Имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа социально-гуманитарных наук
и международнойкоммуникации
Кафедра философии и социологии
ПРОГРАММА
НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Архангельск
Секция 3. Город и горожане
Адрес: Смольный Буян 1, ауд. 411. Время: 14 апреля, 10.00. Модератор: О.Н. Руссова
1. Коржавина Ирина Сергеевна.«Соотнесение реальных и идеальных условий городского обустройства в представлениях жителей Архангельска». Социология управления, 1 курс. Научный руководитель: И.Ф. Верещагин.
Аннотация:Доклад посвящен выявлению общих точек соприкосновения реального и идеального типа города Архангельска в представлениях жителей по отношению к обустройству современного пространства. Суть проведенного исследования заключается в изучении того, какие именно характеристики горожане считают наиболее важными для комфортного существования. В качестве методов используются качественный анализ документов и анкетный опрос, что позволяет охватить достаточный поток разнообразной информации. Данный доклад раскроет оценку инфраструктурной сферы жителями города по основным параметрам, выявит наиболее проблемные зоны городского пространства, позволит рассмотреть идеал респондентов как возможности для развития городской среды.
2. Крисман Виктория Анатольевна.«Роль паблик-арта в социально-культурной привлекательности г. Архангельска». «Социология управления», 1 курс. Научный руководитель: И.И. Тюрикова.
Аннотация:На сегодняшний день одной из главных демографических проблем Архангельской области и г. Архангельска является отток молодого населения. Авторы социологического исследования «Состояния и перспективы социально-экономического развития России в представлениях жителей Европейского Севера» указывают на крайне низкую оценку перспективности и привлекательности региона, в особенности, для старшеклассников и молодёжи. В частности, негативно оценивается привлекательность региона и города с точки зрения возможностей для отдыха и досуга. В этой связи рассуждение о перспективах развития городской среды, которая в последнее время непрерывно видоизменяется, более чем актуальна именно сейчас, когда ведется активное строительство, когда, по сути, решается, как будет выглядеть город. Будет ли в нем место творчеству, появится ли больше возможностей для так называемого «неспециализированного» времяпрепровождения человека – прогулок, созерцания, размышления, общения, культурного отдыха. Или же город так и останется безликим скоплением жилых и торговых зданий, будет загроможден стихийными новообразованиями, в которых отсутствует культурная составляющая.
|
3. Малыгина Мария Вадимовна.«Ментальные карты как метод исследования городского пространства». «Социология управления», II курс. Научный руководитель: И.Ф. Верещагин.
Аннотация:В докладе рассматриваются ментальные карты как исследовательский метод изучения городского пространства. Ментальные карты – это изображение местности, выполняемое информантом по просьбе исследователя. На примере их использования раскрываются основные моменты методологии, практики применения и анализа полученных результатов в процессе исследования представлений жителей города об Архангельске.
|
4. Саламатова Анна Александровна.«Влияние торгово-развлекательных комплексов на потребительское поведение жителей Архангельска». Социология управления, 1 курс. Научный руководитель: А.М. Кондрескул.
Аннотация: В современном мире происходит стремительное развитие общества во всех отраслях, затрагивающих человеческую жизнь. Возникают новые формы пространства, видоизменяющие городскую среду, к числу которых относятся магазины нового формата – «магазины для отдыха», именуемые торгово-развлекательными комплексами. Данные формы организации торгового поля имеют высокий темп развития. В провинциальных городах, где население не больше 400 тысяч человек, торгово-развлекательные комплексы выступают в качестве некого тренда лишь последние 3-5 лет. Они становятся площадками, на которых транслируются образцы массовой культуры – кроме отделов продаж внутри торгово-развлекательных комплексов посетителям предлагается множество способов проведения культурного досуга (катки, музеи, кинотеатры, кафе, игровые зоны и т.п.). В ходе исследования рассмотрены трансформация течения привычной повседневной жизни людей и их взаимодействие внутри новых условий социального и городского пространства. Также выявлены механизмы изменения потребительского поведения людей в новых пространствах потребления и факторы, влияющие на распространение новых форм торговых полей.
5. Федосеева Александра Анатольевна.«Влияние окружающей среды на онкологические заболевания жителей г. Архангельска и г. Северодвинска». Социология, 3 курс. Научный руководитель: И.Ф. Верещагин
|
Аннотация:В данной статье затронута такая проблема, как влияние окружающей среды на онкологические заболевания жителей г. Архангельска и г. Северодвинска. Представлены результаты социологического исследования, где целью являлось изучения влияния окружающей среды на онкологические заболевания жителей г. Архангельск и г. Северодвинска, в качестве объекта выступали онкологические заболевания жителей выбранного региона, а предмет представлял собой взаимосвязь онкологических заболеваний с экологической обстановкой в г. Архангельске и г. Северодвинске. В ходе проведенного исследования, были применены как количественный метод (анкетный опрос), так и качественный метод (экспертное интервью). Впоследствии были выявлены причины заболевания и наиболее распространённые виды рака среди населения г. Архангельске и г. Северодвинска, а также проанализирована профилактика лечения. Статья содержит обобщенную статистику по онкологическим заболеваниям за 2016-2017 гг. в Архангельской области. Представлены рекомендации к дальнейшим исследованиям.
6. Шубина Полина Владимировна.«Локальное сообщество в виртуальном социальном пространстве». 47.04.01 Философия (Лидерство и управление сложными социально-экономическими, политическими и социотехническими системами), 2 курс. Научный руководитель: Н.Н. Кукаренко.
Аннотация:В современном мире и социальное пространство в общецивилизационном масштабе, и локальное пространство любого города не могут существовать вне виртуального измерения. Современные информационные технологии позволяют любым организациям, предприятиям и территориальным сообществам обзаводиться собственными страницами на виртуальных площадках, и они охотно пользуются этим инструментом продвижения, заодно выступая маркерами виртуального пространства той реальной территории, на которой размещаются. Социальное пространство (в том числе, на уровне локальных сред) не просто воспроизводится в виртуальной среде, но даже получает дополнительные инструменты развития внутренних и внешних связей и отношений, а потому и социальное пространство города невозможно в современном мире рассматривать без учета его «отражения» в виртуальном пространстве.