ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г.МОСКВЫГИМНАЗИЯ № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника

(ГБОУ гимназия № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника)

 

Принят Утверждаю

на заседании Директор гимназии

Педагогического совета _________ Е.Н. Боброва

«03»09.2014г. «03»09.2014г.

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Удивительный мир слов»

 

Учителя:

Соколова И.В.

Моклякова О.Д.

Шемекеева И.А.

 

Москва

2014 г.

Пояснительная записка.

.

Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе нормативно-правовой базы:

 Закон РФ «Об образовании»;

 Устав школы;

 Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-2015 г.г.;

 Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

 Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

 

Рабочая программа составлена на основе программы курса Петленко Л. В., Романовой В. Ю.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общая характеристика курса.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

 осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

 знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

 овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

 

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания занятий.

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

 развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

 формирование представлений о языке как универсальной ценности;

 изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

 развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

 формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

 развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

 

 

 включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

 

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Во 2-4 классах всего 34 часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год.

Содержание программы.

Класс

Тема раздела Кол-во часов Универсальные учебные действия
  Буквы и звуки. 18 ч     Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. 4ч   Кто? И Что? 2ч   Действия предметов. 2ч   Признаки предметов. 2ч   Сколько слов в предложении? 3ч   Любимые игры со словами 2ч  

 

   участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;  анализировать информацию, представленную на рисунке;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);  интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической деятельности;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;  воспринимать на слух и понимать информационный текст;  наблюдать образование слов в русском языке;  взаимодействовать и договариваться в процессе игры;  находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание;  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату

Класс

 

Мир полон звуков. 6 ч   Азбука, прошедшая сквозь века. 5ч   Всему название дано. 5ч   Как делаются слова. 7ч   Секреты правильной речи. 11ч    участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;  анализировать информацию, представленную на рисунке;  наблюдать за функцией и ударением в слове;  контролировать правильность постановки ударения в словах;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);  находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.    сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;  интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической деятельности;  наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.    формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;  составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;  воспринимать на слух и понимать информационный текст;  сравнивать толкование слова в различных словарях;  самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.      моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;  самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;    наблюдать образование слов в русском языке;  анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;  анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;  группировать слова по заданным основаниям;  взаимодействовать и договариваться в процессе игры;  находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.  наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;  выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;  различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;  оценивать уместность использования слов в тексте;  наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;  наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;  самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Класс

  Из истории языка. 2ч .   Загадки простого предложения. 9ч   Лабиринты грамматики. 2 ч     существительных по существу. 12 ч .   Такие разные признаки предметов. 9ч    наблюдать использование устаревших слов и новых слов в тексте;  уточнять значение слова по толковому словарю;  сравнивать толкование слова в различных словарях;  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;  самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания      наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;  устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;  наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложений;  исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;  осуществлять учебное сотрудничество;  контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;  составлять письменное высказывание по предложенному образцу;  оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;  оценивать положительные качества личности одноклассников;  создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;  сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;  работать с информацией, представленной в виде модели;  соотносить схемы предложений с их моделями;  анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;  наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;  воспринимать на слух и понимать информационный текст;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;  осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь      составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;  анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;  контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;  выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;  осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;  самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;  осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;  контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь

Класс

Поиграем со звуками, словами, предложениями. 7ч .   Пора действовать! 14ч     Числа и слова. 4ч .     Прочные связи. 7 ч    сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;  наблюдать и сравнивать значение глагольных видов пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;  проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и речи собеседника;  составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;  осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;  осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности      наблюдать использование числительных в речи;  воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в неявном виде;  находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;  выступать перед одноклассниками;  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и речи собеседника    наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;  проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;  наблюдать особенности различных словосочетаний;  сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);  создавать устное высказывание на предложенную;  осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

Планируемые результаты изучения курса.

В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурногопространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Класс.

Личностные результаты:

 осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

Метапредметне результаты:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Класс.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные результаты:

 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

 самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

 

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: