Января
Факультативный курс «Развитие орфографической зоркости»
Класс
Тема: «Правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и»
Цель: закрепить правила написания чередующихся гласных о-а, е-и в корне слова.
Задачи: сформировать умение различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чувство патриотизма на примере миниатюр о родном городе, чуткое отношение к родному слову.
ХОД УРОКА
I. Организационно-психологический момент.
II. Теоретический материал
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ.
Чередование е-и
В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- - бир-, пер- - пир-, мер- - мир-, стел- -стил, дер- -дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс - а -, например: выб и рать – выб е рут, зап и рать – зап е реть, ум и рать – ум е реть, расст и лать - расст е лить, разд и рать – разд е рут, бл и стать – бл е стеть.
На этом же правиле основано правописание корней, в которых - а - (- я -) чередуется с - им - или - ин -, например: сажать – сж и мать, примять – прим и нать, начать – нач и нать, снять – сн и мать; - им - или - ин - пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс - а -. Но сочетать, сочетание.
Чередование а-о
В конях лаг- лож- и кас- - кос - буква а пишется, если за корнем следует суффикс - а -; пол а гать – пол о жить (исключение: полг), к а саться – к о снуться.
В корнях плав - - плов - буква а пишется во всех случаях кроме слов пл о вец, пл о вчиха, например: пл а вник, пл а вучий. Слово пл ы вуны пишется с буквой ы.
Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: м а кать (хлеб в молоко); обм а кнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги пром о кают, непром о каемый плащ, пром о кательная бумага.
|
В корнях клан- - клон-, твар- - твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кл а няться, покл о н, накл о нение, тв а рь, тв о рчество, тв о рение.
Исключение: утв а рь.
В корне гар- - гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением – а), например: заг о реть – заг о рать, заг о релый, заг а р.
Исключение: выг а рки.
В корне зар- - зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: з а ря, з а рница, оз а ренный, но з о ри, з а рево.
В корне сказ- - скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: ск а зать –вск о чить, подск а зать – подск о чить, выск о чка. Но: ск а чок, ск а чу, ск а чи.
Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: р а вномерный, р а внозначный, ср а внить, все р а вно, также в словах р а внение, р а вняться, р а вняйсь, пор а вняться, р а внина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: р о внять (дорожки), зар о внять (яму), подр о внять (клумбы), ур о вень, р о вня.
В корне раст- - рост- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ, перед с без последующего т пишется о, например: возр а ст, нар а щение, но р о сла.
Посмотреть видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=0CUuaxwCdng&ab_channel=%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BA
|
Практическая часть
Упражнение 1.
Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.
1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.
Упражнение 2.
Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.
а) е – и
Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.
б) о – а
К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.
|
Рефлексия.
Тест «Пятерочка». Оцените свои знания, обведя все буквы а. У кого получилась цифра 5, значит знания отличные
· Предл..гать, пол..гаться, распол..гать;
· Сл..гаемое, изл..жение, распол..жение;
· Выр..стить, выр..щенной, прор..сти;
· Пол..жительный, выр..сли, к..сание;
· Прик..сновение, предпол..жить, выр..стить;