КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЗАЩИТЫРАСТЕНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЗООЛОГИИ
ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
Курса
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 6.130.501 «ВЕТЕРИНАРНАЯ МЕДИЦИНА»
Симферополь - 2003
Методические разработки рассмотрены и утверждены на заседаниях кафедры защиты растений (протокол № 6 от «23» января 2003 г.) и методической комиссии факультета ветеринарной медицины (протокол № 4 от «8» апреля2003 г.).
Автор: Е.Б. Гольдин, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент
Рецензенты:
М.В. Юрахно, зав. кафедрой зоологии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, профессор, доктор биологических наук;
А.Ф. Барабаш, зав. кафедрой паразитологии и эпизоотологии Крымского государственного аграрного университета, профессор, доктор ветеринарных наук.
ВВЕДЕНИЕ
Специфика преподавания курса зоологии на факультетах ветеринарной медицины в аграрных университетах связана с рядом особенностей, требующих разработки соответствующих приемов изложения материала учебных программ и контроля степени его усвоения студентами. В отличие от университетского курса зоологии, изучаемого на биологических факультетах и факультетах естественных наук вузов широкого профиля на протяжении четырех семестров с летними полевыми практиками, специализированные учебные планы аграрных университетов отводят не более одного семестра на освоение весьма обширного материала. При этом преподавание зоологического материала осуществляется в аграрных университетах в полном тематическом объеме. Программы курса предусматривают не только обзор различных аспектов организации животного мира по таксономическим группам - "от амебы до гориллы", - эволюции жизненно важных систем, основных особенностей биологии отдельных видов и других ключевых моментов, характерных для общей зоологии. Подготовка специалиста в вузе сельскохозяйственного профиля должна включать детальное изучение возбудителей и переносчиков заболеваний человека, домашних и диких животных, включая вредных и полезных насекомых; основы межвидовых взаимоотношений, которые возникают в природных и искусственных экосистемах; организмов, наносящих ущерб животноводству и меры борьбы с ними. В результате методические проблемы, возникающие в условиях преподавания в аграрных университетах, по своей сложности значительно превосходят задачи, стоящие перед вузами широкого профиля. При этом программы курсов не обеспечены соответствующей учебной, методической и научно-методической литературой. Классические учебные пособия (В. Догель, В. Натали и др.) не переиздавались в последние годы, полное усвоение их информационного материала студентами в течение относительно короткого периода обучения маловероятно, последние научные данные в них не отражены. Попытки создания "сокращенных специализированных" вариантов этих трудов, предпринятые во второй половине 80-х гг. нельзя признать удачными.
В процессе подготовки ветврачей чрезвычайно важно формирование у будущих специалистов умения мыслить самостоятельно и нестандартно, принимать решения в экстремальных условиях. В связи с этим возникает необходимость внедрения в соответствующие учебные курсы работ, призванных мобилизовать способности студента для выполнения заданий, которые требуют не только знания лекционного материала и практикума, но и владения целым рядом дополнительных навыков.
В свете существующей ситуации необходимы меры по значительному усовершенствованию лекционных курсов зоологии и их дополнению новым материалом, включая последние научные данные. Параллельно должны быть усовершенствованы системы лабораторно-практических занятий за счет внедрения новых учебных пособий и наглядного материала. Очевидно, что широко должны практиковаться индивидуальные задания по работе с литературой и природным материалом. При этом одаренные студенты могут быть привлечены к выполнению научно-исследовательских работ (как отдельных заданий, так и проектов или тем).
Среди факторов, определяющих повышение роли самостоятельных работ, следует назвать постоянное сокращение часов, отведенных на изучение зоологии в системе аграрного образования Украины, и вынесение ряда разделов на самостоятельное изучение.
Для дальнейшего совершенствования учебного процесса разработана, апробирована и внедрена новая программа тестирования студентов для зачета и подготовки к экзамену по зоологии. Кроме того, предлагаемые тесты могут быть использованы для самоконтроля знаний студентов при подготовке к текущим лабораторно-практическим и семинарским занятиям, а также к контрольным и самостоятельным работам, или же при групповых занятиях. Тематика тестов отражает основные разделы преподаваемого курса. Среди них история, предмет и задачи науки; особенности строения, систематики и биологии беспозвоночных и позвоночных животных; формы межвидовых взаимоотношений в животном мире, возбудители заболеваний сельскохозяйственных, домашних и диких животных и т.д. Вопросы, включенные в систему тестов, подобраны с учетом специфики будущей специальности (в данном случае, ветеринарная медицина) и условий проживания в сельской местности. Тесты призваны закрепить полученные в ходе обучения знания; их применение основано на самоконтроле студента и его умении выбрать правильное решение и носит вспомогательный характер. Другими словами, предлагаемый способ проверки является дополнительным и направлен на рациональное использование знаний студентом. Он базируется на знании лекционного курса и практикума, и успешное выполнение тестирования зависит от умения использовать освоенный материал и ориентироваться в информационном потоке. Обобщение полученного опыта найдет отражение в подготовке и выпуске специализированных методических рекомендаций и учебных пособий по курсу зоологии для различных факультетов, а роль этой формы работы со студентами получит дальнейшее развитие.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕСТАМИ
Вопросы, включенные в тесты, подробно рассмотрены в лекционном курсе, на лабораторно-практических занятиях и семинарах. Поэтому процесс нахождения правильных ответов должен происходить довольно быстро, вырабатывая умение мгновенно ориентироваться, развивать находчивость и умение пользоваться ранее полученными знаниями. Исходя из этого, при составлении тестов внесен некоторый элемент занимательности и азарта (по аналогии с известными телепередачами). В ходе тестирования нужно ответить на вопросы, при этом на каждый из них предлагается не менее четырех вероятных ответов. При этом специфика некоторых рассматриваемых вопросов позволяет выбрать не только один ответ: опыт работы с тестами показывает, что изучение именно этих проблем и разделов требует более пристального внимания со стороны студентов. Правильность ответов можно контролировать при помощи рекомендуемой литературы.
ТЕСТЫ
1. Какая страна считается родиной зоологии?
А. Египет | В. Греция |
Б. Россия | Г. Китай |
2. Кем был изобретен микроскоп?
А. Линнеем | Б. Ламарком |
В.Левенгуком | Г. Реем |
3.Кто ввел в систематику таксон высшей категории - тип
А. Ж.Л.Бюффон | Б. Э.Жоффруа Сент-Илер |
В. Ж.-Б.Ламарк | Г. Ж.Кювье |
4. Кому впервые принадлежит теория деления животных на беспозвоночных и позвоночных и теория эволюции на основе ступенчатого повышения организации животного мира
А. Ж.Л.Бюффон | Б. Э.Жоффруа Сент-Илер |
В. Ж.-Б.Ламарк | Г. Ж.Кювье |
5. Кем впервые была введена бинарная номенклатура?
А. Антони Левенгуком | Б. Джоном Реем |
В. Карлом Линнеем | Г. Чарльзом Дарвином |
6. Кто автор работы "Происхождение видов"?
А. Жорж Кювье | В. Чарльз Дарвин |
Б. Карл Линней | Г. Карл Бэр |
7. Какие животные имеют целлюлозную оболочку?
А. Кораллы | Б. Оболочники |
В. Трихомонады | Г. Гидры |
8. Паразитических червей изучает …
А. Гельминтология | Б. Акарология |
В. Малакология | Г. Батрахология |
9. Пауков изучает …
А. Карцинология | Б. Энтомология |
В. Арахнология | Г. Ихтиология |
10. Земноводных изучает …
А. Герпетология | Б. Териология |
В. Орнитология | Г. Батрахология |
11. Пресмыкающихся изучает …
А. Карцинология | Б. Энтомология |
В. Орнитология | Г. Батрахология |
12. Какая наука занимается изучением ракообразных?
А. Батрахология | Б. Малакология |
В. Карцинология | Г. Гельминтология |
13. Какая наука занимается изучением моллюсков?
А. Батрахология | Б. Малакология |
В. Карцинология | Г. Гельминтология |
14. Какое соотношение между беспозвоночными и позвоночными по числу видов?
А. 82 и 18% | Б. 96 и 4% |
В. 78 и 22% | Г. 59 и 41% |
15. Какие животные относятся к копрофагам?
А. Богомолы | Б. Навозные жуки |
В. Жужелицы бембидион | Г. Жуки-мертвоеды |
16. Какие животные относятся к некрофагам?
А. Богомолы | Б. Навозные жуки |
В. Жужелицы бембидион | Г. Жуки-мертвоеды |
17. Что лежит в основе деления простейших на типы и классы?
А. Строение органелл равновесия | Б. Строение органелл экскреции |
В. Строение органелл питания | Г. Строение органелл движения. |
18. Какие организмы являются возбудителями сонной болезни?
А. Лейшмании | Б. Трипаносомы |
В. Лямблии | Г. Трихомонады |
19. Какие организмы являются переносчиками сонной болезни?
А. Овод | Б. Клоп постельный |
В. Муха цеце | Г. Комар анофелес |
20. Назовите возбудителя случной болезни лошадей.
А. Лямблии | Б. Трихомонады |
В. Трипаносомы | Г. Лейшмании |
21. Назовите возбудителя лихорадки Чагаса.
А. Бактерии | Б. Трипаносомы |
В. Лейшмании | Г. Лямблии |
22. Назовите возбудителя болезни "нагана".
А. Лямблии | Б. Трихомонады |
В. Трипаносомы | Г. Лейшмании |
23. Резервуаром инвазии сонной болезни являются…
А. Представители семейства куньих | Б. Хищные птицы |
В. Антилопы | Г. Броненосцы |
24. Резервуаром инвазии болезни "чагас" являются…
А. Представители семейства куньих | Б. Хищные птицы |
В. Антилопы | Г. Броненосцы |
25. Назовите возбудителя болезни "су-ауру".
А. Трихомонады | Б. Трипаносомы |
В. Лейшмании | Г. Лямблии |
26. Окончательный хозяин в цикле развития малярийного плазмодия…
А. Грызуны | Б. Комар анофелес |
В. Человек | Г. Крупный рогатый скот |
27. Самые крупные споровики - …
А. Опалины | Б. Саркоспоридии |
В. Грегарины | Г. Кокцидии |
28. Лямблиоз - заболевание ….
А. Половых органов | Б. Кишечника |
В. Печени | Г. Селезенки |
29. Назовите возбудителя пендинской язвы.
А. Трихомонады | Б. Трипаносомы |
В. Лейшмании | Г. Лямблии |
30. У каких животных паразитируют опалины?
А. У грызунов | Б. У амфибий |
В. У крупного рогатого скота | Г. У насекомых |
31. Какие окончательные хозяева саркоспоридий вам известны?
А. Моллюски | Б. Хищные животные |
В.Фитофаги | Г. Копрофаги |
32. Представители каких простейших вызывают бабезиоз крупного рогатого скота?
А. Саркоспоридии | Б. Токсоплазмы |
В. Гемоспоридии | Г. Пироплазмы |
33. Присутствием трех зародышевых листков - экто-, эндо- и мезодермы - характеризуются…
А. Кишечнополостные | Б. Гребневики |
В. Плоские черви | Г. Губки |
34. Органы выделения у плоских червей:
А. Метанефридии | Б. Коксальные железы |
В. Протонефридии | Г. Миксонефридии |
Д. Мальпигиевы сосуды | Е. Птеригоподии |
35. Моногенеи - это…
А. Обитатели почв | Б. Обитатели тропических лесов |
В. Эктопаразиты поверхности тела или жабр рыб. | Г. Жители морских глубин |
Д. Свободноживущие обитатели пресных и солоноватоводных водоемов | Е. Эндопаразиты внутренних органов амфибий и рептилий |
36. Органы фиксации у трематод.
А. Ботрии | Б. Сколекс | В. Ротовая присоска |
Г. Брюшная присоска | Д. Две присоски - ротовая и брюшная | Е. Ботридии |
37. Паразитические классы плоских червей - …
А. Ресничные черви | Б. Моногенеи | В. Ксенотурбеллиды | Г. Цестоды |
Д. Гирокотилиды | Е. Трематоды | Ж. Амфилиниды | З. Аспидогастреи |
38. Особенности строения кишечника у плоских червей:
А. Состоит из переднего, среднего и заднего отделов | Б. Кишечника нет. |
В. Кишечник нерасчлененный. | Г. Состоит из переднего и среднего отделов |
39. Мирацидий - это ….
А. Паразит крупного рогатого скота | Б. Половой комплект у цестод |
В. Личинка печеночного сосальщика, покрытая ресничками | Г. Совокупительный орган у трематод |
40. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика …
А. Личинки водных насекомых | Б. Малый прудовик |
В. Лягушка озерная | Г. Карпообразные рыбы |
41. Инвазионная стадия печеночного сосальщика, поглощаемая окончательным хозяином
А. Шизонт | Б. Адолескарий. |
В. Церкарий | Г. Редия |
42. Цикл развития высших цестод имеет следующие особенности:
А. Один промежуточный хозяин (осетровые) и один окончательный (человек или хищные млекопитающие). | Б. Свободноплавающая личинка (корацидий) и последующие фазы развития: процеркоид (в теле первого промежуточного хозяина, беспозвоночного), плероцеркоид (в теле второго промежуточного хозяина, позвоночного) и взрослая форма (в кишечнике позвоночного). |
В. Цикл развития обычно с одним промежуточным хозяином (беспозвоночное, реже позвоночное животное - копытные, грызуны, хищники). | Г. Два промежуточных (насекомые или веслоногие рачки и амфибии) и два окончательных хозяина (крупный рогатый скот и крысы) |
43. Цикл развития низших цестод имеет следующие особенности:
А. Обычно один промежуточный хозяин, беспозвоночное, реже позвоночное животное. | Б. Свободноплавающая личинка (корацидий) и последующие фазы развития: процеркоид (в теле первого промежуточного хозяина, беспозвоночного), плероцеркоид (в теле второго промежуточного хозяина, позвоночного) и взрослая форма (в кишечнике позвоночного). |
В. Два промежуточных (насекомые и амфибии) и два окончательных хозяина (крупный рогатый скот и крысы) | Г. Один промежуточный хозяин (осетровые) и один окончательный (человек или хищные млекопитающие). |
44. Кровеносная система у плоских червей …
А. Замкнутая | Б. Отсутствует |
В. Незамкнутая | Г. Диффузная |
45. К высшим цестодам относятся:
А. Ремнецы | Б. Широкий лентец | В. Эхинококк |
Г. Цепни | Д. Овечий мозговик | Е. Гвоздичники |
46. К низшим цестодам относятся:
А. Ремнецы | Б. Широкий лентец | В. Эхинококк |
Г. Цепни | Д. Овечий мозговик | Е. Гвоздичники |
47. Проглоттиды - это …
А. Личинки трематод | Б. Семейство цестод - паразиты овец и коз |
В. Членики цестод | Г. Моллюски - промежуточные хозяева лентеца широкого |
48. Сегментация тела у круглых червей ….
А. Ярко выражена | Б. Отсутствует |
В. Тело имеет два или три сегмента | Г. Существует деление на головной, туловищный и хвостовой отделы |
49. Особенности строения кишечника у круглых червей:
А. Кишечника нет. | Б. Кишечник нерасчлененный. |
В. Состоит из переднего и среднего отделов | Г. Состоит из переднего, среднего и заднего отделов |
50. Что такое синцитий?
А. Кутикула особого строения. | Б. Слой клеток, лежащий под кутикулой, где границ между клетками нет, но ядра сохраняются |
В. Слой продольной мускулатуры | Г. Защитная оболочка, предохраняющая паразитических нематод от переваривания. |
51. Что такое тегумент?
А. Орган фиксации круглых червей | Б. Ресничный эпителий свободноживущих плоских червей |
В. Инвазионная личинка скребней | Г. Безъядерный слой погруженного эпителия паразитических плоских червей |
52. Органы выделения у круглых червей:
А. Протонефридии | Б. Метанефридии | В. Миксонефридии |
Г. Коксальные железы | Д. Мальпигиевы сосуды | Е. Проктонефрос |
53. Кровеносная система у круглых червей …
А. Замкнутая | Б. Отсутствует |
В. Незамкнутая | Г. Диффузная |
54. Власоглав - паразит …
А. Печени и желчного пузыря | Б. Кровеносной системы. |
В. Слепой и толстой кишки | Г. Половых протоков |
55. Половозрелая стадия трихинелл обитает….
А. В сосудах кровеносной системы. | Б. В просвете тонкого кишечника |
В. В печени и желчном пузыре. | Г. В половых протоках |
56. Большинство круглых червей …
А. Гермафродиты | Б. Раздельнополые |
В. Самки | Г. Не нуждается в оплодотворении |
57. Аскариды паразитируют в …
А. Тонком кишечнике | Б. Кровеносной системе. |
В. Слепой и толстой кишке | Г. Половых протоках |
58. Нематоды, вызывающие кожные язвы
А. Острица | Б. Двенадцатиперстная кривоголовка |
В. Кровяная филярия | Г. Ришта. |
59. Возбудитель “слоновости” (элефантиазиса) - …
А. Кровяная филярия | Б. Ришта. |
В. Острица | Г. Двенадцатиперстная кривоголовка |
60. Мельчайшие из многоклеточных животных - …
А. Гастротрихи | Б. Коловратки. |
В. Приапулиды | Г. Киноринхи |
61.. Внедряются ли волосатики в кожу человека?
А. Это часть цикла их развития | Б. Никогда |
В. Очень редко. | Г.В зависимости от определенных обстоятельств. |
62. Органы фиксации у скребней.
А. Брюшная присоска | Б. Ботридии | В. Хоботок |
Г. Сколекс | Д. Две присоски - ротовая и брюшная. | Е. Ротовая присоска. |
63. Органы выделения у скребней:
А. Метанефридии | Б. Коксальные железы |
В. Протонефридии | Г. Миксонефридии |
Д. Мальпигиевы сосуды | Е. Выделение происходит через поверхность тела |
64. Паразитируют ли скребни у человека?
А. Да | Б. Очень редко |
В. Нет | Г. Это наиболее типичный хозяин |
65. Промежуточные хозяева скребней - …
А. Беспозвоночные | Б. Позвоночные |
В. Те и другие | Г. Беспозвоночное - промежуточный, но иногда бывает позвоночное - резервуарный |
66. Строение кольчатых червей - ….
А. Сегментация ярко выражена | Б. Существует деление на головную лопасть, сегментированное туловище и анальную лопасть. |
В. Отсутствует | Г. Тело имеет два или три сегмента |
67. На основе токсинов каких организмов создан инсектицид банкол?
А. Дождевых червей | Б. Нереид |
В. Мизостомид | Г. Пиявок |
68. На основе метаболитов каких организмов создан препарат гирудин?
А. Дождевых червей | Б. Нереид |
В. Мизостомид | Г. Пиявок |
69. К какому классу принадлежат дождевые черви?
А. Полихеты | Б. Динофилиды. |
В. Олигохеты. | Г. Мизостомиды |
70. Предками членистоногих считают …
А. Головоногих моллюсков | Б. Примитивных морских кольчатых червей |
В. Погонофор | Г. Нематод |
71. Как происходит рост членистоногих?
А. Линейное увеличение сегментов | Б. В специальной зоне роста (грудь-брюшко) |
В. С помощью периодических линек | Г. За счет сегментов брюшка |
72. Пищеварительный тракт членистоногих состоит из …
А. Многочисленных трубочек. | Б. Кишечник нерасчлененный. |
В. Переднего и среднего отделов | Г. Переднего, среднего и заднего отделов |
73. Самое крупное членистоногое - …
А. Гигантский кальмар | Б. Паук-птицеед |
В. Камчатский краб | Г. Японский краб |
74. Китовыми вшами называют …
А. Жаброногих раков | Б. Десятиногих раков |
В. Веслоногих раков | Г. Ракушковых раков |
75. Органы выделения у паукообразных:
А. Протонефридии | Б. Миксонефридии |
В. Метанефридии | Г. Коксальные железы |
Д. Мальпигиевы сосуды | Е. Выделение происходит через поверхность тела |
76. Акариформные клещи - …..
А. Амбарные | Б. Водяные | В. Иксодовые | Г. Аргасовые |
Д. Волосяные. | Е. Панцирные | Ж. Гамазовые | З. Галловые |
И. Перьевые | К. Чесоточные | Л. Паутинные | М. Четырехногие |
77. Паразитиформные клещи - …..
А. Амбарные | Б. Водяные | В. Иксодовые | Г. Аргасовые |
Д. Волосяные. | Е. Панцирные | Ж. Гамазовые | З. Галловые |
И. Перьевые | К. Чесоточные | Л. Паутинные | М. Четырехногие |
78.Для каких животных наиболее опасен каракурт?
А. Крупного рогатого скота | Б. Овец |
В. Лошадей | Г.Верблюдов |
79. Какие паукообразные самые древние?
А. Сольпуги | Б. Тарантулы |
В. Скорпионы | Г. Клещи-сенокосцы |
80. У каких клещей всего две пары ног?
А. Иксодовых | Б. Аргасовых |
В. Орибатид | Д. Галловых |
81. Насекомые произошли от …
А. Ракообразных | Б. Примитивных червеобразных членистоногих. |
В. Клещей | Г. Приапулид. |
82. Строение насекомого - … ….
А. Тело имеет два или три сегмента | Б. Сегментированное тело подразделяется на голову, грудь и брюшко |
В. Тело слитное, сегментация отсутствует | Г. Существует деление на головную лопасть, сегментированное туловище и анальную лопасть. |
83. Какой тип ротового аппарата насекомых наиболее древний?
А. Сосущий | Б. Колющий |
В. Лижущий | Г. Грызущий |
84.. Органы выделения у насекомых:
А.. Протонефридии | Б. Метанефридии |
В. Миксонефридии | Г. Коксальные железы |
Д. Мальпигиевы сосуды | Е. Выделение происходит через поверхность тела. |
85. Из скольких сегментов состоит грудь насекомого?
А. Двух. | Б. Трех. |
В. Четырех | Г. Пяти. |
86. Особенности строения пищеварительного тракта у насекомых:
А. Кишечника нет | Б. Состоит из переднего и среднего отделов |
В. Кишечник нерасчлененный | Г. Состоит из переднего, среднего и заднего отделов |
87. Сколько хитиновых щитков покрывает каждый из грудных сегментов насекомого?
А. Два | Б. Три |
В. Четыре | Г. Пять |
88. Какая кровеносная система у насекомых?
А. Незамкнутая | Б. Замкнутая |
В. Присутствуют оба типа | Г. Ее вообще нет, или она диффузная |
89. Назовите переносчиков бактерий чумы.
А. Мухи | Б. Комары | В. Блохи |
Г. Вши | Д. Клопы | Е. Пухоеды |
90. Назовите переносчиков риккетсий - возбудителей сыпного тифа и спирохет - возбудителей возвратного тифа.
А. Мухи | Б. Комары | В. Блохи |
Г. Вши | Д. Клопы | Е. Пухоеды |
91. Назовите переносчиков лихорадки Чагаса.
А. Мухи | Б. Комары | В. Блохи |
Г. Вши | Д. Клопы | Е. Пухоеды |
92. Что такое хорда?
А. Несегментированная скелетная ось. | Б. Сегментированная скелетная ось. |
В. Нервная цепочка | Г. Кишечная трубка |
93. Предками наземных позвоночных были…
А. Круглоротые. | Б. Кистеперые рыбы. |
В. Скаты.и акулы | Г. Двоякодышащие рыбы |
94. Современные позвоночные относятся к нескольким классам. Вычеркните лишние.
А. Анамнии | Б. Оболочники | В. Хрящевые рыбы | Г. Бесчерепные |
Д. Костные рыбы | Е. Земноводные. | Ж. Пресмыкающиеся | З. Млекопитающие |
И. Круглоротые | К Птицы. | Л. Кистеперые рыбы. | М. Амниоты. |
95. Сколько видов из числа позвоночных приходится на рыб?
А. 10% | Б. 25% |
В. 30%. | Г. 50% |
96. Каково видовое соотношение между хрящевыми и костными рыбами?
А. 50%:50% | Б. 30%:70% |
В. 90%:10% | Г. 4%:96% |
97. Какие группы рыб имеют добавочные органы дыхания, т.н. легкие?
А. Кистеперые. | Б. Двоякодышащие. |
В. Карпообразные. | Г. Хрящевые |
98. У каких рыб предсердие разделено перегородкой в связи с появлением легочного круга кровообращения?
А. Кистеперые. | Б. Двоякодышащие. |
В. Карпообразные | Г. Хрящевые |
99 Гипотетические предки земноводных - …..
А. Кистеперые рыбы | Б. Карпообразные рыбы | В. Двоякодышащие рыбы. |
Г. Хрящевые рыбы | Л. Оболочники | Е. Бесчерепные. |
100. У каких рептилий впервые появляется четырехкамерное сердце?
А. У змей | Б. У ящериц |
В. У черепах | Г. У крокодилов |
101. К какому геохронологическому периоду приурочено появление млекопитающих?
А. Пермь | Б. Триас |
В. Юра | Г. Мел |
102.. К какому геохронологическому периоду приурочено появление птиц?
А. Пермь | Б. Триас |
В. Юра | Г. Мел |
103. Промежуточное звено между рептилиями и птицами - …
А. Птеродактиль | Б. Археоптерикс |
В. Ихтиоптеригии | Г. Синаптозавры |
104. К птенцовым птицам относятся…
А. Воробьинообразные | Б. Бескилевые | В. Стрижеобразные |
Г. Кукушкообразные | Д. Гагарообразные | Е. Дятлообразные |
Ж. Гусеобразные | З. Голубеобразные | И. Веслоногие |
105. К выводковым птицам относятся…
А. Воробьинообразные | Б. Бескилевые | В. Стрижеобразные |
Г. Кукушкообразные | Д. Гагарообразные | Е. Дятлообразные |
Ж. Гусеобразные | З. Голубеобразные | И. Веслоногие |
106. У какой птицы отмечены наиболее дальние миграции во время перелета?
А. У чечевицы | Б. У пеночки-веснички |
В. У полярной крачки | Г. У синицы |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Жизнь животных. - М.: Просвещение, 1981-1985. - Тт. 1-6.
2. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская Энциклопедия, 1986.
3. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1975.
4. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. – М.: Высшая школа, 1979. – Ч. 1, 2.
5. Сеник А.Ф., Кулаківська О.П. Зоологія з основами екології. – К.: Урожай, 2000.
Подписано к печати “_____” мая 2003 г.
Формат 1/16, объем 0,5 п.л.
Заказ № _____. Тираж _______ экз.
Отпечатано в КГАТУ, г. Симферополь.
Исполнитель Васецкая М.С.