Министерство спорта Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградская государственная академия физической культуры»
Кафедра анатомии и физиологии
Камчатников А.Г., Солопов И.Н., Сентябрев Н.Н.,
Горбанева Е.П.
ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА
Тетрадь для аудиторных занятий
и самостоятельной работы
Волгоград – 2015
ББК 75.03
К 188
Рецензенты:
доктор медицинских наук, доцент В.С. БаКулин,
доктор биологических наук, профессор Ю.В. КОРЯГИНА
Допущено к изданию решением ученого совета ФГБОУ ВПО «ВГАФК» в качестве учебно-методического пособия
К 188 | ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА: Тетрадь для аудиторных занятий и самостоятельной работы / Камчатников А.Г., Солопов И.Н., Сентябрев Н.Н., Горбанева Е.П. - Волгоград: ВГАФК, 2015. – 102 с. |
Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Физиология спорта» Б.3 Профессионального цикла, вариативной (профильной) части предназначено для студентов, обучающихся в спортивных вузах и на факультетах физической культуры педагогических вузов по направлению 034300 Физическая культура (ФГОС), профилю подготовки – спортивная тренировка в ИВС. В учебном пособии содержатся теоретический материал, лабораторный практикум, а также вопросы и задания для отработки умений и навыков, самопроверки, составленные с учётом требований государственного стандарта по данной учебно-научной дисциплине учебного плана.
ББК 75.03
ã Камчатников А.Г., Солопов И.Н., Сентябрев Н.Н., Горбанева Е.П., 2014
ã ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИОЛОГИИ СПОРТА .. 5
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 7
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ«ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА». 8
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 9
ПЕРВЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ... 11
ВТОРОЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ... 14
Тема 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 19
ЗАНЯТИЕ № 1 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «Функциональные изменения в организме спортсмена при работе субмаксимальной интенсивности». 22
ЗАНЯТИЕ № 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «Функциональные изменения в организме при работе умеренной интенсивности». 25
ЗАНЯТИЕ № 3 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Физиологическая классификация физических упражнений». 29
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 3. 33
Тема 2. «Адаптация и динамика физической работоспособности в различные периоды мышечной работы». 35
ЗАНЯТИЕ № 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «Определение уровня физической работоспособности в тесте PWC170. косвенное определение максимального потребления кислорода (МПК)». 36
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 2…………………………………………43
ЗАНЯТИЕ № 5 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Адаптация и физическая работоспособность и её динамика в различные периоды мышечной работы». 44
ЗАНЯТИЕ № 6 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «Определение длительности основных фаз восстановительного периода». 47
ЗАНЯТИЕ № 7 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «Методы активизации восстановительных процессов. активный отдых». 51
ЗАНЯТИЕ № 8 семинарскоЕ занятие ТЕМА: «Утомление и восстановление». 54
Тема 3. «Физиологические основы определения уровня долговременной адаптации». 56
ЗАНЯТИЕ № 9 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «Физиологические показатели тренированности в состоянии покоя». 56
ЗАНЯТИЕ № 10 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «Показатели тренированности при стандартных и предельных нагрузках». 60
ЗАНЯТИЕ № 11 семинарскоЕ занятие ТЕМА: «Физиологические основы определения уровня долговременной адаптации». 61
Тема 4. «Физиологические основы развития физических качеств и спортивной техники Спортивный отбор». 63
ЗАНЯТИЕ № 12 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «Тестирование анаэробной производительности организма». 63
ЗАНЯТИЕ № 13 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Физиологические основы развития физических качеств и спортивной техники. механизмы и развитие выносливости». 71
Тема 5. «Физиологические основы здоровья и здорового образа жизни» 79
ЗАНЯТИЕ № 14 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «Определение уровня здоровья и работоспособности человека при массовых обследованиях. комплексный контроль уровня здоровья». 79
зАНЯТИЕ № 15 семинарскоЕ занятие ТЕМА: «Физиологические основы здоровья и здорового образа жизни. физиологические основы тренировки разных контингентов населения». 86
ТЕМА 6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫИ ИХ УЧЁТ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА. СПОРТИВНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. 90
ЗАНЯТИЕ № 16 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «биологические ритмы и их учёт при планировании тренировочного процесса. спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды» 90
ТЕМА 7. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПОРТСМЕНОВ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫКОНТРОЛЯ ЗА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ.. 92
ЗАНЯТИЕ № 17 СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА:«Функциональная подготовленность спортсменов. методологические основы контроля за функциональной подготовленностью спортсменов. физиологические аспекты методов и средств повышения и оптимизации функциональной подготовленности спортсменов» 92
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ .. 95
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА основная. 98
дополнительная литература. 98
программное обеспечение и Интернет-ресурсы. 101
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО
ФИЗИОЛОГИИ СПОРТА
№ п/п | форма занятия | Тема занятия | Дата проведения и подпись |
1. | ПЗ | Физиологические изменения при работе субмаксимальной интенсивности | |
2. | ПЗ | Физиологические изменения при работе умеренной интенсивности. | |
ИЗ. | «Физиологическая классификация физических упражнений. Характеристика динамической циклической работы различной мощности»» | ||
4. | ПЗ | Определение уровня физической работоспособности в тесте РWС170. Аэробная производительность организма. | |
5. | ИЗ | «Адаптация и физическая работоспособность и ее динамика в различные периоды мышечной работы» | |
6. | ПЗ | Методика определений фаз восстановлений | |
7. | ПЗ | Методы активизации восстановительных процессов (Активный отдых) | |
8. | ИЗ | «Утомление и восстановление» | |
9. | ПЗ | Показатели тренированности в состоянии покоя | |
10. | ПЗ | Показатели тренированности при функциональных пробах со стандартными и предельными нагрузками | |
11. | ИЗ. | «Физиологические основы определения уровня долговременной адаптации. II тур Олимпиады» | |
12. | ПЗ | Тестирование анаэробной производительности | |
13. | ИЗ. | «Физиологические основы развития физических качеств. Механизмы и развитие выносливости. Физиологические критерии спортивного отбора» | |
14. | ПЗ | Определение уровня здоровья и работоспособности человека при массовых обследованиях. Комплексный контроль уровня здоровья | |
15. | ИЗ | «Физиологические основы здоровья и здорового образа жизни. Физиологические основы тренировки разных контингентов населения» | |
16. | ИЗ | «Биологические ритмы и их учёт при планировании тренировочного процесса. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды» | |
17. | ИЗ | «Функциональная подготовленность спортсменов. Методологические основы контроля за функциональной подготовленностью спортсменов. Физиологические аспекты методов и средств повышения и оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. | |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ | |||
1. | СРС-1 | Олимпиада I тур | |
2. | СРС-2 | Олимпиада II тур (или паспорт функционального состояния) | |
3. | СРС-3 | Внеаудиторный физиологический практикум «Динамика показателей ССС и дыхания в процессе тренировки» | |
Курсовая работа по физиологии спорта | |||
Лекции – Допуск к экзамену по физиологии спорта – |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(название темы)
Исполнитель_________________________________________________________________