Мы выяснили, какова была структура расходной части государственного бюджета в 2011 и в 2012 гг., и как она менялась (см.приложение 3,4).
Как мы видим, практически по всем пунктам расходов было увеличение. Расходы на национальную экономику в 2012 году сократились на 0,1%, на общегосударственные вопросы также на 0,1%, на прочие нужды – на 0,3%.
Анализ состояния бюджета
Динамика профицита (дефицита) (первичный профицит)
Как мы выяснили, в 2011 году в федеральном бюджете был профицит в 414 млрд. рублей, что равняется 0,8% ВВП. Первичный профицит составляет 679,15 млрд. рублей. По нашему мнению, профицит был из-за высоких цен на нефть, то есть нефтегазовых доходов.
По итогам же 2012 года был дефицит в 27 млрд. рублей, что составляет 0,04% ВВП. Это произошло из-за некоторых проблем. Допустим, уровень инфляции в декабре 2012 ода по сравнению с декабрем 2011 года составил 6,6%, превысив предельный уровень, установленный на 2012 год – 6%.
Недовыполнение законодательно утвержденных бюджетных ассигнований составило 85,6 млрд. рублей. При этом расходы на национальную оборону недовыполнены на 59 млрд. рублей (на 2,9%), что составляет 69% от общей суммы недовыполнения. Также отметим, что кассовое исполнение расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно: 4,2 трлн. рублей, или 32,3%, использовано в четвертом квартале, из них 2,3 трлн. рублей (17,6%) в декабре.
Политика государства по отношению к состоянию государственного бюджета
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2012 годах являются государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке (73,9 - 86,7 % в общем объеме источников финансирования дефицита федерального бюджета) и средства от приватизации (15,9 - 17,2 %). При этом около трети привлекаемых средств в 2013 году планируется направить на погашение задолженности.
|
Когда же в 2011 году был профицит, государство пыталось удержать цены на том же уровне, разумно использовать доходы, полученные от увеличения цен на нефть.
Реформирование Стабфонда
Реформирование Стабилизационного фонда началось после того, как президент России Владимир Путин на встрече с членами правительства поручил министру финансов оптимизировать управление финансовыми резервами страны.
В результате в феврале 2008 года Стабилизационный Фонд был разделен. Были образованы Резервный фонд, и Фонд национального благосостояния.
Государственный резервный накопительный фонд - специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Он был сформирован за счет налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин на нефть и газ.
Фонд национального благосостояния будет пополняться за счет нефтегазовых доходов, которые не попали в Резервный фонд после достижения им нормативной величины в размере десяти процентов от ВВП.
Заключение
Цели, которые мы поставили перед собой в начале нашей работы, мы достигли, и, проанализировав текущую бюджетно-налоговую политику, пришли к выводу, что состояние бюджета РФ находится не в критическом состоянии, но, тем не менее, дефицит в 2012 году настораживает. Необходимо обратить внимание на расходы федерального бюджета.
|
Приложение 1
Структура доходов федерального бюджета в 2011 году.
Виды доходов | млрд. руб. | % к ВВП | |
Всего доходов | 11 366,0 | 20,4 | |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 4 664,7 | 8,4 | |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 2 046,9 | 3,7 | |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 985,0 | 3,6 | |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 1 543,8 | 2,8 | |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 380,1 | 0,7 | |
Прочее | 745,5 | 1,3 |
Приложение 2
Структура доходов федерального бюджета в 2012 году.
Виды доходов | млрд. руб. | % к ВВП | |
Всего доходов | 12 853,7 | 20,6 | |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 4 962,7 | 8,0 | |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 2 442,8 | 3,9 | |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 2 228,0 | 3,6 | |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 1 713,0 | 2,7 | |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 543,3 | 0,9 | |
Прочее | 963,8 | 1,5 |
Приложение 3
Структура расходов федерального бюджета в 2011 году.
Наименование статьи расходов | млрд. руб | % к ВВП | |
По всем разделам и подразделам | 10 935,2 | 20,0 | |
Социальная политика | 3 128,5 | 5,7 | |
Национальная экономика | 1 790,2 | 3,3 | |
Национальная оборона | 1 516,0 | 2,8 | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 259,8 | 2,3 | |
Общегосударственные вопросы | 787,4 | 1,4 | |
Прочие расходы | 2 453,4 | 4,5 |
|
Приложение 4
Структура расходов федерального бюджета в 2012 году.
Наименование статьи расходов | млрд. руб | % к ВВП | ||||
По всем разделам и подразделам | 12 890,8 | 20,7 | ||||
Социальная политика | 3 859,8 | 6,2 | ||||
Национальная экономика | 1 968,5 | 3,2 | ||||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 843,0 | 3,0 | ||||
Национальная оборона | 1 812,3 | 2,9 | ||||
Общегосударственные вопросы | 806,0 | 1,3 | ||||
Прочие расходы | 2 601,2 | 4,2 | ||||
Источники | ||||||
Данные Федерального казначейства § Кассовое исполнение Федерального бюджета на 01.01.2013 (обновление ежемесячно) | ||||||