Буддийская скульптура Силла




 

После утверждения в стране буддизма скульптура раннего Силла развивалась под значительным влиянием искусства северного Китая, проникавшим через Когурё и Пэкче. Традиции, сложив­шиеся в этих государствах, также были восприняты скульпторами Силла.

 

Немногие сохранившиеся сведения сообщают, что уже в 574 году в Силла для монастыря Хваннёнса была исполнена большая (около 5 м) брон­зовая статуя Будды. Ее размер указывает на высокую технику литья, существовавшую в то время. К VI веку относится появление в Корее статуй Мирык (Майтрейи - будды будущего), сидящего в глубоком размышлении, с полускрещенными ногами. Согласно канону, правая нога божества покоится на колене опущенной левой, а правая рука касается щеки.

 

Образ «созерцающего Майтрейи» впервые сложился в Китае, где получил широкое распространение во второй половине VI века и был воспринят корейскими мастерами. Существует предположение, что первые статуи этого вида появились в Андоне (провинция Сев. Кёнсан), позднее, в VII—VIII веках они стали изготовляться в раз­личных районах Корейского полуострова. В 587 году изображения «созерцающего Мирык» были посланы в Японию.

 

В Музее дворца Токсугун в Сеуле хранится несколько бронзовых статуэток «созерцающий Мирык», относящихся к периоду раннего Силла. Одна из них, VI века (высотой 28,6 см), останавливает внимание своей необычной трактовкой образа Мирык и близка к суровой китайской пластике периода Северная Вэй. Тонкий, вытянутый торс сидящего божества почти лишен телесности, что подчеркивается и длинными прямыми руками, кото­рые не имеют мускулов и кажутся безжизненными, лицо с полузакрытыми глазами замкнуто и отрешенно, что отвечает общему замыслу. Близка по стилю и вторая (высотой 20,25 см} бронзовая статуэтка Мирык (VI—начало VII века) также из Музея дворца Токсугун. Хотя фигура и лицо божества исполнены более мягко и пластично, но все же ощущается стремление к предельной строгости и лаконичности. В отличие от первой фигуры Мирык изображен в короне, украшенной тонким гравированным узором.

 

Наиболее значительным и выдающимся произведением ранней скульптуры Силла по праву признана бронзовая позолоченная ста­туя «созерцающего Майтрейи» (высотой 90,8 см) начала VII века, также из Музея дворца Токсугун.

В статуе ясно ощущается уже возникший в это время интерес к физической красоте человеческого тела, к передаче движения. Заметно возрастает владение мастеров скульптурным объемом и линией как средствами выразительности. Обнаженный торс, пока­занный в легком развороте, решен хотя и несколько обобщенно, но более мягко и пластично по сравнению со статуями VI века. Можно предполагать, что статуя Мирык была вылеп­лена скульптором с натуры. Спокойное, женственное, полное лицо божества отрешен­о от всего окружающего и, в отличие от более ранних образов, напоминает корейские лица с мягким округлым овалом. Характерная для статуй V-VI веков архаичная улыбка исчезает, и, как и в других буддийских изображениях этого времени, здесь уже можно видеть стремление скульптора к раскрытию глубокой содержательности образа.

 

Этот выдающийся памятник ранней пластики Кореи послужил моделью для ряда известных статуй «созерцающего Майтрейи». Одна из них, носящая название «Бодхисаттва Майтрейя с высоким венцом» (япон. Кокав Мироку-босацу), вырезанная из сосны в начале VII века, находится в монастыре Корюдзи в Японии. Однако существует предположение, что она была выполнена корейским мастером, так как японские статуи того времени обычно исполнялись из камфарного дерева.

 

Еще одним уникальным памятником бронзовой скульптуры является ларец-сирара VII в. с литыми фигурками четырех духов-хранителей стран света, найденный в 1996 г. при реставрации пагоды на территории монастыря Камынса близ Кёнджу (см. рисунок 1).

 

В V-VII веках в Силла наряду с бронзовой скульптурой сущест­вовала и каменная. В окрестностях Кёнджу в середине VII века было высечено из гранита горельефное изображение буд­дийской триады будды Амитабхи. Стремясь передать могу­щество и силу божеств, скульптор создал монументальные объем­ные фигуры, но вместе с тем они лишены выразительности и пла­стичности круглой бронзовой скульптуры этого же времени.

 

Рель­ефы на скалах продолжали высекать и в последующие века, несмотря на то, что твердые гранитные скалы Кореи для этого малопригодны. В этих рельефах нашла свое отражение скульптура буддийских пещерных храмов Китая, сведения о которой проникали в Силла через Когурё и Пэкче.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: