Методические указания по Самостоятельной внеаудиторной работе студентов лечебного факультета по дисциплине «Физика»
Самостоятельнаяработа №1
Тема «Основы медицинской электроники»
I. Мотивация цели
Современная медицина широко использует разнообразную аппаратуру, которая большей частью является физической по конструкции, поэтому врачу необходимо не только знать устройство и принцип работы основной медицинской аппаратуры, но и уметь самостоятельно осваивать методику использования новых приборов.
II. Цель самостоятельной работы
1. Изучить разделы электроники, в которых рассматриваются особенности применения электронных систем для решения медико-биологических задач
2. Ознакомиться с применением электронных устройств с диагностической и лечебной целью.
3. Рассмотреть основные требования безопасности использования медицинской аппаратуры и ее надежности.
4. Овладеть навыками отбора литературы и методикой приобретения знаний
III. Содержание самостоятельной работы
1. Основные группы медицинских электронных приборов и аппаратов.
2. Электробезопасность медицинской аппаратуры.
3. Надежность медицинской аппаратуры.
4. Специфика и классификация физических измерений в медицине.
5. Структурная схема съема, передачи и регистрации медико-биологической информации.
6. Электроды для съема биологического сигнала.
7. Датчики медико-биологической информации.
8. Усилители биоэлектрических сигналов.
9. Передача сигнала.Радиотелеметрия.
IV. Схема ООД по выполнению самостоятельной работы
Предлагаем следующие этапы работы над рефератом:
1. Ознакомление с темой работы, библиографическими указателями, каталогом и определение источников литературы для проведения исследования
2. Изучение выбранных источников литературы
3. Составление подробного плана работы
4. Обработка и систематизация собранного материала в виде по разделам
5. Написание чернового текста реферата
6. Авторское рецензирование реферата с внесением изменений, дополнений, уточнений
7. Проверка на наличие технических ошибок и опечаток
8. Окончательное редактирование, форматирование и печать текста
9. Представление на внешнее рецензирование на практическом занятии преподавателю
V. Подведение итогов самостоятельной работы
После подготовки реферата студент должен уметь ответить на следующие вопросы:
1. Что принято считать медицинским прибором?
2. Что такое медицинский аппарат?
3. Выделите основные группы электронных приборов и аппаратов, используемых для медико-биологических целей (приведите примеры приборов, входящих в каждую группу)
4. Что называют порогом ощутимого тока?
5. Что такое порог неотпускающего тока?
6. Как обеспечить недоступность для пациента касания частей аппаратуры, находящейся под напряжением?
7. В чем заключается основное правило электробезопасности при проведении процедур?
8. Какие классы медицинской аппаратуры в зависимости от способа защиты от поражения током вам известны?
9. В чем заключается надежность медицинское аппаратуры? Что такое вероятность безотказной работы?
10. На какие классы подразделяются медицинские изделия в зависимости от возможных последствий отказа в процессе эксплуатации?
11. Приведите классификацию физических измерений по функциональному признаку.
12. Изобразите структурную схему съема, передачи и регистрации медико-биологической информации.
13. Что такое электрод?
14. Что называют датчиком медико-биологической информации?
15. Как подразделяют датчики?
16. Что называют чувствительностью датчика?
17. Каково устройство усилителей биологических сигналов?
18. Как происходит передача сигнала в биотелеметрии?
19. Приведите примеры создания электронных устройств, применяемых в биологии и медицине (на базе каких явлений они созданы?)
20. Что позволяет создать миниатюрные электронные устройства? (Какие трудности при этом возникают и как решаются?)
VI. Рекомендуемая литература
основная литература
1. Ремизов А.Н. Максина А.Г., Потапенко А.Я. Медицинская и биологическая физика: учеб. для вузов. – 9-е изд., М.: Дрофа, 2010 и более ранние издания.
2. Антонов В.Ф., Черныш А.М., Козлова Е.К., Коржуев А.В. Физика и биофизика. Учебник для студентов мед. вузов. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2008 и более ранние издания.
3. Антонов В.Ф. Физика и биофизика. Практикум: учебное пособие для студентов мед. и фарм. вузов / Антонов В.Ф., Черныш А.М., Козлова Е.К., Коржуев А.В. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2009.
б) дополнительная литература
1. Биофизика: учеб. для студентов высш. учеб. Заведений / В.Ф.Антонов А.М.Черныш, В.И.Пасечник и др.; Под ред. В. Ф Антонова.-.:ВЛАДОС,2000.-288 с.:ил.
2. Практикум по биофизике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.Ф. Антонов, А.М. Черныш, В.И. Пасечник и др.-М.:ВЛАДОС,2001.-352 с.:ил
3. Анализ биомедицинских сигналов: практический подход: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. подготовки дипломир. специалистов "Биомед. техника" по спец. "Биотехн. и мед. аппараты и системы", "Инженер. дело в медико-биолог. практике" и направлению подготовки бакалавров и магистров "Биомед. инженерия": пер. с англ. / Р. М. Рангайян. - М.: Физматлит, 2007. - 440 с.: ил.
4. Электроника и микропроцессорная техника: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. подгот. бакалавров и магистров "Биомедицинская инженерия" и по напр. подгот. диплом. спец. "Биомедицинская техника" / В. Г. Гусев, Ю. М. Гусев. - Изд. 4-е, доп. - М.: Высшая школа, 2006. - 799 с.: ил.
5. Электрофизиологическая и фотометрическая медицинская техника: теория и проектирование: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. напр. "Биомедицинская техника" / Е. П. Попечителев, Н. А. Кореневский; Ред. Е. П. Попечителев. - М.: Высшая школа, 2002. - 470 с.: ил.
6. Математические методы обработки результатов измерений [Текст]: учеб. при изучении дисц. " Основы томографии", "Обработка изображений", "Прикладные задачи оптики", "Обратные задачи спектроскопии", " Прикладная математика", "Интегральные уравнения", "Некорректные задачи" / В. С. Сизиков. - СПб.: Политехника, 2001. - 239,[1] с.: ил.