РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ ___5-3_____ КЛАССА
Срок реализации программы: 1 год
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:
170 ч (5 ч в неделю)
Санкт-Петербург
I. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; Просвещение, 2014г).
1.2. Рабочая программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю (5 часов - ФК) в соответствии с Учебным планом ГБОУ школы № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
1.3. Раздел «Введение» увеличен на 2 часа (систематизация знаний, полученных в 4 классе)
1.4. УМК: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др. Русский язык. 5 кл. Учебник в 2-х ч. (ФГОС). М.: Просвещение, 2019
1.5. Планируемые результаты обучения:
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
Регулятивные:
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;
- выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- преобразование практической задачи в познавательную;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели;
- формирование умения ставить учебную задачу;
- контроль и самоконтроль учебных действий;
- осуществлять поиск необходимой информации;
- уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания;
- прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик;
- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
- правилом при создании речевого высказывания;
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
- руководствовать правилом при создании речевого высказывания;
- выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;
- способствовать развитию умения самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
- уметь делать выводы на основе наблюдений;
- давать определение понятиям;
- определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение;
- различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
- развитие умения классифицировать явления;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов);
- владеть основами смыслового чтения текста;
- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
- ориентироваться в учебнике с большой долей самостоятельности;
- соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
- осуществлять рефлексию способов и условий действия.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- ориентироваться на разнообразие способов решения лингвистических задач.
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- учитывать и уважать разные мнения;
- построение фраз с использованием лингвистических терминов;
- строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения;
- умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей;
- рефлексия своих действий;
- формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение;
- определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формулировать собственное мнение;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- уметь задавать уточняющие вопросы;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речь: правильно составлять предложения, логично выстраивать текст ответа;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Речь и речевое общение | |
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. | • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их. |
Речевая деятельность | |
Аудирование | |
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информа-ции); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). | • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицисти-ческого текста (в том числе в СМИ),анализировать и комментировать её в устной форме. |
Чтение | |
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. | • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. |
Говорение | |
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. | • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. |
Письмо | |
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. | • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом в неязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. |
Текст | |
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. | • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. |
Функциональные разновидности языка | |
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвис-тические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи); • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи); • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. | • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспектах жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. |
Общие сведения о языке | |
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. | • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. |
Фонетика и орфоэпия. Графика | |
• проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. | • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. |
Морфемика и словообразование | |
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. | • характеризовать словообразовательные цепочки словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. |
Лексикология и фразеология | |
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. | • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • опознавать основные выразительные средства лексики, фразеологии в публицистической и художественной речи оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Морфология | |
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. | • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Синтаксис | |
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. | • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. |
Правописание: орфография и пунктуация | |
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. | • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. |
Язык и культура | |
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. | • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. |
1.6. Виды и формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс делится на несколько групп и каждой группе дается проверочное задание. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти. Текущий контроль проводится в течение всего обучения, на каждом уроке, причем почти на каждом его этапе.
При текущем контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти. Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится в форме годовой контрольной работы или итогового теста, с помощью которых проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом. В соответствии с программой проводятся письменные или устные (на усмотрение учителя) зачеты.
II. Содержание программы
Речь и речевое общение
1. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
2. Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст
1. Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности кфункционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка
1. Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
2. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке
1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Фонетика и орфоэпия
1. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
2. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.
Графика
1. Соотношение звука и буквы.
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование
1. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
2. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.
Морфология
1. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
1. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
1. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
III. Тематическое планирование
№ | Тема, раздел | Количество часов | |
Всего | Контроль | ||
Введение | Р/Р-1, К/р-1 | ||
Фонетика, графика, орфография | Р/Р-1,Т-1 | ||
Морфемика, словообразование, орфография | Р/Р-1, К/р-1 | ||
Лексикология | Р/Р-3,Т-1 | ||
Морфология | Р/Р-4 К/р-3,Т-2 | ||
Синтаксис и пунктуация | Р/Р-5, Т-1 | ||
Повторение изученного в 5 классе | К/р-1 | ||
ИТОГО | Р/Р-15 К/р-5,Т-5 |
Развернутое тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | |
Введение | |||
Язык и языкознание. | |||
Повторение изученного в начальной школе. | |||
Повторение изученного в начальной школе. | |||
Язык и речевое общение. | |||
Р/р Текст. | |||
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» с грамматическим заданием | |||
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | |||
Фонетика. Графика. Орфография. | |||
Буква и звук. | |||
Алфавит | |||
Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. | |||
Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные. | |||
Твердые и мягкие согласные | |||
Гласные звуки и обозначающие их буквы. | |||
Слог и ударение. | |||
Р/р Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица». | |||
Правописание безударных гласных в корне слова. | |||
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | |||
Фонетический разбор | |||
Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». Тест. | |||
Морфемика. Словообразование. Орфография. | |||
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики Корень слова. | |||
Родственные слова. | |||
Окончание и основа слова. | |||
Приставки | |||
Р.р. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. | |||
Суффиксы. | |||
Сложные слова. | |||
Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | |||
Контрольный диктант №2 по теме «Морфемика, словообразование, орфография» с грамматическим заданием. | |||
Лексикология. | |||
Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. | |||
Р/р Устная и письменная речь. | |||
Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | |||
Толковые словари. | |||
Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. | |||
Однозначные и многозначные слова. | |||
Понятие о лексической сочетаемости. | |||
Тематическая группа. |