Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей.
В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире
Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. В 1986 году в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12% (для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 1987 году средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%; в Германии - 73%; в Великобритании - 70,5%; в Японии - 48,5%).
После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в 1981-1983 годах сократились. В 1984-1989 годах в среднем ежегодно они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950 году на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 году эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам.
Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.
Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 году.
Страны | ВВП на душу населения (долл. США) | Телефоны (шт.) | Телевизоры (шт.) | Легковые автомобили (шт.) | Потребление Электроэн-ии на душу (кВч) | Безработица (%) |
Швеция | 1,6 | |||||
Германия | 8,7 | |||||
Англия | 8,4 | |||||
США | 5,4 | |||||
Япония | 2,5 | |||||
Франция |
Выводы
Основными особенностями шведской модели экономики можно назвать:
Ø Значительная роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения.
Ø Превышение доли государственного бюджета в ВВП (50%), доминирование в расходной части бюджета статей финансирования социальной сферы.
Ø Регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне.
Ø Использование в государственной социальной политике средств, минимизирующих уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов.
Ø Развитая система производственной демократии.[11]
Эти особенности присущи также схожим экономическим моделям национальных экономик, характерным для некоторых стран Северной Европы.
О недостатках и преимуществах шведской модели будет сказано в следующем, заключительном разделе.
Заключение
Итак, рассмотрев основные особенности шведской модели экономики, мы можем констатировать, что ее основная цель - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности, в целом выполняется. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла. Падение темпов роста производительности труда - международное явление, вызванное, в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства.
Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в рикстаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюктуры.
Таким образом, шведская модель оказывалась под угрозой. Считалось, что сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям.
Но новые данные из Швеции развеяли мрачные прогнозы некоторых экономистов, что еще раз доказывает адаптивность к новым условиям и высокий потенциал, заложенный в основу шведской модели. Шведская экономика продолжает жить и развиваться, обеспечивая высокий уровень жизни своих граждан.
Список использованной литературы
1. Эклунд К. «Эффективная экономика». М.,1991.
2. Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад. 2001. №32.
3. Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым //Мировая экономика и международные отношения.2000.№9.
4. Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и евроинтеграцией? //Человек и труд. 2001. №4.
5. Волков А. Северные страны Европы: ситуация меняется //Мировая экономика и международные отношения.2001. №2.
6. Волков А. «Швеция: социально-экономическая модель». М., 1991.
7. Липсиц И. Экономика, книга 2. М.,1996.
8. Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/ Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002.
[1] Караиванова И. Зри в корень //Северо-запад. 2001. №32. стр.37.
[2] Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым //Мировая экономика и международные отношения.2000.№9. стр.78.
[3] Там же, стр. 80
[4] Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и евроинтеграцией? //Человек и труд. 2001. №4. стр.30.
[5] Волков А. Северные страны Европы: ситуация меняется //Мировая экономика и международные отношения.2001. №2. стр.92-96.
[6] Липсиц И. Экономика, книга 2. М.,1996. стр. 8.
[7] Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/ Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002. стр. 36.
[8] А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая модель».М., 1991, стр. 19-20
[9] А.М. Волков// «Швеция: социально-демократическая модель». М., 1991, стр. 24
[10] В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц). В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган - ландстинг.
[11] Социальная политика государства в рыночной экономике: Учебное пособие/ Под редакцией профессора Пригарина В.С., доцента Канаевой О.А.- СПб. 2002. стр. 37.