Функции Конституции Российской Федерации




Введение

 

Построение модели Конституции любого государства начинается с разработки ее структуры. Рациональная структура Конституции обеспечивает цельное нормативное регулирование общественных отношений. Сущность и значение того или иного компонента (раздела, главы, статьи, части статьи) Конституции зависит не только от его смысла и словесного выражения, но и от места, занимаемого им в ее структуре.

По своей структуре и содержанию новая Конституция России близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех ветвей власти в государстве.

Структура Конституции Российской Федерации достаточно сложна. Открывается Конституция России преамбулой.

Раздел I Конституции содержит 9 глав:

Глава 1. Основы конституционного строя (ст.1-16).

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст.7-64).

Глава 3. Федеративное устройство (ст.65-79).

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст.80-93).

Глава 5. Федеральное Собрание (ст.94-104).

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст.110-117).

Глава 7. Судебная власть (ст.118-129).

Глава 8. Местное самоуправление (ст.130-133). '

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст.134-137}

Раздел 2 Конституции содержит заключительные и переходные положения. Кратко рассмотрим содержательную часть каждого структурного компонента Конституции Российской Федерации.

Преамбула, то есть вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей так как именно б ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции РФ. Преамбула констатирует, что Конституция России принята многонациональным народом нашей страны, соединенных общей судьбой на своей земле, подчеркивает важное значение Основного Закона для дальнейшего развития государства и общества.

В Конституции РФ преамбула не озаглавлена.


1. Структура и содержание Конституции России

 

Преамбула Конституции Российской Федерации построена по канонам оформления международно-правовых актов. И это вполне оправдано, ибо позволяет подчеркнуть историческое величие документа и. торжественность акта его принятия. Вряд ли можно полностью поддержать мнение некоторых правоведов о том, что язык законодательства отличается экспрессивной нейтральностью нормативного текста. Конечно, в законе принят ровный, спокойный тон изложения, не окрашенный субъективным переживанием, без нервной взволнованности, романтической приподнятости. Но надо иметь в виду уровень нормативно-правового акта. От этого может зависеть степень экспрессивности и эмоциональности текста. Для Конституции и особенно для ее преамбулы торжественность текста - нормальное и даже необходимое качество.

Освоение Конституции имеет для России стратегический смысл. Она выявляет демократическое будущее единой и неделимой России в качестве цели национальной политики. Иными словами, перед народом России поставлена общенациональная объединяющая задача.

Раздел I не имеет наименования и состоит из 9 глав, которые включают в себя 137 статей.

Глава 1. Основы конституционного строя.

Данная глава состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека, принципы социльных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.

Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для всех остальных положений Конституции РФ', всей системы действующего законодательства.

Глава 2 Права и свободы человека и гражданина.

Глава 2 содержит 48 статей, которые конкретизируют положение ст.2 КРФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. В частности, глава 2 закрепляет:

принципы правового положения человека и гражданина в России; - принципы гражданства в России;

систему гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина;

гарантии прав и свобод:

основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Глава 3. Федеративное устройство.

В этой главе содержится 15 статей, где развивается ряд важнейших положений, закрепленных в главе 1 "Основы конституционного строя", в частности в ст.1, 4, 5 Конституции РФ.

Глава 3 Конституции РФ закрепляет:

структуру Российского государства, полный перечень наименований субъектов Российской Федерации;

конституционный статус Российской Федерации, субъектов в ее составе;

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов

Глава 4, Президент Российской Федерации. Эта глава состоит из 14 статей, которые закрепляют:

статус Президента РФ как главы государства;

порядок вступления в должность Президента РФ;

полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения;

порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5. Федеральное Собрание. Данная глава раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 11 статей, которые закрепляют:.

статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации;

порядок формирования Федерального Собрания и его структуру;

компетенцию Совета Федерации - "верхней" палаты

парламента и Государственной Думы - "нижней" палаты парламента;

законодательный процесс в Российской Федерации;

порядок роспуска Государственной Думы Президентом РФ;

Глава 6. Правительство Российской Федерации.

Глава 6 состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть.

В частности, глава 6 закрепляет:

порядок формирования, структуру Правительства РФ;

компетенцию Правительства РФ;

порядок отставки, выражения недоверия Правительству РФ.

Глава 7... Судебная власть.

В главе содержится 12 статей и утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым подходом к раскрытию сущности судебной власти. Органы судебной власти самостоятельны и независимы от других ветвей власти.

Глава 7 закрепляет: судебную систему в России;

статус судей; принципы судопроизводства;

порядок формирования и компетенцию Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8. Местное самоуправление

В смой главе; 4 статьи конкретизируют положения ст.12 Конституции РФ и закрепляют: - формы местного самоуправления;

функции местного самоуправления; - гарантии местного самоуправления.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Порядку изменения действующей Конституции РФ. посвящено 4 статьи, который призван обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.

Раздел 2. не содержит статей, а включает: в себя 9 пунктов. Современный период становления демократической российской государственности называется периодом поэтапной конституционной реформы. Поэтому, назначение раздела 2, завершающего текст Конституции РФ, состоит в том, чтобы процессы формирования системы органов государственной власти, приведения текущего законодательства в соответствие с конституционными нововведениями сделать менее резким, постепенным, учитывая преемственность конституционных институтов и норм1.

Не секрет, что короткие и емкие формулировки статей Конституции РФ обязательно проходят этап личного восприятия. И сегодня отдельные статьи Конституции РФ остаются предметом острых дискуссий, чреваты взаимными претензиями ветвей власти. Именно поэтому нередко требуется официальное толкование, право на которое в соответствии со с ч.5 си.125 КРФ принадлежит Конституционному суду РФ. В качестве примера этого вида юридической деятельности можно привести Постановление Конституционного суда РФ от 12 апреля 1995 года по делу о толковании статей 103 (части 3),105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации ''.

Конституционный Суд РФ постановил, что под общим числом депутатов Государственной Думы следует понимать число депутатов, установленное для Государственной Думы статьей 95 (часть З) Конституции РФ, - 450 депутатов. При изучении рекомендуемого акта официального толкования необходимо особое внимание обратить на юридическую мотивировку и стиль постановления. Другим примером подобного плана выступает Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 года (опубликовано в "Российской газете" от 29 марта 1995 года) по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась неопределенность в понимании положений части 4 ст.105 в связи с предписанием ст.106 Конституции РФ о сроке рассмотрения и одобрения федеральных законов в Совете Федерации. Конституционный Суд России постановил, что рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст.106 Конституции России обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.

Приведенные примеры могут и должны использоваться при освоении материала одиннадцатой темы настоящего пособия.

В учебном пособии в последующих главах более подробно обращается внимание на основные положения каждого структурного элемента Конституции РФ.

 

Функции Конституции Российской Федерации

 

Рассматривая данный вопрос необходимо отметить, что содержание его по многим позициям имеет проблематичный характер и некоторые функции Конституции несут в себе больше желаемый, чем действительный характер. Поэтому у абитуриента возникает прекрасная возможность поразмышлять по отдельным позициям данного материала, проявить самостоятельность суждений и прогнозных догадок.

Функции права - основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и специальным назначением права в жизни общества.1

Функции Конституции - различные проявления назначения Конституции, отражающие ее роль в жизни общества.

В теории конституционализма указывается на несколько взаимосвязанных друг с другом функций Основного Закона.

1. Юридическая (правовая) функция.

В настоящее время приобретает особо важное значение, которое состоит в следующем. Выразить это значение в системе конкретных тезисов.

Конституционные нормы - высший материальный критерий действующего права. Все, что содержится в этом праве и появляется в нем вновь, должно соответствовать данным нормам.

Наличие в тексте Конституции указания на основополагающие принципы права (демократии, законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности).

Конституционные нормы являются непосредственно действующим правом по преимуществу, т.е. подлежат применению судами и другими юрисдикционными органами. На статьи Конституции можно и должно ссылаться при принятии решений и постановке приговоров, при мотивировке иных юридических актов.

Нормы конституции должны действовать непосредственно, если соответствующие общественные отношения урегулированы именно конституционными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.

В системе источников права Конституция РФ является высшим звеном правовых актов государства. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории страны. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов, кроме всего прочего, подчеркивается, что в Российской Федерации не признается установление субъектами федерации каких-либо дополнительных условий для вступления в юридическую силу федеральных законов. Эта норма, сама по себе естественная для государства с федеративным устройством, - своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов федерации, которое отличалось в последние годы не просто чрезмерной независимостью, но и стремлением создания внутреннего "сита" для федеральных законов.

Конституция выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права.

2. Учредительная функция

Конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становилась затем политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе.

Конституция 1918 года закрепила завоевания социалистической революции. Конституция 1937 года зафиксировала построение основ социализма. Конституция 1978 года отразила построение развитого социализма.

Новая Конституция РФ 1993 года не содержит указаний на характер общественного строя, закрепляет основы конституционного строя.

3. Организационная функция.

Смысл этой функции состоит в регламентации, организации и деятельности "различных, государственных институтов. Конституция РФ призвана обеспечить функционирование уравновешенной системы государственной власти, разрешать споры о соотношении полномочий законодательных органов, исполнительной власти, главы государства, решать проблему отрешения Президента РФ от должности, роспуска Государственной Думы, процедуру отставки Правительства РФ и т.д.

4. Политическая функция выражает роль Конституции в отношении социальной структуры общества и ставит своей целью ввести политическую жизнь и борьбу за власть в определенные правовые рамки. Политическая функция заключается также в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического разнообразия. Представляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, Конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной розни.

5. Организационная функция.

Смысл ее заключается. в ограничении государственной власти правом. Конституционные нормы обязательны для государственных органов, образуют основу и границы их деятельности, предотвращают узурпацию и монополизацию власти. Установление юридических пределов деятельности государства, пределов его вмешательства в жизнь граждан, производство есть признак правового государства и развитого гражданского общества.

6. Стабилизирующая функция.

Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами Конституции. Стабильность институтов власти несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение является одним из условий стабильности общества... Конституционные нормы должны отличаться консервативностью в самом хорошем смысле этого слова. Слишком частое изменение конституционных норм свидетельствует о неблагополучии в обществе и государстве. Стабильность конституции совсем не означает "остановки", "омертвления" конституционного процесса. Ныне много говорят и пишут о том, что Конституция России принята с немалыми дефектами, поспешно: Как и любой нормативно-правовой акт, Конституция России имеет изъяны. Но нельзя забывать, что наличие ее лучше, ежели "неконституционная пустота", лучше нежели отсутствие основ конституционной законности. Речь идет о том, что плодотворнее не критиковать огульно нормы Основного закона государства, а искать и предлагать цивилизованные пути повышения эффективности ее действия.

7. Воспитательная функция.

Воспитательная роль Конституции не менее важна, чем ее функции по упорядочению ведения государственных и общественных дел. От уровня правосознания во многом зависит - все ли положения Конституции принимаются. Задача сложна: не просто написать Конституцию, но важно заложить традицию глубокого уважения к ней, к личности и праву, к суду и власти, к обществу и государству. Нет готового учебника, по которому можно учиться конституционализму, нет практики, воспитывающей конституционное правосознание. Мало подготовить и принять высший закон, надо еще укоренить сам дух конституционализма в повседневной жизни. Думается, что новая Конституция России будет иметь большое воспитательное значение и станет отправной точкой для усвоения незыблемых истин.

В целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности Президент РФ издал Указ "Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях" от 29 ноября 1994 г. [SS221312.

Таким образом, роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: