ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА V-XVI вв.




1—74 8


рый), пусть вырежет из щеки лоскут, й, схватив за кончик оставшегося носа, края его да обрежет (обреет) и как можно скорее к ним прикрепит приспособленными швами. Нос как следует перевяжет с помощью двух тростников, вставленных в ноздри, приподнимет и смажет части умащениями из ptero-corpi santalini и из.солодкового корня. Когда нос закроет хлоп­ком, то следует совершенно его смочить белым растительным маслом из маслянистых растений и смачивать как можно чаще»,

«Когда уже совершится слипчивое сращение, то следует опять перерезать средину (перемычку) листа (лоскута), В слу­чае если не хватает мяса (плоти или мягких частей), пусть врач снова натягивает эту плоть; если лоскут слишком велик, то пусть уравняет его».

Оканчивается это место таким восклицанием: «Тот врач, который знает способ, как восстанавливать губы и нос, произ­водя соединения тканей на том месте, где их недостает у мла­денцев, тот может делать царей!» 3.

Китай. Нам очень мало известно о древней медицине Ки­тая. «Однако надо думать,— писал В. В. Корсаков,— что в на­родной и многовековой наблюдательности китайцев хранятся еще неведомые нам врачебные средства, добыть которые было весьма нелегко: тому причиной обособленность и трудность изучения китайского языка, таинственность и скрытность вра­чебных средств, оберегаемых китайцами» 4.

О речевых расстройствах в китайской литературе мы нахо­дим некоторые сведения в трудах русского врача' П. Я. Пясец-кого &, который глубоко и тщательно изучал древнекитайскую медицину6. В частности, он отмечает: «Не Врожденных недо­статков наиболее часто есть заячья губа». Интересную харак­теристику он дает и голосу китайцев, объясняя его необыкно­венную высоту так: «Наиболее развитой является гортань, обыкновенно очень выступающая вперед, чему соответствует обыкновенно сильные и звонкие голоса, составляющие особен­ность китайцев».

Религиозные мифы и сказания. Изучая литературные па­мятники Древнего Востока, нельзя не коснуться и религиоз­ных мифов и сказаний, в которых мы также обнаруживаем своеобразные упоминания о речевых расстройствах и «прие­мах» их устранения.

3 Делоне Б. П. Сравнение медицины Аюрвед с медициною Гиппо­кратов.— Московская медицинская газета, 1877, №№ 30—34, 36, 37, 40.

* Корсаков В. В. Медицина в Китае в прошлом и настоящем.—
Врачебное дело, 1928, № 20., •. ЩЩ

5 П я с е ц к и й П. Я. Как живут и лечатся китайцы.— М., 1882.

6 Одной из древнейших книг Китая является медицинский трактат
«Нянь-цзин» — толкователь' важнейших частей врачебной науки (дати­
руется III в. до н. э., но создание ее относят к более древней эпохе).


Подходя с позиций марксистской критики.религиозных ми* фов и легенд, мы отбрасываем сказки о сверхъестественном их происхождении и святости и подходим к ним лишь как к Памятникам древней литературы, которые дают разнообразный материал для характеристики определенного периода в жизни древнего общества, его экономики, политического строя И идеологии.

В «Библии» («Ветхий завет») встречается упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил невнятно. Интересна версия о предполагаемой причине труд­ной речи Моисея (сведения об этом подчерпнуты нами из еврейского и арабского религиозного эпоса). Когда дочь фарао­на принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой разрешить усыновить его, фараон взял ребенка к себе на ко­лени и возложил ему на голову свою корону. Моисей сорвал ее и стал издеваться над ней. Советники фараона увидели в этом дурное предзнаменование: они советовали умертвить его, но один из них заступился за Моисея, заявив, что ребенок сделал это по недомыслию. Он предложил показать ребенку золото и горяшие угли и посмотреть, что он выберет. Моисей, естественно, хотел было выбрать золото, что имело бы для него роковые последствия, но тут вмешался ангел, который направил его руку, и он потянулся к углям и поднес один.из них ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить. v>„. Анализируя приведенный пример, мы можем предположить, что в далеком прошлом существовал крупный полководец, ' вождь, который имел недостаток речи. Постепенно образ его жрецами канонизировался, а его поступки и дела облекались в религиозные оболочки. Здесь ярко видно стремление жрецов придать даже факту трудной речи Моисея божественную, сверхъестественную окраску и провидение всевышнего: тут й рука ангела, и непримиримое отношение 3-х месячного ре­бенка к фараону-угнетателю и т. д.

В религиозном эпосе («Библия», «Коран», «Талмуд») встре­чаются также и описания «чудесных исцелений» речевых рас­стройств. Характерно, что пророки устраняли 'эти расстройства : наряду с другими недугами, поразившими человека. Так, в «Библии» описывается «чудотворная» деятельность Иисуса, к -которому приводили для исцеления всех немощных, одержи­мых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и он исцелял их.

«И вот привели к нему глухого косноязычного и просили его возложить на него руку. Иисус отводил его в сторону от народа, вложил персты свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И, воззрев на небо, вздохнул, и ему:, еффаоа, т. е. «отверзись». И'тотчас отверзься у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».

Подобно Христу, но-гораздо ранее его, Заратуштра (ска-

 

4*


зание об этом вероучителе сложилось в Иране, по соседству с Сирией и Вавилонией, около полутысячи лет до возникно­вения христианства) ходил по стране, учил вере, творил чу­деса, исцелял больных, слепых, горбатых и немых7. ■

Интересно, что среди скаэок, сочиненных священнослужи­
телями для рекламации чудотворной деятельности «пророков»,
их божественного предначертания», имеются такие, в кото­
рых человеческая речь вдруг появляется у животных, которые
соприкасаются с этими «богом посланными люДьми» (Валаамо­
ва ослица однажды заговорила, протестуя против побоев свое­
го хозяина; бык заговорил, предсказывая рождение Заратушт-
ры; осел, на котором ехал из Мекки основатель мусульманской
религии Мухаммед, вдруг заговорил человеческим голосом и
всем объявил, что он везет величайшего пророка). Забавна
сказка и о том, как Мухаммед вдруг одномоментно выучился
читать и писать.,.-~*>i

Мухаммеду вообще приписывают всякие чудесные видения. Так, однажды, рассказывают почитатели пророка, ночью он вдруг услышал голос, зовущий его. Когда он поднял голову, он увидел такой яркий свет, что даже лишился чувств, а когда он очнулся, перед ним стоял ангел, в руках которого был исписанный шелковый свиток. «Читай»,— сказал ангел. «Я не читаю»,— сказал Мухаммед, по мусульманским сказаниям быв­ший неграмотным. «Читай,—- повторил ангел, придавив Му­хаммеда так, что тот решил, что умирает — читай во имя гос­пода твоего, который соэдал человека из сгустившейся крови,.., который научил человека владеть письменной тростинкой». После этого Мухаммед почувствовал, что может читать8.

Отбрасывая забавную сторону религиозных сказок о про­роках и их чудотворной деятельности, следует обратить вни­мание в них на то, что немота, косноязычие, т. е. расстройства речи упоминаются эдесь в одном ряду с другими болезнями. Это дает нам право говорить о tomJ^to речевые расстройства выделялись в древнем мире и относились здесь к разряду дру­гих болеэней, поражающих человека.

Исследователям удается в этом отношении проследить эле­менты медицины в религиозном эпосеЛ

Встречаются там, в частности, сообщения о внезапной по­тери речи (афазия). Упоминается это расстройство речи из юридических соображений в связи с определением степени вменяемости больного. В случае развода, например, рекомен­довалось предложить больному 3 вопроса и по его ответу

* Ярославский Ем. Как родятся, живут и умирают боги и бо­гини.— М., 1959.

8 Ярославский Ем. Как родятся,»ивут и умирают боги и бо-

9Пясвцкий П. Я. Медицина по Библии и Талмуду, — СПБ., 1901.


(кивком головы) судить о логичности его желания. «Онемел, и был ему предложен вопрос: писать разводной акт твоей жене? И он наклонил голову. Пробуют 3 раза, если он качает головой утвердительно или отрицательно, где следует, то пи­шут разводной акт его жене».

Здесь же при определении вменяемости с целью диффе­ренцированного подхода фигурируют: глухонемые, немые, сла­боумные и просто малолетние. Считался невменяемым глухо­немой, который с раннего детства осужден на ограниченное умственное общение с миром и лишен таким образом нормаль­ного духовного развития. И здесь же сраэу оговорка, что немой, обладающий слухом (моторная афазия?), или глухой, обладающий речью (сенсорная афазия? или позднооглох-щий?) — вменяемы. Невменяемы душевнобольные или умст­венно ограниченные, у которых мовговые функции отклоняют­ся от нормы, и.малолетние дети, которые не имеют первых признаков половой зрелости.

! В религиозном эпосе мы встречаем примеры немоты, воз­
никшей в результате какого-то нервного потрясения (мутйэм?)
1 и излеченной в одном случае испугом (эмощмнальныв.
стресс?), а в двух других ■— молитвой священника (внушение,
психотерапия?). щ$

Зввлюченже

Древний Восток — колыбель человеческой культуры. Имен­но вдесь впервые совершен переход к рабовладельческому строю. Государства Древнего Востока — деспотические. Власть деспота обосновывалась, утверждалась и укреплялась религией.

Изучение письменных памятников Древнего Востока (над­писи на пирамидах, саркофагах, папирусы и др.) дает вам представление о культуре, быте, мировоззрениях народов той эпохи.

К числу первых письменных источников, в которых мы находим упоминания о речевых расстройствах, относятся: па­пирус Эдвина Смита (Египет), медицинские трактаты «Аюр-веды»' (Индия), «Нань-цзин». (Китай),, религиозные мифы и сказания («Библия», «Талмуд»,,«Коран»).

В названных письменных памятниках Древнего Востока встречаются упоминание о речевых расстройствах в виде опи­сания случаев потери человеком слуха, речи, контроля над движениями рук и ног (папирус Эдвина Смита); упоминание о. расщелине губы и твердого неба, описание пластической операции при расщелине губы и деформации носа /(«Аюрве-ды»); упоминания о «заячьей губе» и особенностях высокого голоса китайцев («Нань-цзин»).

"-. В одном из самых древних медицинских трактах (папиру­се Эдвина Смита) впервые упоминается о головном мозго и


 



9


локализации мозговых функций, управляющих движениями че­ловеческого тела.

В религиозных мифах и сказаниях («Библия», «Талмуд», «Коран») обнаруживаются: упоминания о разных речевых рас­стройствах (заикание, косноязычие, внезапная потеря речи,. немота (с сохранным слухом), глухота (с сохранной речью), немота на почве нервного потрясения; описание причин, вызы­вающих заикание и косноязычие (Моисей) и описание «чу­десных исцелений» расстройств речи «пророками» (Христос Заратуштра, Мухаммед).

Упоминаются речевые расстройства в религиозном эпосе наряду с умственной отсталостью, глухонемотой, с особенно­стями несовершеннолетних. Эти упоминания носят юридиче­ски-правовой характер с целью определения вменяемости че­ловека.. Ш»

Таким образом, мы можем предположить, что человек обра­тил внимание на свою неправильную речь с древнейших вре­мен истории развития человеческого общества. Это, видимо. произошло несколько позже того, как появилась у людей воз­можность речевого общения, и одновременно "с первым созна­тельным отношением человека к языку как средству познания.

Недостатки речи мешали общению человека с окружающи­ми и обращали на себя их внимание. Это отразилось в описа­нии случаев неправильной речи в литературных памятниках. Интерес и внимание к речевым недостаткам, естественно, по­родили желание прежде всего понять их происхождение. От­сюда первое и единственно возможное в условиях жизни древ­него человека — объяснить это влиянием сверхестественны£ сил.

Появление специальных знаний, • их накопление и система­тизация вызывали первые попытки различить разные речевые расстройства и попытки избавиться от них. Естественным было для древнего человека и к этому вопросу подойти вначале с. позиции своего религиозно-мистического воображения, с по­зиции своей веры в сверхестественные чудеса;

Задания для самостоятельной работы. '. Щ •. I%

1. Докажите необходимость знания истории логопедии для её совре­менного развития.

2. Охарактеризуйте, эпоху рабовладельческого строя и состояние культуры и науки в странах Древнего Востока.

3. В каких письменных памятниках Древнего Египта, Индии, Китая встречаются первые упоминания о речевых' расстройствах, о чем имен1 но в них говорится?

4. Какие сведения о речевых расстройствах и приемах их.устра­нения содержатся в религиозных мифах и сказаниях? Как объяснить своеобразие этих упоминаний и того, что вопросы сохранения здоровья человека были связаны с так называемой' «священной литературой» Древнего Востока?. S^lliW''P'l f w Ф' -..'•' '•'•}


ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ

Наибольший расцвет греческой культуры относится к V веку до нашей эры (победа над персидскими завоевателями, поражение рабовладельческой аристократии и победа рабовла­дельческой демократии).

Культурное наследие Древней Греции было воспринято Римской империей, период наибольшего могущества и "расцве­та культуры которой относится к II в. до нашей эры — I в. нашей эры. Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Ар­мении на востоке, от Британии на севере до Египта на юге.

Первоначально знания у древних греков не были еще рас­членены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Философские учения Древней Греции — материа­лизм и идеализм — отражали острую классовую борьбу. Мате­риальная линия Демокрита и идеалистическая линия Плато­на — отражали борьбу прогрессивной рабовладельческой демо­кратии с реакционной земельной рабовладельческой аристо­кратией.

Вопросы сохранения здоровья и воспитания человека обна­руживаются в трудах философов, медиков и риторов древности. Поэтому сведения о речевых расстройствах должны рассмат­риваться в совокупности с вопросами сохранения здоровья и воспитания человека и мировоззренческими позициями древ­них ученых.

Демокрит (V—IV вв, до и. в.) ученый-энттик.тгопетгш'т. зани­мавшийся математикой. Физикой, анатомией, медициной, исто­рией и другими науками. По свидетельству древнегреческих писателей, ему принадлежало до 70 разных сочинений.

Демокрит учил, что в основе мира лежит не бог, не дух, а материя. Из первоматерии возникло все существующее. Ма­терия состоит из мельчайших частиц (атомов). Частицы эти находятся в постоянном движении — то соединяются, то разът единяются. Природа едина и находится в вечном движении.. Атомистический материализм выступил против идеи вмеша­тельства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суе­верий. Это был удар по религии.

Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосо-образности воспитания. «Природа и воспитание подобны». Под­черкивая сложность воспитания, Демокрит указывал, что «уче­ние вырабатывает прекрасные вещи на основе труда», и пре­достерегал от дурного примера. На первое место в нравствен­ном воспитании Демокрит выдвигал упражнения. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Он •впервые подчеркивал огромную роль труда в воспитании" и" тре­бовал «постоянного труда, который от привычки к нему де-


 


,10



лается легче». ШобгбШШвв Ь^щёшв с j^iirtm развивает дур­ные задатки».

Таким образом, в сочинениях Демокрита мы находим ряд вопросов, касающихся только общего воспитания детей: при-родрсообразность' воспитания, большое значение в процессе воспитания упражнений, важность положительных примеров окружающих ребёнка людей.

Платон (V— IV вв. до н. э.) —отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального мира несовершенны и преходящи, они только тени мира идей. Действительное бы­тие имеют только идеи, существующие испокон веков, достав­ляющие сверхчувственные прообразы вещей. Материальный мир — не настоящий, он лишь отражает истинный мир бес­плотных, нематериальных идей.

. Все происходящие в здоровом и больном организме про­цессы Платон истолковывал идеалистически и мистически. Он был знаком с египетской медициной и развивал учение о пневме:—- божественной душе, которая проникает в тело чело­века (причем в мозгу она сообщает способность чувствовать и мыслить, в сердце — согревает человека, в печени — Питает)'.,., Причины болезней он. видел в наказании, ниспосланном с неба..,Отсюда, лечение т это обряды, гимны, музыка. Лекарст­ва,.не...здоеют, никакого значения. А для рабов вообще — «луч1* ше, благодетельная, смерть ь.

,, Платон, г- ученик Сократа. В течение нескольких -дееятиле* тий он занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при. гимназии Академии основал, своеобразную, шкоду для желающих заниматься философией. В своих произведениях изложил стройную систему взглядов на сущность, задачи, со­держание, организацию и методику воспитания детей верхуш­ки рабовладельческого общества, которые сами впоследствии должны стать правителями.

Воспитание, говорил Платон, должно быть организовано го­сударством и соответствовать интересам господствующего класса..*:'•

Дети,с 3. до б лет под руководством, воспитательниц зани­маются играми. Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение, равно как и тща­тельному выёёру материала для рассказа детям. Он был сто­ронником общественного воспитания детей с самого младшего

возраста.

С 7 до 12 лет дети посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению.

С 12 до 16 лет — школа физического воспитания —пале-

стра.

Затем до 18 лет юноши изучают арифметику, геометрию и

астрономию, *щ1

.42


G 18 до 20 лет — эфебия, то есть военно-гимнастическай
подготовка,. .„^

С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, становятся воинами. Те, кто проявил способности к отвлеченному мышлению, проходят до 30 лет третью, выс­шую ступень образования, изучая философию. Они готовятся к государственным должнрстям. Немногие, проявившие исклю­чительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35 лет), после чего с 35 лет до 50 они освобож­даются от участия в управлении для дальнейшего самоуглуб­ления и созерцания.

В своем произведении «Протагор» Платон пишет, что воспи­тание и наставление начинаются с самых первых лет сущест­вования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании. Он не может ничего сказать и сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо, что это похвально, а то постыдно, что это свято, а то нечестиво, что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо, если- же не повинуется, то его исправляют при помощи угроЗ|И ударов, как искривившееся дерево.

...И как только мальчик научится буквам и начнет пони­мать написанное, подобно тому, как он прежде понимал толь­ко устную речь, учителя дают ему произведения великих по­этов, которые он и читает в школе. В этих произведениях со--держится много поучительного, многое рассказывается о древ­них знаменитых людях, прославляются и восхваляются их под­виги. Все это мальчик должен эаучить наизусть, чтобы подра­жать им и желать сделаться таким же, как они.

У Платона, как и у Демокрита, мы находим отражение про­блем общего воспитания подрастающего поколения. В частно­сти,: Платон дает возрастную периодизацию развития человека с описанием особенностей каждого этапа жизни. Он — сторон­ник общественного воспитания детей с самого раннего детст­ва — большое значение придавал использованию игр с малень­кими детьми и тщательному выбору литературного материала для заучивания и рассказывания детям.

Одно из самых первых упоминаний о речевых расстройст­вах в литературе Древней Греции встречается у Геродота — отца истории (ок. 484 — ок.' 425 гг. до н. э.), который описы-. вает своеобразную речь Киренского царя Ватта (говорил бы­стро, невнятно, спотыкался, недоговаривал окончания слов). В современной специальной литературе принято считать, что термин «баттаризм» — производное от имени этого царя. Од­нако мы можем предложить и другую версию: «баттаризм» — Юреческий термин, обозначающий спотыкание, заикание (Брок­гауз и Ефрон). А Киренский царь «Ватт так назван потому,

 

2-74


что он был заика или таковым притворялся, чтоб лучше скры­вать свои намерения. Его подлинное имя было Аристотель» 10. Выходит, что Ватт — это кличка по характеру дефекта речи у царя, а не наоборот.

Впервые наиболее полные и системные сведения о речевых расстройствах мы встречаем у древнегреческого' врача и есте--ствоиспытателя, основоположника античной медицины — Гип­пократа (439—377 гг. до н. э.). До нас дошло.большое количе­ство его сочинений (около 70), в которых содержится обшир­ный эмпирический материал, систематизирующий разрозненные наблюдения врачей более ранних эпох и собственные наблю­дения щ

По сравнению с древней медициной других стран медицина в Древней Греции в меньшей степени находилась под влия­нием религии. Жреческая каста не приобрела здесь господ­ствующего влияния, хотя и имела тоже определенное отноше­ние к медицине. Так, в Древней Греции существовала и жре­ческая, храмовая медицина (асклепейоны— помещение для ле­чения при храмах), и народная медицина (ятрейи — тип ча­стной лечебницы на дому у врача).

Асклепий12 — (производное — асклепейоны), бог-врач. Изо­бражался с посохом В руках, обвитым змеей. Змея и ворон считались у многих народов олицетворением мудрости («Муд­рый аки змий»). У некоторых народов существовали легенды о змееедах — людях, поедавших змей и, в результате овладев­ших глубочайшими познаниями, в частности по лечению и рас­познаванию болезней. Кстати, змея так и осталась в профес­сиональной эмблеме медицины.

Лечение в асклепейонах При храмах заключалось главным образом во внушении; больного подготавливали постом, молит­вами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями и т. п. Далее следовал сон больных в храме, а жрецы затем толковали эти сны. Из лечебных процедур уделялось внима­ние водолечению и массажу. Но иногда наблюдались и актив­ные вмешательства вплоть до хирургических операций.

Гиппократ вышел из семьи врачей. Знания получил от отца. Кроме того, он учился медицине на острове Кос. Много путешествовал, жил в Египте (знакомился с египетской меди­циной, обошел прибрежные города Малой Азии, побывал в гре­ческих колониях на побережье Черного моря, врачевал в са-

10 Словарь исторический или сокращенная библиотека...— М., 1807—
1811, с. 79.

11 Гиппократ Коский. Избранные книги. Пер.с греч. В. И.Руд­
нева.— Т. 1, М., 1936.

Гиппократ. Сочинения.— Т. II—III, M.—Л., 1941, 1944.

12 Асклепий — Эскулап по-латыни. Его дочери — покровительни­
цы отдельных отраслей медицины: Гигиея (гигиена), Панакея (лекарст­
венная терапия).


мой Греции. Изучал достижения древней медицины Индий* Египта и народов Малой Азии. В частности ему были извест­ны медицинские знания скифов. Он упоминает об обычаях ски­фов в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Видимо, Гиппократ участвовал в военных походах, судя по его хирургическим знаниям.

Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу ме­дицинских явлений он с успехом приложил достижения совре­менной ему древней греческой философии — материализм Де­мокрита и диалектику Гераклита и, пересмотрев под этим. углом зрения основные проблемы медицины (причины, этио­логию, сущность болезней, их лечение и предупреждение), дал им материалистическое толкование.

Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявле­ние божественной воли, злого духа. Таким образом, своими материалистическими в основе взглядами Гиппократ отвергал положения жреческой медицины. Тем самым он на много веков вперед определил направление развития медицины.

Гиппократ разделял гуморальную точку зрения на здоро­вье и болезнь человека.- Жизнь организма, по его убеждению определяется 4 соками: кровью, слизью (флегмой), желчью желтой и черной. В основе этих соков лежат различные сочета­ния 4-х первичных начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому из четырех соков соответствует опреде­ленный «темперамент»: крови — сангвинический, слизи (флег­ме) — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический. Темперамент определяется преоб­ладанием в организме соответствующего сока. (Несмотря на известную наивность данного подхода, Гиппократ, по мнению И. П. Павлова, в общем правильно уловил основные типы). Различное смешение и соотношение этих жидкостей и их свойств и обусловливает здоровье и болезнь, темперамент и конституцию.

Гиппократ смотрел на болезнь как на явление изменяю­щееся (начало — сырость, середина — сварение, конец —- извер­жение (кризис). Задачу врача видел в том, чтобы, учитывая особенности организма больного, помочь ему силами природы. «Природа — врач болезней». В качестве метода лечения исхо­дил из «противоположного противоположным». «Переполнение врачует отдых и наоборот, покой — ТРУД- Одним словом, про­тивоположное есть лекарство для противоположного, ибо ме­дицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач»...

Гиппократ уделял серьезное внимание наблюдению симп­томов брЖзни, прогнозу («Мне кажется, что для врача самое

2*

,16



9 ШтЧ

лучшее Щ позаоЪтитьсй о способности &р6двйдён£я»)[ й симп-томатическому яечению.

По наблюдениям И. А. Сикорского, у Гиппократа встреча­ются упоминания о многих, известных нам сейчас, речевых расстройствах: aphonia, anaudia, traulotes, asapheia, ischnopho-nia, которые можно перевести соответственна на русский язык, как: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, Заикание.

В своих сочинениях Гиппократ пишет о главенствующей роли головного мозга во всей деятельности человека («Глаза, уши, Я8ык, руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг». «Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит»).

Он описывает органы и функции слуха и зрения человека, излагает свой взгляд на механизм образования голоса и речи человека, где отдельно определяет роль воздушной струи, язы­ка, артикуляции,голоса («Человек говорит вследствие возду­ха... Выталкиваясь наружу через пустоту, воздух производит звук, ибо голова резонирует. Язык артикулирует вследствие ударов; прегражденный в горле и ударяя в небо и зубы, он дает ясность звукам. Если бы язык каждый раз не артикули­ровал при столкновении, человек не имел бы раздельной речи, и испускал бы только простые звуки».)

В своих сочинениях Гиппократ дает также описание от­дельных расстройств голоса, речи и слуха и способы их лече­ния. Следует отметить, что и в этих случаях он твердо при­держивался гуморального взгляда на болезнь и ее лечение. («Если язык вдруг сделается бессильным или какая-либо часть тела поражается апоплексией, то это — страдание меланхоли­ческое (от черной желчи»). Поэтому причину расстройств, функций головного моэга, слуха, эрения, голоса и речи Гип­пократ усматривает обычно в излишке разной влаги в соот­ветствующих органах. Отсюда и нередко своеобразные реко­мендации для их преодоления.

Например. «Если заболевают уши, надо произвести обиль­ные горячие изливания... Лучшее из имеющихся средств это дать рвотное, изгоняющее слизь, и очистить голову при помо­щи одного из лекарств, которым очищается слизь головы».

«Если язычок будет отвисать и способствовать удушью..., тотчас нужно употребить полоскание..., если это не поведет к сокращению язычка, нужно выбрить заднюю часть головы, при­ложить две кровососные банки, выпустить сколько можно кро­ви и отозвать' назад слизистые истечения. Если этих средств недостаточно, надсекают язычок скальпелем и выпускают от­туда воду».

«Пускать кровь тем, которые внезапно, без лихорадки, по­ражены потерей речи».

«Если кто лишается голоса, это должно быть отнесено за


счет переполнения вен. В этих случаях нужно открыть внут­реннюю вену правой руки и выпустить кровь в более или ме­нее большом количестве сообразно конституции и возрасту больного» и т. д.

Одна из заслуг Гиппократа и в том, что он рекомендовал при диагностировании >и прогнозе любых заболеваний обра­щать внимание на состояние слуха и речи больного. (Конечно, эти прогнозы в настоящее время выглядят несколько прими­тивно, но в принципе, нам думается,' это весьма верный под­ход к дифференциальной диагностике болезней)'. Например: «Иметь тугое ухо, дрожащие руки..., парализованный язык — плохо». «Частые потери речи с некоторым усыплением указы­вают на чахоточное состояние». «Во время спазмов продол­жительная потеря голоса — плоха; короткая же указывает на паралич или языка, или руки, или частей, расположенных справа». «Дрожащий язык у некоторых больных — признав будущего желудочного расстройства» и т. д.

Таким образом, у Гиппократа мы впервые находим: 1) по­пытку классифицировать речевые расстройства; 2) указание на главенствующую роль головного мозга во всей деятельности человека; 3) описание органов и функций слуха и зрения, го­лоса и речи (роль воздушной струи, языка, голоса, артику­ляции в звукообразовании); 4) отнесение расстройств речи к болезням, поражающим человека; 5) описание отдельных рас­стройств слуха, голоса и речи и способов их лечения, исходя из гуморальной точки зрения на болеэни вообще; 6) рекомен­дации использовать при дифференциальной диагностике pas-личных болевней особенности расстройств слуха, голоса и речи.

Аристотель (384—322 гг. до нашей эры) «самая всеобъем­лющая голова из всех древнегреческих философов». Такими словами характеризовал Энгельс великого философа, идеолога античного рабовладельческого общества. И действительно, по­чти нет такой области человеческих знаний, которую Аристо­тель оставил бы без внимания. Своими исследованиями он охватил все доступные для своего времени отрасли знаний. Ему принадлежат труды по философии, логике, естествозна­нию, истории, политике, этике, эстетике, медицине, педагогике.

Аристотель получил философское образование в академии Платона. На формирование его мировоззрения эта школа ока­зала огромное влияние. Но впоследствии Аристотель создает свою философскую школу, так называемый Ликей, где подвер­гает критике некоторые концепции платоновской философии. Ряд лет Аристотель посвятил педагогической деятельности и был воспитателем сына македонского царя Александра, впо­следствии великого полководца.

Аристотель сын врача. Получил и медицинское образование. Для него характерно учение о целенаправленности природы '(телеология): «Природа ничего не делает лишнего..., природа


производит все ради чего-нибудь». (Это впоследствии подхва­тили попы). Исходя из сравнительной анатомии органов ар­тикуляции у различных представителей животного мира, он заключал, что для произведения членораздельной речи необхо­дим удобоподвижный, мягкий, длинный и в то же время ши­рокий язык. Нужны влажные губы при нешироком отверстии рта, и, наконец, необходимо наличие зубов.

Аристотель пишет: «У людей губы— мягкие, мясистые, могущие отделяться; как у всех прочих животных, они служат для сохранения зубов, но еще в большей степени ради блага, ибо они связаны с образованием речи. И как язык человека создан природой непохожим на языки других животных, что­бы он выполнял два действия..., а именно: язык служит ради вкусовых ощущений и ради речи, так и губы ради Той же речи и охраны зубов. Ведь слово, произнесенное голосом, слагается из звуков и, если бы язык не обладал данными ему свойства­ми и губы не были влажны, большинство звуков не могло бы быть издано, ибо одни из них возникают вследствие припаде-ния языка, другие — смыкания губ».

С этих.позиций Аристотель старается объяснить и расст­ройства речи. «Человек имеет в высшей степени подвижный, мягкий и широкий язык, чтобы он был пригоден к двойкому употреблению; и для вкусовых ощущений... и для расчленения ввуков и речи, для чего нужен мягкий и широкий язык, ибо будучи таким и к тому же свободным, он может легче всего сокращаться и вытягиваться всяческим образом. Это яснее всего обнаруживают те, у которых он не вполне свободен; они шепелявят и картавят» 13. Таким образом, Аристотель видел при­чину недостатков речи в неправильном строении или недоста­точной подвижности органов артикуляции.

В своих педагогических сочинениях Аристотель довольно подробно рассматривает многие важные вопросы воспитания. Вопреки учению Платона, учеником которого он был на про­тяжении 20 лет, Аристотель не противопоставлял мир идей и мир вещей, а отождествлял их: идея представлялась ему фор­мой, в которую облечена материя.

В основе психологических взглядов Аристотеля лежит представление о единстве души и тела, как формы и материи и о наличии у человека трех видов души: растительной (функ­ции питания и размножения), разумной (функция мышления), животной (функции ощущения и желания). Исходя из этих представлений, Аристотель видел задачи воспитания в разви­тии этих видов души, чему соответствует физическое, умствен­ное и нравственное воспитание в их гармоническом единстве. В частности, по мнению Аристотеля, для выработки доброде-


тели необходимы продуманные упражнения в справедливом. и хорошем, нужна привычка, постоянное действие, а отсюда об­разуется нравственное поведение детей. Во всяком желании и деятельности, по Аристотелю, могут иметь место недостаток, излишек и середина. И во всем только середина, только рав­новесие хорошо и полезно. В таком поведении и следует уп­ражняться. Аристотель, в отличие от Платона, полагал, что семья не устраняется от воспитания, на ней главным образом лежит забота о нравственном воспитании.

В медицинских сочинениях Аристотеля, таким образом, с позиции сравнительной анатомии органов речи у человека и животного мира определяется, какими качествами должен об­ладать речевой аппарат для возможности образования члено­раздельной речи. Аристотель рассматривает здесь роль языка, губ. Причину недостатков речи усматривает в нарушениях пе­риферической части речевого аппарата человека.

В педагогических сочинениях Аристотеля рассматриваются вопросы умственного, физического, нравственного воспитания детей, роль упражнений, роль семьи в воспитательном процес­се. И не находим никаких упоминаний о недостатках речи. Это обстоятельство подтверждает мысль, что речевые расст­ройства в те далекие времена относились к разряду болезней и потому подлежали вниманию врачей.

Плутарх (ок. 46—120 гг.) —- греческий дгасатель той эпохи, когда Греция уже более чем два столетия как утратила свою самостоятельность и была римской прови<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: