Домашнее задание:
Дайте ответы на следующие вопросы:
1. До какого пульса сохраняется прямая зависимость между частотой сердечных сокращений и мощностью выполняемой работы?
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как часто определяют общую физическую работоспособность у спортсменов в годичном тренировочном цикле?
________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как изменяется общая физическая работоспособность при снижении кислородной емкости крови?
________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие основные физиологические системы определяют величину PWC170?
________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какая закономерность лежит в основе определения PWC170 ?
_____________________________________________________________
6. Каков механизм стартовой реакции боевой готовности?
________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какой физиологический механизм лежит в основе предстартовых состояний?
________________________________________________________________________________________________________________________________
8. За счет чего можно корректировать неблагоприятные стартовые реакции (предстартовую лихорадку и предстартовую апатию)?
________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Каково значение предстартовых состояний?
________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Каков временной интервал между окончанием разминки и началом соревновательной деятельности в зависимости от ее интенсивности?
_______________________________________________________________
Решите ситуационные задачи:
| Ситуация 1: У спортсмена перед стартом отмечается резкое учащение ЧСС, значительное повышение АД, высокие значения ЛВ и ЧД. |
| Вопрос: Какой вид предстартовых состояний наблюдается у спортсмена? |
| 1. предстартовая лихорадка |
| 2. апатия |
| 3. боевая готовность |
| 4. релаксация |
| Ответ: |
| Вопрос: Каков физиологический механизм лежит в основе этого предстартового состояния? |
| 1. условно-рефлекторный механизм |
| 2. безусловно-рефлекторный механизм |
| 3. все ответы верны |
| 4. гуморальный механизм |
| Ответ: |
| Вопрос: Может ли спортсмен наиболее полно реализовать свой двигательный потенциал, находясь в этом предстартовом состоянии? |
| 1. нет, не может |
| 2. может |
| 3. может, но редко |
| 4. все зависит от уровня тренированности спортсмена |
| Ответ: |
| Вопрос: Какое основное средство коррекции неблагоприятных предстартовых состояний? |
| 1. предстартовая разминка |
| 2. аутогенная тренировка |
| 3. медитация |
| 4. медико-биологические средства |
| Ответ: |
| Ситуация 2: У спортсмена отмечается относительно поверхностное дыхание, повышенное потребление О2 и увеличенное выделение СО2 с выдыхаемым воздухом, большой вентиляционный эквивалент О2, высокая ЧСС, повышенное содержание СО2 в крови и альвеолярном воздухе, сниженное ph крови, значительное потоотделение. |
| Вопрос: О каком физиологическом состоянии идет речь? |
| 1. мертвая точка |
| 2. врабатывание |
| 3. предстартовое состояние |
| 4. устойчивое состояние |
| Ответ: |
| Вопрос: При работе, какой мощности возникает это состояние? |
| 1. максимальной |
| 2. субмаксимальной |
| 3. большой |
| 4. умеренной |
| Ответ: |
| Вопрос: Какой «стиль» начала выполнения соревновательного упражнения повышает вероятность появления этого состояния? |
| 1. интенсивное начало работы |
| 2. мало интенсивное начало работы |
| 3. среднее по интенсивности |
| 4. все ответы верны |
| Ответ: |
| Вопрос: У кого чаще возникает это состояние? |
| 1. у нетренированных |
| 2. у тренированных |
| 3. нет зависимости от уровня тренированности |
| 4. все утверждения верны |
| Ответ: |
Подготовиться к теоретическому опросу по теме:
1. Адаптация к физическим нагрузкам.
2. Теории развития адаптации. Стадии развития адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Функциональная система адаптации.
3. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация.
4. Физическая работоспособность и факторы её определяющие.
5. Методы определения физической работоспособности.
6. Роль различных факторов в обеспечении работоспособности в различных видах спортивной деятельности на разных этапах многолетней тренировки.
7. Предстартовые состояния, их значение, проявления и физиологические механизмы. Формы проявления предстартового состояния и способы их регуляции.
8. Физиологическая характеристика врабатывания.
9. Физиологическая характеристика «истинного» и «кажущегося» устойчивого состояния.
Рекомендуемая литература:
1. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1990. - 191 с.: ил.
2. Горбанёва, Е. П. Основы общей и спортивной физиологии. Компенсация нарушенных функций: учебное пособие / Е. П. Горбанёва; И. В. Суслина. - Волгоград: ФГОУВПО "ВГАФК", 2009. - 159 с. - Библиогр.: с. 157-159.
3. Кучкин, С. Н. Физиологические принципы классификации упражнений и их характеристика: учебно-методическое пособие / С. Н. Кучкин; С. А. Бакулин. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 30 с.
4. Кучкин, С.Н. Физиология физических упражнений: Учебное пособие / С.Н. Кучкин, С.А. Бакулин, В.М. Ченегин, В.И. Сафонова. - Волгоград: ВГАФК, 1998.- 105 с.
5. Основы физиологии человека: в 2-х т. - под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб. 1994. – 570 с.
6. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. 2-е изд. - М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с., ил.
7. Солопов, И.Н. Спортивная физиология (с мультимедийным сопровождением): учебное пособие. Допущено федеральным агентством по физической культуре и спорту / Солопов, И.Н., Сентябрев, Н.Н., Горбанева, Е.П., Камчатников, А.Г. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. – 146 с.
8. Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001.- 492 с.
9. Шамардин, А. И. Дифференцированный контроль физической работоспособности спортсменов на разных этапах подготовки: учебное пособие / А. И. Шамардин; И. Н. Солопов, Е. Э. Червякова. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 84 с.