Зубчатая передача — это механизм или часть механизма механической передачи, в состав которого входят зубчатые колёса.
Назначение:
-передача вращательного движения между валами, которые могут иметь параллельные, пересекающиеся и скрещивающиеся оси.
-преобразование вращательного движения в поступательное, и наоборот.
Классификация
Движение точки соприкосновения зубьев с эвольвентным профилем
Реечная передача.
Червячная передача с четырёхзаходным червяком
Гипоидная зубчатая передача
· По форме профиля зубьев:
· эвольвентные;
· круговые (передача Новикова);
· циклоидальные.
· По типу зубьев:
· прямозубые;
· косозубые;
· шевронные;
· криволинейные;
· магнитные.
· По взаимному расположению осей валов:
· с параллельными осями (цилиндрические передачи с прямыми, косыми и шевронными зубьями);
· с пересекающимися осями — конические передачи;
· с перекрещивающимися осями.
· По форме начальных поверхностей:
· цилиндрические;
· конические;
· глобоидные;
· По окружной скорости колёс:
· тихоходные;
· среднескоростные;
· быстроходные.
· По степени защищенности:
· открытые;
· закрытые.
· По относительному вращению колёс и расположению зубьев:
· внутреннее зацепление (вращение колёс в одном направлении);
· внешнее зацепление (вращение колёс в противоположном направлении).
Реечная передача — один из видов цилиндрической зубчатой передачи. Применяется для преобразования вращательного движения в поступательное, и наоборот.
Винтовые, червячные и гипоидные передачи относятся к зубчато-винтовым передачам. Элементы этих передач скользят относительно друг друга.
Планетарный редуктор(дифференциальный редуктор) — один из классов механических редукторов. Редуктор называется планетарным из-за планетарной передачи, находящейся в редукторе, передающей и преобразующей крутящий момент. Планетарный редуктор может быть с одной или более планетарными передачами.
Устройство и принцип действия планетарного редуктора
· Солнечная шестерня — в центре редуктора.
· Коронная шестерня (эпицикл) — на периферии редуктора.
· Сателлиты — три малые шестерни между солнечной и коронной.
· Водило — не показано, механически соединяет все сателлиты, на осях водила сателлиты вращаются.
В зависимости от кинематической схемы привода вращение может подводиться к любому элементу редуктора и сниматься с любого другого. При этом третий элемент должен быть заторможен. Меняя схему подвода и снятия крутящего момента в рамках одной планетарной передачи можно получать разные передаточные числа и направления вращения. Эта возможность используется в планетарных коробках передач.
Устройство планетарного редуктора.
Конструктивно ПП всегда представляет собой набор взаимозацепленныхзубчатых колёс (как минимум, не менее 4-х), часть из которых (не менее 2-х) имеет общую геометрическую неподвижную ось вращения, а другая часть (также, не менее 2-х) имеет подвижные оси вращения, концентрически вращающиеся на так называемом «водиле» вокруг неподвижной. Зубчатые колёса на неподвижной оси всегда связаны друг с другом не напрямую, а через зубчатые колёса на подвижных осях, а ввиду того, что вторые способны не только вращаться относительно первых, но и обкатывать их, тем самым передавая поступательное движение на водило, все звенья ПП на которые можно подавать/снимать мощность получают возможность вращаться дифференциально, с тем лишь условием, что угловая скорость любого такого звена не абсолютно хаотична, а определяется угловыми скоростями всех остальных звеньев.
Комбинированные редукторы.
Комбинированный редуктор – это редуктор с различными комбинациями типов передач. Например, коническо-цилиндрический, червячно-цилиндрический, цилиндрическо-червячный. Последняя ступень может быть планетарной.
Пример комбинированного редуктора на редукционном трубном стане:
- Комбинированные редукторы устанавливают общим блоком вместе с плитой, а при раздельной поставке сначала устанавливают плиту, а затем редукторы, выверяя их с помощью набора подкладок. Положение редукторов относительно оси прокатки определяют, проверяя установочный размер, указанный на рабочем чертеже. Кроме того, необходимо проверить, чтобы полумуфты валов со стороны клетей находились в одной плоскости.
Шестеренная клеть-элемент главной линии прокатного стана,включающий два шестеренных валка с равным числом зубьев; для разделения крутящего момента,передаваемого от вала главного электродвигателя или редуктора на прокатные валки. Применяют двух-,трех- и многовалковые шестеренные клети. В двухвалковой шестеренной клети приводной нижний валок, а втрехвалковой приводным может быть как средний (у сортовых трехвалковых станов), так и нижний (улистовых трехвалковых). В приводе много- и четырехвалковых клетей используют комбинированныешестеренные клети-редукторы (шестеренная клеть и редуктор — в одном корпусе);
Во всех шестеренных клетях приводной от главного двигателя, является нижняя шестерня. Диаметр начальной окружности шестерен шестеренной клети зависит от диаметра валков стана и наибольшие расстояния между ними при прокатке.
-диаметр новых валков,
-диаметр переточенных валков
Н-максимальная высота подъема верхнего валка.
Для станов, у которых расстояние между валками изменяется незначительно:
В шестеренной клети, как правило, применяют шестерни с шевронном зубом. Передаточное число зацепления равно единице (i=1), поэтому диаметр начальной окружности шестерни равен межосевому расстоянию шестерен шестеренной клети. Число зубьев