Пути (способы) введения фонетического материала




Билет 10. Методика формирования фонетических навыков в обучении языку, комплекс упражнений.

 

Фонетика – раздел языкознания, который занимается изучением фонетических единиц языка. К таким единицам относят:

· Фонемы

· Слоги

· Интонемы

· Ударение

· Паузы

· Речевой такт

· Тон

· Тембр/темп

Функции фонетических средств:

· Перцептивная (доведение речи до восприятия)

· Сигнификативная (различение значимых единиц языка)

Факторы, влияющие на успешность обучения произношению:

· Артикуляционного аппарата

· Фонетического слуха – способность правильно воспринимать и воспроизводить не смыслоразличимые фонетические свойства фонем/тона (аспирация, палатализация, артикуляция звука)

· Фонематического слуха – способность воспринимать и воспроизводить смыслоразличимые фонетические свойства фонем/тона.

Основной целью обучения фонетики в среднем образовательном учреждении является формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.

Слухо-произносительные навыки - это навыки правильного произнесения всех звуков в потоке речи, а также узнавание, различение и понимание всех звуков при восприятии речи других людей.

Ритмико-интонационные навыки - это навыки интонационно и ритмически правильного оформления собственной речи и понимания речи других людей.

Роль слухо-произносительных навыков – обеспечивает реализацию функции фонетических средств в коммуникации.

§ Нарушение норм фон. яз. Препятствуют взаимопониманию;

§ Уровень владения фонетикой определяют качество орфографического навыка и умения в письменной речи;

§ Несформированные фонетические навыки замедляют развитие беглости чтения, что в свою очередь является неточностью понимания текста;

§ Фонетические навыки входят во все ВРД, и обеспечивают функционирование всех речевых умений;

§ Именно функции фонетики в общей структуре языка обусловили ее точность и необходимость.

Требования к сформированности фонетики в школе:

· при обучении фонетике во (1)2-5 классах, особое внимание обращается на те явления, которые типичны для изучаемого языка;

· обучение звукам иностранного языка происходит в начальной школе ((1)2-4 классы);

· совершенствование произношения и, особенно, интонации, имеют место на протяжении всего курса.

Формирование фонетических навыков сопровождается рядом ошибок - фонетических и фонологических ошибок.

Фонетические ошибки - ошибки, искажающие звуковую форму, но не нарушающие содержание высказывания.

Фонологические ошибки - они искажают звуковую форму и смысл (Потеря аспирации для китайского - b & p, неверный тон - 眼镜 & 眼睛,水饺 & 睡觉).

Часто фонетические и фонологические ошибки происходят из-за влияния родного языка - это явление называется фонетической интерференцией. Для того, чтобы его преодолеть, учителю необходимо правильно организовать работу по усвоению всех фонетических явлений, вносить своевременные коррективы.

С методической точки зрения фонемы распределяются по трём группам:

· близкие к фонемам родного языка или условно-совпадающие (b и б);

· частично-совпадающие - есть аналог, но отличается по существенному параметру (п и p);

· отсутствующие.

 

Исходя из этих особенностей преподаватель выбирает подход, который наиболее целесообразен: имитативный или аналитико-имитативный.

 

Пути (способы) введения фонетического материала

Имитативный Аналитико-имитативный
Имитативный подход предполагает подражание учителю, который должен следить за своим произношение и произносить каждый звук правильно, в соответствии с нормами литературного языка, иметь хороший слух. Данный способ лучше всего подходит для того, что есть в родном языке.  
  1. Ориентировочно-подготовительный(5-7 мин)
Презентация речевого образца и выделение сложного слова. Отработка слова в различных формах работы.
  1. Стереотипизирующе-ситуативный
Отрабатывается речевой образец в различных формах работы.
  1. Варьирующе-ситуативный
Речевой образец модифицируется и употребляются в различных формах работы.
В отличие от имитационного подхода, предполагает сопровождение описанием, демонстрацией, артикуляцией, комментариями. Данный подход реализуется двумя приемами – приемом имитации и приемом анализа.   Демонстрация может быть:
  • Наглядной (на себе)
  • Иллюстративной
  • Вербальный комментарий (описание)
 
  1. Ориентировочно-подготовительный(5-7 мин)
Представить акустический образ фонетического явления, ознакомить с артикуляцией и артикуляционным механизмом нового фонетического явления. Пояснить явление.
  1. Стереотипизирующе-ситуативный
Формирование динамического стереотипа. Необходимо предлагать ситуации, в которых используется тренируемая форма для решения коммуникативных задач. 3. Варьирующе-ситуативный Модификация речевого образца. Применение формируемого навыка, как компонента умения. Обязательна ситуативная направленность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: