Основные тенденции в развитии синтаксического строя русского языка




Девятнадцатое февраля

Домашняя работа

Практическое занятие № 35

Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития

Учебная цель: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты.

Учебные задачи:

1. Совершенствование умений извлекать необходимую информацию по изученной теме из таблиц, схем, текстов.

2. Обогащение активного и пассивного словарного запаса.

3. Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий.

4. Освоение основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.

Задания для практического занятия

Задание 1. Внимательно изучите схему о синтаксическом уровне современной системы русского языка, научный текст и ответьте на вопросы (два вопроса по выбору – письменно, остальные – устно (самоконтроль).

Элементы и единицы Предмет изучения Разделы курса
Слово как строительный элемент словосочетания и предложения синтаксис
Свободное словосочетание строение, грамматические свойства и типы синтаксис
Простое предложение строение, грамматические свойства и типы синтаксис
Сложное предложение строение, грамматические свойства и типы синтаксис
Сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое) строение, грамматические свойства и типы синтаксис сложного целого (синтаксис связной речи)
Текст как сложная речевая единица в совокупности различных сторон и свойств лингвистика текста грамматика текста синтаксис текста семантика текста

Основные тенденции в развитии синтаксического строя русского языка

О связи изменений синтаксического строя современного русского литературного языка и изменений пунктуации писал также Ю.В.Ванников. Ю.В. Ванников указывал на несовпадение темпов изменений в области синтаксиса и темпов изменения пунктуации, отмечая, что "условности пунктуации меняются значительно быстрее, чем синтаксическая структура предложений. Поэтому в переизданиях классических текстов мы часто встречаемся со своеобразными пунктуационными (не синтаксическими!) архаизмами". Эта мысль исследователя позволяет сделать два вывода: 1) тексты писателей ХIХ - начала ХХ веков зачастую отличаются от текстов художественной прозы современных авторов не столько строением синтаксических структур, сколько их пунктуационным оформлением (в связи с чем уместно сопоставление особенностей использования пунктуационных средств при оформлении аналогичных синтаксических конструкций); 2) необходимость возникновения экспрессивных пунктуационных приемов диктуется, в частности, различной скоростью изменений в области синтаксиса и в области пунктуации.

Таким образом, действие тенденции к анализу синтаксического строя современного русского литературного языка, формирование актуализирующего типа художественной прозы, а также неодинаковая скорость протекания изменений синтаксических структур с одной стороны и изменений в области пунктуации - с другой, - все это приводит к формированию круга явлений экспрессивной пунктуации.

Вопросы для обсуждения:

1) Дайте определение термина «синтаксис».

2) Перечислите фундаментальные понятия синтаксиса.

3) Перечислите основные единицы синтаксиса.

4) Назовите единицы, принадлежащие другим областям языка и участвующие в образовании синтаксических единиц.

5) Дайте определение словосочетания. Охарактеризуйте его существенные признаки.

6) Дайте определение предложения. Охарактеризуйте его существенные признаки.

7) В чем состоит отличие предложения от словосочетания?

8) Назовите виды предложений.

9) Какое предложение называется простым, а какое – сложным?

10) Назовите основные виды (типы) синтаксической связи.

11) Какова языковая функция словосочетаний и предложений?

12) Дайте определение понятий «синтаксическая связь», «синтаксические отношения».

13) Перечислите виды синтаксических отношений в словосочетаниях.

14) Каковы основные тенденции в развитии синтаксического строя русского языка?

Задание 2. Прочитайте текст. Выполните задания к тексту (письменно).

1.Нет (ни)чего приятнее для путника в жаркий июльский полдень как погрузить разгорячё….ое лицо в прохладную струю шаловливой деревенской реч…нки или напит….ся студё…ой воды из ключа бьющего в (не)глубоком ущелье.

2.Поднялись вы давно ещё на ра…вете побродили в березн…ке ельнике и в гуще осиновых рощ(?) на ходу старательно высматривая разные цветы, ягоды, грибные шляпки и заполняя ими объёмистую свою корзину. 3.Вскоре корзина ваша (до)верху наполняется добычей всем что вам попадалось по дороге. 4.Вы (не)терпеливо шагаете узкой меж…й вдоль овсяного поля с единстве…ым желанием поскорее добраться до спасительной реки.

5.Вот она блещ…т (в)дали серебря….ой полосой и манит своей прохладой. 6.Какое блаженство искупаться! думаете вы. Полжизни готов отдать за речную свежесть.

7.Вокруг бе…предельная сушь. 8.Всё дыш…т раскалё…ым зноем. 9.Полуде…ое солнце готовое кажется поразить вас каждым своим луч…м бе …жалостно печ..т темя. 10.На небе ни облачка. 11.Ясное и спокойное оно равнодушно отражает (не)стерпимо знойные солнечные лучи.

12.(Ни)где н… одного звука н… единого живого существа. 13.(Не)слышно кузнечиков (не)видно зарянок гостий здешних мест. 14.Лишь изредк… где(то) в отдалении… за едва заметной глазу пр…дорожной полосой кустов на мгновение нарушая воцарившееся безмолвие протянет овсянка одну из своих грустных песен и снов… тишь.

15.Корзина оттягивает плечо. 16.Путь кажется бе…конечным. 17.Ещё осталось пересечь одно только пас…бище с лениво пасущимися на нем коровами и овцами, и цель достигнута. 18.Бе…шумно струится в низких берегах реки кристальная влага бе…звучно пр…глашающая усталого путника освежить истомлё…ое зноем тело в прохладной глубине. 19.Разве тут сдержиш…ся! 20.Пряч…те куда-нибудь корзину кин…те в траву платье и прямо с берега брос…тесь вниз в прозрачную глубь!

21.Как бич хлестнёт жгучая струя и через мгновение поплывёте вы размашистыми сажёнками к песча…ой отмели где любо будет вам повалят…ся на горячем песке.

Задания к тексту

1. Определить тип и стиль речи, определить основную мысль текста.

2. Выписать по 3 примера словосочетаний (согласование, управление, примыкание).

3. Из предложений 15-21 выпишите грамматические основы.

4. Указать номера СПП и виды придаточных.

5. Выписать номера предложений с обособленными конструкциями, указать их вид.

6. В предложениях 10-16 найдите обособленное приложение.

7. Объяснить орфограммы и пунктограммы в тексте.

8. Произведите синтаксический разбор предложения № 21.

Задание 3. (выполняется устно) (самоконтроль). Познакомьтесь с высказыванием Д.С. Лихачева о языке. Почему он называет язык самой большой ценностью народа? Какие ещё доказательства этого вы бы привели? О какой функции языка говоритД.С.Лихачев?

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком – то отношении, но мысли наши все формируются языком.

В целом следует помнить: нет мысли вне ее выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: