Форма государственного устройства.




Функции государства

1 вопрос.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по выражению его сущности и назначения.

Признаки:

1. Направление деятельности. Основное.

2. Носят постоянный характер.

3. Каждую функцию обеспечивает своя группа гос. органов без дублировния.

4. Они выражают собой сущность государства и его назначение.

Функции государства отличаются от его задач: задачи временны, функции постоянны; функции объективны, задачи субъективны; задач в рамках одной и той же функции может быть множество, но не наоборот.

Классификация функий государства (виды):

Деление функций на постоянные и временные не соответсвует признакам функции государства.

Оптимальнее классифицировать ФГ по видам его деятельности:

a. Экологическая (природоохранная). Охрана имеющихся ресурсов, восполнение исчерпающихся ресурсов.

b. Экономическая - распределение ресурсов в условиях их ограниченности.

c. Социальная. Предполагает предоставление населению социальных усуг (транспортых,образовательных, медицинский, культурно-развлекательных и т.п.) А так же выплата пенсий и пособий нуждающимся категориям населения.

d. Охрана правопорядка. Осуществляется структурами МВД, полиции, и их задача - это преодоление уголовной преступности.

e. Безопасность. Осуществляют спец службы преодолевая политические преступления и последствия стихийных бедствий.

f. Идеологическая.

g. Функции обороны. Ведет мин обороны,главные задачи отторжение агрессии и поддержка боеспособности армии.

h. Функция международного сотрудничества. Ее ведет МИД.

Формы государства.

Вопрос 1. Человек.

Содержанием государства является его деятельность выраженная в целях, задачах, функциях государства, его официальной идеологии и итоговом политическом состоянии. Оно крайне динамично (изменчиво) и зависит от многих субъективных факторов.

Под формой государства следует понимать его структуры, оформленные в виде государственных органов. Форма государства как форма организации государства включает три элемента:

a. форму правления;

b. форма государственного устройства;

c. форму государственного режима.

Форма правления - это способ формирования высших органов государств.

Формы правления: Монархия, Республика.

Монархия - это строй, при котором власть передается по наследству. Монархия классифицируется на абсолютную, конституционную, дуалистическую. (33 монархических государств)

Дуалистическая монархия устанавливается только на первых этапах буржуазных революций, когда исполнительная власть сохраняется у аристократии во главе с королем, а законодательная власть уже перехдит в руки буржуазии (двойственность - дуализм).

Республика - это строй при котором высшие органы государства избираются выборным путем на короткий срок. Республика имеет 3 разновидности: президентская, парламентская, смешанная.

Президенсткая республика имеет выборного главу государства, который самостоятельно формирует правительство, является одновременно главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженных сил страны с правами введения военного и чрезвычайного положения, наложение вето (запрет) на зконы. (США)

Парламентская республика(ФРГ). Фигуру президента сводит к церемониальным функциям. Реальным лидером государства выступает глава правительства. Глава правительства избирается парламентом, а не всенародно и на прямую зависит от фракций парламента.

Смешанная республика когда президент выступает главой государства, а председатель правительства - главой государственной власти. Президент избирается всенародным голосованием, а глава правительства избирается парламентом по рекомендации президента.

Президент напрямую назначает силовых министров, отвечают ои перед президентом. Президент назначает судей высших судов.

Форма государственного устройства.

-это способ территориальной организации государственной власти, характеризующий порядок взаимоотношений центра и региона.

Виды:

· Унитарное;

· Федеративной;

· Конфедерация.

Унитарное государство - простое, с единой системой управления,налогооблажение, гражданство,законодательство,не предполегающая регионального законотворчества. В унитарном государстве субъекты не творят закон.

Федерация- это сложное государство с многоуровневой системой власти, законодательства, налогов, гражданства. Правовое положение субъектов федерации как правило неодинаково и не всегда зависит от фактического положения региона. В условиях федерации обеспечивается децентрализация управления с передачей функции от центральной власти к региональной.

Конфедерация - союз независимых государств, при совещательных органах действующих на временной основе. Совместная оборона или экономическое сотрудничество.

Форма государственного режима - это совокупность приемов и методов, осуществления госудаственной власти.

Государственный режим относится к форме государства неоднозначно,т.к. методы осуществления власти характеризуют не структуры, а деятельность государства,т.е. его содержание.

Выделяют 4 разновидност государственных режимов:

1. Демокртический;

2. Либеральный;

3. Авторитарный;

4. Тоталитарный.

Демократический государственный режим - это не полновластие народа.

Признаки демократического режима:

· Представительство всех слоев населения в органы государственной власти.

· Надежный социальный контроль общественности за деятельностью государственной власти.

· Реальная гарантированность всех прав и обязанностей гражданина.

Либеральный режим- режим двойных стандартов при котором государственная власть подчинена аллигархическим группировкам и кланам(капитистическим), права человека носят фиктивный статус,общественность не влияет на принятие ключевых государственнх решений, высок процент коррупции в механизме государства, а законы не выражают интересов низов общества.

Тоталитарный режим- полный и всеохватный контроль государства за жизнедеятельностью общества (Фашистский рижим в Италии при Муссалини 1925-1943; Нацистский режим в Германии 1933-1945; Советский союз 1929 - 1953).

Тоталитарные режимы как правило являются империями, контролируя десятки государств мира.

Авторитарный режим - так же представояет собой личную диктатуру, с механизмом репрессий, цензурой, монополизмом в идеологии,роспуском оппозиции и политических партий, но авториторизм не способен обеспечить внутренние потребности страны в условиях самоизоляции, поэтому здесь допускают свободу предпринимательства, частный бизнесс и некоторую свободу частной жизни граждан. В авторитарных режимах часто происходят военные перевороты.

Вывод:

Форма государства является структурообразующей частью государства, которая отражает культуру, традиции и идеалы конкретного общества.

Механизм государства.

1вопрос. Понятие механизма государства.

- это совокупность всех государственных организаций, обеспечивающих функции государства в различных сферах управления(Экономическая, социальная,политическая,культурная).

Механизм государства включает в себя три вида государственных органов:

1. Государственные органы - это государственные организации, наделенные властными полномочиями, т.е. способностью принуждать тех лиц, которые не служат в штате данного органа.

2. Государственные предприятия - организации государственной формы собственности, которые производят продукцию на рынок (в России - унитарные и казенные).

3. Государственные учреждения - это организации государственной формы собственности, которые призваны оказывать населению социально полезные услуги. (Прим. Гос больницы, вузы, школы)

Та часть механизма государства, которая объединяет все властные органы, называется государственным аппаратом.

2. Вопрос. Государственные органы, понятия, виды.

Признаки государственных органов:

1. Они представляют инересы государства и выступают от его имени.

2. ОБщеобязательные полномочия.

3. Право на издание юридических актов.

Каждый государственный орган обладает собственной компетенцией.

Компетенция -объем властных полномочий, круг прав и обязанностей.

Компетенция бывает общая и специальная.

ОБщая компетенция,например, у МВД, прокуратуры общего надзора.

Виды госорганов:

1. По уровню действия:

а) Центральные;

б)региональные органы государств;

2. По режиму:

а) Обычные;

б) Чрезвычайные.

3. По ветвям госвласти:

а) Законодательная;

б) Судебная;

в) Испонительная

4. По порядку принятия решений:

а) Коллегиальные;

б) Единоначальные.

3 Вопрос. Принципы формирования и деятельности госорганов.

1. Принцип Законности. Исключение поступков, которые запрещены.

2. Принцип профессионализма. Требует принимать в госорганы только лиц с высшим профессиональным образованием.

3. Гласности. Прозрачность, доведение до сведения общественности.

4. Научной обаснованности. Предполагает учет науных рекомендаций в деятельности госоргана. (НМС представители научной деятельности)

5. Принцип субардинации.

Теория права.

Понятие права.

Основные подходы к понятию права.

1) Нормативистский. Родоначальник Ганс Кельзин.

Система государственных приказов выносимых в письменной документальной форме. В этом подходе обеспечивается общедоступность к нормативному матерьялу через опубликованияе всех принимаемых актов права. Доминирование государственного нормотворчества обеспечивает профессионализм в процессе принятия новых актов права,но господство нормативистского подхода всегда приводит к формализму и "буквоедству" правоприменителей. Нормативизм видит в праве только букву закона, а содержание права игнорирует.

2) Школа естественного права. (Авторы: Аристотель, Руссо,Мерсесянц,Паунд, Гоббс и др) На сегодняшний день является преобладающей.

Право - это не всегда писанные не отчуждаемые от человека с момента рождения права и свободы(естественные права на жизнь, частную собственность, свободу слова, передвижения и т.п.) Данная школа привлекла внимание к содержанию права, но на роль такого содержания предложила негодные элементы.

3) Историческая школа права. (Пухта,Савеньи) По их мнению право это совокупность обычаев, формирумых поколениями людей исходя из их менталитета и традиций. Обычай удобен для регулирования локальных, с точки зрения территории, не политических отношений в сфере семьи, быта и некрупных хозяственных сделок. В современном обществе правовой обычай не может быть основным источником права.

4) Психологическая школа права (Петрожицкий) Под правом понимали двустороннюю психологическую связь по поводу одного и того же обязательства.

Традиционные представления о праве в России.

Право как явление духовной культуры русского народа изначально включало в себя три уровня регулирования:

1. Поверхностный - нормативный, включающий в себя акты официального писанного права

2. Морально - нравственный,включающий традиционные обыденные представления народа о добре и зле. (Так называемая Правда)

3. Глубинный, религиозный - связан с канонами православной веры и Божественными заповедями.

2 Вопрос. Функции права.

- основные направления юридического воздействия на общественную жизнь.

Главные направления:

1. Регулятивная функция права. Упорядочение отношенний в обществе.

а) Регулятивно-статическая. Закрепление в праве уже сложившихся общественных отношений.

б) Регулятивно-динамическая. Закрепление в праве идеальной модели пока не существующих, но желательных отношенй. (Новые налоги, новые институты, новые введенные отношения).

2. Охранительная. Контроль за правоотношениями.

Функция права выражается в мерах юридической ответственности и процессуальных механизмах обеспечения законодательств.

3 Вопрос. Объективное и субъективное право. Характер соотношений.

1. Субъективное право - это юридическая возможность лица поступать определенным образом.

2. Объективное право - система общеобязательных норм и правил поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: