Проект положения
Об организации и проведении практики студентов
Настоящее положение об организации и проведении практик студентов (далее - обучающиеся) Федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский институт ФСИН России» (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г.
№ 71, приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний России, рабочими учебными планами и программами учебных дисциплин.
I. Общие положения
1. Практика обучающихся в ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России» (далее – институт) является составной частью образовательного процесса и призвана обеспечивать закрепление и углубление ими теоретических знаний, приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, приобщение обучающихся к практической деятельности, развитие у них интереса к будущей профессиональной деятельности. Цели и объемы практики определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования.
В ходе ее проведения глубоко и всесторонне изучаются деловые, моральные и личностные качества обучающихся для определения наиболее целесообразного использования их в практической деятельности.
II. Виды практики
2. Основными видами практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования являются: учебная и производственная, включающая преддипломную, практики.
3. Учебная практика направлена на получение обучающимися начальных сведений о будущей профессиональной деятельности с учетом специфики избранной специальности (направления подготовки). Она может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и другие.
4. Производственная практика организуется и проводится с целью приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении работы по профильному направлению обучения, углубления и закрепления полученных знаний.
Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится после освоения обучающимися программы теоретического и практического обучения. Она направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускника, для сбора материала в целях использования его при подготовке выпускной квалификационной работы.
III. Организация и проведение практики
5. Организация практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями профессиональных компетенций и профессионально-специализированных компетенций к уровню подготовки выпускника по конкретному направлению подготовки (специальности).
6. Общая продолжительность и содержание практики определяются федеральными государственными образовательными стандартами. Сроки проведения практики устанавливаются институтом с учетом теоретической подготовленности обучающихся, возможностей учебно-производственной базы института и в соответствии с рабочим учебным планом и графиком учебного процесса института на учебный год. Практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.
7. Место проведения практики обучающихся определяется институтом, при этом могут учитываться заявки студентов, желающих проходить практику в определенных учреждениях, организациях или их подразделениях, соответствующих направлению подготовки (специальности) обучающихся.
Для распределения обучающихся по местам прохождения практики на факультете, назначается один или несколько руководителей практики из числа профессорско-преподавательского состава факультета в соответствии с планом учебной нагрузки по факультету. При необходимости студентам выдается направление на прохождение практики.
Направлениеобучающихсяна преддипломную практику закрепляется приказом по институту. Для сбора материала, в целях использования его при подготовке выпускной квалификационной работы, допускается прохождение практики в нескольких подразделениях. Практика обучающихся по заочной форме обучения может проводиться по их месту работы.
8. Организацию и проведение практики обеспечивают институт, организации и учреждения, соответствующие направлению подготовки (специальности) обучающихся.
9. Перед началом практики руководители практики по факультету проводят инструктивное собрание с обучающимися по вопросам организации и проведения практики.
10. Прохождение практики осуществляется по программам практики применительно к содержанию будущей профессиональной деятельности.
Программы практики разрабатываются преподавателями факультета, рассматриваются на методическом совете, утверждаются начальником института.
В программе указываются учебные и воспитательные цели и задачи практики, организационные мероприятия, обязанности и права обучающихся, конкретные задания по профилю будущей деятельности и методические указания по их выполнению, перечень основных нормативных документов; определяется порядок оформления результатов и содержание отчетных материалов.
IV. Функции института
11. Институт выполняет следующие функции:
12. На факультете контролируется ход осуществления практики. С этой целью на весь период ее проведения за обучающимися закрепляются опытные преподаватели, которые:
– устанавливают связь с руководителями практики на местах и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;
– принимают участие в распределении обучающихся по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
– несут ответственность совместно с руководителями практики на местах за соблюдение обучающимися правил техники безопасности;
– осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
– оказывают методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий и сборов материалов к выпускной (квалификационной) работе;
– оценивают результаты выполнения обучающимися программы практики;
– проводят инструктаж с непосредственными руководителями практики из числа работников организаций и учреждений, в которых проводится практика;
– контролируют использование обучающихся по назначению в процессе практики, выполнение ими программы практики;
– изучают опыт работы выпускников образовательных учреждений соответствующих направлений подготовки (специальностей), работающих в этом регионе, а также другие вопросы.
13. Преподаватели имеют право знакомиться с содержанием работы практикантов, материалами, имеющимися в их производстве; ставить перед руководством института вопросы об устранении недостатков в организации и проведении практики, а также вносить предложения о поощрении ее руководителей.
Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении практики – не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового кодекса РФ). С момента зачисления на период практики на обучающихся распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в данном учреждении, организации.