Табачная Нация (петун), Нация Пантеры (эри) и Нейтральная Нация




Maката (Александр Либенштейн)

Приступая к описанию исторических событий района Великих Озер, прежде всего необходимо определить географические границы данного региона. Этот район является частью обширной лесной страны к востоку от Миссисипи, к северо-востоку и к северу от Великих Озер, известной в американской историографии под понятием "Вудлендс" – Лесные Земли.

 

Естественными границами региона Великих Озер на севере являются "Гребни гор, лежащие между озером Верхним и замерзшим (Гудзоновым) заливом",1 на востоке – река Св. Лаврентия и восточная граница современного штата Нью-Йорк, северо-западная часть Пенсильвании и северная часть штатов Огайо, Индиана и Иллинойс до сороковой широты, и, наконец, на западе, река Миссисипи с прилегающими к ней прериями Иллинойса и Айовы, а также северо-восточная часть Миннесоты. Таким образом, эта обширная страна, покрытая густыми смешанными лесами, изобилующая реками и озерами, включает в себя территорию американских штатов Нью-Йорк и Висконсин, а также части территорий штатов Пенсильвания, Огайо, Индианна, Иллинойс, Айова, Миннесота и часть территорий канадских провинций Онтарио и Квебек.

 

В XVII в. наибольшим влиянием в этом регионе пользовались колонии Франции, чьи подданные основали поселения на протяжении рек Св. Лаврентия и Оттава, главными из которых были Квебек и Монреаль. Эти водные пути имели важное значение, так как по ним осуществлялись основные контакты европейцев с туземным населением. Других европейских поселений в этом регионе не было, за исключением голландцев в юго-восточной части штата Нью-Йорк, основавших в 1626 году колонию Новый Амстердам на острове Манхеттэн и прилегающих землях. Поэтому основными источниками для нас являются записки французских путешественников и ежегодные отчеты иезуитских миссионеров, живших среди туземного населения, собранные в свод так называемых "Иезуитских реляций".

 

Ирокезы

Название ирокезы было дано французами с начало XVI века пяти индейским племенам: сенека, кайюга, онондага, онейда и мохаук. Однако долгое время (вплоть до XVI века) среди ирокезов не существовало разделения на эти пять племен, они были одним племенем.

 

Основой названия "ирокезы" стало алгонкинское слово "ироку", значившее "настоящие гадюки". Им обозначали эти племена алгонкины реки Св. Лаврентия, страдавшие от постоянных набегов ирокезских отрядов. С прибавлением французского суффикса "ois" название iroquois закрепилось за племенами Лиги ирокезов в ранних письменных источниках и документах колониальной эпохи, а затем в научной литературе. Сами ирокезы называли себя ходеносауни (Ho-de-no-sau-nee), что означает "народ длинного дома".

 

Поселения ирокезоязычных племен оказались разбросанными от штата Нью-Йорк до р. Св. Лаврентия. Находясь в окружении алгонкиноязычных племен, мигрировавших сюда позднее, ирокезам пришлось длительное время вести постоянные войны за выживание. Большая часть ирокезов проживала в окрестностях Монреаля, на северном берегу р. Св. Лаврентия, находясь в подчинении у адирондаков – ветви алгонкинской группы, владевших всей областью к северу от этой реки. От адирондаков они научились искусству сельского хозяйства и в общении с ними привыкли к трудностям войны и охоты. Когда численность ирокезов возросла, они совершили попытку освободиться из-под власти адирондаков, но в борьбе были побеждены и вынуждены были во избежание истребления покинуть этот район. Поднявшись по реке Св. Лаврентия к озеру Онтарио и пройдя вдоль его восточного берега к устью реки Осуиго, ирокезы вошли в центральные части штата Нью-Йорк. Территория, лежавшая между рекой Гудзон и озером Эри являлась родиной ирокезов. Именно здесь в XIV–XV вв. происходит консолидация сил ирокезов, которые смогли отстоять свои земли от постоянных вторжений алгонкинских племен. У ирокезов выделяется пять племен, которые впоследствии образуют конфедерацию ирокезов. Места их расселения находятся рядом друг с другом, что помогает им успешно сдерживать наступления враждебных племен. Поселения мохауков ("Народ кремня") были расположены главным образом в долине реки Мохок, на южном берегу реки. Вокруг озера Онейда и близ него лежали главные селения онейда ("Народ гранита"). Онондага обосновались в долине реки Онондага ("Народ холмов"). На восточном берегу озера Кейюга и на водоразделе к востоку от него жили кайюга ("Народ грязной земли"). На территории современных графств Онтарио и Монро были расположены главные селения сенека ("Народ великого холма") – самой многочисленной нации Конфедерации. Там располагались главные места поселения ирокезов в ту эпоху, когда они были открыты европейцами.

 

Основным источником существования было примитивное огородничество, или палочно-мотыжное земледелие, что представляет собой один из ранних этапов подсечно-огневого земледельческого хозяйства.

 

Главной сельскохозяйственной культурой был маис (кукуруза), почти неизменно сопровождавшийся посадками бобов и тыквы. Кукурузные поля окружали селения ирокезов радиусом до 9 км, занимая тысячи гектаров. Сев начинался в апреле и продолжался до середины июня. Ирокезы собирали огромное количество кукурузы, которую хранили в зернохранилищах и амбарах.

 

Во второй половине XVII века, в период военной экспансии ирокезов и оттока мужского населения в военный и пушной промысел, земледелием занимались преимущественно женщины. Именно оно давало основные средства существования ирокезам. Несмотря на это, мужчины с пренебрежением относились к земледельческому труду женщин и заставляли заниматься им пленников, выражая тем самым презрение к ним.

 

Большое значение у ирокезов имела охота, она давала им шкуры и мясо. Охота была делом мужчин, которые занимались ею преимущественно в течение осени и первой половины зимы. Охотились они в одиночку или небольшими партиями. Организовывались также большие охотничьи отряды с участием всех взрослых мужчин селения, чаще всего для коллективной загонной охоты на оленей.

 

Охотничьи угодья не были распределены между родами, оставаясь племенной собственностью. Полный переворот в способе охоты внесла торговля пушниной с европейцами. Охота, удовлетворявшая прежде потребности в пище и одежде, сменилась массовым истреблением пушного зверя, главным образом бобров. Вооруженные огнестрельным оружием, ирокезы начали совершать военные походы для захвата новых пушных угодий.

 

В весенние и летние месяцы мужчины занимались рыбной ловлей. Собирательство, которым занимались женщины и дети, имело когда-то большое значение в жизни ирокезов, они употребляли в пищу свыше двадцати видов ягод. Своеобразным видом собирательства, типичным для ряда лесных племен восточной части Северной Америки, был сбор кленового сока. На сезон добычи кленового сока и варки сахара ирокезы переселялись в леса, где устраивали временные становища.

 

Ремесла, которыми занимались женщины, не достигли того уровня развития, что встречается у других племен Северной Америки. Это объясняется тем, что основная масса женского труда поглощалась земледелием. Ткачество ограничивалось изготовлением из растительных волокон поясов и ремней. Ирокезам, как и всем индейцам восточных областей Северной Америки, было знакомо гончарное искусство. В быту широко использовалась деревянная и глиняная посуда, однако, с приходом европейцев, она была вытеснена металлической.

 

Ирокезы жили в длинных домах, где помещалась родовая группа, которая вела общее хозяйство и составляла основу хозяйственной и социальной организации племени. Длинный дом имел 6–10 м в ширину и до 8 м в высоту; длина дома зависела от числа очагов, наибольшая длина жилища достигала 90 м. Постройка дома выполнялась коллективно, для чего созывалась вся молодежь селения, которая за работу получала угощение; постройка занимала 1–2 дня. Дом из коры мог простоять 10–12 лет; когда он начинал разрушаться, возникал вопрос о переселении на другое место. Сначала переселения происходили каждые 10–15 лет, потом продолжительность пребывания на одном месте увеличилась. В XVI–XVII вв. селения ирокезов огораживались высоким частоколом для защиты от соседних племен, с которыми ирокезы вели войны. Селения состояли из 10–30 домов.

 

Формой общественного устройства ирокезов был род. В основе его лежала коллективная собственность на землю, на охотничьи и рыболовные угодья. Поля были родовой собственностью, обрабатывались они на коллективных началах. Род имел право на особое родовое имя, которым обычно являлось видовое название животного, птицы и т. д. Члены рода участвовали в родовом совете. Род избирал и смещал старейшину (сахема) и военных вождей, и через них имел представительство в совете своего племени, а позже – и в совете Лиги. Род мог усыновлять пленников или членов других племен для замещения пропавших и убитых. Сородичи были связаны меду собой обязанностью взаимопомощи, защиты и отмщения обид. Все эти права и обязанности передавались исключительно по женской линии, т. е. род был строго матрилинейным.

 

Экономической единицей внутри рода была матрилинейная семейно-родственная группа, ведущая общее хозяйство, называвшаяся у ирокезов "овачира". Род состоял из нескольких овачир. Овачиры одного рода могли жить в нескольких селениях. Территориально отделившись и разросшись, они становились со временем настоящими родами, находясь в родственных отношениях со всем первоначальным родом. Число родов, на которые распадалось каждое из ирокезских племен, варьировало от племени к племени. В качестве образца может служить племя сенека, у которого было восемь родов, такое же количество родов насчитывалось у онондага, кайюга и тускарора (в XVIII веке); могауки и онейда состояли из трех родов.

 

Ирокезы, ко времени создания своей конфедерации, стояли на более высокой ступени развития, чем окружающие племена.

 

Конфедерация представляла собой "вечный союз пяти кровно-родственных племен" под единым управлением, основанным на принципе равенства. Во главе стоял союзный совет, состоявший из 50 сахемов, делегированных всеми родами; он выносил окончательные решения по всем делам Лиги. Все постановления союзного совета должны были приниматься единогласно; голосование проводилось по племенам, причем единогласие было необходимым в каждом племени. Союзный совет мог быть созван по требованию совета каждого из племен, но он не имел права собираться по собственной инициативе.

 

Процедура выбора сахемов была в общих чертах сходна у всех племен. Огромную роль в избрании сахема играла старейшина (матриарх) овачиры. Она собирала совет женщин рода, на котором выдвигался кандидат на занятие места сахема. Этот человек, как правило, был из среды пожилых заслуженных воинов.

 

Затем матриарх извещала об этом вождей других родов своей фратрии. Они могли наложить вето на избрание намеченного кандидата и женщины выдвигали нового кандидата. После одобрения кандидата вождями своей фратрии, он должен был получить согласие вождей второй фратрии. Каждое племя состояло из двух фратрий.2 Затем необходимо было получить одобрение совета Конфедерации: сначала стороной, к которой относился предыдущий сахем, потом другой стороной. Нового сахема избирали только после смерти старого.

 

Матриарх овачиры, к которой принадлежал сахем, строго наблюдала за деятельностью и поведением нового сахема. В случаях отклонений от норм поведения она указывала ему на это.

 

Смещение сахема должно было пройти в той же последовательности, что и его назначение.

 

Ирокезы не имели отдельного класса военных вождей, даже сахемы не обладали властью назначать военного вождя во время войны.

 

Военные представители выбирались самими воинами из числа наиболее знаменитых своими успехами мужчин племени. В мирное время делами внутри каждого из племен Лиги занимались сахемы, которые представляли свое же племя в союзном совете.

 

В союзном совете были учреждены должности двух военачальников, избиравшихся из среды выдающихся воинов сенека. Эти воины назначались скорее для общего наблюдения за военными делами, чем для действительного командования на поле боя, хотя им не возбранялось принять его, если они имели склонность к этому. "Должности этих военачальников были наследственными, подобно сахемствам: смена военных предводителей производилось таким же образом, как и сахемов".3

 

В Конфедерации была создана специальная должность вождей ордена Сосны, считавшихся представителями женщин и другого населения в союзном совете. С установлением этой должности возросла стабильность управления Лиги: "Вожди служили подпорками длинного дома... они были связующим звеном между народом и сахемами".4 Из них же назначались ирокезские посольства, ведущие переговоры с европейцами. Любой воин-ирокез мог проявить себя как хороший дипломат или оратор, и тогда, независимо от происхождения, ему мог быть присвоен этот титул.

 

"Союз ирокезов представляет самую развитую общественную организацию, какую только создавали индейцы".5 Но попытка ирокезов покорить другие племена, образовав союз племен, неминуемо вела к разрушению родовой организации.

 

После образования Лиги, могущество и влияние ирокезов быстро возрастало. Объединив индейцев, Лига придала им новые силы, способствовала постоянному увеличению их численности и создала эффективные средства для самообороны и внешних завоеваний, обеспечивших им более прочное положение. У ирокезов не было постоянной армии, каждый ирокез был и воином и охотником. Выработке необходимых для этого качеств было подчинено его воспитание с детства.

 

В ранней истории Конфедерации нет сведений об объединенных военных походах всех пяти племен, но существуют указания на совместные выступления нескольких племен. По данным, собранным Морганом, любое племя могло начать войну.6 Военные походы предпринимались по инициативе военачальника племени или селения. Любой ирокез мог присоединиться к этому военачальнику, но мог и не участвовать в военных действиях, если это был поход на территорию врага. Если же кто-нибудь нападал на саму Лигу, то все боеспособные мужчины вступали в ополчение своих племен. Численность ирокезских отрядов была от 20–30 до 500–1 тыс. воинов.

 

Военный отряд ирокезов делился на три части: первая часть охотилась в походе, добывая пищу всему отряду, вторая часть шла впереди отряда, служила разведкой, а третья, самая большая часть, должна была принимать бой.

 

О количестве военной силы ирокезов XVII в. существуют разные мнения. Наиболее вероятно, по племенам оно распределялось следующим образом: мохауки – 500 воинов, численность всего племени – 5 тыс. чел.; онейда – 100 и 3 тыс. чел.; онондага – 300 и 4 тыс. чел.; кайюга – 300 и 3 тыс. чел.; сенека – 1 тыс. и 10 тыс. чел. Объединенные силы Лиги составляли 2200 воинов, численность всей Лиги – 25 тыс. чел.

 

Вооружение ирокеза состояло из лука, стрел, копья, дубинки, духового ружья. С приходом европейцев вооружение ирокезов несколько меняется. Каменные наконечники копий и стрел были заменены железными, появились топоры и томагавки, заменившие деревянные дубинки. Позднее ирокезы получили ружья, но они не сразу вытеснили луки и стрелы. Копья были заменены кинжалами европейского изготовления. До начала контактов с европейцами у ирокезов существовали также панцири "сделанные из деревянных пластинок, плотно переплетенных бечевками", шлемы, изображения которых дошли до нас на курительных трубках. Помимо этих средств личной защиты воины имели деревянные щиты – большие прямоугольные, защищавшие воина с ног до головы, и небольшие круглые. В войне с эри ирокезские воины в качестве щитов использовали лодки, неся их впереди себя при подступе к укрепленному селению эри, а затем эти же лодки использовались как лестницы для штурма частоколов. С введением огнестрельного оружия изменяется и тактика ирокезов. Многие средства защиты потеряли свою эффективность.

 

Значительное развитие получила у ирокезов фортификационная техника. Селения ирокезов начала XVI–XVII вв. представляли собой хорошо укрепленные форты. Они были окружены тремя рядами частоколов с укрепленным бревнами входом. В верхней части частоколов была устроена галерея, наполненная камнями, которые могли сбрасываться на осаждающего врага; к этой галерее вели лестницы изнутри укрепления. Укрепления ирокезов неоднократно описывались первыми европейцами. Под влиянием колонистов в военной организации ирокезов произошли существенные изменения, одним из которых было появление вместо мелких отрядов больших военных единиц, способных покорить целое племя.7

 

В походе у ирокезов существовала железная дисциплина. Именно она, а также внезапность нападения на врага, приносили победу.

 

Обладая большим количеством воинов, хорошим вооружением, крепкими оборонительными сооружениями, Лига ирокезов могла приступить к проведению активной внешней политики и перейти от защиты своих территорий к покорению других индейских племен. Мы уделяем так много внимания рассмотрению Конфедерации ирокезов не только потому, что она в течение долгого времени являлась главной силой, определявшей историю района Великих Озер, как это будет видно далее, но и потому, что все племена ирокезской языковой группы очень близки друг другу по своей культуре и социально-экономической культуре. Таким образом, рассматривая наиболее развитый и могущественный народ этой группы, мы можем на аналогичном материале судить о других ирокезоязычных народах.

 

 

Гуроны

Гуроны, ближайшие родственники ирокезов и их северные соседи, занимали северные берега реки Св. Лаврентия и озера Онтарио.

 

Гуроны были упомянуты как наиболее многочисленные ирокезоязычные племена. В 1639 г. иезуиты констатировали, что племя имеет 32 деревни, больших и малых, 700 "длинных домов" из коры, 4 тыс. семей, 12 тыс. взрослых и возможно общую численность около 20 тыс. человек. Некоторые из длинных домов достигали 240 футов (73 м) в длину и вмещали много семей. Эти индейцы имели несколько больших селений с частоколом из тройных бревен, но иезуиты скоро заметили, что оборонительные сооружения деревень были построены по плохой системе и находились в скверном состоянии. Они посоветовали гуронским вождям перестроить ограды и оставить дурную практику строительства круглых оград, а делать прямоугольные ограды с башней на каждом углу. Они уверяли, что горстка мужчин, вооруженных аркебузами, может отбить любую атаку ирокезов, но гуроны игнорировали совет и оставили свои оборонительные сооружения в небрежном состоянии.

 

Французы сделали ужасную ошибку, не послав вооруженных людей к гуронам, чтобы построить форт и постоянно жить с индейцами. Гуроны почитали и уважали вооруженных французов. Иезуиты приходили только для того, чтобы проповедовать христианскую веру, и гуроны, видя беззащитность священников, оскорбляли и обманывали их, часто угрожая убить. Жаждая мученичества, иезуиты не оказывали сопротивления. Их пассивность попросту расхрабрила большинство индейцев.

 

У миссионеров была только одна защита: обращаться к магическим трюкам, но они отказывались их использовать. Гуроны верили, что иезуиты были волшебниками и боялись их сверхъестественного могущества. Постепенно миссионеры привлекли к себе некоторых индейцев, но частичное признание религии белых людей только способствовало ослаблению гуронов. Оно раскололо индейцев, добавив вражду христиан и язычников ко всем остальным распрям, разделившим племя на враждующие группировки.

 

В 1636г., спустя три года после появления иезуитов среди гуронов, в индейских поселениях началась эпидемия и уничтожила очень много людей. Иезуиты были так заняты своими попытками распространить христианство, что едва упомянули об эпидемии и не описали ее. Это могла быть бубонная чума. На следующий год эпидемия распространилась в каждое гуронское поселение. Тщательный подсчет гуронского населения был сделан только после эпидемии чумы 1637–1638гг., унесшей около половины гуронов. Индейцы обвинили иезуитов в том, что они навлекли на них это страшное бедствие и замышляли уничтожить целое племя путем волшебства. Вожди держали совет и решили вырезать миссионеров, но когда флотилия гуронских каноэ ранней осенью вернулась домой с французского торга на Трех Реках, эти торгующие индейцы, которые были лучше знакомы с французами, чем оставшиеся дома, использовали свое влияние, чтобы сорвать план убийства миссионеров.

 

За эпидемией последовал голод, распространившийся среди нескольких племен. Нейтральная Нация находилась в таком ужасном состоянии, что родители вынуждены были продавать своих детей в рабство, чтобы получить хоть немного маиса. На протяжении 1638 г. положение улучшилось, и гуроны еще раз послали военный отряд против ирокезов. Возвратившись домой с большим количеством ирокезских пленников, они пытали их до смерти, затем приготовили из них грандиозный каннибальский пир.8

 

 

Табачная Нация (петун), Нация Пантеры (эри) и Нейтральная Нация

Петун были столь близкими родственниками гуронов, практически ни в чем не отличавшимися от них, что обычно их называли табачными гуронами.9 Селения Табачной Нации распологались западнее гуронских, в гористом районе возле южного берега залива Джорджиан, Онтарио.10

 

На примере этих народов видно, что социально-экономическая структура ирокезоязычных племен мало отличалась друг от друга, хотя все они находились на более низком уровне развития, чем собственно ирокезы. Очевидно, то же самое можно сказать про другие племена ирокезской языковой группы, такие как Нейтральная Нация, "чьи селения находились в области реки Ниагара, между озерами Онтарио и Эри",11 насчитывавшая около 10 тыс. человек,12 и способная выставить до 2 тыс. вооруженных воинов,13 и эри (Нация Пантеры), занимавших южное побережье оз. Эри. К сожалению, мы не располагаем материалом о численности эри на период описываемых событий, но Джордж Е. Хайд приводит число воинов эри во время их завершающей войны с ирокезами в 3–4 тысячи человек.14 Учитывая, что в условиях войны на тотальное уничтожение, которую вели ирокезы, было задействовано максимальное число мужчин, способных носить оружие, а количество боеспособных мужчин составляет обычно 4–5-ю часть всего народа, путем несложного подсчета получаем общую численность нации эри приблизительно в 12–20 тыс. человек. Хьюит называет число 15 тыс. человек. Эри – единственные индейцы в Северной Америке, которые употребляли отравленные стрелы, за что голландцы Нью-Йорка называли их "дьяволами".15

 

 

Алгонкинские племена

Алгонкинская языковая семья – самая многочисленная группа племен Северной Америки – являлась преобладающей в районе Великих Озер. Племена, проживавшие в этом районе, можно условно разделить на две довольно тесно взаимосвязанные группы. Первая группа – северные алгонкины, к которым относятся: собственно алгонкины, т.е. племя, давшее название всей группе, и часть племени кри. Ко второй группе относятся оджибва, наиболее многочисленное и могущественное племя алгонкинской группы, а также их ближайшие родственники меномини, оттава и потаватоми, бывшие когда-то ответвлениями самих оджибва, а затем отделившиеся от них и продолжавшие существовать как самостоятельные племена.

 

 

Оджибва (анишинабе)

Трудно сказать откуда пришло это название. Джон Копуэй (вождь оджибва Ках-дже-га-гах-боун), расшифровавший записи "Красного Перечня" ("Валламолум") ленни-ленапе (делаваров), в своей книге16 приводит легенду о Великом Совете алгонкинских племен, на который они пришли обутые в мокасины со сборками в верхней части, и были названы за эту особенность "оджибва" – "Собирающие", т.к. другие племена не носили обувь такого типа. Другая версия, что название произошло от понятия "оджибвэк", что на языке оттава означает "Читающие люди", т.к. они умели читать записи "Валламолум". Еще одна гипотеза названия означает "Журавли", т.к. журавль считался у ождибва священной птицей. Когда торговцы Шамплейна впервые встретили их в 1610 г., их восточная граница была отмечена по водам озер Гурон и Мичиган. Гребни гор, лежащие между оз. Верхним и Гудзоновым заливом были их северной границей. На западе она проходила в лесах, за которыми находилась почти безграничная прерия. На юге, в долине, вблизи от оз. Верхнего, граница охватывала южную часть Мичигана. Земли в этих пределах всегда были известны как страна оджибва.

 

Саук также были когда-то частью чиппева. Около 1613 г. они обособились вблизи оз. Верхнего. Когда торговцы Шамплейна завязали отношения с алгонкиноязычными племенами, они дали оттава название "Торговые индейцы". Сауки сражались с сиу близ озер, которые тянутся вдоль южного берега оз. Верхнего. Они также ввязывались в сражения с шауни и южными иллини.

 

В этом вопросе Дж. Хайд придерживается мнения, что сауки и др. племена южного Мичигана относятся не к оджибвейской семье, а к так называемой "Нации Огня",17 ведущей свое происхождение от ассеганов, "Костяных индейцев". Но он признает, что население Мичиганского полуострова было так тесно связано общностью языка и близостью родства, что было очень трудно точно определить происхождение того или иного отдельного племени.

 

Оджибва заняли еще часть территории на севере; они скоро расширили эти владения граничащими с холмами, покрытыми снегом на севере и с реками этого холодного региона, полными бобров, из меха которых делалась теплая одежда.

 

1634–1635 гг. были годами славных триумфов. Началось общение с французами в Монреале. Эта связь поддерживалась посредством путешествий через земли промежуточных народов.

 

Выгодные результаты дали долгие и бедственные войны, из которых оджибва вышли победителями. После этого они получили свободную связь с французами, с которыми они поддерживали дружественные отношения. С этого времени они вступили в жестокую войну с враждебными племенами, двигаясь от западной оконечности Верхнего озера вдоль озерной страны. Берега озер Верхнего и Гурон и реки Св. Лаврентия изобиловали полями сражений.18

 

Оджибва делились на три группы: северные (сольто), юго-восточные и юго-западные (чиппева). Впоследствии выделилась четвертая группа – равнинные оджибва.19 Нас прежде всего интересуют юго-западные оджибва-чиппева, т.к. именно их земли лежали в районе Великих Озер и они явились непосредственными участниками событий, развернувшихся в этом районе в 1640–1650 гг., особенно на заключительном их этапе, и положили конец ирокезской экспансии на северо-западе этой страны. Здесь следует отметить, что группа миссисауга, которых Хайд выделяет как отдельное племя, Копуэй упоминает как одну из групп оджибва.

 

Рассмотрим некоторые аспекты социально-экономической жизни индейцев чиппева. До того как европейцы вступили с чиппева в контакт, о них мало что известно. У них была культура каменного века, приспособленная для жизни в лесах со множеством озер и водотоков. Центром этого района является северная часть Великих Озер. Индейцы чиппева жили родственными группами, возможно человек по 100–150, а их основным занятием было рыболовство и охота. Важную роль в жизни оджибва и других канадских племен играло собирательство, в том числе дикого риса и кленового сахара, оно сохраняло свое значение даже в XVШ в., что хорошо видно из воспоминаний Джона Теннера. Теннер упоминает также о знакомстве оджибва с земледелием.20 Ремесло находилось у них на чрезвычайно низком уровне. Из материалов, которые индейцы могли достать из окружающей их среды – коры, камня и рогов животных, – они изготовляли сосуды и различную утварь. Кроме того, индейцы в больших количествах изготовляли грубые керамические изделия, копья и стрелы с кремневыми или костяными наконечниками, с помощью которых они ловили рыбу и убивали дичь. Сети для рыбной ловли они изготовляли из волокон растений, скребки и ножи – из кремня, шила – из кости.

 

Одежду индейцы шили из кож различных видов оленей, включая американского лося и карибу, а также из шкур бобров и выдр. Свои жилища они строили из прутьев и маленьких жердей, изогнутых таким образом, чтобы образовать свод или арку. Для покрытия применяли бересту и циновки из травы. Их жилища вмещали либо одну семью, либо, если они были достаточно просторны, могли быть пристанищем для нескольких семей. Каноэ они делали из коры березы, скрепляя ее смолой ели или сосны. На таких лодках индейцы совершали летом плавания по Великим Озерам и протокам. На зиму каноэ зарывали, чтобы они не потрескались во время сильных морозов. Преследуя дичь в зимних условиях, индейцы пользовались лыжами-ракетками, каркас которых был обычно изготовлен из белой березы. Для перевозки тяжелых предметов, например, убитых ими животных, индейцы мастерили тоббоганы, которые волокли по снегу. Детей носили в деревянных люльках, укрепленных на спине матери или старшего ребенка.

 

Все необходимые им предметы индейцы изготовляли сами, взрослые члены индейской группы могли делать все. Возможно, что они и вели обмен с соседями, например с ирокезоязычными гуронами, обменивая шкуры американского лося и карибу на маис, однако, в основном, они удовлетворяли себя всем сами. Каждая группа избегала контактов со всеми, кроме близких соседей, с которыми она была связана брачными узами или с которыми у нее были общие традиции, мифы, церемонии.

 

В ответ на то, что животные становились доступными для охоты, они не убивали больше необходимого количества, а затем совершали обряды благодарения, считая, что это гарантирует удачную охоту в будущем. Шаманы лечили, используя главным образом лекарственные травы и припарки разных видов, с помощью которых они предотвращали и исцеляли болезни и залечивали раны.

 

Система их религиозных представлений сосредоточивалась на установлении и сохранении тесных и дружеских отношений с духами, которые давали содержание и формы животным и растениям, за счет которых они кормились, и даже таким неодушевленным предметам, как звезды, бури, холмы и озера.

 

Чиппева, как и другие народы района верхней части Великих Озер, а также прилегающих к ним областей к концу XVII в. попали в такую зависимость от европейских товаров, что фактически не могли уже без них существовать.

 

Таким образом, проблема, с которой столкнулись чиппева за историю своих контактов с европейцами, состояла в том, как сохранить автономию, находясь в зависимости от евро-американских товаров, необходимых для их существования.21

 

Европейские товары и, в первую очередь, огнестрельное оружие произвели переворот в хозяйстве оджибва, определивший изменения в социально-экономической и социо-политической жизни этого племени и последующий характер их миграции. Из старых поселений рождались новые, и первые группы поселенцев открывали новые рубежи, не считаясь с сопротивлением других индейцев – жителей этих мест и с тем, что когда-то эти места были весьма негостеприимны, а теперь стали желанны из-за пушнины. В отличие от индейцев фокс, чиппева неизменно оставляли в родительских общинах определенное число членов, к которым члены дочерних групп чувствовали привязанность до тех пор, пока не могли жить самостоятельно.

 

Такие племена как меномини, кикапу, виннебаго, сиу и некоторые другие показывают нам иные примеры миграций. Одни из них, такие как меномини, вплоть до периода резерваций оставались жить в своих традиционных районах; другие, как кикапу, постоянно перемещались. Перемещения различных племен охватывают часть истории верхнего района Великих Озер и связывают жизнь этого района с жизнью вне его.22

 

Существенные изменения претерпела и социо-политическая жизнь чиппева. "Раньше существовали автономные патрилинейные группы родственников или местные кланы, которых было около двадцати пяти. Такие кланы характерны для протоконтактного периода чиппева (1600–1635 гг.). Допускается возможность существования первоначальной стадии со счетом происхождения по материнской линии, который затем изменился на счет происхождения по отцовской линии, по мере того как торговые отношения начали влиять на жизнь местной общины".23

 

Эта стадия под влиянием непосредственной торговли сначала с посредниками-гуронами, а позднее с французами расчистила путь для возникновения "политических деревень". Деревня, в которой под единой политической властью объединялось несколько родственных групп, возникла и расцвела в условиях мирной торговли и согласия с соседями чиппева – сиу, живущими к югу и западу.

 

Организация таких деревень стала приходить в упадок, по мере того как их торговые пути захватывали французы, и сохранялась лишь в ограниченных областях, где чиппева часто встречались со своими бывшими союзниками – сиу, которые продолжали занимать примыкающую к чиппева территорию. После упадка политической системы деревни роль основной социополитической единицы стала играть охотничья группа.24

 

Родство по мужской линии не исключало из группы членов связанных с ней по женской линии, оно представляет собою просто одну из форм счета происхождения. Протоконтактные локальные группы чиппева представляли собой родственные группы, связанные с определенной территорией и посредством браков. Такие группы сохраняли дружественные отношения, взаимно давая доступ к местам рыбной ловли и охоты. У них были сходные и дополняющие друг друга обряды и представления.

 

В 40-х годах XVП в. и поколение спустя чиппева и другие алгонкины, близкородственные по языку и культуре, числом более тысячи человек, собирались в летние периоды в Су-Сент-Мари. Там они занимались рыбной ловлей, торговали и совершали обряды. Наиболее впечатляющим из них был праздник мертвых, обряд, целью которого было возобновление союзов. Зимой же индейцы небольшими группами рассеивались по обширной территории для охоты и промысла пушнины. Некоторые из них в это время занимались посредничеством в торговле мехами с людьми, живущими в глубине континента. Эти виды деятельности и военные конфликты с соперниками-индейцами, главным образом ирокезами из южных районов Великих Озер, "оживляли" жизнь чиппева. Старые автономные родовые единицы уже не отвечали новым условиям: занятию и использованию огромных территорий, необходимых для пушного промысла; содержанию так называемых "торговых складов", общих для различных племенных групп; защите от экономической и военной экспансии, потенциальной или реальной, со стороны индейских и европейских соперников. Все эти факторы лежали в основе перераспределения политической власти на более широкие группировки. Таким образом, происходил процесс концентрации населения в больших по размеру и с "более эластичными границами поселениях".

 

Первым плодом действия этих факторов явилась концентрация алгонкинов в больших постоянных поселениях в таких местах, как Су-Сент-Мари, Макинак, Арбор-Крош, Грин-Бей, на полуостровах Шекуамегон и Кивино, расположенных в западной части озера Верхнего.

 

Это не значит, что все члены родственных родов подчинились политической власти племенной деревни. В то же время маленькие группки чиппева или близких им индейцев расселились в районе к северу от озера Верхнего, занимаясь промыслом пушнины и мелкой торговлей.25 Возможно, что они представляли собой осколки, отколовшиеся от больших родов, частью которых они были.26 Очевидно, что обоюдная экспансия двух самых могуще<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: