Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристской сфере развивается инновационная деятельность по трем направлениям:
Внедрение нововведений, связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий;
Б)Концептуальные инновации - создание новых:
• Новые архитектурные или организационные решения
• Выбор необычного месторасположения
• Комплексная интеллектуализация здания
• Индивидуальный дизайн
• Фирменный стиль
• Перепланировки, строительство дополнительных сооружений
• Новые типы отелей (easy-Hotel, Yotel)
В) инновационный менеджмент система управления нововедениями?
Г) Методы генерирования новых идей:
-Морфологический анализ и синтез(Метод предусматривает выполнение работ в пять этапов:
· Точная формулировка задачи, подлежащей решению.
· Составление списка всех важных характеристик объекта, его параметров, от которых зависит решение задачи и достижение основной цели.
· Раскрытие возможных вариантов по каждому морфологическому признаку (характеристике) путем составления матрицы.
· Определение функциональной ценности всех полученных вариантов решений.
· Выбор наиболее рациональных решений.)
-Метод контрольных вопросов (
Можно ли найти для этого какой-то иной способ применения?
Можно ли это адаптировать?
Есть ли где-то или было в прошлом что-то похожее?
Не наводит ли это на какие-то другие идеи?
Что можно скопировать?
В чем можно превзойти?
-Метод инверсии(Метод инверсии означает
противоположный обычному взгляд на проблему и ее решение. Сопряженные узлы мысленно меняются местами: то, что внутри, ставят наружу».)
-Метод «Мозгового штурма» (Основной принцип метода заключается в том, что собирается группа людей и предлагает разные идеи, которые участники группы в последствии пытаются развить. При этом они на «месте» проводят анализ их достоинства и недостатков)
-Метод свободных ассоциаций (На листе бумаги пишется слово или фраза, имеющая отношение к обдумываемой проблеме, затем последовательно добавляются другие слова или фразы, обозначающие новые грани мыслительного процесса, благодаря чему возникает цепочка идей.)
-Метод алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ базируется на системном подходе, основу которого составляет специальная программа (алгоритм).Цель — выявление в технической системе недостатка, порождающего противоречие, и поиск решения через устранение этого противоречия.)
Д)Инновационные стратегии фирмы:
- Наступательная инновационная стратегия. (Сочетает в себе как высокий уровень риска, так и высокую эффективность. Выбор этой стратегии требует больших затрат на прикладные и фундаментальные исследования.)
- Защитная стратегия инновационного развития. (Обладает низким уровнем риска при высоком техническом и технологическом потенциале, а также прочно удерживаемой рыночной нишей.Организации, придерживающиеся такой стратегии, выпускают высококачественную продукцию при стабильно низких издержках.)
- Промежуточная стратегия. (С ее помощью используются слабые стороны конкурирующих производителей и собственные сильные стороны в условиях отсутствия прямой конфронтации с конкурентами.Чаще всего эту стратегию выбирают небольшие предприятия, имеющие свою рыночную специализацию.)
- Поглощающая стратегия. (Отличительной чертой этой стратегии является использование новых технологий и иных инновационных достижений, разработанных другими научными или научно-производственными организациями.)
- Имитационная стратегия. (Практически это вариант поглощающей стратегии, поскольку производитель в этом случае использует доступные для него разработки, выполненные в других организациях с собственными доработками.)
- Разбойничья стратегия. (Название данной стратегии не связано с противоправными или этически не корректными действиями.Разбойником предприятие становится тогда, когда его инновационная стратегия направляется на реализацию принципиально новых разработок.)
Типы стратегического инновационного поведения организаций:
- Виолентное. (Во всех сложных системах виоленты – это лидеры, обладающие монопольным положением.Их поведенческая стратегия направлена не на завоевание новых ниш, а на уверенное удержание ранее занятых.)
- Патиентное. (Патиенты – это узко приспособленные части системы.В экономике к ним относятся предприятия, занимающие узкие ниши и часто специализирующиеся на выпуске новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками.)
- Эксплерентное. (Эксплеренты – это виды организмов и организации, которые выживают за счет постоянного перетекания из одних условий в другие.)
- Коммутантное. (Это особое состояние эксплерентов, которые приспосабливаются к условиям местного рынка, протискиваясь в маленькие ниши, не занятые виолентами и патиентами.Их выигрышная стратегия – это инновационная имитация.)
Е) Корпоративная культура - это один из наиболее эффективных инструментов управления организацией и всеми бизнес - процессами в целом.
Роль - Корпоративная культура повышает эффективность и укрепляет стабильность компании, формирует стиль управления командой, определяет отношение сотрудников к работе и их удовлетворенность ею, выстраивает общение в коллективе и взаимоотношения с клиентами и партнерами. Корпоративная культура является действенным инструментом развития, она способствует достижению единой цели и помогает компании двигаться вперед.
Эмоциональный интеллект - уровень способности человека управлять собой и своим социальным окружением в собственных целях, понимать и контролировать свои эмоции и эмоции окружающих.Основная задача такого рода модели заключается в глубинно-ориентированном подходе к оценке психологических качеств работника, что позволит более точно спрогнозировать его последующие действия и поведение в коллективе, а также определить необходимые области для его дальнейшего развития.
Е) реализация инновационного подхода.
Реализация инновационных проектов осуществляется поэтапно.
Этап формирования предложений по приоритетным направлениям и критически важным технологиям:
1. Фиксируется перечень наиболее существенных критериев достижения цели.
2. Для каждого проекта (технологии), реализующего ПН, делается оценка уровня улучшения каждого показателя по сравнению с существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий».
3. Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или «высокий», из дальнейшего рассмотрения исключаются. Остальные включаются в предварительные предложения по ПН и критически важным технологиям.
4. Технологии, имеющие не ниже одной оценки «высокий» или не менее двух «выше среднего», предварительно считаются кандидатами в группу приоритетных; если более двух «высокий» или трех «выше среднего» — кандидатами в группу особо приоритетных
Ж) Виды контроля:
- Финансовый контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты деятельности ИП
- Административный контроль инноваций на ИП также имеет иерархическую структуру, но распространяется в первую очередь не на результативные параметры, а на управление инновациями.
- Стратегический контроль составляет содержание деятельности высшего менеджмента на ИП и предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития инноваций.
- Оперативный контроль составляет содержание деятельности в большей степени среднего и низшего менеджмента на предприятии.
З)