«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет Менеджмента
Маркетинговое исследование:
Актуальность автоматов с едой в учебных заведениях на примере Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ
Выполнили:
Агаева Г.М., Круглей М.А.,
Лаврушина А.В., Пашкова Н.В.,
Полякова А.Ю., Рыбалко Д.А.,
Стрелков А.А., Цыпнятова А.А.
Группа: № 232
Проверила:
ст. преподаватель
Татьяна Вадимовна Чеботаева
Санкт-Петербург
2011
Гипотеза, цель, задачи
Студенты порой проводят в учебных заведениях по 5-6 часов, что предполагает возникновения потребности в пище. Безусловно, в каждом университете есть своя столовая, предназначенная как раз для этой цели, но возникают такие ситуации, когда время ограничено. Пользование торговым автоматом позволяет сэкономить достаточно много времени. Кроме того, торговые автоматы предлагают не только ассортимент, ограниченный шоколадом и чипсами, но так же охлажденные напитки, некоторые оснащены СВЧ-печью и грилем, что обеспечивает потребителя горячей едой. Поэтому мы считаем, что торговые автоматы в учебных заведениях будут пользоваться спросом.
Гипотеза: торговые автоматы при правильном размещении, привлекательном внешнем виде, верном наборе продуктов и доступных ценах будут актуальны, а значит, и прибыльны в высших учебных заведениях.
Цель: исследовать актуальность торговых автоматов в вузах на примере Санкт-Петербургского филиала НИУ-ВШЭ.
Задачи:
1. Исследовать общественное мнение путем анкетирования студентов разных курсов, учащихся в НИУ-ВШЭ;
2. Выявить характеристики, которые имеют значение для потенциальных потребителей;
3. Выделить конкурентные преимущества торговых автоматов.
|
Анкета
1. Ваш родной город:
ÿ Санкт-Петербург
ÿ Другой: ____________________________________________
2. Ваш возраст:
ÿ до 16
ÿ 16-17
ÿ 18-19
ÿ 20-21
ÿ 22-23
ÿ 24-25
ÿ старше 25
3. Сколько денег Вы обычно тратите на еду каждый день?
ÿ Менее 100 руб.
ÿ 200-300 руб.
ÿ 400-500 руб.
ÿ Более 600 руб.
4. Чем Вы предпочитаете перекусывать?
ÿ Горячая пища, полноценный обед
ÿ Фаст фуд
ÿ Снэки (шоколадные батончики, крекеры, печенье, сухарики, чипсы и др.)
ÿ Выпечка
5. Перекусываете ли Вы в университете?
ÿ Да
ÿ Нет
Если нет, то почему? ______________________________________________________________________________________________________
6. Устраивает ли Вас ассортимент в столовой университета?
ÿ Да
ÿ Нет
Если нет, то почему? ______________________________________________________________________________________________________
7. Оцените по 10-и бальной шкале обслуживание в столовой.
____7____________________________________________________
8. Оцените по 10-и бальной шкале приемлемость для Вас цен в столовой.
_______4_________________________________________________
9. Пользовались ли Вы когда-нибудь автоматами с едой?
ÿ Да
ÿ Нет, не слышал об их существовании
ÿ Слышал, но не пользовался. Почему?______________________________________________________________________________________________
10. Хотели бы вы, чтобы в Вашем университете были автоматы с едой?
ÿ Да
ÿ Нет
Если нет, то почему?
______________________________________________________________________________________________________
11. Какой диапазон цен Вы считаете приемлемым?
ÿ до 20 р.
ÿ от 21 до 40 р.
ÿ от 41 до 50 р.
ÿ от 51 до 60 р.
ÿ от 61 до 70 р.
ÿ от 70 р. и выше
12. Где удобнее всего расположить автоматы?
ÿ на первом этаже
|
ÿ на втором этаже
ÿ на третьем этаже
ÿ на четвертом этаже
13. Если бы в университете перестала бы действовать столовая, а ее заменой в удовлетворении потребности в питании служили бы только автоматы с едой, как бы Вы к этому отнеслись?
ÿ положительно
ÿ отрицательно
ÿ нейтрально
14. Как Вы думаете, вызвало ли бы уменьшение очередей в столовой наличие большего количества автоматов с едой?
ÿ да
ÿ нет
15. Часто ли Вы пользуетесь услугами продуктового магазина, находящегося вблизи университета, в перерывах между занятиями?
ÿ часто
ÿ иногда
ÿ не пользуюсь
16. Получаете ли Вы стипендию?
ÿ Да
ÿ Нет, не слышал
17. Работаете ли Вы наряду с учёбой?
ÿ Да
ÿ Нет
18. Какой тип автомата для Вас предпочтительнее?
ÿ Автомат с горячими напитками (кофе, чай)
ÿ Автомат-холодильник (еда, прохладительные напитки, жевательная резинка)
19. Что из горячих напитков является для Вас более предпочтительным?
ÿ Кофе
ÿ Чай
ÿ Другое (укажите ниже)
______________________________________________________________________________________________________
20. Какой тип товара из автомата-холодильника для Вас более важен?
ÿ Еда
ÿ Напитки
ÿ Жевательная резинка
21. Что из прохладительных напитков является для Вас более предпочтительным?
ÿ Сок
ÿ Кола
ÿ Чай
ÿ Квас
ÿ Питьевой йогурт
ÿ Другое
______________________________________________________________________________________________________
22. Что из еды для автомата-холодильника является для вас более предпочтительным?
ÿ Шоколадные батончики
ÿ Сэндвичи
ÿ Печенье/пряники
ÿ Чипсы/сухарики
ÿ Конфеты/мармелад
ÿ Другое
|
______________________________________________________________________________________________________
Анализ полученных результатов опроса
В основном были опрошены жители Санкт-Петербурга, но 20 % респондентов приехали из других городов или пригородов. 73% студентов 18 -19 лет, то есть обучаются на первом, втором курсах или третьем курсе, а, следовательно, знакомые (студенты 3 курса) и незнакомые (студенты 1 и 2 курсов) с практикой пользования автоматов в вузе (в НИУ-ВШЭ раньше были торговые автоматы, но два года назад их убрали, остался только один, продающий горячие напитки). Каждый день 53% респондентов тратят на еду от 200-300 руб., 33% - 100-200 руб. 46% потребляют продукцию фаст фуда, остальные распределились поровну и предпочитают горячую еду, выпечку и снеки. Почти все из опрошенных перекусывают в университете, но одни утверждали, что не продают их любимые гамбургеры и их не устраивают ассортимент, цены и качество (вкус) продуктов в столовой. Ассортимент в столовой университета не устраивает большинство студентов по нескольким причинам: всё холодное, дорогое и не по-домашнему приготовлено, не вкусное, нет фаст фуда, небольшой выбор. В среднем, по 10-бальной шкале, обслуживание в столовой респонденты оценивают 5, 9, а приемлемость цен в столовой - 5,4. На наш взгляд, данные показатели являются недостаточно высокими, чтобы составить серьезную конкуренцию. Большинство уже пользовались автоматами с едой и согласны с тем, чтобы они стояли в университете, однако некоторые не использовали их прежде, поэтому, если мы решим установить машины в университете, то нужно разместить подробную и понятную инструкцию на автоматах. Диапазон приемлемых цен на продукцию по результатам опроса составляет от 21 до 60 рублей. В основном респонденты желают устанавливать автоматы на первом и втором этаже. Однако большинство негативно относится к тому факту, что в помещении размещались бы только автоматы при отсутствии столовой, но в тоже время отмечается и положительный момент появления в университете автоматов – уменьшение очередей в столовой, что способствует экономии времени. Большинство опрошенных студентов не пользуются услугами близлежащего магазина, следовательно, нашим основным конкурентом остается только столовая. Респонденты отдают предпочтение автоматам с горячими напитками (в основном кофе) и автоматам-холодильникам (с едой), из прохладительных напитков – сок, чай, из еды –шоколадные батончики и сэндвичи.
Сегментация
Географические | |
Регион | Северо-Западный |
Плотность населения | Город (Санкт-Петербург) |
Место жительства | Город, пригород |
Демографические | |
Возраст | 17 – 24 лет |
Пол | Женский, мужской |
Род занятий | Студенты |
Этап жизненного цикла | Молодежь |
Уровень доходов | Неработающие или имеющие минимальный размер зарплаты |
Психографические | |
Стиль жизни | Молодежный |
Личные качества | Амбициозность, новаторство |
Поведенческие | |
Степень случайности покупки | Обычно случайный характер потребления |
Поиск выгод | Поиск хорошего ассортимента, более низких цен |
Степень нуждаемости в продукте | Нужен постоянно |
Повод для совершения покупки | Обыденная покупка |
Обстоятельства применения | Очередь в столовой, ограниченность во времени |
Выводы
В ходе исследования было выявлено, что установка торговых автоматов в высших учебных заведениях при правильном размещении, привлекательном внешнем виде, верном наборе продуктов и доступных ценах будет актуальна. 93% респондентов подтвердили, что хотели, чтобы в их учебном заведении стояли торговые автоматы с горячими напитками и автоматы-холодильники.
Для достижения поставленной цели были решены задачи, а именно:
1. Проведено исследование общественного мнения путем анкетирования студентов разных курсов, учащихся в НИУ-ВШЭ;
2. Были выявлены характеристики, которые имеют значение для потенциальных потребителей;
3. Выделены конкурентные преимущества торговых автоматов.
Таким образом, автоматы должны быть установлены на первом и втором этажах учебного заведения, диапазон цен должен составлять от 21 до 60 руб., основной ассортимент которых составляют кофе, чай, сок, шоколадные батончики и сэндвичи. Также стоит отметить, что автоматы могут составить серьезную конкуренцию столовой, т.к. респонденты не высоко оценили ассортимент и качество продукции в их столовых.