Класс А.С. Пушкин. «Дубровский».
Финал романа. Авторское отношение к героям
Композиция романа
Завязка произведения – ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистенёвку. Узнав вердикт судьи, Дубровский внезапно тронулся умом и спустя время умер.
Далее происходит развитие сюжета. Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистенёвку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.
Желая отомстить своему главному обидчику – Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно – Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.
В кульминации романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем. Этим поступком Маша даёт урок благородства Владимиру Дубровскому.
Развязка романа – это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского за границу.
Репродукция картины Василия Владимировича Пукиреева «Неравный брак»
ВОПРОСЫ
- Можно ли утверждать, что сюжет этой картины и сюжет романа «Дубровский» имеют сходства? Свое мнение докажите текстом.
- Сходно ли душевное состояние девушкис состоянием героини романа Маши?
Свой ответ подтвердите текстом
- Пытается ли Дубровский спасти возлюбленную? Как?
- Соглашается ли Маша бежать с Дубровским? Почему? Свой ответ подтвердите текстом
|
- Какова дальнейшая судьба Владимира Дубровского?
- Знает ли читатель точно, что произошло с главным героем романа?
- Для чего, по вашему мнению, автор оставляет дальнейшую судьбу своего героя нерешенной?
(Автор предоставляет читателю право самому предположить, «домыслить» концовку произведения).
- Таким образом, Развязка в романе неполная
- Это своеобразный авторский прием, который носит в литературоведении название «открытый финал». Запишем в тетрадь определение этого термина.
Открытый финал – отсутствие развязки в произведении или развязка неполная. Читатель может сам предположить, "домыслить" тот или иной вариант завершения сюжета.
ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ГЕРОЯМ
То, как автор относится к Дубровскому и другим персонажам, определяет его отношение к человеческим порокам. Он описывает Владимира с симпатией, наделяя его красивой внешностью, добротой, состраданием к простому народу и своей нянечке. Парень знал, что значит собственная честь, и отстаивал её.
Несмотря на то что Дубровский сражается с беззаконием нечестным путём, автор его полностью поддерживает. Он изображает парня благородным разбойником, который наказывает исключительно нечестных богачей.
Пушкин полностью на стороне молодого человека. Ведь Владимир оказался в шайке бандитов не по собственной воле, а по обстоятельствам. Да и потом любовь усмиряет праведный гнев парня, и он бросает разбой. То есть его характер не изменился, он не смог ожесточиться или стать злым настолько, чтобы довести месть до конца.
|
Его истинное благородство и человечность возобладали, Дубровский-младший снова стал собой и уехал начинать новую жизнь за границу.
Также видно отношение автора к своему персонажу из описания любви между Владимиром и Марией Троекуровой:
· парень из-за высоких чувств к женщине отказывается от нанесения недругу сокрушительного удара;
· он ненавязчив и терпелив при разговоре с Машей;
· как человек слова он пытался сдержать обещание и спасти девушку от брака с нелюбимым.
Этими качествами писатель наделяет героя неспроста, он хотел показать читателю всю красоту души Дубровского. Его искреннюю нежность, умение не только отстаивать честь, но и сдерживать клятвы.
К отцу главного персонажа Пушкин тоже благоволит. Он изображает обедневшего барина как человека с характером, который не боится высказывать собственное мнение, не хитрит и не унижается. Гордый, стойкий и не мирящийся с унижениями, Дубровский-старший умеет дружить, любит семью и уважаем крестьянами.
Авторская позиция и оценка видны из отношения народа к хозяину, ведь после смерти Андрея Дубровского горевала вся деревня. То, как слуги защищали своего барина и сражались с его сыном против негодяев, также показывает, каково мнение Пушкина об отце Владимира, и что автор симпатизирует пожилому человеку.
И совершенно другое отношение к Кириллу Петровичу Троекурову, чей нрав был властным и злым. Он не только плохо обращался со слугами, но и содержал гарем, а позже выдавал бедных девушек замуж по собственному усмотрению. Крестьяне боялись его и прислуживали из страха, но и многие дворяне лебезили перед богачом. А всё потому, что тогда в обществе преобладало чинопочитание и угодничество.
|
Вот каково восприятие Пушкиным своего главного персонажа:
1. Явное сочувствие, сопереживание. На судьбу Владимира выпало множество потерь, непростых ситуаций, с которыми он справился достойно.
2. Восхищение смелостью, находчивостью. В ярких красках автор описывает сцену встречи с медведем, где отважный нрав Владимира проявился особенно ярко.
3. Грусть о том, что его счастье с Машей оказалось невозможным.
Произведение учит следующему:
· благородству;
· чести и достоинству;
· милосердию;
· справедливости;
· умению находить компромиссы;
· честности;
· верности;
· избавлению от эгоизма.