А ты гневаешься? Ты раздражаешься?




 

Бродя по милым зеленым улочкам Подберезья, любуясь замечательными новостройками частных домов, домиков и коттеджей, я невольно вглядывался и в лица прохожих «дубнячков» и «дубиночек». Мне нравится этот город. Но что-то пощипывает в душе. Что же? Что?...Наконец я понял: тревожили меня напряженные, иногда сумрачные, иногда неприветливые и редко спокойные, радостные лица. Я не прав? Ну, попробуйте понаблюдать сами.

Беседуя с друзьями, мне пришлось услышать удивительные откровения. Один товарищ сказал: «С недавних пор меня захлестывает раздражение на людей, везде вижу негатив». Другой друг в порыве откровенности молвил: «Недавно я осознал, что мне неприятен не только коллега, и не просто прохожий, а даже очень близкий человек. Что это такое со мной творится?». Да что греха таить - и со мной такое случается!

Каждый из нас в жизни осознавал, что какой-то человек бывает ему неприятен: – или жена (муж), - или дети, - или соработник, - или просто прохожий. Хорошо, если это – случай, эпизод. А если ежедневно, а если постоянно? Тут впору идти к психологу или психотерапевту. Правда, у православных есть и иной выход – обратиться к Святым Отцам или к батюшке на приходе. Ведь даже когда просто произносят эти понятия – неприязнь, злоба, неприятие ближнего, – в душе уже появляется холод. Святые Отцы всегда советовали посмотреть внутрь себя, внутрь своего сердца.

В жизни мы часто сравниваем себя с кем-то, пытаемся выглядеть красиво. Мы стараемся общаться с ближними, показывая свою лучшую сторону. Это естественно для человека. Но всегда ли мы помним, что мы люди несовершенные, грешные? «Господи, дай мне зрети моя согрешения…» – замечательная молитва, которую мы читаем Великим постом. Говорить, наставлять другого, порицать – это легко. И в Священном Писании есть такое выражение: Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя.

Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «…никого не осуждай, никого не раздражай, тише воды, ниже травы, и всем мое почтение. Вот тогда будет по-другому». Но мы знаем как это нелегко! Потому что мне (и тебе!) хочется, чтобы последнее слово осталось за мной (тобой!). Это наша беда, когда каждый из нас (и я, и ты) не хочет, не может или не умеет смиряться.

Другой Оптинский старец прп. Макарий в своих письмах пишет: «Какое наше смирение? – волчье; а терпение? – гнилое»… Вот так святые люди характеризовали наши качества. Давайте, люди, будем помнить об этом. Будем стараться искоренить в себе (не в ком-то, а, прежде всего, в себе) неприязнь, злобу, раздражение. Тогда будут наши отношения другими, а на лицах воцарятся мир, покой и даже радостная улыбка.

Исповедуясь батюшке в своём родном храме, я настойчиво вопрошал: «А что делать в ситуации, когда кто-то сделал нечто нехорошее, когда он действительно не прав, когда очень хочется нагрубить этому человеку? Такая злоба внутри копится, что вот-вот – и через край захлестнет. Что нужно делать?» Отче спокойно ответил: « У святых отцов (у Иоанна Кассиана) есть такое выражение: «Смятохся и не глаголах». Да, может быть, ты смутился. Действительно, это не просто, являются разные мысли, тем не менее, промолчать очень важно. Можно уйти, отойти. Но если необходимо - можно замечание сделать. И то только тогда, когда ты сам мирен. Если же ты возбужден, если в сердце кипит неприязнь, тогда твоё слово не будет услышано, оно не принесет пользы ни тебе, ни тому, кому оно предназначено. Тот же святой преподобный Иоанн Кассиан говорит: «Многих видел спасающихся молчанием, многоглаголанием же – ни одного». Так что, Господи, помоги тебе иметь мудрость, разумение, рассуждение».

Я переспросил батюшку: «Правильно ли я понял, что даже если хочешь обличить человека, хочешь ему что-то высказать, нужно говорить это с любовью?» «Да, именно так. Никак не грубо. Но лучшим будет промолчать и молиться за такого человека. Будет лучше обоим, что не согрешил обидой, не согрешил тщеславием и самопревозношением, и не дал повода брату обидеться на тебя. Молитва к Господу – лучший выход для обоих».

Отче дал мне посмотреть древнюю христианскую книгу «Дидахе» («Учение двенадцати апостолов»). В ней собраны высказывания из Евангелия, но с некоторыми добавлениями. Тут есть удивительные слова: «…вы же люб и те ненавидящих вас, и не будет у вас врага…». Обычно вражда как возникает? Это - взаимный процесс. Один наступил другому на ногу, тот недружелюбно ответил, или один не по-доброму сказал, тот ещё похлестче ответил.

Научиться бы нам не играть по правилам мира. Если кто-то ненавидит, то к нему как раз иди со всей душой. Понять бы мне: вот, он объят ненавистью – ему от этого внутри хорошо или нет? Он ведь от этого мучается, болеет. Именно поэтому отнесусь-ка я к нему как к человеку, пораженному тяжелой болезнью. А всякая болезнь должна пробуждать у нас сострадание, сочувствие, надо пожалеть того, кто подвержен болезни. Ненависть – это тоже болезнь: он болеет этим, значит, за него надо обязательно молиться и искать возможность сделать ему добро.

Представьте, что вы сами к кому-то испытываете неприязнь или даже ненавидите кого-то. Представьте, что вдруг он, в очень трудный для вас момент, оказывает вам сердечную помощь. Он говорит, что очень хочет помочь. Он бескорыстно помогает. Вы измените к нему отношение, когда он к вам отнесется с добром? Да или нет?

В древних патериках приводится очень много таких историй, когда из-за пустяка разгорается неприязнь друг к другу у двух иноков. Один приходит и спрашивает старца: «Что это такое, за что брат меня не любит, я вроде ничего ему плохого не делал?» Старец отвечает: «Ты все-таки посмотри внутрь своего сердца, что у тебя там? Там же негодование на брата. А ты пойди к нему первый и искренне попроси прощения, даже если не был виноват. Скажи так: „Прости, брат, что я у тебя вызвал такую неприязнь, давай помиримся».

И вот потом, когда инок приходит к своему товарищу, тот, открывая дверь, неожиданно сам говорит: «Знаешь, я был не прав. Какой-то несправедливый, злой помысел появился в сердце моём в отношении тебя, прости меня!» То есть брат уже опередил его и попросил прощения, потому что Господь услышал расположение их сердец, их покаяние и настроил их на примирение.

Всякая неприязнь, ненависть – это внутренняя теснота. Что греха таить, все мы прошли через такие чувства, каждый из нас может вспомнить, каков итог. Когда не любишь человека, то и твой внутренний мир утесняется, сердце стонет, тебя самого сковывает этот грешок. «Что-то мне не по себе» - говорит обычно человек в таких случаях.

И наоборот. Внутри наступает простор, когда ты перешагнул через какие-то обиды, помолился о другом человеке, в сердце помог ему. Любовь всегда переживается как внутренний простор, как радость, счастье, как добро, тебя освещающее, это - свет внутри. Это трудно передать словами, но это просто удивительное благо... А ненависть, в конце концов, если человек в ней продолжает жить, закончится тем, что душа такого человека попадет туда, где находится отец ненависти – дьявол.

Помните, у апостола Иоанна Богослова есть слова, что всякий ненавидящий брата есть человекоубийца? Почему так? Если мы кого-то ненавидим, то в каком-то смысле желаем, чтобы этого человека не было – мы даже стараемся про него не вспоминать. Мы человекоубийцы, если ненавидим другого человека. А всякий человекоубийца не имеет жизни вечной.

Подводя итог всему сказанному, надо бы всем нам помнить: любовь – это то, что от Бога, а ненависть - она от дьявола. Если ты любишь, то ты с Богом. Если хочешь иметь любовь ко всем, - не бойся этой трудной постоянной внутренней работы. Стремись к Богу, и Он подаст тебе такую радость, которую не найти в этом мире.

«Каждый выбирает для себя…» - идти к психологу или психотерапевту или обратиться к Истине, Самому Господу. Кстати мой товарищ испытал оба пути. Уплатив нашему именитому психологу 10 000р за 5 посещений, он через пару месяцев пришел в наш храм.

Подготовил Борис Юсов

(по материалам Православной газеты)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: