ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г.МОСКВЫГИМНАЗИЯ № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника
(ГБОУ гимназия № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника)
Принят Утверждаю
на заседании Директор гимназии
Педагогического совета _________ Е.Н. Боброва
«03»09.2014г. «03»09.2014г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Удивительный мир слов»
Учителя:
Соколова И.В.
Моклякова О.Д.
Шемекеева И.А.
Москва
2014 г.
Пояснительная записка.
.
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе нормативно-правовой базы:
Закон РФ «Об образовании»;
Устав школы;
Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-2015 г.г.;
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Рабочая программа составлена на основе программы курса Петленко Л. В., Романовой В. Ю.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Во 2-4 классах всего 34 часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год.
Содержание программы.
Класс
Тема раздела Кол-во часов | Универсальные учебные действия | ||
| участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах); интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической деятельности; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; наблюдать образование слов в русском языке; взаимодействовать и договариваться в процессе игры; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату |
Класс
Мир полон звуков. 6 ч Азбука, прошедшая сквозь века. 5ч Всему название дано. 5ч Как делаются слова. 7ч Секреты правильной речи. 11ч | участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической деятельности; наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; сравнивать толкование слова в различных словарях; самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; наблюдать образование слов в русском языке; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями; анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; группировать слова по заданным основаниям; взаимодействовать и договариваться в процессе игры; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; оценивать уместность использования слов в тексте; наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю. |
Класс
Из истории языка. 2ч . Загадки простого предложения. 9ч Лабиринты грамматики. 2 ч существительных по существу. 12 ч . Такие разные признаки предметов. 9ч | наблюдать использование устаревших слов и новых слов в тексте; уточнять значение слова по толковому словарю; сравнивать толкование слова в различных словарях; формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы; самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл; устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении; наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложений; исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения; осуществлять учебное сотрудничество; контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания; составлять письменное высказывание по предложенному образцу; оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания; оценивать положительные качества личности одноклассников; создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично; сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их; работать с информацией, представленной в виде модели; соотносить схемы предложений с их моделями; анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой. формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления; соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника; воспринимать на слух и понимать информационный текст; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания; осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом; соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных; контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки; выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства; осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках; самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания; осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности; контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь |
Класс
Поиграем со звуками, словами, предложениями. 7ч . Пора действовать! 14ч Числа и слова. 4ч . Прочные связи. 7 ч | сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования; наблюдать и сравнивать значение глагольных видов пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и речи собеседника; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности наблюдать использование числительных в речи; воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в неявном виде; находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему; выступать перед одноклассниками; соблюдать нормы русского литературного языка в образовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и речи собеседника наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу; проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; наблюдать особенности различных словосочетаний; сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи); создавать устное высказывание на предложенную; осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности |
Планируемые результаты изучения курса.
В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурногопространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Класс.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Класс.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.