Вступительное занятие к изучению повести о Петре и Февронии Муромских




Цели урока: пробудить читательский интерес к произведениям древнерусской литературы, познакомить учащихся с писателем Ермолаем-Еразмом и его произведением

Цели анализа: научиться понимать жанровые особенности произведения, выделять ключевые моменты

Задачи урока: способствовать формированию нравственных позиций личности учащихся, эстетического вкуса, совершенному владению речью, овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых и интеллектуальных способностей.

Средства обучения: презентация «Ермолай - Еразм», учебник «Литература 7 класс в 2-х частях, ч.1/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин»

I Организационный момент

- О ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Конечно, о Ермолай-Еразме

- А о каком произведении мы будем говорить? Верно, «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

- Дома вы должны были выписать определение жанра сказки и жития (один из учащихся читает определения)

Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с «Повестью о Петре и Февронии Муромских», которая была особенно популярна у русских читателей того времени. Это было одно из самых любимых, самых читаемых произведений древнерусской литературы. До нас дошло полторы сотни его списков, что довольно редко бывает в жизни памятников древнерусской письменности и это означает, что повесть много раз переписывалась, широко распространялась в разных краях Русской земли.

  • Чем же история жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии привлекала читателей?

Герои её - исторические лица, княжившие в Муроме в начале XIII века, до 1228 года жившие на муромской земле, где сейчас покоятся их останки. Для Русской Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей.

Рассмотрим особенности древнерусской литературы периода, когда была написана повесть. Повесть о Петре и Февронии Муромских памятник древнерусской житийной литературы середины XVI века. В литературе XI – XVI веков творчество осмысляется как Божественный акт. Писатель выступает как посредник между Богом и человеком. Писатель еще не является собственно автором, сам он ничего не создает, только переписывает Божественные священные тексты. Чуть позже, к 15 веку, появляется интерес к человеку, его мыслям, писатель начинает вносить свою точку зрения в переписываемый текст. Изучая повесть, мы с вами увидим эти особенности.

II Изучение нового материала. Презентация о писателе Ермолае-Еразме. Учащиеся записывают важные моменты биографии.

Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный; 1500-е — середина XVI века). Русский писатель и публицист. В истории имя писателя принято считать двойным, намного реже встречается второй вариант – Ермолай Прегрешный. Связано это с самим Ермолаем – вполне следуя средневековой традиции преуменьшения роли автора, в своих сочинениях он называет себя прегрешным. Благодаря счастливой случайности в настоящее время мы имеем сравнительно полное представление о творчестве Ермолая-Еразма: произведения его (за исключением посланий) дошли до нас в двух сборниках, написанных самим автором. В 40-е годы Ермолай жил в Пскове и был священником. В конце 40-х годов Ермолай по приглашению митрополита Макария переезжает в Москву, получает должность протоирея Московской придворной церкви. Именно в это время по указанию митрополита церковные писатели работали над летописными сводами «Великие Четьи-Минеи» грандиозное собрание житий всех русских святых в 12ти томах (по числу месяцев). Митрополит Макарий привлек к этой работе образованнейшего писателя Ермолая. Но писатель создавал не только жития святых. Из-под его пера вышло также много и публицистических произведений.

«Правительница» стала главной и единственной работой Ермолая-Еразма, предложившей новую модель общественно-экономических отношений для только что возникшей в России царской власти. Причём сложность замысла и оригинальность авторского подхода оказали столь сильное впечатление на исследователей, что «переоткрытый» во второй половине XIX века трактат у некоторых из них вызвал смешанные реакции: от скепсиса до прямого отказа в возможности появления подобной работы в XVI столетии.

Ермолай-Еразм был не только публицистом и церковным писателем. Ему принадлежат два произведения — Повесть о Петре и Февронии и Повесть о рязанском епископе Василии, которые можно характеризовать как произведения художественной прозы. Но в авторском рукописном сборнике называется «житием», так как была написана в связи с канонизацией, то естьс причислением к лику святых, новых муромских чудотворцев. На Ермолая-Еразма оказало такое большое влияние народное предание о муромском князе и его жене, что он, хорошо образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, далёкое от житийного жанра, что вызвало недовольство высших церковных властей и повесть не была включена в «Четьи-Минеи».

Исследователи полагают, что прототипом героя повести, князя Петра, мог быть князь Давид Юрьевич, правивший Муромом в начале 13го века, непосредственно перед нашествием Батыя.

В Повести о Петре и Февронии рассказывается история любви между князем и крестьянкой. Сочувствие автора героине, восхищение её умом и благородством в трудной борьбе против всесильных бояр и вельмож, не желающих примириться с её крестьянским происхождением, определили поэтическую настроенность произведения в целом.

В 60-е годы писатель принял монашество под именем Еразм и покинул Москву. Почему он это сделал, достоверно неизвестно.

Далее следует выразительное прочтение учащимися по очереди первой главы повести. Вопросы по прочитанному;

- Ваши впечатления от прочитанного?

- Кто является главными героями повести?

- Кого должен был убить Петр?

- Как заболел князь Петр?

- Какой вы увидели жену князя Петра?

- Что вы можете сказать о жанровых особенностях прочитанного отрывка? Верно, здесь присутствуют сказочные элементы. Перечислите их.

Словарная работа; прежде чем познакомиться с повестью, мы разберем слова трудные для понимания.

Агрик – сказочный богатырь.

Керамиды – керамические плиты, обычно закрывающие погребения.

Пядь - старинная мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев – большого и указательного.

Блаженный –

Воздух – покров для чаши

Риза – парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церковное облачение священнослужителя.

Домашнее задание: прочтение повести, первые впечатления, самая незабываемая страница, твое отношение к героям повести.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: