Глоссарий по теме «Связная речь»




(отделение специальности «Дошкольное образование»)

Беседа (метод разговора, метод вопросов и ответов) – словесный метод систематического, целенаправленного, развивающего, заранее подготовленного речевого общения педагога с детьми на интересную и близкую им тему.

Диалог – форма речи в виде реплик двух собеседников. Диалогическая речь характеризуется предварительной неподготовленностью, краткостью, фрагментарностью высказываний с преобладанием простых и неполных предложений, использованием разговорной лексики и невербальных средств общения (мимики, жестов, поз), большой ролью средств интонационной выразительности.

Контекстная речь - отвлечённая, смысл которой понятен из содержания (контекста).

Моделирование (метод графических аналогий, мнемотехника, наглядное моделирование) – приём замещения конкретных, предметных образов условными или наоборот. Моделирование является своеобразным игровым приёмом, развивающим связную речь, воображение, память, мышление (абстрактное и наглядно-образное). Виды моделей: предметная (в виде физической конструкции предмета), предметно-схематическая (предметов - заместителей и графических знаков), г рафическая (графики, формулы, схемы).

Монолог – речь одного человека, не требующая собеседника, не рассчитанная на словесную реакцию другого лица, речь логически законченная, т.е. с полными, развёрнутыми суждениями, завершёнными фразами, объединёнными смысловой организованностью и грамматической связью.

Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображаемого в игрушке живого существа.

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения близко к тексту. При пересказе у дошкольников наблюдается ряд трудностей:дошкольники хорошо пересказывают рассказы и сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст; дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку; если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность; дети не всегда могут передать диалог героев литературного произведения с помощью косвенной речи.

Разговор – способ речевого общения, метод развития связной речи. В разговоре со взрослыми дети усваивают те формы общения, которые затем переносят на ситуации общения со сверстниками.

Рассказы о впечатлениях из опыта опираются, в основном, на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.

Рассказывание – связное, последовательное, развёрнутое изложение каких-либо фактов, событий. Виды рассказов: сюжетные(сравнительные): составляется на основе последовательного сопоставления признаков двух предметов,основная задача - научить детей выделять общие признаки, на основе которых можно обобщать предметы в группы; описательные (объяснительные) - рассказы с элементами рассуждения, сопровождающиеся показом действий. По содержанию: фактические (опираясь на картину, предмет, литературное произведение, рассказ воспитателя, рассказ из опыта); творческие (опора на воображение).

Рассказывание об игрушках – в основе непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Виды игрушек: дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки); сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Рассказывание по картине - в основе опосредованное восприятие окружающей жизни. Виды картин: предметные картины (изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними), сюжетные картины (предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом), репродукция.

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание, логическое изложение определённого содержания, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Функции: коммуникативная (передача информации), связь с окружающими, регулировка норм поведения в обществе. Формы связной речи: диалог/монолог (по функции); ситуативная/контекстная (по условию общения).

Ситуативная речь (С.Л. Рубинштейн) – речь, смысл которой понятен совместно с конкретной, иногда наглядной ситуацией («мама, дай», «хочу это» и т.п.), содержание которой иногда понятно с учётом мимики, жестов, интонации. Ситуативная речь приходит на смену бессвязной (лепет, гуление) и преобладает в возрасте до трёх лет.

Творческое рассказывание детей - такой вид деятельности, который требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: