схемах и определения. – М.: проспект, 2014. С.6-20.

Или другие учебные пособия по выбору.

Практическое занятие №3.

Тема: «Основы конституционного права».

Вопросы:

1.Понятие конституционного права.

2.Основы конституционного строя РФ.

3.Права и свободы человека и гражданина.

4.Российский федерализм: понятие, признаки, специфические черты.

5.Полномочия Президента Российской Федерации.

6.Федеральное собрание Российской Федерации.

7. Правительство Российской Федерации.

8. Судебная власть в России.

9.Местное самоуправление.

10.Избирательное право и избирательный процесс в России.

Практическое задание

1.Ответить письменно на вопросы:

- Каким способом можно получить гражданство РФ и в какие органы он должен обратиться для получения российского гражданства?

- Кто из граждан не может принимать участие в выборах?

2. Написать эссе на одну из тем: «Особенности выборов в России» или «Почему я не хожу (хожу) на выборы?»

Основная литература

1. Конституция РФ (1993 г.)

2. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Правоведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.40-72.

3. Правоведение/ Под ред. проф. М.Б.Смоленского. – Ростов н/Д: Феникс, С.92-135.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М.,1998.

 

Или другие учебные пособия по выбору.

Практическое занятие №4.

Тема: «Основы гражданского права».

Вопросы:

1. Понятие и предмет гражданского права.

2. Метод и принципы гражданского права.

3.Система гражданского права.

4. Источники гражданского права.Гражданский кодекс как основной источник гражданского права.

5.Субъекты гражданского права. Физические лица. Правоспособность и дееспособность граждан.

6.Субъекты гражданского права.Юридические лица.

7. Объекты гражданского права.

8. Понятие, признаки и виды сделок.

9. Право собственности: понятие, формы,виды.

10.Понятие и виды обязательств.

11.Гражданско-правовой договор и его виды.

12.Наследственное право.

Практическое задание

Напишите работу на тему: «Как правильно вступить в наследство?»

Основная литература

1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2013.

2. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Правоведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.73 - 104.

3. Правоведение/ Под ред. проф. М.Б.Смоленского. – Ростов н/Д: Феникс, С.158 - 202.

4. Гражданское право. В 2-х томах. Под ред. Суханова Е.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВолтерсКлувер, 2004-2005.

 

Или другие учебные пособия по выбору.

 

Практическое занятие №5.

Тема: «Основы административного права».

Вопросы:

1. Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера действия норм административного права

2. Понятие и предмет административного права.

3. Метод административного права.

4. Система административного права.

5. Источники административного права.

6. Административно-правовые нормы и их особенности.

7. Административно-правовые отношения и их особенности.

8. Субъекты административного права.

9. Административное принуждение.

10. Административное правонарушение и ответственность.

 

Практические задания

 

1.Написать практическую работу на тему: «Какое отражение борьба с коррупцией нашла в Кодексе РФ об административных правонарушениях?»

 

2. Решить с помощью Кодекса РФ об административных правонарушениях следующие задачи:

Задача 1

 

Не имея лицензии на охоту, гражданин Петров застрелил в лесу лося, за что был задержан охотинспектором. К какой ответственности может быть привлечен гражданин Петров? Подлежит ли изъятию мясо и шкуры убитого лося? Подлежит ли изъятию ружье?

Задача 2

В администрацию города Кирово-Чепецка обратились Иванов и Кабаков с заявлением о регистрации ООО «Кактус». К заявлению прилагались все необходимые документы. В уставе говорилось, что ООО «Кактус» создается с целью разработки фильтров для предприятий химической промышленности, выпускающих минеральные удобрения, был указан юридический адрес ООО: г. Обухов Кирово-Чепецкого района, ул. Петрова, 10/2. В регистрации им отказали, при этом направили пройти регистрацию по юридическому адресу ООО. Где должно быть зарегистрировано ООО «Кактус»? Может ли оно быть зарегистрировано в г. Кирово-Чепецке? Дайте юридически обоснованный ответ на поставленные вопросы.

 

Задача 3

Учащийся Соколов, 15 лет, торопясь в кино, перебегал дорогу перед близко идущим транспортом, хотя рядом был пешеходный переход. Водитель грузовика Зотов во избежание наезда на подростка резко повернул, выехав на встречную полосу, и столкнулся с автомобилем «Ауди» Сидорова. В результате пассажир «Ауди» Петров получил травму головы, повреждены были обе машины. Дайте правовую характеристику действий участников ДТП. Кто и какую меру административной ответственности должен понести в данной ситуации?

 

 

Основная литература

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М., 2014.

5. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Правоведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 105 - 120.

6. Правоведение/ Под ред. проф. М.Б.Смоленского. – Ростов н/Д: Феникс, С. 146 -157.

7. Бахрах Д.Н. Административное право России.- М., 2000//https://www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/

Или другие учебные пособия по выбору.

 

 

Практическое занятие № 6.

Тема: «Основы трудового права».

Вопросы:

11. Понятие, предмет и метод трудового права.

12. Основные принципы трудового права.

13. Источники трудового права.

14. Правоотношения сферы трудового права. Их специфика.

15. Социальное партнерство в сфере труда.

16. Трудовой договор.

17. Рабочее время и время отдыха.

18. Оплата труда.

19. Дисциплина труда.

20. Охрана труда.

21. Трудовые споры и порядок их разрешения.

 

Практические задания

 

1. Решить с помощью Трудового кодекса РФ следующие задачи:

 

Задача №1.

Монтер Мечников 5 мая обратился в театр «Колумб» с просьбой о приеме на работу. Завхоз театра, не уведомляя отдел кадров, разрешил ему выйти на работу в тот же день. В приказе по заводу от 12 мая говорилось о зачислении Мечникова на должность монтера с 13 мая. Бухгалтерия отказала монтеру в выплате заработной платы за время с 5 мая, ссылаясь на приказ. Оцените действия сторон трудового спора.

 

Задача №2.

 

В связи с производственной необходимостью завода директор фирмы предложил всем работникам выйти на работу в субботу (выходной день), за что обещал полагающийся им отгул присоединить к ежемесячному отпуску. Ряд работников согласились с предложением директора, но многие заявили, что они хотят, чтобы работа в субботу была компенсирована двойной оплатой. Законны ли действия директора завода и правомерно ли требование работников? В каких случаях и на основании чего возможно привлечение работников к работе в выходной день и как оно компенсируется?

 

Задача №3.

 

17 августа Бухгалтер Берлага обратился к директору конторы «Геркулес» с заявлением об увольнении его по собственному желанию. В своем заявлении он указал лишь основание увольнения, поставил подпись и дату составления заявления. Директор принял решение уволить Берлагу через два дня и дал письменное указание оформить увольнение отделу кадров. После выхода 19 августа приказа об увольнении по собственному желанию, получения трудовой книжки и полного расчета Берлага обратился в суд с иском о восстановлении его на работе до 31 августа, так как считал, что при его увольнении по собственному желанию работодатель нарушил требования Трудового кодекса РФ. Оцените правомерность действий директора. Подлежит ли Берлага восстановлению на работе?

 

 

Основная литература

8. Трудовой кодекс РФ. – М., 2014.

9. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Правоведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.171-200.

10. Правоведение/ Под ред. проф. М.Б.Смоленского. – Ростов н/Д: Феникс, С. 232 - 255.

11. Трудовое право России: Учебник / Под ред. СП. Маврина, Е.Б. Хохлова. М.: Юристь, 2002.

 

Или другие учебные пособия по выбору.

 

Практическое занятие №7.

Тема: «Основы семейного права».

Вопросы:

1.Понятие, предмет и метод семейного права.

2.Принципы семейного права.

3.Семейные правоотношения. Их классификация.

4.Понятие о браке. Его заключение и прекращение.

5.Права и обязанности супругов.

6.Права и обязанности родителей и детей.

7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Практическое задание

На основе Семейного кодекса РФ решите задачи 1-3.

Задача 1

Не состоящие в зарегистрированном браке Кузнецова и Мусин в совместном заявлении в орган ЗАГСа просили зарегистрировать факт рождения их сына Виталия и записать Мусина его отцом. Заведующий органаЗАГСа оказался в затруднительном положении, так как каждый из родителей просил присвоить ребенку свою фамилию и попытки добиться решения спора по взаимному согласию не имели успеха. Какую фамилию в данной ситуации будет носить ребенок? Какой орган может решить спор по данному вопросу?

Задача 2

Смирнова и Яковлев живут два года в гражданском браке. Могут ли они заключить брачный договор, и каковы будут его последствия?

Задача 9.

Семья Фоминых, имеющая детей в возрасте 7 и 15 лет, оформила документы для выезда на постоянное место жительства в США. Пятнадцатилетняя дочь Фоминых отказалась уезжать из России. Как будет решаться вопрос о выезде из страны семьи Фоминых?

 

Основная литература

12. Семейный кодекс РФ. – М., 2014.

13. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Правоведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.201-216.

14. Правоведение/ Под ред. проф. М.Б.Смоленского. – Ростов н/Д: Феникс, С. 212 - 231.

 

Или другие учебные пособия по выбору.

 

Практическое занятие №8.

Тема: «Основы образовательного права».

Вопросы:

1.Понятие, предмет и метод образовательного права.

2.Система образовательного права.

3.Источники образовательного права.

4.Система образования. Ее основные элементы.

5.Правовые основы управления системой образования.

6.Правовые отношения в сфере образования. Их характеристика.

7. Правовой статус образовательной организации.

8. Правовой статус обучающихся.

9. Правовое положение работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

 

Практическое задание

Напишите эссе на тему: «НСОТ: за и против».

 

Основная литература

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. От 29 декабря 2012 г. – М., 2014.

16. Образовательное право: учебное пособие для бакалавров / Под общ.ред. Д.А.Аксеновой. М.: Книгодел, 2016.

17. Образовательное право России: учебник для вузов. /В.И.Шкатулла. М.: Юстицинформ, 2015.

Или другие учебные пособия по выбору.

 

Практическое занятие №9.

Тема: «Основы экологического права».

Вопросы:

1.Понятие и предмет экологического права.

2.Методы экологического права.

3.Система экологического права.

4.Принципы экологического права.

5.Источники экологического права.

6.Экологические правоотношения. Их субъекты и объекты.

5.Право собственности на природные ресурсы. Правовые формы использования природных ресурсов.

6.Экономические механизмы охраны окружающей среды.

7. Экологический контроль и экологическая экспертиза.

8. Экологическое правонарушение и ответственность за его совершение.

9.Охрана объектов животного мира. Красная книга.

10.Понятие и виды природных объектов, находящихся под особой охраной.

11.Ответственность за нарушение режима особо охраняемых территорий. Экологические преступления.

Практическое задание

Выписать в тетради и кратко охарактеризовать по 2-3 вида рыб, птиц и животных, внесенных в Красную книгу Вологодской области.

 

Основная литература

18. Лапина М.А.Экологическое право. Курс лекций. - 2008.//https://lawcanal.ru/html.acti.uchebniki.actii.ekologicheskoepravo.html

19. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Правоведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.291-305.

20. Голиченков А.К.Экологическое право России: словарь юридических терминов. - 2008. //https://lawcanal.ru/html.acti.uchebniki.actii.ekologicheskoepravo.html

21. БринчукМ.М.Экологическое право. - Учебник - 2009 г. // https://lawcanal.ru/html.acti.uchebniki.actii.ekologicheskoepravo.html

 

Или другие учебные пособия по выбору.

 

Практическое занятие №10.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: