Страница 6. Про наших преподавателей




ДАВАЙТЕ ВОСКЛИЦАТЬ, ДРУГ ДРУГОМ ВОСХИЩАТЬСЯ! ВЫСОКОПАРНЫХ СЛОВ НЕ НАДО ОПАСАТЬСЯ. ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ. ВЕДЬ ЭТО ВСЕ ЛЮБВИ ПРЕКРАСНЫЕ МОМЕНТЫ. ПРО НАШИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

    1964 год. Первый курс. Аудитория 301. Звонок вроде был, а лектора пока нет. В аудиторию стремглав влетает обаятельнейший молодой человек и почему- то требует, чтобы мы сели по местам. Ты что?- говорим мы ему. Лектора-то еще нет. Молодой человек подбегает к доске, берет мел и до нас доходит, что это наш преподаватель ЕВСЕЕВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ Студенты в него влюбляются сразу, и на всю жизнь. Безумно строгий, и безумно добрый. Его лекции – образец методического мастерства. Для меня сначала преподаватель, потом коллега. Человек, всегда готовый помочь. В год окончания мной аспирантуры перед летними каникулами он вручил мне три толстых тетради, исписанные его красивым почерком, и приказал мне до осени их переписать. В тетрадках- решение каких-то задач. Как послушная ученица, я все переписывала, не вдаваясь особенно в смысл математических записей. Ведь было лето. Но, Он сказал –надо, значит надо. После этого события я 4 года работала на кафедре на очень маленькой нагрузке.Смысл же его странного поступка стал мне ясен тогда, когда через 4 года с маленьким ребенком на руках, я стала преподавателем кафедры на полную ставку. Шесть групп на разных курсах и надо готовиться к занятиям, в основном по ночам. И тут я вспомнила про волшебные тетради. В них оказалось решение всех сложных задач из задачника Ляпина и Барановой, а также все сложнейшие определители, громадные системы с параметрами. и т.п. Как мне они помогли и как заботливо Александр Евгеньевич предвидел трудности в работе начинающего преподавателя. Беря с него пример, я сейчас, работая в школе, старательно навязываю свои наработки и интересные дидактические материалы всем своим коллегам.  
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫАЛГЕБРЫ ЕВСЕЕВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ

 

 

    Преподаватели бывают разные и для любого всегда найдется студент, которому он не нравится. Но не существует студента, который бы не обожал МИХАИЛА МОИСЕЕВИЧА ЛЕСОХИНА. Однажды на каком-то совещании кто-то из преподавателей сказал, что в группах у Михаила Моисеевича слишком высокая успеваемость и, видимо, он не слишком требователен. Тот, кто это говорил, видимо, никогда сам не бывал на лекциях Михаила Моисеевича. На его лекциях мы сами все доказывали и выходили из аудитории, зная и понимая полностью весь материал. Он очень много проводил дополнительных занятий для сильных студентов, и вот там уже он мог объяснить любой самый сложный материал на пальцах - просто и понятно. Вечно в вымазанном мелом костюме, с его родным и неповторимым «так-сказать, это самое», он готов был помочь любому. Именно благодаря ему я стала преподавателем нашей кафедры.  
  ДОЦЕНТ КАФЕДРЫАЛГЕБРЫЛЕСОХИН МИХАИЛ МОИСЕЕВИЧ  

 

 

ВОСПОМИНАНИЯ КАРАЧИНСКОГО Е.Я
Учитель математики Президентского ФМЛ №239, выпускник РГПУ 1992 года. Почетный работник Общего Образования Российской Федерации, методист по математике, эксперт-консультант ЕГЭ с правом третьей проверки, член городской апелляционной комиссии ЕГЭ Карачинский Евгений Яковлевич  

 

практических занятиях Сергеем Евгеньевичем Рукшиным, опоздать на секунду к которому означало не попасть в аудиторию. Помню, как девочки на себе несли парты на контрольную по анализу, так как всем давался один вариант, и студенты должны были сидеть по одному. Но как же здорово он преподавал, как методически грамотно! Для меня это стало примером на всю жизнь. Неудивительно, что именно из его кружка вышел Г. Перельман... Вспоминаю и обаятельного Сергея Алексеевича Франгулова, в которого многие девушки были тайно влюблены, правда, потом, на экзаменах ощутили на себе, что за видимой мягкостью скрывается еще какая жесткость! По полгруппы ходили к нему на пересдачу... Вспомнить хочется и преподавателя методики Евгения Сергеевича Муравьева, учившего нас решать задачи по элементарной математике и не забивавшего нам голову всякой наукообразной чепухой, и Елену Ивановну Казакову, и Людмилу Александровну Регуш, и преподавателя философии Виктора Александровича Светлова. Качество образования тогда было высоким, большое всем за это спасибо! Жаль, что сейчас вузы уже давно перестали нормально учить студентов, так как их поставили в такое положение, что думать нужно о выживании в прямом смысле слова. Хочется пожелать родному Герцена держаться, несмотря ни на что!  
Сейчас, в эпоху перемен в образовании, приведших фактически к его уничтожению, теплыми словами хотелось бы вспомнить преподавателей РГПУ имени Герцена, давших нам 25-30 лет назад прекрасные знания и в области математики, и в области педагогики и психологии. Прежде всего, конечно, я благодарен Михаилу Моисеевичу Лесохину с его присказкой "так сказать, это самое", который нам сформулировал абсолютно точный критерий хорошего учителя: "Хороший учитель-это тот, кто знает свой предмет, умеет его доходчиво объяснять, и любит детей". Как же мало сейчас тех, кто соответствует словам наставника... А какой интеллигентностью веяло от Виктора Николаевича Бурова, который вместе с математическим анализом учил нас быть достойными людьми. Его некоторая лояльность с лихвой компенсировалась на

 

 

ВОСПОМИНАНИЯ ЖИТОМИРСКОГО М.С.
Выпускник 1974 года. Почетный работник Общего образования, Почетный турист Российской Федерации, награжден знаком «За гуманизацию школы Санкт- Петербурга», Кавалер медали-ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», заместитель директора Президентского ФМЛ №239 Михаил Сергеевич Житомирский.  

 

доступным. И этой системой построения урока я пользуюсь до сих пор. Алексей Леонидович Вернер – абсолютно другая манера построения лекции. Постоянные аналогии, возвращение к старому, намеки на еще не изученное. Мне было очень приятно оказаться в числе тех, кому он доверил «обкатывать» его учебник по геометрии. Сергей Алексеевич Франгулов. Он вел у меня практические занятия по геометрии. На любую нашу глупость реагировал всегда спокойно, с легким юмором. Он показал и научил, как на простых задачах можно учить думать. А это самое главное. Виктор Соломонович Виденский преподавал у нас на 4 и 5 курсах спецкурс «Функциональный анализ». Было нас на этом спецкурсе человек десять. Мало что мы понимали из этого курса. Но запомнилось то, как на занятии мы вместе с ним разбирали материал предыдущего семинара, как он заставлял нас грамотно задавать вопросы, искать ответы на них. Лидия Петровна Компанийц. Кафедра методики. Скажу одно. С ней очень интересно было общаться. И я рад, что еще долго-долго (благо она жила в соседнем доме с моей школой) мог с ней общаться. Виноградова Антонина Дмитриевна. Кафедра психологии. Какое уважение профессии учителя. Какое глубокое знание детской психологии. Какие полезные практические советы. Вот уж кто многому нас научил. И избавил от ненужных иллюзий. «Если, дорогие мои, вы думаете, что вас встретят 30 пар влюбленных глаз, то вы ошибаетесь». Это ее слова. И запомнили их, я думаю, все.  
Я –учитель! И случилось это радостное событие 1 июля далекого 1974 года. В этом году я в 45 раз первого сентября вошел в класс, сказал «Здравствуйте, ребята» и начал в очередной раз сеять вечное, доброе, разумное. Смею уверить, что несмотря на новые времена, унизительные аттестации, очередные реформы и все прочее, мешающее образованию, делаю это неплохо. Неплохо, а может и хорошо, я это делаю потому, что пять лет учился на нашем МАТФАКе родного педагогического института. И дал мне МАТФАК очень много. Начну с самого простого. Учеба. Какие преподаватели! Что не преподаватель, то яркая личность, интересный человек.Ляпин Евгений Сергеевич. Это его манера рассказа, разбивка материала на подпункты: параграф, римское 1, арабское 1 и так далее, делала сложный материал понятным и  

 

 

А вот второй части фразы, как сделать так, чтобы вас провожали хотя бы двадцать пар таких глаз, был посвящен весь ее курс занятий. Когда я смотрю на некоторых современных коллег, отлично знающих предмет, то отмечаю, что лекций Антонины Дмитриевны им явно не хватило. Самое главное, что из нас готовили не математиков, а учителей математики. И прилично готовили. У меня есть небольшой тест. Спрашиваю учителя, сколько способов он знает, как дать носовой платок ученику. В ответ обычно недоумение. Дам и все. А я знаю порядка 10 способов. Знаю потому, что меня учили быть учителем в лучшем педагогическом институте на лучшем в нем факультете. Конечно, я не сказал и про четверть преподавателей, которые делали из нас Людей и Учителей.Пробежался по кафедрам, ничего не сказал о кафедре вычислительной математике, хотя именно благодаря ей преподавал основы информатики, когда ее ввели в школьную программу. Но есть еще один человек, который мне помог, даже выручил, в тяжелой ситуации. Это наш декан Бохан Константин Алексеевич.Низкий ему поклон. Он находил время вникать в проблемы студентов. И пропускал нашу боль через себя. И последнее, главное, о наших преподавателях. Они с нами разговаривали.Разговаривали о науке, о работе, о кино, о спорте. Не было стены «они – мы» Может потому, что поток был небольшой, всего две группы. Но, кроме учебы, была еще и обычная студенческая жизнь. С комсомолом, стройотрядами, выездами актива, субботниками,   вечерами, посиделками, с нашей газетой «Жизнь Зовет», колхозом в Коркино. Умение выпускать газету очень помогло в работе. Газеты моих походных групп много раз становились призерами городского конкурса туристических газет. Я был в факультетском бюро комсомола. Отвечал за учебную работу. И стипендии делили по-честному, и помогали студентам с учебой, и с преподавателями говорили. В общем делали то, что делает хороший классный руководитель. И еще организовали субботники. Сдавали в городе первую часть развязки под Литейным мостом (на левом берегу Невы). И, естественно, не успевали к какой-то дате. Так наши студенты буквально за пару часов вымели оттуда весь мусор. Огромное спасибо Институту, родному факультету за то, что Вы для меня (и не только для меня) сделали. Благодаря своим школьным учителям, преподавателям МАТФАКа, я многому научился, многое понял, многого добился, состоялся как Учитель. В школе, где меня учили, я нахожусь каждый день, так как в ней и работаю все 45 лет (с перерывом на армию), а вот в институте давно не был. Не обижайтесь. Ведь я не обижаюсь на учеников, которых не видел много лет. Они все равно близкие и родные. Так и мы, Ваши выпускники, для Вас. И в трудные минуты вспоминаем Вас. Прежде всего за Вашу человечность, за то, что учили верить. Приводите студентов на практику. Постараюсь передать частичку того, чему Вы меня научили. Спасибо!    

 

Николай Михайлович Матвеев
Николай Михайлович Матвеев — академик, профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки РФ, известный специалист в области обыкновенных дифференциальных уравнений. Являлся первым заведующим кафедрой высшей математики и одним из основателей факультета прикладной математики — процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета. Николай Михайлович Матвеев заведовал кафедрой математического анализа нашего факультета с 1979 по 1987 год.

 

 

Родные лица
  Душа нашей кафедры и нашего факультета АЛЛА РОБЕРТОВНА ЧИГОВИЧ

 

     

 

           

 

Страница 7. Как учить студента?

 

Статья «Как учить студента?» была опубликована в газете «Советский учитель» 4 февраля 1987 года. Когда я готовила этот выпуск газеты и перебирала свои архивы, я нашла машинописную копию еще одной из своих статей, написанной для газеты «Жизнь зовет» № 370 за ноябрь 1987 года. Обе статьи написаны более 30 лет назад, но, мне кажется, для факультета они и сегодня могут оказаться актуальными.

 

 

 

 
     


 

 

 

 

 

  Статье, которую вы только что прочитали, как я уже написала, более 30 лет. В годы ее написания какие-то положительные изменения начали происходить. Например, именно в это время на факультете появился новый курс «Введение в математику», автором которого был доцент кафедры математического анализа Александр Исаакович Плоткин. Мне очень повезло, так как я попала в команду преподавателей, которые должны были вести этот курс. Это была очень интересная работа. Не было задачного материала, который мог бы обеспечить усвоение этого курса. И каждый член команды ночами выискивал и придумывал задачи по темам, которые входили в этот курс. Александр Исаакович, как главный идеолог, смог так организовать нашу работу, что все идеи каждого преподавателя, все находки обсуждались и вырабатывалась единая методика проведения занятий по этому курсу. Не знаю, сохранилась ли такая методика преподавания этого курса до сих пор, так как практически все члены той команды на факультете больше не работают. Но тогда появление этого курса было очень полезным для студентов первого курса, так как он с одной стороны содержал в себе новые понятия, а с другой являлся отличным способом систематизации и повторения школьных знаний. Но в тоже время, в те же годы появилась тенденция неоправданно усложнять традиционные математические курсы, читаемые на факультете, что приводило к тому, что студенты переставали понимать суть этих курсов и их значимости для своей профессиональной подготовки и, как следствие, начинали списывать на экзаменах. Сейчас с каждым годом ухудшается математическая подготовка выпускников школ. Темы, которые раньше дети понимали на уроках с полуслова, теперь с трудом их усваивают. Очень трудно на уроках добиться того, чтобы дети «включили мозг». Введение ЕГЭ фактически изменило работу многих учителей. Если раньше во всех школах обучали математике, то теперь в очень многих школах «готовят к ЕГЭ», а это две большие разницы. Например, так как демоверсии ЕГЭ не содержат темы тригонометрические неравенства, то и в школах их, как правило, теперь не изучают, хотя в программе эта тема есть. Поэтому, наверно, нужно тщательно совместно с учительской общественностью пересмотреть программы математических курсов факультета, чтобы они могла восполнить недостатки современной школы. И сделать это можно на форуме, который можно организовать в интернете в группе матфака. Почему бы не выложить программы всех читаемых на факультете курсов и не узнать мнение учителей об их ценности в их подготовке к работе учителя. И понять вместе: как так получается, что учитель, прослушав на нашем факультете несколько различный курсов по геометрии, приходя в школу, не может решить задачи второй части ГИА по модулю «геометрия» для 9 класса? Наверно, что-то на факультете не так.

 

 



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: