Вопрос ¹1
Основоположник теории бихевиоризма:
Дж. Б. Уотсон
Вопрос ¹2
Важнейший принцип научного познания:
Детерминизм.
Вопрос ¹3
Одно из самых важных направлений, оказавших существенное влияние на развитие психологии это:
Психоанализ.
Вопрос ¹4
Создатель гуманистического направления в психологии:
Маслоу А.
Вопрос ¹5
Наблюдение за собственными внутренними психическими процессами это:
Интроспекция.
Вопрос ¹6
Особенности инсайта заключаются в том, что решение проблемы:
Приходит неожиданно.
Вопрос ¹7
Во время этой психосексуальной стадии по Фрейду происходит приучение к туалету (самоконтроль):
Анальная
Вопрос ¹8
Возрастной период латентной стадии психосексуального развития по Фрейду:
6 - 12 лет
Вопрос ¹9
Эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира:
Реалистическая тревога
Вопрос ¹10
Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными:
Невротическая тревога
Вопрос ¹11
Когда эго испытывает угрозу наказания со стороны суперэго, результирующий ответ называется:
Моральная тревога
Вопрос ¹12
Защитный механизм, проявляющийся в избавлении индивидуума от угрожающих переживаний, вызванных окружением, путем отгораживания от их существования:
Отрицание
Вопрос ¹13
Защитный механизм позволяющий индивидууму находить правдоподобные оправдания своих неудач:
Рационализация
Вопрос ¹14
Защитный механизм заключающийся в том, что нежелательные импульсы или мысли не допускаются до уровня осознания:
Вытеснение
Вопрос ¹15
Защитный механизм суть которого состоит в переадресовании чувств кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта:
|
Замещение
Вопрос ¹16
Защитный механизм состоящий в том что индивидуум приписывает другим свои неприемлемые желания
Проекция
Вопрос ¹17
Защитный механизм позволяющий снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиления импульсов и чувств противоположного значения:
Реактивное образование
Вопрос ¹18
Архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуации:
Самость
Вопрос ¹19
Архетип в теории Юнга, представляющий собой подавленную темную. Животную сторону личности человека:
Тень
Вопрос ¹20
Попытки человека замещать чувства неадекватности чувством адекватности по средствам развития физических или интеллектуальных умений и навыков:
Компенсация
Вопрос ¹21
Самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших предков
Коллективное бессознательное
Вопрос ¹22
Элемент структуры личности в теории Юнга. Состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний, которые не оказались в свое время достаточно яркими, чтобы быть пережитыми в сознании:
Личное бессознательное
Вопрос ¹23
Остановка развития личности на одной из ранних психосексуальных стадий:
Фиксация
Вопрос ¹24
В теории психоанализа - этическое или моральное образование структуры личности:
Суперэго
Вопрос ¹25
В теории психоанализа - аспект личностной структуры. Включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности:
|
Эго
Вопрос ¹26
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций называется
Направленность личности
Вопрос ¹27
Наиболее примитивная биологическая форма направленности
Влечение
Вопрос ¹28
Познавательная форма направленности на предметы
Интерес
Вопрос ¹29
Система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир
Мировоззрение
Вопрос ¹30
Термин «персонолог» впервые предложил
Мюррей
Вопрос ¹31
Система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью
Теория
Вопрос ¹32
Метод, устанавливающий взаимосвязи между событиями и внутри них
Корреляционный метод
Вопрос ¹33
Статистический индекс, вычисляемый для решения определенных задач называется
Коэффициентом корреляции
Вопрос ¹34
…корреляция означает, что большие значения одной переменной имеют тенденцию быть связанными с большими значениями другой переменной
Положительная корреляция
Вопрос ¹35
…..корреляция означает, что высокие значения одной переменной связаны с низкими значениями другой переменной и наоборот
Отрицательная корреляция
Вопрос ¹36
…исследование не может дать окончательное заключение о том, что две переменные причинно связаны
Корреляционное
Вопрос ¹37
Испытуемые, которые подвергаются некоторым специальным воздействиям называются
|
Экспериментальной группой
Вопрос ¹38
Испытуемые, которые не получают специального воздействия образуют
Контрольную группу
Вопрос ¹39
…..подразумевает единообразие процедур проведения теста и подсчета результатов
Стандартизация
Вопрос ¹40
…….валидность определяется способностью теста предсказывать поведение в будущем
Прогностическая
Вопрос ¹41
Валидность определяется величиной значимой корреляции результатов данного теста с другими имеющимися критериями оценок
Текущая
Вопрос ¹42
…..валидность - это процесс сбора доказательств того, что тест измеряет определенный гипотетический конструкт, выведенный из теории
Конструктивная
Вопрос ¹43
Тщательное наблюдение за поведением в реальных условиях жизни, без прямого вмешательства исследователя
Естественное
Вопрос ¹44
Критерий, используемый для определения ценности теории
Верифицируемость
Вопрос ¹45
Исходное положение о том, что люди мотивированы гоавным образом стремлением к личностному росту, поиску стимулов и к самореализации
Гетеростаз
Вопрос ¹46
Исходное положение о том, что люди мотивированы прежде всего стремлением уменьшить напряжение и сохранить внутреннее состояние равновесия
Гомеостаз
Вопрос ¹47
Исходное положение о том, что личность сформирована социальными и культурными влияниями
Инвайроментализм
Вопрос ¹48
Исходное положение о том, что поведение человека направляется иррациональными силами, которые частично или полностью не осознаются
Иррациональность
Вопрос ¹49
Исходное положение о том, что личность сформирована генетическими и биологическими чертами
Конституционализм
Вопрос ¹50
Исходное положение о том, что поведение человека является главным образом, результатом действия внешних, поддающихся измерению факторов
Объективность
Вопрос ¹51
Определенное предсказание о связи между двумя или более переменными, логически вытекающее из теории
Гипотеза
Вопрос ¹52
Исходное положение о том, что люди ответственны за свои собственные действия и способны преодолевать влияние среды на поведение
Свобода
Вопрос ¹53
Исходное положение о том, что каждый человек живет в максимально личном, субъективном мире переживаний, и этот мир оказывает главное влияние на его поведение.
Субъективность
Вопрос ¹54 Исходное положение о том, что понимание поведения человека может быть достигнуто только путем исследования каждого из его фундаментальных аспектов независимо от остальных.
Элементализм
Вопрос ¹55
Изучение и объяснение причин патологического поведения
Этиология
Вопрос ¹56
Альфред Адлер родился в Вене
7 февраля 1870 года
Вопрос ¹57
Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как ……
стиль жизни
Вопрос ¹58
…………..- врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества
социальный интерес
Вопрос ¹59
Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности
комплексом превосходства
Вопрос ¹60
……….включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума
стиль жизни
Вопрос ¹61
Этот тип человека - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности.
социально-полезный тип
Вопрос ¹62
Порядковая позиция индивидуума в семье (например, первый ребенок), играющая важную роль в формировании его стиля жизни.
порядок рождения
Вопрос ¹63
…………..- идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.
фикционный финализма
Вопрос ¹64
По Адлеру ………. озабочены проблемой власти и авторитета
первенцы
Вопрос ¹65
Согласно Адлеру, ……………………. в семье очень эгоистичны и явно заинтересованы в том, чтобы находиться в центре внимания
единственные дети
Вопрос ¹66
С позиции Адлера, …… следует рассматривать как диагностически неоднозначный термин, охватывающий многочисленные поведенческие нарушения, по поводу которых прибегают к помощи психиатра и по сей день. Эти расстройства характеризуются разнообразной симптоматикой (например, тревога, мысли о смерти, страхи, обсессивно-компульсивное поведение).
невроз
Вопрос ¹67
В теории Хорни - всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире.
базальная тревога
Вопрос ¹68
Внутреннее ощущение, что социальный мир - это безопасное и стабильное место, а опекающие люди заботливы и надежны.
базальное доверие
Вопрос ¹69
В теории Хорни - стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством чрезмерной зависимости от других людей; другое название - уступчивый тип.
ориентация к людям
Вопрос ¹70
В теории Хорни - стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством эмоциональной обособленности от других людей; другое название - обособленный тип.
ориентация от людей
Вопрос ¹71
В теории Хорни - стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством доминирования и эксплуатации других людей; другое название - враждебный тип.
ориентация против людей
Вопрос ¹72
К.Хорни ввела понятие….
зависть к матке
Вопрос ¹73
Фромм называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него
позитивной свободой
Вопрос ¹74
По Фромму - уникальная человеческая потребность воспринимать себя отличным от других.
потребность в самотождественности
Вопрос ¹75
По Фромму - базисная человеческая потребность в преодолении в себе пассивности животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни.
потребность в преодолении
Вопрос ¹76
По Фромму - базисная человеческая потребность заботиться о других и принимать в них участие.
потребность в установлении связей
Вопрос ¹77
По Фромму - экзистенциальная человеческая потребность быть неотъемлемой частью социального мира; потребность ощущать свою принадлежность к нему.
потребность в корнях
Вопрос ¹78
По Фромму - базисная человеческая потребность в преодолении в себе пассивности животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни.
потребность в преодолении
Вопрос ¹79
По Фромму - потребность индивидуума в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснять сложность социального и физического миров.
потребность в системе взглядов и преданности
Вопрос ¹80
Связанная со средним возрастом черта, отражающая заботу о благополучии следующего поколения и благополучии общества, в котором это поколение будет жить и работать.
продуктивность
Вопрос ¹81
Психосоциальное качество, связанное с самостоятельностью, благодаря которому ребенок учится делать свободный выбор и ограничивать себя.
сила воли
Вопрос ¹82
Совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою неповторимость и неподдельность.
самотождественность
Вопрос ¹83
В теории Фромма - человек, который добивается от других желаемого силой или обманом.
эксплуатирующий тип характера
Вопрос ¹84
В теории Фромма - человек, оценивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно отчужденный от других.
рыночный тип характера
Вопрос ¹85
По Фромму - базисная человеческая потребность заботиться о других и принимать в них участие.
потребность в установлении связей
Вопрос ¹86
В теории Фромма - цельный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.
продуктивный тип характера
Вопрос ¹87
Внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.
самостоятельность
Вопрос ¹88
Соответствует школьному возрасту и отражает стремление продвигаться вперед, приобретать новые навыки и самостоятельно выполнять задачи.
трудолюбие
Вопрос ¹89
Позиции Скиннера, Бандуры и Роджерса по критерию верифицируемости можно оценить как ……., потомучто их концепции и отношения между ними точно определены.
Высокие
Вопрос ¹90
Какие позиции лишь в малой степени удовлетворяют критерию верифицируемости, т.к. состоят из глобальных конструктов, которым трудно дать рабочее определение?
Позиции Фрейда, Адлера, Эриксона, Олпорта и Келли
Вопрос ¹91
Ни одно из этих направлений не дало повода к современным эмпирическим исследованиям в сфере личности. Эти теории имеют низкий уровень эвристической ценности
Теории Олпорта и Келли
Вопрос ¹92
Какая из теорий очень хорошо удовлетворяет критерию эвристической ценности? Буквально тысячи исследований были подсказаны ее утверждениями.
Теория Фрейда
Вопрос ¹93
Меньше всего критерию внутренней согласованности отвечают теории?
Фрейда и Олпорта
Вопрос ¹94
Его теория отвечает критерию экономичности, т.к. описано сравнительно немного концепций и все они связаны с феноменом когнитивно-социального научения.
Теория Бандуры
Вопрос ¹95
Его теория выглядит слишком сложной из-за усилий дать объяснение всем без исключения аспектам личности человека и ей не хватает экономичности.
Теория Фрейда
Вопрос ¹96
Сфера поведения человека, которую теория объясняет очень хорошо. Термин принадлежит Келли.
Фокус применимости
Вопрос ¹97
Какие теории можно оценить как хорошо удовлетворяющие критерию всесторонности?
Фрейда, Адлера и Роджерса
Вопрос ¹98
Теории Фрейда, Скиннера, Маслоу и Роджерса имеют ……… прикладную ценность и отвечают критерию функциональной значимости.
Высокую
Вопрос ¹99
Как называется позиция, заключающаяся в том, что в каждом направлении личности есть что-то ценное для изучения и понимания поведения человека?
Эклектизм
Вопрос ¹100
Как называется исследование жизни одного человека, основанное на автобиографической информации и других личных документальных данных?
Анамнестическое
Вопрос ¹101
Чьи позиции следует оценить как слабо удовлетворяющие критерию функциональной значимости?
Олпорта и Келли
Вопрос ¹102
Развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека. Назовите термин.
Гетерохронность
Вопрос ¹103
Временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека?
Сенситивный период
Вопрос ¹104
Диапазон развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период?
Критический период
Вопрос ¹105
Ф.Гизе выделяет три типа старости. Какие именно?
«Старик-негативист», «старик-экстраверт», «старик-интроверт»
Вопрос ¹106
Процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности.
Жизненный путь
Вопрос ¹107
Способ организации жизненного процесса. Это?
Стратегия жизни
Вопрос ¹108
Представление об основном результате или событии, которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.
Жизненная цель
Вопрос ¹109
Совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.
Жизненная перспектива
Вопрос ¹110
Когнитивная способность предвидеть будущее.
Психологическая перспектива
Вопрос ¹111
Готовность к будущему в настоящем. Это?
Личностная перспектива
Вопрос ¹112
Уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.
Стиль жизни
Вопрос ¹113
Что не входит в древнекитайскую классификацию периодов жизненного цикла человека?
Второй период
Вопрос ¹114
………. развитие человека в плане становления основных его макрохарактеристик может быть представлено в виде восходящей структуры с координатами самосознания и сознания. Подобная схема лежит в основе теорий И.Канта, С.И.Гессена и Э. Эриксона.
Личностное
Вопрос ¹115
………. поведение личности выражается мерой типологически определенного сочетания реактивных и активных его компонентов, репрезентирующих индивидные свойства человека в структуре личности, прежде всего- его психическую организацию.
Оптация
Вопрос ¹116
…………. Личности выражается в индивидуальном своеобразии типологически определенного поведения человека. Поведение образуется в результате педагогических наставлений примерами и знаниями.
Адаптация
Вопрос ¹117
………. личности есть воплощенная мотивация, смыслообразующая основа процессов самообразования человека.
Интернализация
Вопрос ¹118
А.В.Петровский выделяет три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и …………..
Интеграция
Вопрос ¹119
Термин В.А.Ганзена для обозначения системного представления процессов личностного образования человека как логического квадрата с центральной симметрией координат «самосознание-сознание».
Пентабазис
Вопрос ¹120
В процессе объективации и интеграции личности образуются?
Способности
Вопрос ¹121
В процессе субъективации и интернализации образуются?
Мотивы
Вопрос ¹122
В процессе индивидуализации и оптации личности образуется?
Темперамент
Вопрос ¹123
В процессе индивидуализации и адаптации личности образуется?
Характер
Вопрос ¹124
Результатами процессов индивидуации и индивидуализации не является?
Реакция
Вопрос ¹125
Субъективное и объективное самоопределение личности совместно представляет собою социальную, культурную, человеческую ……….
Общность
Вопрос ¹126
Ученый - приверженец конструктивного подхода в определении содержания развития и эволюции личности?
Выготский Л.С.
Вопрос ¹127
Активность, в отличие от деятельности, имеет …………… характер.
символический
Вопрос ¹128
Экстернально-объектная стратегия- это ………
Основной способ взаимодействия и его мотив - взаимное отрицание внутреннего и внешнего
Вопрос ¹129
Основной способ взаимодействия и его мотив - взаимное отрицание внутреннего и внешнего, т. е. отрицательное отрицание, обусловливающее тем не менее известную стабильность развития личности, равновесность этого обстоятельного, неспешного развития, протекающего скорее в форме функционирования.
Экстернально-объектная стратегия.
Вопрос ¹130
Основной способ (мотив) взаимодействия - реконструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее «от ума», нежели «от сердца».
Интернально-объектная стратегия
Вопрос ¹131
Основной способ (мотив) взаимодействия - взаимное принятие внутреннего и внешнего, взаимное их положительное отрицание, обусловливающее возможность саморазвития личности.
Интернально-субъектная стратегия
Вопрос ¹132
Это общее определение единства всех свойств идивидуальности, когда «мелодия» активности приобретает первичное психологическое содержание.
Характер
Вопрос ¹133
Общее для всех людей обозначение или определение их индивидной активности, своеобразной «мелодии» этой активности, пока еще без конкретного психологического ее наполнения.
Темперамент
Вопрос ¹134
Совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая своей физиологической основой тип высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности.
Темперамент
Вопрос ¹135
Наиболее реактивен и наименее активен.
Меланхолик
Вопрос ¹136
Наименее реактивен и наиболее активен
Холерик
Вопрос ¹137
Это не эгоизм; эгоизм это свойство личности, это определенная социальная ориентация на себя, а не на других.
Эгоцентризм
Вопрос ¹138
Основная проблема личности в отрочестве - это ……….
самоидентификация
Вопрос ¹139
Архетип в теории К.Г Юнга, который становится центром структуры личности,когде все противоборствующие силы внутри личности в процессе индивидуализации объединяются, включается в состав одного целого.
Самость
Вопрос ¹140
Аспект психики, содержащиеся социально неприемлемые конфликты и желания. Последние могут быть переведены на уровень сознания благодаря использованию таких методов как свободная ассоциация и интерпретация сновидений.
Бессознательное
Вопрос ¹141
Элемент структуры личности в теории К,Г Юнга, который состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании.
Личное бессознательное
Вопрос ¹142
Мерой индивидной активности человека является его ………...
Темперамент
Вопрос ¹143
Защитный механизм, состоящий в том, что индивидуум приписывает другим свои неприемлемые желания
Проекция
Вопрос ¹144
Спокойный, медлительный, уравновешенный человек, плохо приспосабливающийся к новым условиям, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой
Флегматик
Вопрос ¹145
…………. строится на основе идеи соотносительности.
Структура личности
Вопрос ¹146
В книге "Детство и общество" (1963) Эриксон разделил жизнь человека на … отдельных стадий психосоциального развития Я?
на восемь
Вопрос ¹147
Каждая психосоциальная стадия сопровождается …
кризисом
Вопрос ¹148
Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит…?
и позитивный, и негативный компоненты
Вопрос ¹149
Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии Я обогатилось новыми положительными качествами), то теперь Я вбирает в себя новый …?
позитивный компонент
Вопрос ¹150
Если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся Я тем самым наносится вред, и в него встраивается …?
негативный компонент
Вопрос ¹151
… - это форма исследования, в котором осуществляется попытка соотнести основные темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами?
психоистория
Вопрос ¹152
Из всех психосоциальных стадий жизненного цикла Эриксон уделял наибольшее внимание …?
подростковому периоду
Вопрос ¹153
На основе работ Эриксона, сколько было выделено самостоятельных ориентаций, или статуса самотождественности Я?
4
Вопрос ¹154
Кризис самотождественности проявляется в трех основных сферах поведения подростков. Это:
1) проблема выбора карьеры; 2) членство в группе сверстников; 3) употребление алкоголя и наркотиков.
Вопрос ¹155
Поворотный момент в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии является - …
кризис
Вопрос ¹156
Какая стадия соответствует возрасту от рождения до года?
Орально-сенсорная
Вопрос ¹157
Какая стадия соответствует возрасту от 65 лет до смерти?
Поздняя зрелость
Вопрос ¹158
В теории Эриксона - период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как "что я собой представляю?", "куда я иду?"
кризис самотождественности
Вопрос ¹159
Чувство страха, подозрительность и мрачные предчувствия у маленького ребенка по отношению к людям и к миру в целом, сформировавшееся благодаря несостоятельному или отвергающему стилю материнского воспитания
недоверие
Вопрос ¹160
Совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою неповторимость и неподдельность.
самотождественность Я
Вопрос ¹161
Кто является автором эго - теории личности?
Э. Эриксон
Вопрос ¹162
Кто вёл наблюдение за солдатами, получившими ранения в голову во время Первой Мировой войны, и осуществил многочисленные исследования последствий мозговых поражений.
К. Гольдштейн
Вопрос ¹163
Кто автор организмической теории?
К. Гольдштейн
Вопрос ¹164
Принятие обязательств предполагает …