Анализ русской народной сказки «Как мужик на небо лез»




 

Перейдём теперь (наконец!) к практическому действенному анализу русской народной сказки «Как мужик на небо лез». Сказка небольшая, опубликована она в сборнике сказок выдающегося собирателя сказок, фольклориста Владимира Бахтина «Русская бытовая сказка» /17/.Поясним здесь наш выбор. Студенты театрального отделения имеют дело с характерами персонажей, которыми богата бытовая сказка. Волшебные сказки, как правило, длинны. А эта сказка – короткая. Но… «мал золотник, да дорог».
Приведём текст сказки.

КАК МУЖИК НА НЕБО ЛЕЗ
Поехал раз мужик в поле пахать. Принесла баба обед, он поел, и спать захотелось. Заснул, а коня пастись пустил. Проснулся уж ввечеру, время позднее. Видит – на кобыле дуб вырос большой, под самое небо упирается. «Дай, - думает, - на небо слажу, что там такое деется?» Полез и топор с собой взял. Лез-лез, видит – крыша стеклянная такая. Как вдарил – только звенья посыпались. Вошёл мужик в рай. Изба большунная, глазом не окинуть. В одном углу мужики в карты играют, в другом водку пьют, в третьем свадьбу венчают, в четвёртом святые братцы схвативши. Ходил-ходил мужик по раю. Соскучался. Домой захотелось. Хотел лезть обратно, а кобыла с того места ушла и дуб с собой увезла. Собрался с духом мужик, перекрестился, да и со всего размаху – ррраз!.. Попал в самое болото. Завяз. Вылезть не может. Побежал домой за лопатой. Принёс лопату и давай окапываться. Окопался, тогда и вылез, и домой пошёл.

Да, труднёхонько нам придётся. «Страшно далеки мы от народа». Однако всё же попробуем.
Что же происходит в сказке? Пашет мужик земельку сохой – запряг лошадку и идёт за сохой. И все-то мышцы его напряжены, и пашет он с раннего утра, до полудня. Устал. Тут ему баба обед принесла. Тоже ведь встала рано, корову подоила, со двора на выпас выгнала, печь затопила, домашних всех завтраком накормила, обед приготовила – и в путь на поле, а путь-то, видно, не близкий. Тоже «уходилась», как в деревне говорят.
Попытаемся определить исходное предлагаемое обстоятельство.
Городскому жителю трудно оценить особенности крестьянского быта и бытия.Важныкакие-то жизненные ассоциации со знакомой тяжелой физической (и не только!) работой. Задаёмся вопросами: а нельзя ли её избежать? Ответ находится: нельзя, некуда деваться, это условие не жизни даже, а выживания. Итак, исходное предлагаемое обстоятельство: это необходимость тяжёлого изнуряющего труда. (Затруднение? – Ещё бы!)
Что же спорит с этой необходимостью изнурительного труда? – Желание праздной, лёгкой жизни (такое житейски всем понятное!) (ведущее предлагаемое обстоятельство).
Вот вам и конфликт (причём конфликт внутренний!), столкновение разных жизненных позиций, начинается борьба по сквозному действию, следим, какая же позиция победит.
Определяем событийный ряд. Попробуем комментировать происходящее в сказке русскими пословицами и поговорками. На самом деле подобный анализ требует значительного времени, значительных размышлений, оценок фактов, споров с самим собой подчас.

 

Итак, исходное предлагаемое обстоятельствотягостное бремя труда, необходимость тяжёлого труда.

1. Исходное событие«Изнурительная пахота». Можем мы это себе представить? Да. Что из пословиц подошло бы по смыслу? «Мужик умирать собирается, а земельку паши». «Укатали сивку крутые горки». «Поработаешь до поту, так и поешь в охоту». «Кто рано встаёт, тому бог даёт» (здесь и далее пословицы по /18/).
Ведущее предлагаемое обстоятельство – желание лёгкой жизни, праздности, радостного бытия.
Что же вызывает это обстоятельство? Сон землепашца, во-первых. (Мужик и коню отдых дал: выпряг, пастись пустил). Что же ему, болезному снится? Дуб, что на коне вырос (коню тоже несладко пришлось!) в небо упирается, прямо в рай ведёт. Вот вам и фантастика. А в раю-то жизнь, знамо дело, лучше. (Кстати, в своей работе К. Юнг пишет о рае: «Архетипическая мечта о «Золотом веке» (или Рае), где человечество наслаждается изобилием всего и вся под великим, справедливым и мудрым руководством вождя, возглавляющего этот грандиозный детский сад. Этот грандиозный архетип в его инфантильной форме до сих пор удерживает позиции в умах…». И полез мужик в рай.Смешно, конечно, но узнаваемо. Метафора!

2. Основное событие – «Бегство в Рай (упорное!)». «Был конь, да изъездился», «Был конь, да заезжен, был молодец, да подержан», «Работа дураков любит!», но и «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»!

С основного события начинается борьба по сквозному действию. Но до неба добраться непросто. Вы когда-нибудь лазали по деревьям? А тут ещё вверх, и так до неба. Соображаете? Это ведь какой труд! (Ещё деталь: топор с собой взял! Мастеровой человек!). Вот она и начинается эта борьба по сквозному действию: что же победит в человеке: желание лёгкой жизни, праздность или необходимость упорного труда. Он-то, мужик, полагает, что долезет вот доверху, до рая – и всё, отдыхай.


Что же дальше-то происходит? Ну, добрался мужик до рая. И как же он этот рай себе представляет? «Изба такая большунная» (вот мечты-то его какие о рае! В избе крестьянской теснотища, народу много. Места мало). И далее - узнаваемые (увы!) картины праздности: играют в карты, водку пьют, свадьбу венчают, дерутся (это святые братцы-то!). Смешно, однако. Ходил-ходил (и в этом «ходил-ходил» такая тоска, такая скука!). Соскучался. Как это событие назвать?

3. Центрально-поворотное событие – «Скучное, тягомотное райское праздношатание». («Гляжёное лучше хвалёного», «Не то забота, что много работы, а то забота, что её нет». «С горы видней», «Что имеем не храним, потерявши плачем»).
Здесь происходит поворот. Нужно сделать выбор в двух способах существования, вернее, существования и жизни. Да не так-то всё просто! Расплатиться нужно за искушение это. Страшно. Опять потрудиться надо.

4. Финальное событие – «Трудное спасение (избавление)». («Знал бы где упасть, соломки б постелил», «Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай», «У страха глаза велики», «Либо пан, либо пропал», «Смелость города берёт»).
Итак, в финале спасенье даётся именно трудом. Мужик – основательный: вылез из болота, сбегал за лопатой, вернулся (!) и «давай окапываться». Окопался и только тогда домой пошёл. Какой подтекст в этом: всё в моих силах. Я пашу, сею, вижу всходы, вижу, как зреет урожай, жну, мелю зерно, пеку хлеб. Я - Творец. И в этом и радость, и мука, и боль, и смысл в жизни.

5. Главное событие – «Прозрение». («Хоть тяжёлая доля, да на всё своя воля, т.е. хоть тяжело, трудно приходится, но всё-таки сам себе хозяин», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Мешай дело с бездельем – проживёшь век с весельем», «Много спать – добра не видать», «Терпенье и труд всё перетрут»).

Идея сказкихоть тяжёлая доля, да творческая, созидательная, спасительная.
Сверхзадача исполнителя (т.е. призыв!): надо трудиться, не лениться!
После анализа сказки мы в целом понимаем, про что хотим рассказать, к чему призвать. В сущности, исполнительский замысел уже готов. Не хватает в нём только определения действенных задач исполнителя для каждого события. Так, для наших событий:
1. Хочу вызвать сочувствие.
2. Хочу заинтриговать.
3. Хочу, чтоб посмеялись.
4. Хочу вызвать тревогу.
5. Хочу, чтобы порадовались или хочу, чтоб задумались.
Конечно, анализ зависит ещё от того, кто оценивает факты, суть происходящего, от жизненного опыта исполнителя.


 

IV. ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА В СКАЗКЕ

4.1. Особенности создания образа рассказчика в сказке.
«Особенность жанра сказки требует от исполнителя особой веры в фантастический вымысел, лёгкости, простоты, увлекательности и сочности рассказа с целью поучить и позабавить слушателя. Это достигается точно выявленной жизненной мудростью, наличием у рассказчика чувства юмора, яркой «мультипликационной» киноленты видений, меткого подтекста, импровизационности, показа (степень которого зависит от степени драматизации сказки, т.е. наличия диалога, монолога, звукоподражания) и конкретной сверхзадачи»/7/.
Во всех эпических произведениях художественной литературы образу рассказчика в решении повествования отводится центральная роль. Однако в сказке личность рассказчика как бы укрупняется.
Образ рассказчика в сказке – это обобщённое «лицо народа», всепонимающее, всеведущее, смотрящее на мир глазами «и эпохи, и идеи» /7/.
Для достижения правдивости и искренности повествования рассказчику необходимо, во-первых, разобраться, в чём вымысел сказки и в чём её большая правда и, во-вторых, определить ко всему точное отношение, от которого возьмут начало его чувства.
Выявив, в чём правда и вымысел повествования убеждаемся, что фантастика как бы сгущает, укрупняет правду сказки; делает её более ощутимой, а идею произведения – более дорогой для человека. Правда вымысла - в мудрости сказки, логике её подачи, простом и увлекательном рассказ/7/.
Вера в фантастический вымысел - характерная черта образа рассказчика. Однако она условна, а потому легка, озорна, наивна.
Важно и «недогружать», и «перегружать» сказку «идеей». Простые, конкретные действенные задачи скорее приведут к цели.
«Кинолента видений» в сказке – особенная – мультипликационная, лубочная, яркая, красочная /7/.
Всё фантастическое в сказке, как правило, вызывает улыбку, мягкий юмор, удивление, восторг. Рассказчик не должен пропускать смешное в характеристике персонажей и событий и уметь выявлять его в повествовании. Так, полез мужик в рай и «топор с собой взял»! Смешная деталь, не надо пропускать её, а насытить подтекстом «кто знает, с чем столкнётся?» И ведь пригодился-таки топор! Как вдарил по стеклянной преграде (!), отделявшей от рая (!), так сразу звенья посыпались. И подтекст такой замечательный: «Дело мастера боится!» Ко всему готов мужичок: «Глупый киснет, а умный всё промыслит»! «Пусть ваше воображение оттолкнётся от скупых, но чрезвычайно смешных деталей и «нарисует» целую развёрнутую картину, которая сделает слово живым и ярким» /5/.
Обнаружение подтекста – чрезвычайно важный момент работы. Чем острее и эмоциональнее подтекст каждой фразы, тем точнее воздействие главной мысли произведения в целом. Поэтому выявленный подтекст сказки полезно формулировать пословицами и поговорками, которые дают яркую эмоциональную действенную форму для глубокой мысли и широкого обобщения /7/.
В сказке общение прямое. Легко и просто рассказывать сказку значит легко и просто общаться со слушателями. От такого контакта с аудиторией исполнитель раскрепощается и творит, импровизируя и показывая, свободно и вдохновенно. Импровизация была характерной чертой творчества сказителей /7/.

4.2. Исполнение сказки

«Попробуйте подготовить себя к исполнению сказки тем, что будьте добры и внимательны к окружающим, общительны и отзывчивы на улыбку и юмор. Накапливайте в себе желание поделиться с другими той житейской мудростью, которую несёт в себе сказка, с её образностью, поэтичностью или сарказмом и насмешкой.
Перед выходом на сцену снимите ненужное мышечное напряжение, охватите мысленно всё повествование в целом и восстановите в памяти свою главную исполнительскую задачу.
Выходите на площадку свободно и бодро. Идите на встречу к друзьям. Оглядите собравшихся слушателей. Не «скисайте, если встретите холодный и равнодушный взгляд» /7/. (! - Здесь хотелось бы отметить, но не «зацикливайтесь» на «закрытых» для вас слушателей, рассказывайте «открытым». Остальные – подтянутся, захваченные общей волной интереса к истории). «Подчиняйте аудиторию своей воле готовностью рассказать что-то очень интересное, одному вам известное. Еслиесть присказка, используйте её для снятия скованности и отчуждённости, для установления дружеского контакта и «организации» слушателей на восприятие забавной и поучительной истории» /7/.
«Не торопите начало, но и не затягивайте развития сказочного действия. Последовательно и логично раскрывайте смысл конфликта. Заражайте слушателей своим отношением к героям и их поступкам, яркими видениями, точными действиями. «Находите» нужные слова, внутренне радуясь их меткости и образности. Получайте удовольствие и от сиюминутного рождения слова, и от оживших в воображении картин и образов. Не теряйте чувство юмора ни в рассказе, ни в показе. <…>При этом не забывайте выдерживать паузу после передачи комического. Помните, что для восприятия смешного нужно время. Услышав реакцию слушателей, не «поддавайте», «не жмите» на чувства. Пусть ответная реакция зала прибавит вам творческой уверенности, радости, но никак не выбивает вас из верного самочувствия, не лишает контроля над собой» /7/. (!) (Последнее очень важно: легко скатиться от рассказчика к себе-любимому и далее выпячивать свою персону, что для зрителя, лишённого волшебства сказки, абсолютно неинтересно, да ещё и неловко за исполнителя. Примеры, к сожалению, были.Не от злого умысла, конечно, - от неопытности).
И, наконец, «вдохновение, «купание» в материале сказки подчините главной цели повествования и ведите слушателя к кульминации и развязке. Последними словами сказки или последующей паузой как бы возвратите слушателя к реальной действительности, поблагодарите за внимание и пожелайте ему всего доброго» /7/.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, мы прикоснулись к величайшему наследию, таящемуся в глубинах сказок. Вероятно, удивились наличию в себе этих сокровищ миропонимания, которые, оказывается, очень трудно перевести в слой осознаваемого и воспользоваться ими в реальной жизни. Только языком метафор, образов-архетипов говорит с нами этот древнейший опыт.

С практической стороны обучения познакомились с методикой работы над бытовой сказкой, пытаясь с помощью сознания проникнуть в более глубокие слои познания мира, отправленные нам из глубины веков.

 

Парадоксально, что это можно сделать с помощью сознания, ведь искусство мыслит образами и даёт нам наиболее полное, чувственное представление о мире. Однако, актёр и режиссёр милостью Божьей – Ролан Быков – говорил: «мастерство состоит в умении задавать вопросы, а талант – откликаться на них всем своим существом». То есть чувственно, эмоционально, что означает, очевидно, задействование тем самым глубинных слоёв своей психики, отражающей картину мира более полно.

Воспитательная и познавательная роль сказки огромна как для детей, так и для взрослых.

· И ещё одно. Опыт показывает, что, выстраивая показ сказок с помощью «организации» некого фольклорного действия, использующего народные костюмы и разные фольклорные жанры – заклички, частушки, скороговорочные истории, дразнилки, пословицы и поговорки и т.д., перемежающие рассказывание сказок, показ сказок происходит как-то более естественно – может быть, как желание поделиться мудростью с другими людьми. А потому в приложении предлагаются некоторые примеры фольклорных жанров (которые, впрочем, легко можно найти в книгах по фольклору, например, детскому и в интернете), которые, возможно, натолкнут исполнителей на выстраивание общего действа.

 

· ЛИТЕРАТУРА

· 1. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.
2. Основные фольклорные жанры. https://lektsii.org/13-49747.html
3. Зурабова К.А., Сухачевский В.В. Мифы и предания. Античность и библейский мир: Популярный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1993.
4. Мифы в искусстве старом и новом: историко-художественная монография (по Рене Менакеру). -2-е изд., испр. – Лениздат, 1994
5. Основные фольклорные жанры. https://studopedia.ru/7_34582_osnovnie-folklornie-zhanri.html
6. Истархов В.А. Удар русских Богов. ИЭСО, 1999.
7. Петрова Э.А. Эпические жанры в работе самодеятельного театрального коллектива. Учебное пособие. Л.: ЛГИК, 1980
8. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001.
9. Чем отличается народная сказка от литературной: своеобразие и примеры. https://www.syl.ru/article/300473/chem-otlichaetsya-narodnaya-skazka-ot-literaturnoy-svoeobrazie-i-primeryi
10.Сказки разных народов. Национальный характер сказок, их тематическое и жанровое многообразие. https://studbooks/net/768746/literatura/skazki_raznyh_narodov_natsionalnyy_harakter_skazok_tematicheskoe_zhanrovoe_mnogoobrazie
11. https://fb.ru/article/20588/kollektivnoe-bessoznatelnoe
12. Юнг К.-Г. Концепция коллективного бессознательного. https://www.oculus.ru/stat.php?id=53
13.Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного. Пер. А.М. Руткевича. https://pryahi.indttp.ru/psychology/jungian/jung_01.html
14. Юнг К.-Г., Франц М.-Л., Хендерсон ДЖ. Человек и его символы, 1964.
15.Тарамышева С.М. Сказки и архетипы. В сб. Седьмая волна психологии, вып.7 под ред. В. Козлова, 2010.
16. Козлова Т.Д. Основные этапы работы над литературным произведением. Метод пособие. Изд. 2-е исправленное и дополненное. СПб, ЛОККиИ, 2015
17. Бахтин В. Русская бытовая сказка. Л.: Лениздат, 1987.
18. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. М.: «Русский язык», 1991

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………..2

I. О фольклоре
1.1. О древнем словесном творчестве…………………………………..3
1.2. Жанры фольклора…………………………………………………...5
1.3. О сказке……………………………………………………………... 7
1.4. Типы сказок………………………………………………………….9
1.5. Национальный характер сказок…………………………………...14
1.6. Об особенностях жанра сказки..........................................………..17

II. Психологи о психике человека, архетипе и сказках
2.1. О коллективном бессознательном…………………………………18
2.2. Об архетипе и сказке………………………………………………..21

III. Работа исполнителя над сказкой
3.1. Основные этапы работы над сказкой. …………………………….23
3.2. Идейно-тематический анализ сказки ……………………………..24
3.3. Действенный анализ сказки ……………………………………….25
3.4. Анализ русской народной сказки «Как мужик на небо лез»…….27

IV. Образ рассказчика в сказке
4.1. Особенности создания образа рассказчика в сказке…………….31
4.2. Исполнение сказки………………………………………………….33

Заключение………………………………………………………………...34

Литература……………………………………………………………........35

 

VIIПриложение…………………………………………………………….37

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ИЗ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

 

ЗАКЛИЧКИ


Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

 

* * *
Солнышко, высвети!

Красное, выблесни!

Мы на нивку идем,

Мы серпочки несем.

Будем жито жать,

Тебя в гости ждать!

* * *

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай нам ведрышко.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко!

 

* * *

— Весна-красна,

Ты с чем пришла?

— С сохой, бороной,

С лошадкой вороной;

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой;

С травой шелковою,

С водой ключевою,

С калиной-малиной,

С красной рябиной!


* * *

Ай, авсень, авсень, авсень,

Сеем жито целый день!

Свети, солнышко, нам с неба.

Чтобы больше было хлеба;

Чтоб детишкам для потехи

В лесу выросли орехи,

Чтоб снопы были толсты,

Чтобы лен пошел в холсты;

Зелен хмель лез на батог,

Чтоб в полушку был горох!

 

* * *

Радуга-дуга,

Перебей дождя —

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром,

Не попал бы в дом.

 

* * *

Секи, секи, дождь,

На бабину рожь,

На дедово семя —

Чтоб взошло вовремя.

 

* * *

Дождик, дождик,

Сварю тебе борщик,

Поставлю на дубочке

В зеленом горшочке.

Не шатайся, дубок,

Не пролейся, горшок!

 

* * *

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

 

** *

Уж дождь-дождем,

Мы давно тебя ждем:

С чистой водицей,

С шелковой травицей,

С лазоревым цветом,

С теплым летом!

 

* * *

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

 

ЧАСТУШКИ

Бабка пенсию дала,

Своей внучке Аллочке,

На нее она купила

Эскимо на палочке.

 

Говорит старуха деду:

— Покупай скорей «Победу»,

Коль не купишь мне «Победу»,

Я уйду к другому деду.

 

Крошка сын к отцу пришел,

И сказала кроха:

— Тысячу рублей на стол!

Или будет плохо!

 

Станем, девицы, рядком

Да частушки пропоем.

— Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем.

 

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

 

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Пропоем мы вам частушки,

Очень замечательно.

 

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

 

Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем —

Ставим точку с запятой.

 

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали.

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

 

Дайте прялку, дайте лен,

Дайте сорок веретён,

Буду прясть-попрядывать

На милого взглядывать.

 

А мама била ложкою, да,

Не гуляй с Олешкою,

У Алешки острый глаз,

Он обманет сорок раз.

 

А я не знаю дорогой,

Что ты в девке выбирал.

Красоту или характер

Или сорок одеял.

 

А ты подружка, как картинка,

Больно наряжаешьсе,

Не умеешь щи варить,

Замуж собираешьсе.

 

Леша наш на перемене

Занимается куреньем,

Был всегда румяный он,

Стал он желтый, как лимон.

 

На траве лежат дрова,

А на стуле - кнопка.

Проглядела голова,

А страдает попка!

 

Петя Катю колотил

- Даже притомился:

Хрестоматией лупил,

Может, он влюбился?

 

Не ответила про сказки

На вопрос Аленка.

И в дневник ей поместили

Гадкого утенка!


Кто толкается в буфете?

Пробивается вперед? -

Пожалейте Иру, дети,

Дайте Ире бутерброд!

 

На уроке мы болтали,

Ничего не замечали.

А потом искали долго

В Гималаях нашу Волгу.

 

В школе слышан тут и там

Петушиный шум и гам.

Здесь случаются бои-

Петухи у нас свои.

 

Дима слух развил хороший.

Может без опаски

Слушать стоя у доски,

С дальних парт подсказки.

 

Хоть оценки и не очень,

Петя очень знаменит,

Потому что, между прочим,

Он ушами шевелит.

 

Начался учебный год,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетет:

Скоро ли каникулы?

 

Даже в Танин день рожденья

Юра по привычке

Таню вместо поздравленья

Дернул за косички!

 

Вова в школу опозданья

Объясняет просто:

- А учиться, Мариванна,

Никогда не поздно!

 

Как-то Оля получила

Сашину записку,

Одолжи мне на диктант

Ручку-самописку.

 

Николай пример решал,

А Сергей ему мешал.

Вот, ребята, вам пример,

Как нельзя решать пример!

 

Раз с приятелем в День смеха

Поменяли - вот потеха! -

В школе мы на этаже

Все таблички "М" и "Ж".

 

Прогулял Сережа в парке

И не выучил урок.

Взял и спрятался под парту,

Чтоб никто найти не смог.

 

Что за шепот слышен в классе?

Кто нам так мешает?

Это просто кто-то с кем-то

Что-то обсуждает.

 

Утомился наш дружок,

От урока просто взмок.

Почему он так устал? -

Весь урок звонок он ждал.

 

В школу шел я по дороге,

Чуть передвигая ноги.

Вот ступеньки. Вот порог.

Тут и кончился урок!

 

К двойкам нам не привыкать,

Двойки так легко хватать,

Ничего учить не надо -

Вот за это и награда.

 

Сережку вызвали к доске,

Но молчит Сережка,

Потому, что весь урок

Он смотрел в окошко.

 

Горе горькое у Кати,

Всем Катюшу жалко -

Из дыры в кармане платья

Выпала шпаргалка.

 

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

 

Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

 

В нашем классе все ребята

Любят отличиться.

Кто рисует, кто поет,

Лишь бы не учиться.

 

Если ты - моя подруга,

Из несчастья вызволи.

Подними скорее руку,

Чтоб меня не вызвали!

 

Валя мучила расческу,

К школе делала прическу.

Мучила-то, мучила,

А получилось чучело!

 

Дятел пестрый клювом острым

Долбит звонкую сосну.

Две сороки на уроке

Нарушают тишину.

 

В школу я иду с цветами,

Маму за руку держу.

Из-за пышного букета

Я дверей не нахожу.

СКОРОГОВОРОЧНЫЕ ИСТОРИИ

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Варю, про Ларину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что отлит колокол не по-колоколовски. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить – дело упустить.

Маланья-болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. На язык пошлин нет, что хочет, то и лопочет. Болтала-болтала, болтала-болтала, да так всего не выболтала: ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, везет да языком, что решетом так и сеет: и про щук, и про леща, – мол, плавниками трепеща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща – вот так это штука, – тщетно тщится щука ущемить леща. Вот так это штука!

От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык тупогуб никуда не спешил, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят, да на соседний двор поглядывают, а на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров – дрова выдворить! Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмутся – толку добьются.

От города до города Звенигорода на такси не дорого, до другого города, как к Габсбургам из Страсбурга на кокосовый сок, что варят кокосовары в скорококосоварках.

Купил Ипат пять лопат.

Шёл через пруд,

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

 

 

Сидели на лавочке

Две Клавочки,

Делили булавочки.

 

Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

Говорили про торги,

Да про покупки.

Про крупу,

Да про подкрупки.

 

Белые бараны

Били в барабаны.

Без разбора били,

Лбы себе разбили.

 

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

 

Бык бодается с быком.

Убегают все кругом.

Береги, бегун, бока

От бодливого быка.


Дубовый столб стоит столбом

В него баран упёрся лбом!

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

 

По брёвнышку, по брёвнышку

Проползла букашка,

Пролетела бабочка,

Пропорхала пташка.

 

Валерий кавалерию

Раскрасил акварелью.

Карьером кавалерия

Скачет у Валерия.

 

Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

 

Взмокший вол с поклажей воз

Вдоль дороги вязкой вёз.

Вдруг воробышек-пострел

Возле ног возницы сел.

Воз качнулся, скрипнул, стал.

Вол, вздохнув, без сил упал.

 

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

Воробья врачи спасли,

В вертолёт его внесли.

Вертолёт вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

 

Не ходили с Ваней в баню,

Искупали в ванне Ваню,

Посадили на диван,

В простыне сидит Иван.

 

Глупый гном глядел, глядел,

Громний горн гудел, гудел,

Громче горна грохнул гром,

Громче грома гаркнул гном.

 

В огороде рос горох,

А за речкой - гречка.

В огороде рвут горох,

Гречку рвут за речкой.

 

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.


Мы ели, ели, ели

Ершей и ели...

Их еле-еле у ели

Доели.

 

Внизу, похожие

На маленьких ежат,

Шишки прошлогодние

На траве лежат.

 

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежёнком,

Чиж с чижихой и чижёнком,

Стриж с стрижихой и стрижёнком.

 

С мышами во ржи

Подружились ежи.

Ушли в камыши,

И во ржи - ни души.

 

Встретил в чаще ёж ежа:

- Как погода, ёж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

 

У ежа в гостях ужата,

У ужа в гостях ежата.

Учит бегать ёж ужат,

Учит ползать уж ежат!

 

Тащил Авдей

Мешок гвоздей,

Тащил Гордей

Мешок груздей.

Авдей Гордею

Дал гвоздей,

Гордей Авдею

Дал груздей.

 

Покатился Колобок

А на дороге - коробок.

Удивился Колобок

И закатился в коробок.

 

Сшит колпак да не по-колпаковски,

Вылит колокол, до не по-колоколовски,

Надо колпак переколпаковать,

Надо колокол перевыколоколовать.

 

Дядя Коля дочке Поле

Подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.

Скороговорочная история, придуманная студенткой Юлией Чистяковой.

Скороговорунскороговорилскоровыговаривал хохлатым хохотушкам,
что во поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит, от топота, от топота, от топота копыт, пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали, а скороговорун продолжал:
Маланья-болтунья болтала-болтала, болтала-болтала, болтала-выбалтовала, да так и не выболтала и совсем заболталась.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. А скороговорун все скороговорил, что Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет; что если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. А скороговорунскороговорилскоровыговаривал: "Всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговоришь!" Но заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки не перескороговоришь и перевыскороговоришь.

 

Скороговорочная история, сочинённая Агаповой Варвары.

Воротилась Варвара из города, привезла новостей с три короба, рассказывала, что нищие шуршат тыщами и пятитысячными. Регулировщик из Лигурии регулирует на перекрестке, что спикер у спикера спер скипетр. что тридцать три тридцатитрехмачтовых корабля в лабиринте лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да так и не вылавировал в лабиринте лавировавшие тридцать три тридцатитрёхмачтовых корабля.
На язык то пошлин нет, что хочет, то и лопочет. Так она болтала-болтала, болтала - болтала, да так всего и не выболтала.


 


Рецензент –
преподаватель режиссуры и актёрского мастерства (преподаватель высшей категории) - Славина Татьяна Михайловна.


Аннотация.

Данное пособие рассматривает фольклор как художественное отображение мировосприятия любого народа, его коллективного бессознательного.
В работе излагаются особенности работы чтеца над сказкой. Приводится подробный анализ русской народной сказки «Как мужик на небо лез».
Работа предназначена для студентов отделения «Театральное творчество» и для руководителей творческих коллективов, работающих над эпическим жанром сказки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: