1—74 8
рый), пусть вырежет из щеки лоскут, й, схватив за кончик оставшегося носа, края его да обрежет (обреет) и как можно скорее к ним прикрепит приспособленными швами. Нос как следует перевяжет с помощью двух тростников, вставленных в ноздри, приподнимет и смажет части умащениями из ptero-corpi santalini и из.солодкового корня. Когда нос закроет хлопком, то следует совершенно его смочить белым растительным маслом из маслянистых растений и смачивать как можно чаще»,
«Когда уже совершится слипчивое сращение, то следует опять перерезать средину (перемычку) листа (лоскута), В случае если не хватает мяса (плоти или мягких частей), пусть врач снова натягивает эту плоть; если лоскут слишком велик, то пусть уравняет его».
Оканчивается это место таким восклицанием: «Тот врач, который знает способ, как восстанавливать губы и нос, производя соединения тканей на том месте, где их недостает у младенцев, тот может делать царей!» 3.
Китай. Нам очень мало известно о древней медицине Китая. «Однако надо думать,— писал В. В. Корсаков,— что в народной и многовековой наблюдательности китайцев хранятся еще неведомые нам врачебные средства, добыть которые было весьма нелегко: тому причиной обособленность и трудность изучения китайского языка, таинственность и скрытность врачебных средств, оберегаемых китайцами» 4.
О речевых расстройствах в китайской литературе мы находим некоторые сведения в трудах русского врача' П. Я. Пясец-кого &, который глубоко и тщательно изучал древнекитайскую медицину6. В частности, он отмечает: «Не Врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа». Интересную характеристику он дает и голосу китайцев, объясняя его необыкновенную высоту так: «Наиболее развитой является гортань, обыкновенно очень выступающая вперед, чему соответствует обыкновенно сильные и звонкие голоса, составляющие особенность китайцев».
Религиозные мифы и сказания. Изучая литературные памятники Древнего Востока, нельзя не коснуться и религиозных мифов и сказаний, в которых мы также обнаруживаем своеобразные упоминания о речевых расстройствах и «приемах» их устранения.
3 Делоне Б. П. Сравнение медицины Аюрвед с медициною Гиппократов.— Московская медицинская газета, 1877, №№ 30—34, 36, 37, 40.
* Корсаков В. В. Медицина в Китае в прошлом и настоящем.—
Врачебное дело, 1928, № 20., •. ЩЩ
5 П я с е ц к и й П. Я. Как живут и лечатся китайцы.— М., 1882.
6 Одной из древнейших книг Китая является медицинский трактат
«Нянь-цзин» — толкователь' важнейших частей врачебной науки (дати
руется III в. до н. э., но создание ее относят к более древней эпохе).
Подходя с позиций марксистской критики.религиозных ми* фов и легенд, мы отбрасываем сказки о сверхъестественном их происхождении и святости и подходим к ним лишь как к Памятникам древней литературы, которые дают разнообразный материал для характеристики определенного периода в жизни древнего общества, его экономики, политического строя И идеологии.
В «Библии» («Ветхий завет») встречается упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил невнятно. Интересна версия о предполагаемой причине трудной речи Моисея (сведения об этом подчерпнуты нами из еврейского и арабского религиозного эпоса). Когда дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой разрешить усыновить его, фараон взял ребенка к себе на колени и возложил ему на голову свою корону. Моисей сорвал ее и стал издеваться над ней. Советники фараона увидели в этом дурное предзнаменование: они советовали умертвить его, но один из них заступился за Моисея, заявив, что ребенок сделал это по недомыслию. Он предложил показать ребенку золото и горяшие угли и посмотреть, что он выберет. Моисей, естественно, хотел было выбрать золото, что имело бы для него роковые последствия, но тут вмешался ангел, который направил его руку, и он потянулся к углям и поднес один.из них ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить. v>„. Анализируя приведенный пример, мы можем предположить, что в далеком прошлом существовал крупный полководец, ' вождь, который имел недостаток речи. Постепенно образ его жрецами канонизировался, а его поступки и дела облекались в религиозные оболочки. Здесь ярко видно стремление жрецов придать даже факту трудной речи Моисея божественную, сверхъестественную окраску и провидение всевышнего: тут й рука ангела, и непримиримое отношение 3-х месячного ребенка к фараону-угнетателю и т. д.
В религиозном эпосе («Библия», «Коран», «Талмуд») встречаются также и описания «чудесных исцелений» речевых расстройств. Характерно, что пророки устраняли 'эти расстройства : наряду с другими недугами, поразившими человека. Так, в «Библии» описывается «чудотворная» деятельность Иисуса, к -которому приводили для исцеления всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и он исцелял их.
«И вот привели к нему глухого косноязычного и просили его возложить на него руку. Иисус отводил его в сторону от народа, вложил персты свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И, воззрев на небо, вздохнул, и ему:, еффаоа, т. е. «отверзись». И'тотчас отверзься у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».
Подобно Христу, но-гораздо ранее его, Заратуштра (ска-
4*
зание об этом вероучителе сложилось в Иране, по соседству с Сирией и Вавилонией, около полутысячи лет до возникновения христианства) ходил по стране, учил вере, творил чудеса, исцелял больных, слепых, горбатых и немых7. ■
Интересно, что среди скаэок, сочиненных священнослужи
телями для рекламации чудотворной деятельности «пророков»,
их божественного предначертания», имеются такие, в кото
рых человеческая речь вдруг появляется у животных, которые
соприкасаются с этими «богом посланными люДьми» (Валаамо
ва ослица однажды заговорила, протестуя против побоев свое
го хозяина; бык заговорил, предсказывая рождение Заратушт-
ры; осел, на котором ехал из Мекки основатель мусульманской
религии Мухаммед, вдруг заговорил человеческим голосом и
всем объявил, что он везет величайшего пророка). Забавна
сказка и о том, как Мухаммед вдруг одномоментно выучился
читать и писать.,.-~*>i
Мухаммеду вообще приписывают всякие чудесные видения. Так, однажды, рассказывают почитатели пророка, ночью он вдруг услышал голос, зовущий его. Когда он поднял голову, он увидел такой яркий свет, что даже лишился чувств, а когда он очнулся, перед ним стоял ангел, в руках которого был исписанный шелковый свиток. «Читай»,— сказал ангел. «Я не читаю»,— сказал Мухаммед, по мусульманским сказаниям бывший неграмотным. «Читай,—- повторил ангел, придавив Мухаммеда так, что тот решил, что умирает — читай во имя господа твоего, который соэдал человека из сгустившейся крови,.., который научил человека владеть письменной тростинкой». После этого Мухаммед почувствовал, что может читать8.
Отбрасывая забавную сторону религиозных сказок о пророках и их чудотворной деятельности, следует обратить внимание в них на то, что немота, косноязычие, т. е. расстройства речи упоминаются эдесь в одном ряду с другими болезнями. Это дает нам право говорить о tomJ^to речевые расстройства выделялись в древнем мире и относились здесь к разряду других болеэней, поражающих человека.
Исследователям удается в этом отношении проследить элементы медицины в религиозном эпосеЛ
Встречаются там, в частности, сообщения о внезапной потери речи (афазия). Упоминается это расстройство речи из юридических соображений в связи с определением степени вменяемости больного. В случае развода, например, рекомендовалось предложить больному 3 вопроса и по его ответу
* Ярославский Ем. Как родятся, живут и умирают боги и богини.— М., 1959.
8 Ярославский Ем. Как родятся,»ивут и умирают боги и бо-
9Пясвцкий П. Я. Медицина по Библии и Талмуду, — СПБ., 1901.
(кивком головы) судить о логичности его желания. «Онемел, и был ему предложен вопрос: писать разводной акт твоей жене? И он наклонил голову. Пробуют 3 раза, если он качает головой утвердительно или отрицательно, где следует, то пишут разводной акт его жене».
Здесь же при определении вменяемости с целью дифференцированного подхода фигурируют: глухонемые, немые, слабоумные и просто малолетние. Считался невменяемым глухонемой, который с раннего детства осужден на ограниченное умственное общение с миром и лишен таким образом нормального духовного развития. И здесь же сраэу оговорка, что немой, обладающий слухом (моторная афазия?), или глухой, обладающий речью (сенсорная афазия? или позднооглох-щий?) — вменяемы. Невменяемы душевнобольные или умственно ограниченные, у которых мовговые функции отклоняются от нормы, и.малолетние дети, которые не имеют первых признаков половой зрелости.
! В религиозном эпосе мы встречаем примеры немоты, воз
никшей в результате какого-то нервного потрясения (мутйэм?)
1 и излеченной в одном случае испугом (эмощмнальныв.
стресс?), а в двух других ■— молитвой священника (внушение,
психотерапия?). щ$
Зввлюченже
Древний Восток — колыбель человеческой культуры. Именно вдесь впервые совершен переход к рабовладельческому строю. Государства Древнего Востока — деспотические. Власть деспота обосновывалась, утверждалась и укреплялась религией.
Изучение письменных памятников Древнего Востока (надписи на пирамидах, саркофагах, папирусы и др.) дает вам представление о культуре, быте, мировоззрениях народов той эпохи.
К числу первых письменных источников, в которых мы находим упоминания о речевых расстройствах, относятся: папирус Эдвина Смита (Египет), медицинские трактаты «Аюр-веды»' (Индия), «Нань-цзин». (Китай),, религиозные мифы и сказания («Библия», «Талмуд»,,«Коран»).
В названных письменных памятниках Древнего Востока встречаются упоминание о речевых расстройствах в виде описания случаев потери человеком слуха, речи, контроля над движениями рук и ног (папирус Эдвина Смита); упоминание о. расщелине губы и твердого неба, описание пластической операции при расщелине губы и деформации носа /(«Аюрве-ды»); упоминания о «заячьей губе» и особенностях высокого голоса китайцев («Нань-цзин»).
"-. В одном из самых древних медицинских трактах (папирусе Эдвина Смита) впервые упоминается о головном мозго и
9
локализации мозговых функций, управляющих движениями человеческого тела.
В религиозных мифах и сказаниях («Библия», «Талмуд», «Коран») обнаруживаются: упоминания о разных речевых расстройствах (заикание, косноязычие, внезапная потеря речи,. немота (с сохранным слухом), глухота (с сохранной речью), немота на почве нервного потрясения; описание причин, вызывающих заикание и косноязычие (Моисей) и описание «чудесных исцелений» расстройств речи «пророками» (Христос Заратуштра, Мухаммед).
Упоминаются речевые расстройства в религиозном эпосе наряду с умственной отсталостью, глухонемотой, с особенностями несовершеннолетних. Эти упоминания носят юридически-правовой характер с целью определения вменяемости человека.. Ш»
Таким образом, мы можем предположить, что человек обратил внимание на свою неправильную речь с древнейших времен истории развития человеческого общества. Это, видимо. произошло несколько позже того, как появилась у людей возможность речевого общения, и одновременно "с первым сознательным отношением человека к языку как средству познания.
Недостатки речи мешали общению человека с окружающими и обращали на себя их внимание. Это отразилось в описании случаев неправильной речи в литературных памятниках. Интерес и внимание к речевым недостаткам, естественно, породили желание прежде всего понять их происхождение. Отсюда первое и единственно возможное в условиях жизни древнего человека — объяснить это влиянием сверхестественны£ сил.
Появление специальных знаний, • их накопление и систематизация вызывали первые попытки различить разные речевые расстройства и попытки избавиться от них. Естественным было для древнего человека и к этому вопросу подойти вначале с. позиции своего религиозно-мистического воображения, с позиции своей веры в сверхестественные чудеса;
Задания для самостоятельной работы. '. Щ •. I%
1. Докажите необходимость знания истории логопедии для её современного развития.
2. Охарактеризуйте, эпоху рабовладельческого строя и состояние культуры и науки в странах Древнего Востока.
3. В каких письменных памятниках Древнего Египта, Индии, Китая встречаются первые упоминания о речевых' расстройствах, о чем имен1 но в них говорится?
4. Какие сведения о речевых расстройствах и приемах их.устранения содержатся в религиозных мифах и сказаниях? Как объяснить своеобразие этих упоминаний и того, что вопросы сохранения здоровья человека были связаны с так называемой' «священной литературой» Древнего Востока?. S^lliW''P'l f w Ф' -..'•' '•'•}
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ
Наибольший расцвет греческой культуры относится к V веку до нашей эры (победа над персидскими завоевателями, поражение рабовладельческой аристократии и победа рабовладельческой демократии).
Культурное наследие Древней Греции было воспринято Римской империей, период наибольшего могущества и "расцвета культуры которой относится к II в. до нашей эры — I в. нашей эры. Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении на востоке, от Британии на севере до Египта на юге.
Первоначально знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Философские учения Древней Греции — материализм и идеализм — отражали острую классовую борьбу. Материальная линия Демокрита и идеалистическая линия Платона — отражали борьбу прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной земельной рабовладельческой аристократией.
Вопросы сохранения здоровья и воспитания человека обнаруживаются в трудах философов, медиков и риторов древности. Поэтому сведения о речевых расстройствах должны рассматриваться в совокупности с вопросами сохранения здоровья и воспитания человека и мировоззренческими позициями древних ученых.
Демокрит (V—IV вв, до и. в.) ученый-энттик.тгопетгш'т. занимавшийся математикой. Физикой, анатомией, медициной, историей и другими науками. По свидетельству древнегреческих писателей, ему принадлежало до 70 разных сочинений.
Демокрит учил, что в основе мира лежит не бог, не дух, а материя. Из первоматерии возникло все существующее. Материя состоит из мельчайших частиц (атомов). Частицы эти находятся в постоянном движении — то соединяются, то разът единяются. Природа едина и находится в вечном движении.. Атомистический материализм выступил против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий. Это был удар по религии.
Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосо-образности воспитания. «Природа и воспитание подобны». Подчеркивая сложность воспитания, Демокрит указывал, что «учение вырабатывает прекрасные вещи на основе труда», и предостерегал от дурного примера. На первое место в нравственном воспитании Демокрит выдвигал упражнения. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Он •впервые подчеркивал огромную роль труда в воспитании" и" требовал «постоянного труда, который от привычки к нему де-
,10
лается легче». ШобгбШШвв Ь^щёшв с j^iirtm развивает дурные задатки».
Таким образом, в сочинениях Демокрита мы находим ряд вопросов, касающихся только общего воспитания детей: при-родрсообразность' воспитания, большое значение в процессе воспитания упражнений, важность положительных примеров окружающих ребёнка людей.
Платон (V— IV вв. до н. э.) —отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального мира несовершенны и преходящи, они только тени мира идей. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков, доставляющие сверхчувственные прообразы вещей. Материальный мир — не настоящий, он лишь отражает истинный мир бесплотных, нематериальных идей.
. Все происходящие в здоровом и больном организме процессы Платон истолковывал идеалистически и мистически. Он был знаком с египетской медициной и развивал учение о пневме:—- божественной душе, которая проникает в тело человека (причем в мозгу она сообщает способность чувствовать и мыслить, в сердце — согревает человека, в печени — Питает)'.,., Причины болезней он. видел в наказании, ниспосланном с неба..,Отсюда, лечение т это обряды, гимны, музыка. Лекарства,.не...здоеют, никакого значения. А для рабов вообще — «луч1* ше, благодетельная, смерть ь.
,, Платон, г- ученик Сократа. В течение нескольких -дееятиле* тий он занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при. гимназии Академии основал, своеобразную, шкоду для желающих заниматься философией. В своих произведениях изложил стройную систему взглядов на сущность, задачи, содержание, организацию и методику воспитания детей верхушки рабовладельческого общества, которые сами впоследствии должны стать правителями.
Воспитание, говорил Платон, должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующего класса..*:'•
Дети,с 3. до б лет под руководством, воспитательниц занимаются играми. Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тщательному выёёру материала для рассказа детям. Он был сторонником общественного воспитания детей с самого младшего
возраста.
С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению.
С 12 до 16 лет — школа физического воспитания —пале-
стра.
Затем до 18 лет юноши изучают арифметику, геометрию и
астрономию, *щ1
.42
G 18 до 20 лет — эфебия, то есть военно-гимнастическай
подготовка,. .„^
С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, становятся воинами. Те, кто проявил способности к отвлеченному мышлению, проходят до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию. Они готовятся к государственным должнрстям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35 лет), после чего с 35 лет до 50 они освобождаются от участия в управлении для дальнейшего самоуглубления и созерцания.
В своем произведении «Протагор» Платон пишет, что воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании. Он не может ничего сказать и сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо, что это похвально, а то постыдно, что это свято, а то нечестиво, что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо, если- же не повинуется, то его исправляют при помощи угроЗ|И ударов, как искривившееся дерево.
...И как только мальчик научится буквам и начнет понимать написанное, подобно тому, как он прежде понимал только устную речь, учителя дают ему произведения великих поэтов, которые он и читает в школе. В этих произведениях со--держится много поучительного, многое рассказывается о древних знаменитых людях, прославляются и восхваляются их подвиги. Все это мальчик должен эаучить наизусть, чтобы подражать им и желать сделаться таким же, как они.
У Платона, как и у Демокрита, мы находим отражение проблем общего воспитания подрастающего поколения. В частности,: Платон дает возрастную периодизацию развития человека с описанием особенностей каждого этапа жизни. Он — сторонник общественного воспитания детей с самого раннего детства — большое значение придавал использованию игр с маленькими детьми и тщательному выбору литературного материала для заучивания и рассказывания детям.
Одно из самых первых упоминаний о речевых расстройствах в литературе Древней Греции встречается у Геродота — отца истории (ок. 484 — ок.' 425 гг. до н. э.), который описы-. вает своеобразную речь Киренского царя Ватта (говорил быстро, невнятно, спотыкался, недоговаривал окончания слов). В современной специальной литературе принято считать, что термин «баттаризм» — производное от имени этого царя. Однако мы можем предложить и другую версию: «баттаризм» — Юреческий термин, обозначающий спотыкание, заикание (Брокгауз и Ефрон). А Киренский царь «Ватт так назван потому,
2-74
что он был заика или таковым притворялся, чтоб лучше скрывать свои намерения. Его подлинное имя было Аристотель» 10. Выходит, что Ватт — это кличка по характеру дефекта речи у царя, а не наоборот.
Впервые наиболее полные и системные сведения о речевых расстройствах мы встречаем у древнегреческого' врача и есте--ствоиспытателя, основоположника античной медицины — Гиппократа (439—377 гг. до н. э.). До нас дошло.большое количество его сочинений (около 70), в которых содержится обширный эмпирический материал, систематизирующий разрозненные наблюдения врачей более ранних эпох и собственные наблюдения щ
По сравнению с древней медициной других стран медицина в Древней Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не приобрела здесь господствующего влияния, хотя и имела тоже определенное отношение к медицине. Так, в Древней Греции существовала и жреческая, храмовая медицина (асклепейоны— помещение для лечения при храмах), и народная медицина (ятрейи — тип частной лечебницы на дому у врача).
Асклепий12 — (производное — асклепейоны), бог-врач. Изображался с посохом В руках, обвитым змеей. Змея и ворон считались у многих народов олицетворением мудрости («Мудрый аки змий»). У некоторых народов существовали легенды о змееедах — людях, поедавших змей и, в результате овладевших глубочайшими познаниями, в частности по лечению и распознаванию болезней. Кстати, змея так и осталась в профессиональной эмблеме медицины.
Лечение в асклепейонах При храмах заключалось главным образом во внушении; больного подготавливали постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями и т. п. Далее следовал сон больных в храме, а жрецы затем толковали эти сны. Из лечебных процедур уделялось внимание водолечению и массажу. Но иногда наблюдались и активные вмешательства вплоть до хирургических операций.
Гиппократ вышел из семьи врачей. Знания получил от отца. Кроме того, он учился медицине на острове Кос. Много путешествовал, жил в Египте (знакомился с египетской медициной, обошел прибрежные города Малой Азии, побывал в греческих колониях на побережье Черного моря, врачевал в са-
10 Словарь исторический или сокращенная библиотека...— М., 1807—
1811, с. 79.
11 Гиппократ Коский. Избранные книги. Пер.с греч. В. И.Руд
нева.— Т. 1, М., 1936.
Гиппократ. Сочинения.— Т. II—III, M.—Л., 1941, 1944.
12 Асклепий — Эскулап по-латыни. Его дочери — покровительни
цы отдельных отраслей медицины: Гигиея (гигиена), Панакея (лекарст
венная терапия).
мой Греции. Изучал достижения древней медицины Индий* Египта и народов Малой Азии. В частности ему были известны медицинские знания скифов. Он упоминает об обычаях скифов в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Видимо, Гиппократ участвовал в военных походах, судя по его хирургическим знаниям.
Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современной ему древней греческой философии — материализм Демокрита и диалектику Гераклита и, пересмотрев под этим. углом зрения основные проблемы медицины (причины, этиологию, сущность болезней, их лечение и предупреждение), дал им материалистическое толкование.
Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли, злого духа. Таким образом, своими материалистическими в основе взглядами Гиппократ отвергал положения жреческой медицины. Тем самым он на много веков вперед определил направление развития медицины.
Гиппократ разделял гуморальную точку зрения на здоровье и болезнь человека.- Жизнь организма, по его убеждению определяется 4 соками: кровью, слизью (флегмой), желчью желтой и черной. В основе этих соков лежат различные сочетания 4-х первичных начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови — сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический. Темперамент определяется преобладанием в организме соответствующего сока. (Несмотря на известную наивность данного подхода, Гиппократ, по мнению И. П. Павлова, в общем правильно уловил основные типы). Различное смешение и соотношение этих жидкостей и их свойств и обусловливает здоровье и болезнь, темперамент и конституцию.
Гиппократ смотрел на болезнь как на явление изменяющееся (начало — сырость, середина — сварение, конец —- извержение (кризис). Задачу врача видел в том, чтобы, учитывая особенности организма больного, помочь ему силами природы. «Природа — врач болезней». В качестве метода лечения исходил из «противоположного противоположным». «Переполнение врачует отдых и наоборот, покой — ТРУД- Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач»...
Гиппократ уделял серьезное внимание наблюдению симптомов брЖзни, прогнозу («Мне кажется, что для врача самое
2*
,16
9 ШтЧ
лучшее Щ позаоЪтитьсй о способности &р6двйдён£я»)[ й симп-томатическому яечению.
По наблюдениям И. А. Сикорского, у Гиппократа встречаются упоминания о многих, известных нам сейчас, речевых расстройствах: aphonia, anaudia, traulotes, asapheia, ischnopho-nia, которые можно перевести соответственна на русский язык, как: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, Заикание.
В своих сочинениях Гиппократ пишет о главенствующей роли головного мозга во всей деятельности человека («Глаза, уши, Я8ык, руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг». «Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит»).
Он описывает органы и функции слуха и зрения человека, излагает свой взгляд на механизм образования голоса и речи человека, где отдельно определяет роль воздушной струи, языка, артикуляции,голоса («Человек говорит вследствие воздуха... Выталкиваясь наружу через пустоту, воздух производит звук, ибо голова резонирует. Язык артикулирует вследствие ударов; прегражденный в горле и ударяя в небо и зубы, он дает ясность звукам. Если бы язык каждый раз не артикулировал при столкновении, человек не имел бы раздельной речи, и испускал бы только простые звуки».)
В своих сочинениях Гиппократ дает также описание отдельных расстройств голоса, речи и слуха и способы их лечения. Следует отметить, что и в этих случаях он твердо придерживался гуморального взгляда на болезнь и ее лечение. («Если язык вдруг сделается бессильным или какая-либо часть тела поражается апоплексией, то это — страдание меланхолическое (от черной желчи»). Поэтому причину расстройств, функций головного моэга, слуха, эрения, голоса и речи Гиппократ усматривает обычно в излишке разной влаги в соответствующих органах. Отсюда и нередко своеобразные рекомендации для их преодоления.
Например. «Если заболевают уши, надо произвести обильные горячие изливания... Лучшее из имеющихся средств это дать рвотное, изгоняющее слизь, и очистить голову при помощи одного из лекарств, которым очищается слизь головы».
«Если язычок будет отвисать и способствовать удушью..., тотчас нужно употребить полоскание..., если это не поведет к сокращению язычка, нужно выбрить заднюю часть головы, приложить две кровососные банки, выпустить сколько можно крови и отозвать' назад слизистые истечения. Если этих средств недостаточно, надсекают язычок скальпелем и выпускают оттуда воду».
«Пускать кровь тем, которые внезапно, без лихорадки, поражены потерей речи».
«Если кто лишается голоса, это должно быть отнесено за
счет переполнения вен. В этих случаях нужно открыть внутреннюю вену правой руки и выпустить кровь в более или менее большом количестве сообразно конституции и возрасту больного» и т. д.
Одна из заслуг Гиппократа и в том, что он рекомендовал при диагностировании >и прогнозе любых заболеваний обращать внимание на состояние слуха и речи больного. (Конечно, эти прогнозы в настоящее время выглядят несколько примитивно, но в принципе, нам думается,' это весьма верный подход к дифференциальной диагностике болезней)'. Например: «Иметь тугое ухо, дрожащие руки..., парализованный язык — плохо». «Частые потери речи с некоторым усыплением указывают на чахоточное состояние». «Во время спазмов продолжительная потеря голоса — плоха; короткая же указывает на паралич или языка, или руки, или частей, расположенных справа». «Дрожащий язык у некоторых больных — признав будущего желудочного расстройства» и т. д.
Таким образом, у Гиппократа мы впервые находим: 1) попытку классифицировать речевые расстройства; 2) указание на главенствующую роль головного мозга во всей деятельности человека; 3) описание органов и функций слуха и зрения, голоса и речи (роль воздушной струи, языка, голоса, артикуляции в звукообразовании); 4) отнесение расстройств речи к болезням, поражающим человека; 5) описание отдельных расстройств слуха, голоса и речи и способов их лечения, исходя из гуморальной точки зрения на болеэни вообще; 6) рекомендации использовать при дифференциальной диагностике pas-личных болевней особенности расстройств слуха, голоса и речи.
Аристотель (384—322 гг. до нашей эры) «самая всеобъемлющая голова из всех древнегреческих философов». Такими словами характеризовал Энгельс великого философа, идеолога античного рабовладельческого общества. И действительно, почти нет такой области человеческих знаний, которую Аристотель оставил бы без внимания. Своими исследованиями он охватил все доступные для своего времени отрасли знаний. Ему принадлежат труды по философии, логике, естествознанию, истории, политике, этике, эстетике, медицине, педагогике.
Аристотель получил философское образование в академии Платона. На формирование его мировоззрения эта школа оказала огромное влияние. Но впоследствии Аристотель создает свою философскую школу, так называемый Ликей, где подвергает критике некоторые концепции платоновской философии. Ряд лет Аристотель посвятил педагогической деятельности и был воспитателем сына македонского царя Александра, впоследствии великого полководца.
Аристотель сын врача. Получил и медицинское образование. Для него характерно учение о целенаправленности природы '(телеология): «Природа ничего не делает лишнего..., природа
производит все ради чего-нибудь». (Это впоследствии подхватили попы). Исходя из сравнительной анатомии органов артикуляции у различных представителей животного мира, он заключал, что для произведения членораздельной речи необходим удобоподвижный, мягкий, длинный и в то же время широкий язык. Нужны влажные губы при нешироком отверстии рта, и, наконец, необходимо наличие зубов.
Аристотель пишет: «У людей губы— мягкие, мясистые, могущие отделяться; как у всех прочих животных, они служат для сохранения зубов, но еще в большей степени ради блага, ибо они связаны с образованием речи. И как язык человека создан природой непохожим на языки других животных, чтобы он выполнял два действия..., а именно: язык служит ради вкусовых ощущений и ради речи, так и губы ради Той же речи и охраны зубов. Ведь слово, произнесенное голосом, слагается из звуков и, если бы язык не обладал данными ему свойствами и губы не были влажны, большинство звуков не могло бы быть издано, ибо одни из них возникают вследствие припаде-ния языка, другие — смыкания губ».
С этих.позиций Аристотель старается объяснить и расстройства речи. «Человек имеет в высшей степени подвижный, мягкий и широкий язык, чтобы он был пригоден к двойкому употреблению; и для вкусовых ощущений... и для расчленения ввуков и речи, для чего нужен мягкий и широкий язык, ибо будучи таким и к тому же свободным, он может легче всего сокращаться и вытягиваться всяческим образом. Это яснее всего обнаруживают те, у которых он не вполне свободен; они шепелявят и картавят» 13. Таким образом, Аристотель видел причину недостатков речи в неправильном строении или недостаточной подвижности органов артикуляции.
В своих педагогических сочинениях Аристотель довольно подробно рассматривает многие важные вопросы воспитания. Вопреки учению Платона, учеником которого он был на протяжении 20 лет, Аристотель не противопоставлял мир идей и мир вещей, а отождествлял их: идея представлялась ему формой, в которую облечена материя.
В основе психологических взглядов Аристотеля лежит представление о единстве души и тела, как формы и материи и о наличии у человека трех видов души: растительной (функции питания и размножения), разумной (функция мышления), животной (функции ощущения и желания). Исходя из этих представлений, Аристотель видел задачи воспитания в развитии этих видов души, чему соответствует физическое, умственное и нравственное воспитание в их гармоническом единстве. В частности, по мнению Аристотеля, для выработки доброде-
тели необходимы продуманные упражнения в справедливом. и хорошем, нужна привычка, постоянное действие, а отсюда образуется нравственное поведение детей. Во всяком желании и деятельности, по Аристотелю, могут иметь место недостаток, излишек и середина. И во всем только середина, только равновесие хорошо и полезно. В таком поведении и следует упражняться. Аристотель, в отличие от Платона, полагал, что семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании.
В медицинских сочинениях Аристотеля, таким образом, с позиции сравнительной анатомии органов речи у человека и животного мира определяется, какими качествами должен обладать речевой аппарат для возможности образования членораздельной речи. Аристотель рассматривает здесь роль языка, губ. Причину недостатков речи усматривает в нарушениях периферической части речевого аппарата человека.
В педагогических сочинениях Аристотеля рассматриваются вопросы умственного, физического, нравственного воспитания детей, роль упражнений, роль семьи в воспитательном процессе. И не находим никаких упоминаний о недостатках речи. Это обстоятельство подтверждает мысль, что речевые расстройства в те далекие времена относились к разряду болезней и потому подлежали вниманию врачей.
Плутарх (ок. 46—120 гг.) —- греческий дгасатель той эпохи, когда Греция уже более чем два столетия как утратила свою самостоятельность и была римской прови<