Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов.




Практическое занятие № 4

Тема: Синтаксические нормы современного
русского литературного языка

Теоретические вопросы:

1. Понятие синтаксической нормы. Колебания и нормы в системе словосочетания: нормы согласования, управления и примыкания и типичные ошибки, связанные с их нарушением.

2. Классификация ошибок в строе простого предложения.

3. Нормы согласования сказуемого с различными типами подлежащего. Варианты координации главных членов предложения. Устранение ошибок в грамматической координации главных членов предложения.

4. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

5. Типичные ошибки в построении сложного предложения.

6. Грамматические и стилистические функции порядка слов в предложении.

Литература:

1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003.

2. Голуб И. Б.Стилистика русского языка. – М., 1999. – С. 353-417.

3. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. – С. 193-232.

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С. 147-154.

5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987. – Гл. 12-16.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997. – С.246-309.

7. Русский язык и культура речи / под ред. В. И. Максимова. М, 2002.

8. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

Речевая разминка: Составьте диалог из известных вам скороговорок.

Практические задания:

1. Дайте стилистическую оценку конструкций: Врач сделал операцию. Кассир сдала деньги.

Какую из двух конструкций (хирург сделал(а) операцию), если речь идет о женщине, вы предпочтете: а) в деловой речи; б) в научной речи; в) в живой, устной беседе?

Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. В каких словосочетаниях нарушены нормы?

Трое солдат – три солдата, четверо девушек – четыре девушки, семеро козлят – семь козлят, к обоим женщинам – к обеим женщинам, о тысячи мелочей – о тысячах мелочах, в полторастах метрах – в полуторастах метрах.

3. Употребление каких форм сказуемого требуют нормы современного литературного языка в предложениях, подлежащие которых выражены словами большинство, меньшинство, множество, несколько? Проанализировать формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется выбор форм множественного или единственного числа?

1. Несколько пыльных электрических ламп погасло. 2. Несколько журналистов уехали в свои редакции. 3. Приехало множество народу. 4. Большинство писем доставлено днем. 5. Несколько слуг бросились было в разные стороны. 6. Несколько мужчин и женщин стояли у ворот больницы. 7. Большинство писателей из тех, кто не ушел на фронт, трудятся в радиокомитете.

4. Слова в скобках поставьте в нужном падеже:

согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), уплатить (проезд), ждать (поезд), опираться (результаты эксперимента), заведующий (отделение).

5. Укажите управление, характерное для каждого слова. Доверять – доверие, идентичный – сходный, начать – приступить, одевать – надевать, обращать внимание – уделять внимание, отзыв – рецензия, предостеречь – предупредить, ручаться – гарантировать, уверенность – вера, уплатить – оплатить, обрадоваться – обрадован, опираться – базироваться, поражаться – удивляться, пренебрегать – пренебрежение, препятствовать – тормозить, примириться – смириться, спрос – потребность, тревожиться – беспокоиться, удивляться – удивлен, ценить – дорожить.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов.

1. Не только надо относиться к друг другу с добротой. Так же надо относиться и к природе. 2. Он поступил в больницу после вызова скорой помощи в тяжелом состоянии. 3. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 4. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома. 5. Художник изобразил, как Петр 1-ый ведет войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 6. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 7. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 8. На правлении обсуждался вопрос о подготовке к севу лошадей.

7. Исправьте ошибки, связанные с использованием деепричастного оборота. 1. Узнав это, у меня буквально ноги подкосились. 2. Даже оказавшись по ту сторону власти, работы у них все равно хватит. 3. Оценивая само решение, мнения делятся на прямо противоположные. 4. Посмотрев много лет назад «Шербургские зонтики», она [К. Денёв] сразу вошла в наши сердца. 5. Увидев это жилище, у меня сложилось самое плохое впечатление. 6. Видя ее, руки сами тянутся ее обнять. 7. Прочитав его (документ), сон как рукой сняло. 8. Наконец дозвонилась с третьего раза, сожравши две монеты.

8. Найдите ошибки, объясните их и исправьте предложения. 1. Ряд рижских школ будут бастовать. 2. Начав писать в это время, в его первых стихах четко выражены мотивы протеста и тоски. 3. Потерпевшего Юрия соседи утверждают, что около полудня в квартире был слышен шум. 4. Приобретая билет, просим вас четко называть место назначения, время отправления и дату. 5. На конференции было подчеркнуто, что для нормализации работы отдела потребуются несколько месяцев. 6. В Питере, на Пушкинской улице, живут две американских девушек. 7. Злоба и страх охватила его. 8. Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представляется русским княжеством. 9. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили. 10. Требуется мастер по кузовным работам, согласного выехать в район. 11. Второкурсник, он все рассказал нам о сессии. 11. К писателю приходили письма с пожеланиями от болезни и долголетней жизни. 12. Используя приём художественной детали, Пушкин описывает не только мелкие подробности, но и помогает раскрыть характер главного героя. 13. Тогда было введено постоянное конное войско на жалованье, подчинённое королю. 14. В степь приехал только что окончивший школу по комсомольской путёвке парень Петя. 15. Чернышевский пишет роман о путях демократической интеллигенции в крепости. 16. Печорин хочет умереть в Персии, куда он держал путь в первой главе, чтобы лежать в чужих песках. 17. Караван сопровождал отряд эсминцев. 18. Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек. 19. Деталь является здесь определяющей, которая влияет на развитие сюжетной линии. 20. Сергей считает себя как удачливого человека. 21. Большинство проголосовали до 12 часов дня. 22. По окончанию работы мы пошли в театр. 23. Вахтангов опирался и развивал в своей работе с актерами систему Станиславского. 24. Прибывающий состав на пятый путь отправляется в парк. 25. Мать с дочерью долго не могла уснуть от волнения. 26. Каждое движение, каждый шаг доставались ему с мучительным трудом. 27. Егерь представил меня своим друзьям и сказал мне, что, по моему мнению, это все отличные ребята. 28. Отъезд гостя из Сингапура. 29. В древних документах подобного рода термин отсутствует. 30. Я понимаю и сочувствую стремлению автора статьи расширить содержание программы. 31. Стулья заменили ящики из-под бисквита. 32. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 33. Заняв первое место в побочном турнире, юный шахматист приглашен в главный турнир. 34. Этот человек был больной гриппом. 35. Он не привез купленных тобой подарков. 36. Это была самая крупная катастрофа с самолетом за последние полвека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: