Билет 10. Методика формирования фонетических навыков в обучении языку, комплекс упражнений.
Фонетика – раздел языкознания, который занимается изучением фонетических единиц языка. К таким единицам относят:
· Фонемы
· Слоги
· Интонемы
· Ударение
· Паузы
· Речевой такт
· Тон
· Тембр/темп
Функции фонетических средств:
· Перцептивная (доведение речи до восприятия)
· Сигнификативная (различение значимых единиц языка)
Факторы, влияющие на успешность обучения произношению:
· Артикуляционного аппарата
· Фонетического слуха – способность правильно воспринимать и воспроизводить не смыслоразличимые фонетические свойства фонем/тона (аспирация, палатализация, артикуляция звука)
· Фонематического слуха – способность воспринимать и воспроизводить смыслоразличимые фонетические свойства фонем/тона.
Основной целью обучения фонетики в среднем образовательном учреждении является формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.
Слухо-произносительные навыки - это навыки правильного произнесения всех звуков в потоке речи, а также узнавание, различение и понимание всех звуков при восприятии речи других людей.
Ритмико-интонационные навыки - это навыки интонационно и ритмически правильного оформления собственной речи и понимания речи других людей.
Роль слухо-произносительных навыков – обеспечивает реализацию функции фонетических средств в коммуникации.
§ Нарушение норм фон. яз. Препятствуют взаимопониманию;
§ Уровень владения фонетикой определяют качество орфографического навыка и умения в письменной речи;
§ Несформированные фонетические навыки замедляют развитие беглости чтения, что в свою очередь является неточностью понимания текста;
§ Фонетические навыки входят во все ВРД, и обеспечивают функционирование всех речевых умений;
§ Именно функции фонетики в общей структуре языка обусловили ее точность и необходимость.
Требования к сформированности фонетики в школе:
· при обучении фонетике во (1)2-5 классах, особое внимание обращается на те явления, которые типичны для изучаемого языка;
· обучение звукам иностранного языка происходит в начальной школе ((1)2-4 классы);
· совершенствование произношения и, особенно, интонации, имеют место на протяжении всего курса.
Формирование фонетических навыков сопровождается рядом ошибок - фонетических и фонологических ошибок.
Фонетические ошибки - ошибки, искажающие звуковую форму, но не нарушающие содержание высказывания.
Фонологические ошибки - они искажают звуковую форму и смысл (Потеря аспирации для китайского - b & p, неверный тон - 眼镜 & 眼睛,水饺 & 睡觉).
Часто фонетические и фонологические ошибки происходят из-за влияния родного языка - это явление называется фонетической интерференцией. Для того, чтобы его преодолеть, учителю необходимо правильно организовать работу по усвоению всех фонетических явлений, вносить своевременные коррективы.
С методической точки зрения фонемы распределяются по трём группам:
· близкие к фонемам родного языка или условно-совпадающие (b и б);
· частично-совпадающие - есть аналог, но отличается по существенному параметру (п и p);
· отсутствующие.
Исходя из этих особенностей преподаватель выбирает подход, который наиболее целесообразен: имитативный или аналитико-имитативный.
Пути (способы) введения фонетического материала
Имитативный | Аналитико-имитативный |
Имитативный подход предполагает подражание учителю, который должен следить за своим произношение и произносить каждый звук правильно, в соответствии с нормами литературного языка, иметь хороший слух.
Данный способ лучше всего подходит для того, что есть в родном языке.
| В отличие от имитационного подхода, предполагает сопровождение описанием, демонстрацией, артикуляцией, комментариями.
Данный подход реализуется двумя приемами – приемом имитации и приемом анализа.
Демонстрация может быть:
|