Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.




Пояснительная записка.

 

Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе:

· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

· Программа «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, 2011 г;

· Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

· Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

· инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

 

Общая характеристика курса.

 

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

 

осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

 

знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

 

овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

 

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания занятий.

 

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

 

развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

 

формирование представлений о языке как универсальной ценности;

 

изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

 

развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

 

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

 

развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

 

включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю (35 часов в год).

Содержание программы

 

№ п/п  
Тема раздела

 

 
Кол-во часов

 

 
Универсальные учебные действия

 

1.  
Мир полон звуков.

 

 
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке;
ü наблюдать за функцией и ударением в слове;
ü контролировать правильность постановки ударения в словах; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);
ü находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

 

 

 

2.
Азбука, прошедшая сквозь века.

 

 
сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической

 

3.
Всему название дано.

 

 
формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

 

4.
Как делаются слова.

 

 
моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями; анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.  

 

5.
Секреты правильной речи.

 

 
наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.  

 

Планируемые результаты изучения курса.

В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного

пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Личностные результаты:

 

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 

Метапредметные результаты:

 

Регулятивные УУД:

 

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

 

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 

 учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Познавательные УУД:

 

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

Коммуникативные УУД:

 

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 

выразительно читать и пересказывать текст;

 

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Минск: Народная асвета, 1971

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004

Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007

Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.


Календарно – тематическое планирование

№ п/п Название раздела Тема занятия Дата занятия
по плану фактически
  Мир полон звуков Звуки вокруг нас.    
    Фабрика речи.    
    Бессмыслица + бессмыслица = смысл.    
    Полоса препятствий.    
    Рисуем звуками.    
    Трудности словесного ударения.    
  Азбука, прошедшая сквозь века. Буквы старые и новые.    
    Так считали наши предки.    
    Страницы древних книг.    
    Живая и весёлая буква алфавита.    
    Загадки русской графики.    
  Всему название дано. Рождение языка.    
    Сколько слов в языке?    
    Имена, имена, имена…    
    Увлекательные истории о самых простых вещах.    
    Словари – сокровищница языка.    
  Как делаются слова. «Дальние родственники»    
    Слова «готовые» и «сделанные».    
    Есть «родители» у слов?    
    Внимание, корень!    
    Такие разные суффиксы.    
    Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?    
    Что нам стоит слово построить?    
  Секреты правильной речи. Словарное богатство русского языка.    
    Вместе и врозь.    
    Выбираем точное слово.    
    Одно или много?    
    Когда у слов много общего?    
    Когда значения спорят?    
    Слова одинаковые, но разные.    
    «Местные жители» и «иностранцы»    
    «Местные жители» и «иностранцы»    
    Как рождаются фразеологизмы?    
    Выбор фразеологизма в речи.    
    Выбор фразеологизма в речи.    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: