Предмет эк.теория и его эволюция.




Термин от ойкономия.из 2-ух ойкос –дом.

Хоз-во,номос-закон,право.

Ксенафон т составил руководство для рабовладельцев –Домострой определил наука обогощения своего хозяйства. Аристотель-

Ввел понятие хрематистика-наука торговли и богатстве.на рубеже 15-16сформиров. Меркантелизм. Осн. идеи 1.деньги главное богатство (золото)2.источник богатсва-торговля.

3.гос-во должно вмешиваться в экономику.

А де монкритьен 1615 г опубликовал трактат политической экономии.(политео –гос-во) характериз.как законы ведения государств. Хоз-ва

!-ая эконом школа полит экономии в конце 17 в.(англия,франц.)Во франц. Физиократия 18 век.Физио –природа,кратос власть.осн идеи:

Источник богатства общества сфера с.х произ-ва

2.промышленность бесплодная сфера только потреб.продукты природы и земледелия.

Англ. Адам Смит И давид Рикардо Осн идеи 1.богатство общества во всех сферах произ-ва(с.х,торговля,пр-во)

2.условия эффективного пр-ва свободное конкурентно рыночная экономика 3.гос-во не должно вмешиваться в экономику.в нач 19 в марксизм Маркс осн р капитал.сформировал предмет,отношения между людьми в процессе пров-ва,распред и потреюление материальных благ.осн идеи. Источник богатства общество и труд.Капитал стоимость приносящая прибль стоим за счет эксплуатации труда рабочих. Конец 19 век нео классическа школа на идеях А.Смита,рыночная сис-ма способна к саморегуляции

2.госуд вмешательств.огранич.Кенсианство ДжКейнз с 30 год-ов Осн.идеи:рыночн. Механ не способен обеспечить соц-эконом стабильность2.гос-во должно активно регулиров экономику и соц сферу. Институционализм 20 в. Осн идеи.рынок не явл универс механизмом распред ресурсов.2 экономическая с-ма развивается под воздействием институтов –основное гос-во. Монеторизм-с 70ых.Рнок значит потенциалом к саморегуляции 2.гос-во должно воздействовать на экономику только в случае кризиса Экономика- хозяйственная с-ма обеспечив. Удоволетвор.

Потребностей людей и общества путем,создания необходимых благ,предметом является поис путей эффективного использования ограниченных ресурсов в про-ве матер благ,для максимального удоволетворения потребностей людей.

 

2. Методы.

-абстракции раскрытие сущности экономического явления на основе абстрагирования (отвлечения) от второстепенных, случайных, не главных признаков и выделения главной существенной характеристики.

- анализ разделение, расчленение целого на отдельные составные части, изучение отдельно каждой из них.

- Индукция – умозаключение от частного к общему.

Дедукция - умозаключение от общему к частного.

Аналогия – получение выводов, суждений об управляемой системе на основе исследования другой системы, сходной с ней

-Синтез соединение в ед целое отдельных частей и рассмотрение во взаимосвязи.

- макроэконом. Агрегирование –объединение обобщение,совокупности экономич событий и фактов имеющих определенную обощность(ВВП ур безраб,инфляции)

-макроэкон. Моделирование –опирается на экономико –матем модель,кот позволяет исследовать большое кол-во вариантов сис-мы и выбрать наилучший вариант.

 

3. Потребности,первичные-не могут быть заменены,(еда.одежда)вторичные (заменены,соц,духовные.матер.)


Спо самр

 

 

Благо -средство для удоволетворения потребностей.

1. неэкономические (свободные)-имеются в неограниченном кол-ве по сравнению с потребностями.

2. экономически е (ограниченные)-блага кот.имеются в ограниченном кол-ве по сравнению с потребностями

Деление благ. долгосрочного пользования(дом)

Краткосрочного (еда),взаимозаменяемые (чай,кофе)

Деление благ. 1Экономич.ресурсы-благо для потребления в процессе произ-ва и в создании экономического продукта 2.сам эконо продукт-результат пр-ва в форме созданной продукции и указанных услуг. Вовлеченные в проц ресурсы наз факторы про-ва.

 

 

 

5Крив.произв возможн -это кривая демонстрирующая комбинации 2-ух благ,которые

Могут быть произведены в экономике при полном использовании данных объемов ресурсов.

Выбор считается лучшим и эффект,если он приносит мах. Пользы и выгоды в расчете на данный объем ресурсов. Признаки эффективности 1)отсутствие бездействующих ресурсов(мак занятость)

2)оптимизация распределения ограниченных ресурсов на произ-во различных эконом продуктов.

Альтернативн.стоим. -прирост на ед-определяется тем кол-вом тов и услуг,кот надо пожертвовать чтобы получить данные товары и услуги.

 

6.Рынок – сфера обмена, где осуществляется связь между агентами общественного про-ва в форме купли продаж.Связь на основе спроса и предложения.

Функции:1Стимулирующая(осущ с помощ. Рыночных цен,стимулируется хоз деятельностью.)

2Регулирующая- механизм свободных рыночных цен из убыточных производств более прибыльные производства.

3.посреднеческая осущ с помощью купли продажи соединяются интересы продавцов и покупателей.

4ценообразующая возникает в рез-те спроса и предложения и конкуренции

5.Санирующая-Дифференциация производств более убыточные уходят

6информационная сложившиеся рыночные цены указ предпринима и производителям о текущем.

Классифик по субъектам:продовцов и покупателей,2 по объктам –рынок потребит тов и услуг,рынок экономич ресурсов,финансовый.3

По условиям конкуренции р-ок совершкнной конкуренции и несовершенной,4 по терроториальному положению мировой,национальный,региональный,местный.5 по характеру продаж оптовый,розничный.6 по повторности актов купли продажи вторичный,первичный.7 по соответствию с законодательством легальный,теневой

 

7 СпросD -платеже способная потребность в каком-либо товаре или услуге. Величина спросаQd-то кол-во товаров и услуг,кот покупатели готовы приобрести при данных ценах в течении опред времени. Цена спроса Pd-это максим цена кот покупатели готовы заплатитьза опред кол-во товара. Закон спроса между ценой и спросом сущ обратная зависимость (при увеличении цены спрос падает) на 2 эффекта 1-воздействие,кот изменение цены товара,оказывает на реальный доход потребителя и на кол-во товара,кот ое приобретает.

2.эфф замещения –влияние кот изменение цены 1 товара оказывает на структуру спроса. Ценовые и неценовые факторы. Неценовые:Предпочтения(вкус и мода),доходы,цены других товаров(взаимодополняемые,взаимозаменяемые),кол-во и состав покупателей,ожидание покупат снижение цены.Под влиянием не ценовых факторов кривая двигается либо в право в вверх,либо движение кривой вниз.

 

8 .Предложение -то кол-во товаров и услуг,кот производители готовы предложить при данной цене в определенный период времени.

Закон предложения между ценой и предложением прямая зависимость при увеличении цены предложение увеличивается. QS) величена предложения — кол-во товара, которое продавец готов продать по определённой цене.

Цена предложения (PS) — min, за который продавец готов расстаться со своим товаром.

Факторы:ценовыи неценовые.Неценовые(величина издержек производства(чем выше затраты тем меньше поставки),налоги и субсидии(дотации),наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых,кол-во продовцов на рынке(условия продажи и конуренция,ожидание производителя в отношении цен.

 

 

9. Рыночное равновесие -состояние рынки при которосм объем спроса =объему предложения.

Точка пересечения спроса и предложения-точка рыночного равновесия. Цена в т пересечения равновесная цена.объем в точке пересечения равновесный объем. Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара. Если цена увеличив. Стан выше равновесных спрос снижается. Если цена выше предложения увеличивается.

 

10. Эластичность спроса по цене.-степень чувствит спроса к изменению различных факторов (цена тов,доходы,цены дополняемых. Эластичность спроса по цене характеризуется коэффициентом эластичности спроса по цене. -показывает на сколько изменяется объем спроса.при изменении цены на 1 %.

 

 

 

1Эластичный спрос –рыночная ситуация при кот изменение цены вызывает значительное изменение объема.

2. не эластичный –рыночная ситуа. При кот изменение цены на 1 % не значительное изменение объема

3. спрос с единичной эластичностью рыночная ситуация при кот изменение цены на 1 % вызывает 1 % изменение объема

4абсолютно не эластичный спрос кривая вертикальный вид (не чувств к цене)

5абсолютно эластичный спрос.

Факторы 1кол-во заменителей данного товара (Чем больше заменителей тем больше эластичность)

2удельный вес товаров в доходе потребители (чем выше доля дох тем выше эластичность.

3 характер товар (явл ли товар 1-ой необходимости,либо предмет роскоши)

4.фактор времени (чем выше время.тем выше неэластичность)

 

 

11. Эластичность предложения по цене –характеризует реакцию предлож тов в ответ на изменение определяющих его факторов.

Коэффициент эластичности по цене показывает на сколько % изменится объем предложения при изменении цены на 1%

 

 

В зависимости от величины коэффициента E выделяют:

-совершенно неэластичное предложение (E = 0)

-неэластичное предложение (E < 1)

-предложение, имеющее единичную эластичность (E = 1)

-эластичное предложение(E > 1)

-совершенно эластичное предложение (E = ∞)

 

 

 

12. кардиналистическая теория потребительского поведения.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Полезность — способность блага удовлетворять потребность. – кардиналисты — полагают, что полезность измерима и вводят единицу полезности — U (utility). Различают 2 вида полезности:

1) общая полезность (TU)-определяет суммарную полезность товара,по мере увеличения его покупок и роста уровня его потребления.(увелич.за счет прироста потребления товара) Предельная полезность (MU) -полезность одной единицы дополнительного товара или её назыв. Полезность последнего товара(относительная полезность)Снижается по мере роста потребления товара. Законы полезности:

1) с ростом потребления блага его TU возрастает.

2) с ростом потребления данного блага MU убывает.

Рис. 19. Предельная полезность товара MU – предельная полезность товара, выраженная в единицах полезности; Q – количество товаров, предназначенных для потребления в соответствующих единицах измерения. Потребительское равновесие - это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. выводы. субъективные оценки полезности товара лежат в основе их рыночных оценок, или рыночных цен спроса. Ценообразующим фактором является не общая полезность, а предельная полезность товара.

 

13. порядковая ординалистическая теория. – о рдиналисты — считают, что количественно полезность не измерима, но её можно оценить в категориях «больше» или «меньше».исходя из своих предпочтений покупатель расширяет товары и определяет их ценность по отношению друг к другу.потребительское поведение исследуется с помощью набора товаров.Эти данные используются для построения кривой безразличий.

Рис. 20. Кривая безразличия. кривые безразличия — что хочет.

Кривая безразличия — семейство точек, корд. которых соотв. набору двух благ, дающих потребителю одинаковую полезность. Чем дальше кривая от начала координат, тем большей полезности она соответствует. Карта безразличия — совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. бюджетные линии — что может.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах.

14 .Процесс производста -Это процесс преобразования ресурсов в блага прямо или косвенно служащих для удоволетворения человеческих потребностей. Тео-ия п-ва отражает превращение производственных ресурсов(труд,земля..)в гот-ый продукт. Технология –определен.устойчивая комбинация факторов производства.

Эффект пр-ва1технологические –это способ пр-ва при котором данный объем выпуска достигается при миним кол-ве ресурсов. 2Экономическая -это технналог.эфект способ пр-ва при кот затраты минимальны. Факторы пр -ва:1переменные(сырье)ресурсы,кол-во кот может быть изменено в рамках короткого периода.2Постоянные-ресурсы кол-во кот никак нельзя изменить в короткий период времени.

Производственный период 1Краткосрочный- период в течении кот хотя бы один из факторов остается неизменным.2долгосрочный период в течении кот.могут быть изменены все факторы пр-ва. Производственая функция -характерзависим. Между кол-вом применяемых ресурсов и результатами производства.общая формула зависимости:

Q-объем пр-ва продукции,F1-кол-во ипольз фактора F1.F2 и Fn-кол-во использ. Фактора Fn

В теории пр-ва используется 2-ух факторная производственная функция.

 

 

15. Изокванта. Графически производственная функция изображ.-изоквантой или кривой развитого выпуска. Изокванта –кривая показывающая все возможные комбинации факторов пр-ва которые дают постоянный объем выпуска.

Карта изокванта - представ.собой набор изоквант каждая из кот показывает максимальн выпуск продукции достигаемых при использовании определ.сочетаний факторов. Св-ва изоквант

1чем дальше от начала координ. Тем больше объем выпуска продукции.2 изокванта имеет отриц наклон3.нисходящий и восходящий характер изокванты опред тем,что при движении по кривой уменьшении потребл капитала п=треб увеличение потребление труда.чтобы не допускать измен.объема пр-ва4форма изокванты опред предельной технологического замещения.

Предельная норма технологического замещения -показ какое кол-во капитала может изменить 1 дополнит ед труда при условии что объем выпуска остается неузменным

Где -относит.небольшое изменение капитала и труда для отдельной изокванты.

 

16. Изокоста -предст собой прямую линию кот.включ все возможн сочетания факторов про-ва

Имеющих одинаковую суммарную стоимость

 

Где TC-суммарная стоимость факторов пр-ва.

 

 

Изокоста прямая равных издержек.Уравнение изокосты

 

17. произв выбор в короткий период закон убывающ предельной производительности.

1. ТР общий продукт –суммарное кол-во продукции произведененное за определенный период времени.

2. АР средний продукт –кол-во продукции в расчете на 1 ед переменного фактора

АР=ТР/L=Q/Lили АР=ТР/К=Q/К

3. МР предельный продукт изменение велечины общего продукта за счет ввода в производственной одной дополнительной ед. переменного фактора

МР= МР

Закон убывающ предельн производит. если при данном кол-ве постоянного фактора наращивать применение переменного фактора то общий выпуск продукции обязательно достигнет максимума.а потом начнет падать.

Стадии пр-ва

 

 

18. производств выбор в долгосрочном периоде. масштаб пр-ва.2 аспеката.1.аспект труд и капитал изменяется одновременно но в разных направлениях при неизменном объеме выпуска,что выражается через изокванту.2 аспект труд и капитал изменится одновременно и в одном направлении.Зависимость между увеличением фактором пр-ва и объемом выпуска характеризуется эффектом масштаба. Эфф масштаба 1 положит эфф- когда объем выпуска продукции увеличивается в больше степени,чем черты ресурсов.

2 постоян эффект масштаба –когда объем выпуска продукции увеличивается в той же пропорции что и затраты ресурсов

3.отриц эффект масштаб когда объем выпуска продукции увеличив в меньшей степени чем затраты ресурсов.

..1чем ближе изокванты друг к другу тем больше проявляется положит эфф масштаба 2.стабилизаци расстояния между кривыми рост объема масштаба

3 чем больше расстояние между изоквантами,тем больше отрицательный эффект.

 

20. Издержки. -затраты фирмы на пр-во продукции включающие стоимости применяемых факторов производства (труд зкмля капитал предприн способн)(все затраты фирмы)

Виды издержек. 1 внешние (явные)-идержки припринимающие форму денежных платежей фирмы поставщикам факторов пр-ва уч бугалтерами и их называют бугалтерскими издержками

2внутренние (не явные)-это денежные доходы,кот жертвует фирма самост используя пренадлежащие ей ресурсы (доходы,кот могли бы быть получены фирмой при альтернативном использовании ресурсов. ОСн статьи бугалтерских издержек

1.мат затраты:сырье,материалы,топливо и тд.2затраты на з.п3отчисление на соц нужды.4 армотизация –отчичсления по уст законодательством нормам кот отраж износ основного оборуд.(основным средств производства)5.прочие-комиссионный сбор бакнка % по кридиту,

Экономические издержки -включ в себя,как внешние так и внутренние и уч нормальную прибль.нормальная прибль-минимальная плата необходимая для поддержания субъекта в данной сфере бизнеса.Прибль П=ТR-TC(выручка-издержки пр-ва)Вырука(ТR=P*Q

Экономическая прибль -выручка от реализации продукции за вычетом экономических издержек пр-ва(внешние и внутренние издержки + норм прибль)

 

 

21. Издержки в краткосрочном периоде.

Постоянные издержки FC –это издержки величина кот в данный период времени не зависит от объема пр-ва продукции.

Переменные издержки(VC)-издержки вкличина кот непосредственно от объема пр-ва продукции (оплата труда,услуг) общие издержкиТС (совокупные)-это суммарные издержки,связанные с выпуском определенного объема готовой продукции TC=FC+VC

Средние издержки –это издержки пр-ва в расчете на единицу продукции .Средние пост издержки AFC. AFC=FC/Q

 

 

Cредние переменные AVC. AVC=VC/Q

 

6. Средние общие издержки ATC. ATC=TC/Q=FC+VC/Q=AFC+AVC

 

 

7 .Предельные издержки МС-изменение общих издержек связанные с ростом выпуска продукции на 1 дополнительную ед.

МС=

МС=

.MC<AVC иATC то производство каждой допюединицы продукции уменьшает средние переменные и средние кривые имеют отрицательный наклон.

2.предельные издержки MC>AVC и ATC то производство каждой доп.продкции увеличивает средние переменные и общие издержки крив.имеют положит.наклон

3.когда MC=AVC и ATC то средние AVC и ATC минимальные

 

 

22.издержки в долгосрочном периоде.масштаб пр-ва. Фирма может менять все использованные фак-ры пр-ва.поэтому нет пост издержек,и все издержки переменными в отличии от краткосрочных появл знач долгосрочные ср издержки.LAC-это издержки пр-ва характериз затраты факторов пр-ва на ед продукции в долгосрочном периоде.

 

Эффект масштаба –это соотношение между изменениями Qвыпуска и темпами изменения долгосрочных издержек производства. Положительному эффекту масшатаба производства способствует:

1.рост технической оснащенности и повышение производительности труда

2.рост квалификации работников.

3.экономия на постоянном капитале

4.специализация производства

 

 

1ч.(отрицательный наклон)эконм.отдача от роста масштаба производства

2ч.постоянная отдача от роста масштаба производства.3.ч рост издержек пр-ва с ростом масшт пр-ва.

1 1.возрастает положительная отдача от масштаба Q производства растет бстрее чем производства снижаются

2.убывающие-издержки растут быстрее чем V производства что приводит к возрастанию средних издержек производства.

Постоянная отдача -объем производста и издержек производства растут одинаков.темпами ср.издержки производство постоянны.

 

 

23. понятие и виды конкуренции. Конкуренция- сопернич. М ежду участниками рыночной эконом. За наиболее выгодн.условия производства и сбыта товаров и услуг,с целью получения максимальной прибыли.

Условия возникновения конкуренции:

-полная хоз. Или экономич. Обособления каждого товара производителя

-полная зависимость товара производ. От конъюктуры рынка.конъюктура как возникает спрос рынка

-противост.другм товаропроизвод. В борьбе за покупательский спрос

Виды конкуренции:

А.ценновая-предпологает продажу и услуг по ценам которые ниже у конкурентов(может осуществляться за счет снижения издержек производства)

Б.основана на продаже товаров более высокого качества либо использование реклмы либо создания товаров заменителей.

Модели конкуренции:

1.совершенная

-рыночная ситуация,когда производтели продают индентичную продукцию при чем не один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.идеальное состояние рынка.

2.несовершенная -рынок на которой не выполняется хотя бы 1 из условий совершенной конкуренции

А.монополистическая –рыночная ситуация,когда многочисленные продавцы продают схожие товары стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества

Б.олигополия-рынок на котором доминируют несколько крупных фирм.

В.чистая монополия- рынок на котором 1 продавец противостоит множеству покупателю.

 

 

25. Рынок труда и ЗП.

Рынок –труда –с-ма экономических механизмов норм и институтов обеспечивающих вос-во раб силы и использования труда.

Субъекты рынка труда:1 контрагенты рыночных отношений работники и работодатели

2посредники между рабготникаи и работодателями(либо агенство по трудоустройству)3.представление органов власти.4.представители интересов работников (профсоюзы)предс интересы работодателей (союз промышленников и предпринимателей.) Сущ.спроса и предложения. Рыночное предложение труда-представл собой то кол-во раб времени кот.работники готовы предложить предпринемателю при каждом конкретном уровне ЗП. Факт доход-ЗП. (W) ЗП-доход полученный наемным работником за предоставленные услуги труда в ед времени(по часов,за день,за месяц)-цена труда. МРОТ-мин размкр оплаты труда. Виды ЗП -наменальная –сумма денег кот мы получаем за свой труд. Реальная Зп-то кол-во товаров и услуг кот можем приобрести за наименшую зп. С-ма оплаты труда. Сдельная-выпоач за кол-во выполнен работы,-по временная за кол-во отраб времени. Дефференциация Зп 1 профессион отличия2разная классификация рабочих3 различия в хар-ре труда)престижность)4различие в уровне пр-водительности труда или в кач выполненных работ. График зави-ти между з п и предложением на рынке

 

 

L-график положит наклон чем больше зп тем больше кол-во раб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: