Общество как объект философского познания.




 

Понятие общества. Основные концепции общественного развития.

Общество – открытая материальная саморазвивающаяся система, содержанием которой является совокупность образующих ее людей, а также те связи и отношения, в которых они находятся.

Общественная жизнь как взаимосвязанное множество разнородных социальных процессов, является объектом изучения многих социальных дисциплин (история, право, экономика), а сфере философского мышления ее содержание исследуется социальной философией, которая изучает состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.

Основу социальной системы составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, и самого человека как общественного существа.

Общественная жизнь как социальная материя является высшей формой движения материального мира. Общества изначально характеризовалось как специфическая системная организация, включающая в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, государственные учреждения, политические институты и т.д. Общество характеризуется также особым механизмом передачи информации и способом наследования. Структурная характеристика общества предполагает не только выявление его элементарной базы, но и определение места и роли каждого из этих элементов в его функционировании и развитии.

Общественная жизнь – это неразрывное единство материального и духовного, их взаимодействие и переходы одного в другое.

Общество – постоянно развивающаяся система, этапы прохождения которых фиксируется в экономически-формационных и в социокультурно-цивилизационных критериях.

Философское учение об обществе формировалось исторически и, как составная часть философии, прошло длительный путь развития:

 

Особенности исторического развития представлений об обществе
Античность Средневековье Новое время Новейшее время
Древнегреческий философ Демокрит определял историю человечества как естественный процесс. Общественная жизнь, считал Демокрит, определяется равенством людей перед законом, верой в силу разума, его способностью познавать и разрешать сложные социально-этические проблемы. Платон разработал учение об «идеальном государстве» как разумном устройстве общественной жизни. Аристотель рассматривал общество как совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения социальных инстинктов. Он заложил основы учения об обществе как специфической сфере бытия, имеющей свои законы. Для этого периода характерны теоретические поиски целостного обоснования мира, включающего общественную жизнь на основе религиозных представлений. С этих позиций социальный мир определяется как бытие особого рода, смысловое содержание которого задает Бог. Например, Августин Блаженный писал, что вся история предопределена Богом, все пороки общественной жизни являются результатом грехопадения людей. В условиях Нового времени мыслители, отвергавшие религиозные взгляды, считали, что общество возникло и развивается естественным путем. Например, Гегель рассматривал гражданское общество как «зависимость всех от всех», которая достигается на основе достижения социальных интересов. Проблемам общественной жизни большое внимание уделялось в русской социологической мысли (Герцен, Чернышевский, Соловьев), которая традиционно была обращена к народу, пыталась обосновать пути его освобождения от крепостного рабства. Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма, согласно которой общество – не простая сумма индивидов, а совокупность «тех связей и отношений», в которых эти индивиды находятся друг к другу.   Для второй половины XIX – начала XX века характерны многообразные попытки объяснить социальную реальность с помощью конкретно-научного знания: географии, биологии, кибернетики и др. (Ф.Ратцель, Г.Спенсер, М.Вебер, З.Фрейд, Ж.Пиаже и др. В настоящее время предпринимаются попытки построить модель социальной системы на основе технико-технологического управления, абсолютизируются отдельные аспекты общественной жизни. Вторая половина ХХ века ознаменовалась философско-историческими и социологическими исканиями в связи с проблемой человека в современном обществе (формируется философская антропология). 80-е годы ХХ века получают широкое распространение различные варианты постиндустриального общества: информационное (Е.Масуд), сверхиндустриальное (О. Тоффлер), технотронное (З.Бжезинский). Их суть состоит в том, что в новых условиях решающим фактором общественного развития становится производство, распределение и потребление информации. Если в индустриальном обществе главную роль в его воспроизводстве играли вещественные и энергетические компоненты, то теперь определяющим ресурсом становится информация, ее объем и качество.

 

 

В своем широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум – особый род бытия в мире.

Анализируя сущность социального, философия стремится установить систему признаков, отличающих всякое явление общественной жизни от явлений живой и неживой природы. В этом смысле любое социальное образование, включая сюда сельскую общину или фанклуб, может рассматриваться как модель общества.

Существует однако и иной смысл понятия «общества», в котором оно не является уже синонимом социального, а характеризует особые, строго определенные формы существования социальных явлений. Взять Робинзона Круза на необитаемом острове. Его поведение отличается от других живых существ и характеризуется как социальное. Например, заглянув в жилище Робинзона, мы увидим многочисленные следы особого трудового отношения в действительности, разнообразные продукты чисто человеческих форм деятельности – от земледелия до исчисления времен. Но можем ли мы назвать его даже вместе с Пятницей обществом? Нет, отдельно взятые люди не могут составлять общество, т.к. общество – это особая форма коллективного, надиндивидуального бытия людей. Вряд ли они составят нормальное, полноценное общество, точно также как взять жизнь отдельной семьи.

Существует несколько подходов к определению общества:

субъективный, который рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей;

организационный, который рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами;

деятельностный, который полагает, что обществом следует считать не сколько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей.

 

Анализируя феномен «общество», исследователи исходят из понимания его как сложного организованного системного объекта.

Основные признаки системы:

  1. Качественная определенность, выделенность относительно среды своего существования. Система – это всегда нечто, а не ничто (механические часы, телевизор).
  2. Гетерогенность строения, т.е. система – есть объект, выделенный относительно среды своего существования и в то же время состоящий из некоторого множества автономных, также выделенных друг относительно друга частей. В рамках этой логики мы не можем считать системой такую качественно автономную вещь как кирпич. Он несистемен в силу своей однородности, гомогенности, отсутствия внутри каких-либо отличимых друг от друга частей (если только его рассматривать как строительный материал, а не физико-химическое тело, состоящее из множества молекул). Например, взять такое явление как свалка. В ней обычно самые различные части – битое стекло, ржавые металлические детали и т.д., т.е. части целого. НО! Они не представляют системное целое, т.к. между ее частями нет внутренней взаимозависимости, при которой изменение одной части сказывается на состоянии других частей и объединяющего их целого.
  3. Система – это целое, которое больше суммы образующих его частей (система состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и свое целое, частей). Например, изменение сердечной деятельности сказывается на состоянии всех прочих частей человеческого организма. Вода состоит из двух газов: 2 атома водорода и 1 атома кислорода. Каждым в отдельности газом потушить огонь нельзя, тогда как водой мы может затушить огонь.

 

Итак, система – это любое явление, выделенное относительно других явлений, состоящее из взаимосвязанных частей и обладающее интегральными свойствами, которые могут отсутствовать у частей, взятых порознь. Всем этим признакам соответствует общество, представляющее не просто систему, а систему высшего «органического» типа.

Общество саморазвивающаяся система, которая сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояния. Сравним Россию XVI века и Россию XXI века, мы может вообразить, что побывали на разных планетах.

 

В современной социальной мысли модели гражданского общества в наиболее полном виде разработаны в рамках двух разных подходов – формационного и цивилизационного. Данные подходы рассматривают общество как целостный феномен.

Формационный подход не получил широкого распространения в концепциях западных марксистов. Он разрабатывался в основном в отечественной марксистской литературе. Развитие общества характеризуется в марксизме как естественно-исторический процесс, в ходе которого различные общественно-экономические формации сменяют друг друга.

Понятие «общественно-экономическая формация» выражает исторически конкретную стадию (тип, форму) общества, основанную на определенном способе производства. Учение Маркса несет на себе отпечаток натуралистического направления в социальной науке. Термин «формация» заимствован, видимо, из геологии и означает буквально образование, единство каких-либо элементов, частей, связанных общностью условий возникновения и развития. В основе различения формаций лежит конкретный способ производства – тип производственных отношений.

 

Цивилизационный подход к исследованию гражданского общест ва развивается параллельно и отчасти в противовес формационному подходу. Суть его заключается в том, что гражданское общество рассматривается в контексте развития цивилизации.

Существует огромное количество определений понятия «цивилизация». Как правило, этим понятием обозначают определенную историческую эпоху или стадию развития человечества. В основе развития цивилизации лежит не господствующий способ производства, как утверждают сторонники формационного подхода, а тот или иной тип культуры.

Социолог П.А. Сорокин – три сменяющих друг друга суперкультурные системы: чувственная, умозрительная (идеациональная) и идеалистическая.

Английский философ и историк А. Тойнби – каждая цивилизация обладает уникальностью и самодостаточностью, и проходит стадии цикла: возникновение, рост, надлом, упадок и разложение.

Немецкий философ О. Шпенглер – цивилизация не представляет собой самостоятельную сущность. Она выступает в качестве завершающей стадии развития мировой культуры. Понятием «цивилизация» он обозначает эпоху упадка культуры, для которой характерны развитие индустрии и техники, кризис и постепенная деградация литературы и искусства, перенаселение городов, обезличивание человека.

С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций»

Цивилизация есть исторически изменяющийся тип глобальной социальной системы или организации, объединяющий общества со сходной культурой и определенным типом личности.

Особенности цивилизационного подхода:

1) признание многовариантности общественного развития человечества;

2) ориентация на изучение сложного переплетения и многообразия интересов, ценностей и идеалов;

3) понимание социальной эволюции как процесса возникновения одной цивилизации из другой;

4) признание возможности одновременного сосуществования двух и более бщественных систем в рамках мировой цивилизации;

5) учет общецивилизационных критериев развития при характеристике конкретных обществ и процессов их развития.

 

Термины «гражданский» и «цивилизационный» родственны между собой («civitae» и «civilitas» означает буквально управление, гражданство, государство). Однако между ними имеются различия. Определите какие?

 

Этапы цивилизационного развития общества Формационные периоды общественного развития Этнонациональные формы общностей людей
варварство первобытно-общинный строй родоплеменная организация
космогенная цивилизация (орудийная технология) рабовладельческая и феодальная общественно-экономические формации народности (территориальная и этнокультурная общность)
техногенная цивилизация (машинная технология) капиталистическая и социалистическая общественно-экономические формации нации (общность территории, языка, экономической жизни, особенности культуры и психологии)
антропогенная цивилизация (информационная технология) информационно-технологическое общество наднациональные региональные общности, суперэтносы и мегаэтносы (межнациональные и межгосударственные общности).

 

Социальная практика поставила человека перед необходимостью научного обоснования процессов общественного развития, знания их законов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: