Отношениями между учащимися в классе




Проект «Семья и Школа»

Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

Л.А. Кассиль

Формулировка проблемы: проблема взаимосвязи, согласованности и эффективности действий семьи и школы.

Актуальность: Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Между современной школой и семьей много противоречий, в том числе в вопросах воспитания. Учителя недовольны низким уровнем общей и педагогической культуры семьи, характерной для многих семей экономией на воспитательных усилиях. Родители жалуются на низкий уровень учительского профессионализма, на оторванность воспитательных идеалов учителей от реальной жизни. Учителя сетуют на потребительское отношение семей к школе, родители – на предвзятое, обусловленное корыстными мотивами отношение педагогов к их детям. В этой ситуации масштабного кризиса доверия между семьей и школой только понимание ими своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, не оппонента, а партнера и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат.

Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в образовательно – воспитательном процессе в интересах детей.

Цели проекта:

1. Научить родителей, детей и педагогов работать в команде.

2. Способствовать взаимодействию семьи и школы посредством вовлечения в совместную деятельность.

Задачи проекта:

1. Объединение усилий классного руководителя и родителей учащихся в решении воспитательных и учебных проблем.

2. Разработка комплекса мер по взаимодействию классного руководителя и родителей учащихся.

3. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.

Изученность проблемы: Много веков подряд умы ведущих педагогов и психологов занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в воспитании подрастающего поколения.

Учёные XIX – н. XX веков ставили под сомнение значение семьи, её устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того, чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в семье, можно стать таковым под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В нашей стране многие учёные, напротив, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.

Философ и писатель Ален считал, например, что семья живет прежде всего кровными, биологическими связями, которые могут превращать жизнь детей в настоящую трагедию. Родители своим авторитетом гнетут сыновей и дочерей, нередко мечтают, чтобы дети прошли успешнее тот жизненный путь, который некогда выбрали они сами. В таком случае подавляются идущие вразрез родительским планам детские мечты и интересы. Вместе с тем Ален отлично сознавал, что семья — важнейшая среда детского развития. Будучи не в состоянии сделаться учителями, родители остаются главными наставниками своих детей, писал Ален.

К.Д. Ушинский был глубоко убеждён в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.

Принципиально по-другому решался этот вопрос в нашей стране после революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва» с семейным воспитанием.

Однако в эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию.

Многие педагоги считали необходимым искать и находить положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания. «Необходимо, - утверждала это группа педагогов, - использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений».

Однако, несмотря на существование этой точки зрения, набрала силу тенденция, в соответствии с которой необходимо было вырвать ребёнка из семьи и воспитать его в специально созданных учреждениях школах-коммунах, детских городках и т. п.

В 50-60-е годы эта идея возродилась вновь. Идея создания подростковых коммун была связана с тем, что после войны в стране было огромное количество детей, лишившихся родителей. Им необходимо было дать кров и тепло, еду и возможность почувствовать себя нужными обществу. В 60-х годах В.А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. В своих трудах он писал, что только отец и мать могут быть для ребёнка величайшими авторитетами. «Существует глубокая связь поколений, - писал учёный, - ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».

Позиция Сухомлинского была поддержана и подхвачена многими педагогами-энтузиастами, которые доказали, что дети, отторгнутые от семьи в ранние годы, практически всегда развивались односторонне, что нередко приводило к ущербности личности.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия даются в семье. Таким образом, можно выстроить следующую иерархию: семья – ребёнок – нравственность – поведение – поступок – семья.

Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства. Исследователь проблем нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств, доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное желание делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, трудолюбие».

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека обеспечивается только всеми слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать. «Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождает страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания…». Воспитать и развить нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Для её успешного решения необходимо осознавать важность нравственного воспитания детей в семье; родители должны развивать сами с себе нравственные потребности, осознать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.

Методы сотрудничества классного руководителя и родителей учащихся:

1. обучение родителей в виде лекций и бесед, семинарских занятий, консультаций, родительских собраний.

2. Совместные творческие дела, участие родителей в Совете школы, родительском комитете, попечительском совете школы.

3. Посещение семей на дому, связь по телефону, Skype, проведение виртуальных родительских собраний, индивидуальные поручения, запись в дневники.

Реализация проекта:

1. Родительские собрания в виде видео-конференций в Skype (1 раз в месяц).

2. Рассылка классным руководителем замечаний и пожеланий родителям каждого ученика по электронной почте (1 раз в неделю).

3. Тестирование.

4. Привлечение родителей к организации кружков и других объединений по интересам, приобщает их к совместной деятельности с детьми в коллективах клубного типа.

5. Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, дискуссия, тренинги)

Предполагаемый результат

1. Улучшение показателей уровня социальной зрелости учащихся

2. Упрочнение детско-родительских отношений

3. Укрепление характера взаимоотношений школы и родителей.

4. Раскрытие творческого потенциала семьи.

5. Стимулирование творческой деятельности педагога.

6. Создание психологически комфортных условий учащихся к образованию и адаптации к новой среде обучения.

 

Список литературы:

1) Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. 336 с. – (Педагогика. Психология. Управление)

2) Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981.

3) Варюхина С.И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношение. Минск, 1995

4) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

5) Н.А.Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний, выпуск 2. Изд. Творческий центр, М. 2003г.

6) Н.И. Дереклеева Новые родительские собрания, М. «Вако» 2006г

 

Приложение

 

Опрос для родителей учащихся начальной школы

1. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

а) взаимное непонимание детей и взрослых;

б) успеваемость детей;

в) непослушание;

г) бездуховность;

д) лень;

2. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребёнка – семья или школа?

а) безусловно, семья;

б) в большей мере семья;

в) в равной степени и семья и школа;

г) школа, так как там ребёнок проводит много времени;

д) школа и улица;

3. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем?

а) лекциями о воспитании;

б) специальными практическими занятиями;

в) информацией об особенностях развития вашего ребёнка;

г) информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;

4. Удовлетворены ли вы: уровнем преподавания

– да,

–нет,

–не совсем,

–трудно сказать;

 

Отношениями между учащимися в классе

–да,

–нет,

–не совсем,

–трудно сказать;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: