Обсуждение законопроекта




Дайте понятие государства. Опишите и раскройте признаки и функции государства.

Государство- организация суверенной политической власти на определенной территории, объединяющая. Население страны на основе гражданства/подданства, характеризующаяся наличием специального аппарата управления (ОГВ и должностных лиц) и опирающаяся в необходимых случаях на принуждения,издающая и обеспечивающая реализацию общеобязательных правовых норм.

Признаки Государства:

1) Территориальные границы (территория)- часть суши, обозначенная границами, внутренние водоем, внешние водоемы 12 миль, воздушный столб + территории посольств и консульств.

2) Наличие публичной власти – для осуществления управления, руководства, подчинение были созданы специальными органами власти, защищающие и охраняющие интересы населения

3) Сбор налогов(государственная казна) –взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата

4) Суверенитет

- внешний-независимость государства на внешней политической среде.

- внутренний-распространение юрисдикции государства на всю его территорию

5) Наличие правовой системы

6) Наличие устойчивой правовой связи с населением (гражданство, подданство)

7) Наличие государственных символов(герб,флаг, гимн)

8) Легализованное принуждение- только государство в праве применять принуждение по всем гражданам иностранцам и лицам без гражданства на территории государства

Функции государства – основные направления деятельности государства, непосредственно выражающие сущность и его назначение. Они объективно обусловлены системой социально-экономической, социально-политической и других факторов и природой данного государства

Признаки функций:

Они конкретизируют сущность государства и его содержание

Они отражают разностороннюю деятельность государства

Они не являются неизменной категорией

Они проявляются в особенности и закономерности происхождения государства.

При классовой государственности:

-обеспечение эксплуатации

-подавление сопротивления классов и соц. групп

При демократической государственности

-создание условий для прогрессивного развития общества

-достижение общественного согласие

Классификация функций

Внутренние

-экономическая

-социальная

-фин. контроля

-правоохранительная

-экологическая

-идеологическая

-культурная

Внешние

-внешнеполитическая

-оборона и внешне безопасность

-охрана государственной границы

-экономическое сотрудничество

-научно-технического сотрудничество

-культурное сотрудничество

-сотрудничество в сфере экологии

-международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью

Основные Неосновные

Правовые Организационные


2. Охарактеризуйте основные теории происхождения государства. Сравните договорную и материалистическую теории.

Теории, объясняющие происхождение гос-ва:

Теологическая

Получила свое распространение в Средние века, в трудах Фомы Аквинского ее развили идеологи исламской религии, католической церкви.

Представители:

Жан Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

 

Идеи:

Гос-во - продукт божественной воли => гос. власть вечна и незыблема, зависела главным образом от религиозных организаций => непослушание гос власти могло ресцениаться как непослушание богу.

Предавая гос-ву и гос. органам ореол святости, идеологи данной теории донимали их престиж, способствовали утверждению в общ-вае порядка, согласия и духовности

Недостатки:

Вместе с тем данная теория умаляет влияние соц-эконмических и иных отношений на гос-во и не позволяет определить как совершенствовать форму гос-ва, как улучшить гос. устройство. Данная теория не доказуема, онована на вере.

Патриархальная

Представители:

Аристотель, Конфуций, Филмер, Н.К. Михайловский и др.

 

Идеи:

Люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитии и разрастании семьи, в результате объединении людей и увеличении численности семей приводит к образованию гос-ва. =>

Власть государя – продолжение власти отца. Как и в семье отец, так и вгос-ве монарх не вбирается, не назначается и не смещается подданными т.к. они его дети.

Недостатки:

В данной теории упрощен процесс происхождения гос-ва. Такие категории как «отец», «сын», «член семьи», не сопоставимы с категориями «государь» и «подданные»

 

Договорная

XVII-XVIIIвв

Представители:

Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев

Идеи:

Гос-во возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди. Государство - рациональное объединение людей на осн. соглашения между ними всилу оторого они часть своей свободы, своей власти отдают гос-ву. =>

у правителя и общ-ва возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и ответственность за их исполнение.

Теория насилия

XIX в

Представители:

Е. Дюрин, Л. Гумплович, К. Каутский и др.

Идеи:

Гос-во – «естественно»(т.е путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А насилие и подчинение властвующим подвластных явл. основой возниновения эономич. господства.=>

Гос-во – не итог внутреннего развития, а навязанная ему сила извне.

Органическая теория

Вторая половина XIX в

Представители:

Г. Спенсер, Р. Вормс, Прейс (под влиянием учения Дарвина)

Идеи:

Гос-во – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичные постоянным отношениям между частями живого существа.

Др. словами:

Гос-во - продукт соц. эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. гос-во будучи разновидностью биологич. организма имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных)

Материалистическая

Представители:

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.Ленин.

Идеи:

Гос-во возникло в целях сохранения и поддержания господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общ-ва, как целостного организма.

Первостепенное значение для развития экономии, а следовательно и для появления гос-ва, имели три крупных разделения труда, с которыми связано совершенствование орудий труда, дали толчок для его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, что создало расслоение общ-ва на имущие и неимущие классы.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение епубличной власти, уже не совпадающей с общ-вом и не выражающей интересов всех. Властная роль переходит к богатым людям, которые превращаются в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую органанизацию - государство.

Психологическая

Представители:

А.И. Петрожицкий, Г. Тард, З. Фрейд и др.

Идеи:

представители связывали появление гос-венности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над др. людьми и стремлением подчиняться, подражать. Гос-во, по их мнению, продукт разрешения психологических противоречий, между инициативными личностями, способных принятию ответственных решений и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям.

Патрилокальная

Представитель - А. Галлер

Идеи:

Гос-во – частная собственность правителя т.е эта теория объясняет происхождение гос-ва из земельной собственности. Подобнве правители господствуют всилу «исконного» права на собственность.

Народ - орендатор земли

Чиновники - приказчики правителей

Право на землю – первооснова господства над территорией.

Ирригационная

Представитель – Виттфогель

Идеи: связывает процесс возникновения гос-ва с необходимостью строительства ирригационной системы в восточных аграрных обществах. Гос-во которое ведет в подобных условиях централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и эксплуататора. Оно управляет, распределяет, подчиняет и т.д.


3. Раскройте содержание формационного подхода к типологии государств. Опишите особенности выделяемых типов государств.


4. Раскройте содержание цивилизационного подхода к типологии государств. Опишите особенности выделяемых типов государств.
5. Дайте понятие формы правления. Назовите и охарактеризуйте виды форм правления.

Форма правления: понятие, виды

Форма правления - порядок образования и правовое положение высших органов гос. власти. Показывает, КТО осущ. верховную власть.

По форме правления гос-ва бывают:

· Монархии

· Республики

МОНАРХИЯ:

1. Наличие единоличного правителя

2. Династическое наследование власти

3. Пожизненность правителя: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти

4. Концентрация в руках монарха всей полноты власти

5. Отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной

Монархии бывают:

· Абсолютные(Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн)

· Ограниченные

Ограниченные характеризуются тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными f. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая монархия. Тут вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством. (Марокко, Бутане, Иордании)

Другая разновидность организации монархии - парламентарная. Власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства(Англии, Дании, Бельгии, Японии)

Характерные черты ПАРЛАМЕНТАРНОЙ МОНАРХИИ:

1) Власть монарха ограничена во всех сферах гос. власти

2) Правление основано на принципах разделения властей

3) Исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом.

4) Правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой парламента становится лидер этой партии.

5) Законы применяются парламентом, их подписывает монрах, но это чисто формальный акт, т.к правом вето он не обладает.

РЕСПУБЛИКА:

1. Верховная власть осущ. выборными органами

2. Источником власти явл. народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов и местных представительных органов.

3. Использование институтов демократии в разнообразных формах

4. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

5. Сменяемость и выборность представительной власти

6. Политическая и юр. ответственность главы гос-ва и др. должностных лиц.

Республики бывают:

· Президентскими

· Парламентарная

Характерные черты ПРЕЗИДЕНТСКОЙ:

1. Соединение в руках президента полномочий главы гос-ва и главы правительства

2. Выборы президента на основе всеобщих выборов.

3. Президент обладает значительными полномочиями:

· Самостоятельно формирует правительство, которое несет перед ним ответственность, а не перед парламентом.

Главная особенность ПАРЛАМЕНТСКОЙ республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте.

Черты:

1. Верховная власть принадлежит парламенту

2. Президент избирается парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом

3. Главой правительства является не президент, а лидер правящей партии

4. Объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.

5. Сильная законодательная власть и подчиненность ей исполнительной власти

6. Президент не обладает правом на

· Наложение вето

· Проведение референдума

· введение чрезвычайного положения

СМЕШЕНАЯ республика сочетает элементы президентской и парламентской республик

Черты:

1. Президент явл. главой правительства

2. В формир. правительства участвует и парламент(утверждает кандидатов, представленных президентом)

3. Правительство несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом

Форма правления -система высших органов власти, определяется структурной и правовым положением высших ОГВ: главы государства, парламента, правительства, а также установленным порядком взаимоотношений между ними.

Основными формами правления в современном мире являются монархия и республика.

Монархия-форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства-монарха; власть монарха передается, как правило, в порядке престолонаследия.

Абсолютная при которой власть полностью принадлежит монарху(Бруней, Саудовской Аравия, Оман)

Конституционная, которая делится на: дуалистическая ипарламентская

Дуалистическая монархия:

Это государство, в котором высшая государственная власть поделена между двумя субъектами: монархом и парламентом, но большая часть полномочий принадлежит все же монарху. (Иордания, Марокко)

-Исполнительная власть находится в руках монарха, который формирует правительство

-Законодательная власть находится у парламента, однако он может быть распущен монархом

 

Парламентская монархия (Нидерланды, Швейцария, Дания)

Это государство, в котором монарх царствует, но не правит. Он является символом нации в силу традиции, и он так же считается главой государства.

 

-власть монарха ограничена во всех сферах осуществления государственной власти

-исполнительная власть сосредоточена в руках правительства

-правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом

-правительство формируется парламентом

-законодательные акты принимает парламент

 

Республика- форма государственного правления, при которой высшие ОГВ непосредственно избираются, либо формируются общенациональным представительными учреждениями

Парламентская

–основывается на принципе верховенства парламента, которая формирует правительство, ответственное перед ним

-премьер (глава правительства, лидер правящей партии)(Италия, Португалия)

Президентская

-президент и глава правительства и глава государства (отсутствует должность премьера), избирание президента путем прямых/косвенных выборов, президент формирует правительство, отсутствует институт ответственности правительства перед парламентом(США, Аргентина, Мексика)

Полупрезидентские (смешанные)- глава государства(президент)лично предлагает состав правительства(прежде всего кандидатуру премьера), которая подлежит утверждению парламентом(Финляндия, Франция, Россия)


6. Дайте понятие формы государственного устройства. Назовите и охарактеризуйте виды форм государственного устройства.

Форма государственного устройства -это территориальная организация государства, характер взаимоотношения между частями государства, центральными организациями и местными органами.

В настоящее время по форме государственного устройства все государство делятся на унитарные, федеративные и конфедерации

 

Унитарное государство -форма национально-государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы и не имеет внутри себя каких либо государственных образований.

-единая система центральных и местных ОГВ

-единая конституция

-единая система законодательства

-единая судебная система, одно гражданство, единая налоговая система(централизованные, простые,децентрализованные, сложные)

Централизованные -МСУ в правах существенно ограничено или они вообще отсутствуют

Децентрализованные -ОМСУ не входят в систему ОГВ, они функционируют самостоятельно

Простые -стоят только из административно-территориальных единиц(районов, городов)

Сложные -состоят из так называемы административных автономий(Дания)

Федеративное государство -государство, формой государственного устройства в котором является федерация, существующая, как правило, в крупных или многонациональных государствах. Представляет собой сложное(союзное)государство, состоящее из государственных образований, которые обладают определенной политической самостоятельностью, элементами суверенитета.

 

-субъекты федерации обладают элементами государственности(К, законодательная, исполнительная,судебные органы, государственные символы и т.д.)

-территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов федерации.

-может быть двойное гражданство

-федеральный парламент состоит из двух палат 1-ая из которых представляет интересы субъектов федерации

-два вида законов: общефедеральные и законы субъектов

-двойная система налоговых потоков

-две системы высших ОГВ

 

Конфедерация -союз 2-х или нескольких государств, созданных для определенных, строго ограниченных целей,за пределами которого государств-члены конфедерации, сохраняют полную свободу действий.

-не имеет общей территории, общего гражданство и т.д.

-финансовые средства складывающиеся из взносов государственных членов

-не обладает суверенитетом, не имеет права непосредственного осуществления принимаемых решении: они проводятся в жизнь только через правительственные учреждения государственных членов конфедерации
7. Дайте понятие политического режима. Назовите и охарактеризуйте виды политического режима.

 

Политический (государственный) режим -методы осуществления политической власти в государственно-организованном обществе. Является одним из аспектов формы государства, объединяющим в себе совокупность всех средств, принципов, приемов, способов осуществления гарантий обеспечения государственного руководства обществом.

 

Демократический, Антидемократический, Авторитарный, Тоталитарный, Фашистский

Демократический режим - организация власти в государстве, при которой обеспечивается выборность высших ОГВ и участие населения в решении государственных дел, признаются основные права и свободы гражданина, осуществляются основанные на народовластии принципы функционирования всех звеньев государственного аппарата.

Основывается на принципах

-народного суверенитета

-политической свободы

-уважение основных прав и свобод человека

-равноправия

-выборности органов власти

-разделения властей

гласности

-принятия решения большинства при учете мнения меньшинства

Непосредственная

-референдум

-митинг

-сход граждан

Представительная

-выражение воли народа через избираемых ими представителей

Антидемократический режим- такой политический режим, при осуществлении которого ОГВ-ми не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

 

Признаки:

-не учитываются интересы личности при управлении государством

-полны контроль государства над всеми сферами общественной жизни

-огосударствление всех общественных организаций

-личность лишена каких либо прав

-наличие милитаризации общественной жизни

-не учитывается религиозные убеждения населения

-наличие цензуры

-отсутствует политический плюрализм

 

Авторитарный- политическая власть осуществляется контролирующим лицом/группой лиц пи минимальном участии населения, характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан.

Тоталитарный -характеризуется полным контролем государства и усилением роли военных и полицейских органов.

 

Фашистский - характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всей оппозиции, широким использованием террористических методов правления

 


8. Дайте понятие государственного органа. Укажите его признаки. Перечислите основные виды государственных органов и дайте их краткую характеристику.

Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:-формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации властных требований;-выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);-наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;-в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полнjмочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка членов правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии:

1. По юридической силе:-федеральные органы государственной власти;-государственные органы субъектов.

2. По порядку образования:-представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание);-производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).

3. По характеру осуществляемых полномочий:-институт главы государства (Президент, Монарх);- органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);-органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ);-судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов);- надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.)

4. По времени действия:-постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);-временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).


9. Дайте понятие механизма государства и охарактеризуйте его структуру. Как соотносятся понятия механизм государства и государственный аппарат.

 

Механизм государства -это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 

Признаки:

- целостная иерархическая система государственных органов и учреждений

-первичные структурные элементы: государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие

-имеет непосредственные орудия принуждения

-при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

 

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его элементов, их взаимосвязь и соотношение.

 

1 )Государственный аппарат - совокупность государственных органов, которые осуществляют функцию управления на профессиональных началах, наделены государством властными полномочиями

 

2) Государственные органы -элементы механизма государства, создаваемые в установленном законном порядке, обладающие установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией.

3)Государственные организации -осуществляют охранительную функцию государства (вооруженные силы, ФСБ, полиция и т.д.)

4)Государственные учреждения -осуществляют непосредственную практическую деятельность по реализации функций государства в социально-культурной, воспитательно-образовательной, научных сферах, не обладающие государственно властными полномочиями(школа, театр, поликлиника)

 

5) Государственные предприятия- система предприятия, осуществляет хозяйственно-экономическую деятельность в целях материального обеспечения функционирования государства.

 

6) Государственные служащие -лица, специально занимающиеся управлением в государстве

 

7) Организации и финансовые средства, необходимые для обеспечения нормальной деятельности государственного аппарата и механизма государства в целом

 

Понятие механизм государства не следует отождествлять с понятием государственного аппарата.

Государственный аппарат-система государственных органов, он составляет основу механизма государства.

 


10. Дайте понятие права. Опишите и раскройте его признаки, принципы и функции.

Право - систем действующих общеобязательных нормативных предписаний, установленных или санкционированных уполномоченными на то субъектами, закрепленных в официальных нормативных актах и обеспечиваемых в своей реализации всеми мерами государственных воздействий, вплоть до принуждения.

 

Признаки:

- нормативность права (оно складывается из норм,правил поведения, имеющих общий характер, рассчитаны на все отношения определенного вида)

- общеобязательность (нормы права обязательны для адресата к которому они обращены)

- принудительность (право обеспечивается мерами принуждения государства)

- системность (право- упорядоченная система, которая складывается из: отраслей, под отраслей, института)

- формальная определенность (нормы права четко определены и закреплены в письменном виде)

- волевой характер (в праве выражается воля народа, объединенного государством)

 

Принципы права -исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права, как специфического социального регулятора.

Принципы права выражают его закономерности, представляют наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы, либо выводятся из его смысла.

 

В зависимости от сфера распространения:

-общеправовые

-межотраслевые

-отраслевые

 

Общеправовые характеризуются тем, что относясь к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединения их.

 

-справедливость-равенство перед законом и судом-гуманизм-демократизм-единство прав и обязанностей-сочетание убеждения и принуждения

 

Межотраслевые -характеризуют отличительные черты нескольких отраслей права

-принцип состязательности судопроизводства

-принцип гласности

 

Отраслевые- действуют в рамках одной отрасли

-презумпция невиновности

 

За многовековую историю развития права постепенно сложились принципы, которые в юридической науке получили названии правовых презумпции и аксиом:

Правовые презумпции - предположение, разновидность нетипичного нормативного предписания, состоящего в указании на предположительность того/иного состояния, основанного на определения жизненных фактах, подтвержденных предшествующим опытом

 

Правовые аксиомы - исходные и неприложные истины, закрепленные в правовых нормах, определенные постулаты юридические науки и судебная практики, не требующие доказывания общеизвестные факты, в силу их очевидности

Функции права -основные направления воздействия права на общественные отношения

 

Регулятивная

-регулятивные позитивного развития отношений

-закрепление в НПА прав, свобод, обязанностей, прав статуса и т.д.

-установление правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию прав предписаний.

 

Охранительная

-охрана общественных отношений от посягательств (противоправных), вытеснение отношений, вредных для личности и общества

-установление запретов совершать общественно опасные деяния

-применение юридических санкций к виновным.

 


11. Раскройте соотношение норм права и норм морали, отразив их единство, различие, взаимодействие и противоречие.

Право - систем действующих общеобязательных нормативных предписаний, установленных или санкционированных уполномоченными на то субъектами, закрепленных в официальных нормативных актах и обеспечиваемых в своей реализации всеми мерами государственных воздействий, вплоть до принуждения.

 

Мораль -система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого.

 

Нормы права -общеобязательные, формально определенные правила поведения, которые установлены и охраняются государством.

 

Нормы морали -правила поведения, которые регулируют общественные отношения на основании представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости,долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением6 общественным мнением, мерами общественного воздействия.

Единство между правом и моралью:

-единая основа- общечеловеческая система социальных ценностей и представленный о добре и т.д.

-нормативно-регулятивный характер-право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей.

-единый объект регулирования(общественных отношений), достижение одинаковых целей (социально полезного развития общества) фундаментирование общеисторической ценности.

Различия:

-по происхождению(мораль возникает вместе с обществом, право вместе с государством)

-по форме выражения(мораль содержится в общественном сознании, право в специальных НПА, имеющих письменную форму

-по сфере действия (мораль регулирует все общественные отношения, право-наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить)

-по времени введения в действие (моральные нормы- по мере их осознания, правовые в конкретно установленный срок)

-по способу обеспечения(нормы морали-меры общественного воздействия, нормы права-мерами государственного воздействия)

-по критериям оценки (нормы морали регулирующих общественные отношения с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного)

Взаимодействие проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания. Их требования во многом совпадают. Многие нормы права вытекают из нравственных.

 

Противоречия: Когда одна и та же ситуация может регулироваться по разному со стороны права и морали из-за несовпадения интересов общества и государства, различие методов регулирования, разные критерии оценки, поведения, расхождения из-за развития общественной жизни и государства, неравномерное развитие норм морали и норм права.

 


12. Дайте понятие нормы права. Перечислите основные виды норм права в соответствии с различными видами классификации и дайте их краткую характеристику.
Нормы права -общеобязательные, формально определенные правила поведения, регулирующие общественные отношения путем предоставления прав и возложении обязанности,которые установлены и охраняются государством.

 

Признаки нормы права

1. Формальная определенность - фактическое закрепление нормы письменным документом, принятым компетентным органом государства.

2. Общий характер-юридическая норма закрепляет общие основные черты и признаки общественных отношений

3. Общеобязательность –правовые нормы обязательны для всех, кому они адресованы

4. Неперсонефицированность - обращена к неопределенному кругу лиц

5. Многократность применения -норма права расчитана на неопределенное число случаев ее реализации.

6. Норма права имеет государственно властный характер и гарантирована со стороны государства

 

Виды правовых норм

По предмету правового регул



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: