Одним словом, Новосибирск, как свидетельствуют и Голливуд, и советский кинематограф, всегда был городом науки и развитой сферы услуг.




14.03.2014

Как столицу Сибири изображают в кино: от смешных ошибок в голливудских блокбастерах до культового фильма про аварию на ядерном реакторе в Академгородке

·

·

В прокате прошел триллер «Спираль» — о тайном клубе экстремальных игр с большими деньгами и человеческими жизнями. Главный герой «Спирали» попал в этот клуб, приехав в Москву из Новосибирска. По такому случаю НГС.РЕЛАКС собрал другие фильмы, в которых упоминается мало тронутая кинематографом сибирская столица (попутно насладившись видом Анджелины Джоли, выговаривающей «бордели Новосибирска»). Можно, конечно, вспомнить, что в столице Сибири снимаются и собственные фильмы, авторы которых, не найдя других слов, чтобы объяснить, что у них получилось, часто называют их «первым фильмом про Новосибирск». Но нас интересует только настоящее, так сказать, кино, выходившее в российский или мировой прокат.

Триллер «Спираль» — неловкий клон заморских «Особо опасен» и прочих фильмов, тешащих небогатого менеджера мыслью о том, что и он вдруг может (без всяких к тому предпосылок) оказаться сверхчеловеком. Главный герой в исполнении Константина Крюкова — программист «из Новосиба», хотя ухватками он больше похож на охранника из Искитима.

В других фильмах Новосибирск — место происхождения не только программистов, но и шпионов, ученых и чумы москвича — назойливых провинциальных родственников.

Например, в «Солт» — снятом с отсылками к стилистике холодной войны боевике с Анджелиной Джоли — об одном из шпионов говорилось, что впервые он замечен «в Новосибирской области». Чуть ли не самая знаменитая роль Новосибирска в большом кино — в блокбастере «День независимости» (1996), где из выпуска теленовостей можно было уяснить, что в России три крупных города: Москва, Петроград и Новосйойрск. Место последнего на карте не оставляет сомнений, о каком городе идет речь (и куда прилетели летающие тарелки).

Чтобы охарактеризовать одного из персонажей как знатного мафиози, героиня Анжелины Джоли в фильме «Турист» (2010) сообщает: «Он владеет казино и борделями отсюда (от Венеции. — Е.П.) до Новосибирска». Переключившись на недублированную звуковую дорожку, поклонники могут насладиться тем, как дива выговаривает слово «Новозибирск».

Кстати, рассказывает героиня Джоли про новосибирские бордели герою Джонни Деппа, с которым познакомилась в поезде. Почти за 40 лет до выхода в прокат «Туриста» — в фильме Василия Шукшина «Печки-лавочки» (1972) — и тоже в поезде — вор, чтобы добавить к своей легенде «железнодорожного конструктора с авиационным уклоном» особо четкий штрих, сообщал соседям по купе, что едет «в новосибирский Академгородок».

Одним словом, Новосибирск, как свидетельствуют и Голливуд, и советский кинематограф, всегда был городом науки и развитой сферы услуг.

Несмотря на это, его жители и раньше были не прочь уехать из него в Москву. Так, в «Москва слезам не верит» одна из героинь — в рамках создания образа счастливой обладательницы семейного гнезда в столице — врет, что к ней приехали «родственники из Новосибирска».

Если же говорить не о комических упоминаниях, а о кино, в котором Новосибирск фигурирует полноценно, чаще всего вспоминают «9 дней одного года» (1961). Образцовое шестидесятническое кино, где Иннокентий Смоктуновский и Алексей Баталов играют двух физиков, влюбленных в одну девушку (точнее, тоже физика), мятущуюся, пока герои рассуждают о смысле жизни, судьбах человечества и испытывают на прочность ядерный реактор, который рано или поздно поведет себя не лучшим образом. «9 дней» стали одним из советских фильмов, выбравшихся за железный занавес — как сигнал «оттепели».

Принято считать, что дело происходит в новосибирском Академгородке. Но он не называется напрямую. Известно, что дело происходит в «маленьком городке — который весь состоит из двух-трех улиц вокруг большого физического института».

Из Москвы туда добираются рейсом на Новосибирск, но там — загадочно говорят в фильме — «будет ждать спецсамолет». С другой стороны, свадьбу героя Баталова и его возлюбленной играют в Доме ученых — и снята она прямо в его интерьерах.

Несколько видов советского Новосибирска можно обнаружить в снятом Одесской киностудией детском фильме «4:0 в пользу Танечки» (1982): титры идут на фоне утопающих в снегу Морского проспекта и улицы Челюскинцев — с редкими прохожими в мохнатых шапках и с «дипломатами». Новосибирский аэропорт в снегах, а потом и вид на город сверху — из самолета — можно также увидеть в драме «Неподсуден» (1969).

Что касается сериалов, то Новосибирск фигурирует (и появляется) в «Вечном зове» (1973–1983). А несколько лет назад на ТВЦ вышел мини-сериал «Защита» (2008) — действие его происходит в Новосибирске сразу после войны, фигурирует в частности Первомайка. Соавтор сценария «Защиты» новосибирец Денис Курышев (позже прославился сценарием к фильму «Метро») говорит, что «Защита» основана на реальной истории его семьи.

Кино, больше похожее на социальную рекламу, — новогодний альманах «Ёлки» — помимо прочих болезней россиян типа пессимизма и недоверчивости лечит их и от комплекса провинциальности, неизбежного в огромной, но при этом очень центричной стране. Старающиеся охватить как можно больше надписей на карте, «Ёлки» не могли обойтись без Новосибирска. В первых «Ёлках» (2010) есть только эпизод в «Толмачёво», где схватываются в ревности герои Урганта и Светлакова. Во вторых «Ёлках» (2011) в Новосибирск увозят одну из второстепенных героинь, разлучив влюбленных школьников.

В третьих «Ёлках» (2013) Новосибирску посвящена целая новелла с образцовыми открыточными видами (оперный, «Победа»), самый же драматичный ее эпизод происходит на улице Серебренниковской и включает аварию с участием рекордсмена по этому делу — трамвая № 13.

Герой этой новеллы, что примечательно, — молодой человек, родившийся, учившийся и оставшийся в Новосибирске и оттого чувствующий себя неудачником перед своей школьной любовью, уехавшей в Москву.

Житель Новосибирска, действительно, может испытывать некоторую пустоту, которую не в силах заполнить «Ёлки». Потому что кинематограф (и литература, конечно, тоже, да и поп-музыка и прочие искусства) — это самосознание города, а также язык, на котором город говорит с миром. Про свои каникулы и сладкую жизнь, а также миллион других историй говорит Рим, про злые улицы — Нью-Йорк, про пьяниц и извращенцев (но с неизменным оптимизмом) — Балтимор, не самый большой город, которому посчастливилось произвести из себя писателя Эдгара По и режиссера Джона Уотерса. Без этого самоосознания город — физическое тело, не способное думать и говорить. То есть в некотором смысле «овощ».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: