Программа
Государственного итогового междисциплинарного экзамена
для студентов обучающихся по специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
квалификация – «Экономист».
Стерлитамак 2013
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена
по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для студентов обучающихся по специальности 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» квалификация – «Экономист».
Учебно-методический комплекс соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для специальности 080901 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Составители:
К.э.н., доц. Асфандиярова Р.А., к.э.н., доц. Кабитова Е.В.., к.э.н., доц. Мурзагалина Г М, ст.пр. Петрова Н.А.
Порядок проведения государственного итогового
Междисциплинарного экзамена
Итоговая государственная аттестация экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» включает: государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, защите дипломной работы.
Содержание итогового экзамена основано на вопросах по учебным дисциплинам: бухгалтерскому учету, экономическому анализу, аудиту.
Вопросы, посвященные учетным дисциплинам, охватывают содержание курсов теории бухгалтерского учета, бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета, бухгалтерской отчетности и бухгалтерского дела. Вопросы по экономическому анализу затрагивают содержание дисциплин: теория экономического анализа, комплексный анализ финансово хозяйственной деятельности, анализ финансовой отчетности. При рассмотрении вопросов по аудиту привлекается материал курсов: основы аудита, практический аудит, международные стандарты аудита,
|
Цель итогового междисциплинарного экзамена
На итоговом экзамене студент должен показать глубокие знания теоретических основ и принципов организации и методологии бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита на предприятиях (организациях) различных форм собственности, основные направления реформирования и совершенствования бухгалтерского учета, экономического анализа, а также развития аудита в Российской Федерации в связи с внедрением международных стандартов по учету и аудиту.
Студент должен:
-иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;
-понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
-обладать всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в бухгалтерской профессии. В условиях глобализации экономики профессиональное мастерство выпускника должно отвечать критериям, предъявляемым Международной федерацией бухгалтеров.
Эти навыки включают в себя:
-способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции и к критическому анализу;
-умение выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы в незнакомых условиях и применять навыки решения возникающих проблем; умение определять и расставлять приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и строить работу с соблюдением жесткого графика; способность адаптироваться к новому.
|
Навыки работы специалиста с людьми предполагают его способность:
-взаимодействовать с другими лицами, общаться сними, в частности в коллективе, формулировать и делегировать задачи;
-поощрять стремление людей к творческому росту и помогать их развивать, разрешать конфликты;
-уметь взаимодействовать с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои;
-вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам;
-трудиться в разнородной культурной среде.
Навыки работы специалиста с информацией требуют от него обязательного умения:
-излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме;
-слушать и аналитически воспринимать письменную информацию, включая восприятие культурных и языковых различий;
-находить, получать, систематизировать, письменно оформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников.
Для использования информационных технологий специалист должен знать не менее двух типов систем обработки данных: автономную микрокомпьютерную систему и многопользовательскую локальную сетевую систему.
Студент должен уметь получать доступ и вести поиск информации в сетевых базах данных, пользоваться электронной почтой, программой матричных расчетов, пакетами баз данных и, как минимум, - одной бухгалтерской (учетной) программой.
Дипломированный специалист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, необходимость регулярно повышать свою квалификацию, как с помощью дальнейшего обучения, так и самостоятельного овладения новыми знаниями.
|
При реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности дипломированный специалист должен:
-владеть необходимыми знаниями в области экономической теории, бухгалтерского учета (финансового и управленческого), бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализа хозяйственной деятельности, аудита, налогообложения, финансирования коммерческой деятельности, оперативного управления и стратегии, общей коммерческой стратегии и основных организационных структур, управленческих функций и методов, организационной деятельности и принципов международной коммерческой деятельности, информационной технологии, международных стандартов бухгалтерского учета (отчетности) и аудита;
-уметь вырабатывать для конкретного предприятия рациональную систему организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики, базирующейся на соблюдении действующего законодательства и принципах укрепления экономики хозяйствующего субъекта;
-выполнять работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала хозяйствующего субъекта и определению результатов его хозяйственно-финансовой деятельности;
-знать и уметь практически применять принципы и правила аудита основных хозяйственных операций;
-уметь аналитически обрабатывать учетную и отчетную информацию с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов.
Чтобы ясно представить требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету, анализу и аудиту на современном этапе студент должен знать важнейшие положения законодательства, регулирующие предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов различных форм собственности, нормативные документы по бухгалтерскому учету, аудиту, налогообложению, ценным бумагам в Российской Федерации.
Особое внимание при подготовке к экзамену студентам следует обратить внимание на публикации в журналах «Бухгалтерский учет», «Аудиторские ведомости», «Аудит» и др., еженедельниках «Экономика и жизнь», «Экономический анализ. Теория и практика» и «Финансовая газета» за последние 2-3 года, а также использовать информацию Интернет сайтов.
По необходимости студенты могут обратиться за консультацией к преподавателям кафедр «Бухгалтерский учет и аудит» и «Экономическая теория и анализ»