Цель – определение уровня самооценки, характерологических особенностей и возможных акцентуаций характера.
Упражнение «Карточки – характеристики»
Данное упражнение позволяет молодому человеку сформировать взгляд на самого себя и осмыслить оценивание его характера другими. Для выполнения упражнения необходима подготовленная заранее колода карточек – характеристик – большое количество небольших карточек с написанными на них прилагательными, описывающими различные черты характера.
Задание. Подросток прислоняется к большому листу бумаги (рулону обоев) и вокруг него обрисовывают контур его тела. Затем внутри этого контура подросток сам дорисовывает лицо, волосы и одежду, после чего на получившееся изображение прикалываются выбранные карточки – характеристики. Ниже в таблице приводится список черт, рекомендуемых для включения в стимульный материал.
Эгоист | Несчастливый | Нервный | Трудолюбивый |
Щедрый | Дружелюбный | Счастливый | Хладнокровный |
Застенчивый | Сообразительный | Разговорчивый | Ленивый |
Пугливый | Агрессивный | Восторженный | Злой |
Тихий | Остроумный | Шутник | Крутой |
Глупый | Бестолковый | Милый | Слабый |
Высокомерный | Нечистоплотный | Подтянутый | Чистоплотный |
Вежливый | Задумчивый | Чувствительный | Лидер |
Аккуратный | Сочувствующий | Болезненный | Энтузиаст |
Умеет слушать | Грубый | Привлекательный | Некрасивый |
Умный | Напористый | Честный | Врун |
Упражнение «Круги взаимоотношений»
Целью данного упражненияявляется помощь подростку в осознании взаимоотношений (позитивных и негативных) с окружающими их людьми. Оно позволяет научить подростков обсуждать свои сложные переживания. Это упражнение особенно полезно при работе с подростками, подвергшимися насилию: оно может помочь разобраться в своих неоднозначных чувствах по отношению к насильнику.
|
Задание. На отдельном листе бумаги подросток рисует концентрические круги, в центре которых пишет «Я». Подростку необходимо вспомнить всех тех, кто играл или играет в его жизни значимую роль (как позитивную, так и негативную). После этого подросток должен распределить имена по кругам в зависимости от «близости», которую он ощущает к данному человеку.
Упражнение «Дача»
Данное упражнение помогает подросткам определить взаимоотношения с окружающими людьми. Согласно заданию подросток представляет себе, что у него есть дача. На ней собрались и отдыхают, развлекаются самые разные люди. Следует попросить, чтобы испытуемый перечислил всех людей, которых он хотел бы там увидеть. На даче есть два домика, в которых могут расположиться гости. Подросток должен распределить, кто в каком домике будет жить, написать их имена. Можно предложить написать имена карандашами разного цвета. В заключение требуется определить (обсудить), кого из людей подросток считает, что должен взять, а кого действительно хочет видеть на этой даче.
Рис. 6. Стимульный материал к упражнению «Дача»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рис. 7.Анкета Жука Сергея. Упражнение «Карточки-характеристики»
Рис. 8. Анкета Жука Сергея. Упражнение «Круги взаимоотношений»
Рис. 9. Анкета Жука Сергея. Упражнение «Дача»