МБОУ «Тотемская СОШ № 3»
Учитель: Старовская О. И.
План-конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Гармония»)
Тема: Развитие речи: «Изложение. Обучение деловому повествованию».
Текст для изложения (Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса):
| Педагогическая цель | Развитие умение писать изложение с элементами делового повествования. |
| Задачи | -продолжать формирование умения и навыка целостного анализа текста(умение вычленить микротемы, основные элементы его построения: начало, основная часть, концовка, умение оформлять их в письменном изложении с помощью абзаца); - продолжить формирование умения составления связного текста, учить выбирать необходимый материал при работе с текстом, задавать вопросы, отвечать на вопросы других; -развивать умение отбирать в исходном тексте основное и существенное, умение правильно излагать свои мысли; -развивать связную речь, орфографическую зоркость, логическое мышление, умение работать самостоятельно, выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах |
| Тип урока | Развитие речи |
| Планируемые результаты (предметные) | Озаглавливают текст. Составляют план текста, пишут текст по заданному плану. Пишут выборочное изложение |
| Личностные результаты | Применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий |
| Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: овладевают основами смыслового чтения текста; находят ответы на вопросы; осуществляют анализ; структурируют знания. Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; выбирают вид пересказа в соответствии с поставленной целью |
| Основное содержание темы, понятия и термины | Текст. Заголовок текста. План текста. Выборочное изложение |
Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, карточки,иллюстрации.
| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность (ответы) учеников |
| 1.Организационный этап | Приветствует учеников. Рады слышать Мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, Размышлять! – Проверим готовность к уроку. -Открываем тетради, подписываем число. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
| 2. Создание проблемной ситуации. Тема урока. | +На доске записано слово деловой. Объясните его значение. Как вы понимаете его? Найдите значение слова в словаре. +А ещё есть такое выражение: деловое повествование. Как вы понимаете? -Это деловой стиль. Ему присуща точность, недопустимо двух толкований. +Тема нашего урока развития речи: «Изложение. Обучение деловому повествованию». | -Опытный, занятый делами. -Работа с «Толковым словарём». Деловой… 1.Связанный с делом (в 1 знач.), с работой, службой и т. п. Деловое письмо. Деловые связи. Деловые заботы. 2. Знающий и опытный в делах, толковый. 3. Пригодный для обработки. Деловая древесина. Деловой лес. - Точное обозначение последовательности действий, передача информации. Читают тему урока. |
| 3. Постановка цели урока. | +Попробуйте сформировать цель нашего урока. (Передать письменно содержание текста с элементами делового повествования). | Ставят цель. |
| 4.Состановление плана урока | -Для успешного решения цели нашего урока я предлагаю вам восстановить план урока, опираясь на памятку. Памятка, стр.137. 1.Знакомство с текстом и анализ структуры. 2.Анализ текста и составление плана. 3.Орфографическая подготовка. 4. Самостоятельная работа. 5. Самопроверка написанного текста. | Работа в группах. Обсуждение. Составление плана работы. |
| 5.Знакомство с текстом и анализ структуры. | Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста: - Послушайте текст. Первичное прочтение текста учителем. Стр. 57-58, упр. 463. Миллионы тетрадок для миллионов школьников каждый год выходят из цехов тетрадочных фабрик. Интересно смотреть, как их огромных рулонов бумаги делают аккуратные тетрадки. Прежде всего в дело вступает машина-ножницы. Она режет длинную бумажную ленту на ровные листы. Потом другая машина бумагу линует. Она заботится о малышах и о старших школьниках, поэтому печатает тетрадки в косую линейку, в одну линейку и в клеточку. Большой лист режется на листики поменьше. Машина сама вкладывает листы в обложку и крепит их скобками. Вот тетрадка и готова. Держишь ты её в руках, пишешь в ней и не думаешь о том пути, который она прошла. +Определите тему текста. На какой вопрос отвечает текст? +Какова основная мысль текста? (Для чего? С какой целью автор написал этот текст?) +Озаглавьте текст,опираясь на тему и основную мысль рассказа. -Как вы думаете, какой тип текста перед нами? Определение типа текста: -текст-описание (какой?) -текст- рассуждение (почему?) -текст-повествование. | Слушать чтение текста учителем. -Как из огромных рулонов бумаги делают аккуратные тетради? - Рассказать о пути, который прошла тетрадь. «Путь тетради», «Какой путь прошла тетрадь?», «Изготовление тетради». -Это текст- повествование. Даётся ответ на вопрос, как изготовляют тетради? |
Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана.
Сколько частей в тексте? Как догадались? (начало, основная часть и заключение)
+На какой вопрос отвечает данный текст?
+В какой части текста содержится этот вопрос?
-Это вступление (начало), подготовка к тому, о чём пойдёт речь дальше.
Коллективное чтение, словарная работа, составление плана
-Читаем первую часть текста.
Определите тему первой части, озаглавьте ее.
(1.Цеха тетрадочных фабрик)
+Какие выражения вы бы взяли для того, чтобы передать содержание текста? Можете выделить в тексте.
миллионы тетрадок из огромных рулонов
аккуратные тетрадки
-Обратите внимание, на постановку запятой.
-О чём пойдёт речь дальше?
+В основной части и даётся ответ на этот вопрос. Она состоит из двух абзацев.
-Читаем вторую часть. 2 абзац.
-Это машина- ножницы. Какую работу она выполняет? Прочитайте.
(Объяснение постановки тире, название машины)
машина- ножницы
+Какуюработу выполняет ещё одна машина?
линует заботится
+Для чего она это делает?
+ Какие слово даёт нам подсказку для ответа?
+Как озаглавим этот абзац?
(3. «Забота о малышах и старших школьниках»)
-Читаем третий абзац. Его тема?
+Назовите грамматическую основу 1и 2 предложений.
+Назовите однокоренные слова.
+Что такое скобки?
(Скобки:
· Скобки — парные знаки, используемые в различных областях.
· Зубные скобки или брекеты — несъёмные устройства, корректирующие положение зубов при нарушениях прикуса.
· Скобки — вид шагов в фигурном катании.
· Скобки из металлической проволоки для скрепления тетрадей, брошюр, ящиков, обивки мебели, крепления проводов и др.)
+Как озаглавим этот абзац?
(3. «Вот тетрадка и готова»)
+ Прочитайте 4 абзац. Это заключение.
+Какую главную мысль высказывает автор?
+Как озаглавим? (4. «Путь тетради»)
+Назовите глаголы. В каком времени они употреблены?
+Объясните постановку запятой.
Решение орфографических задач
Орфографическая подготовка: обозначьте орфограммы.
Ми…ионы т…традок, см…треть, а…уратные тетра…ки.
Дли…ую, маш…на, л…нует, заботи….. о м…лышах, в к…сую л..нейку.
Лис…, обло…ка, тетра…ка.
Держ……, пиш….., дума…..
+Какие орфограммы встретились? Назовите.
Индивидуальное прочтение про себя, пересказ по плану
-Прочитайте текст и перескажите друг другу. Оцените друг друга.
-Пересказ 1 ученика.
+Анализ пересказа.
| -В тексте 3 части, а абзацев 4. -Как из рулонов бумаги делают аккуратные тетради? - В 1 части. -В первой части говорится о том, откуда выходят миллионы тетрадок. +Как изготовляют тетради. - Она режет длинную бумажную ленту на ровные листы. - Потом другая машина бумагу линует. - Она заботится о малышах и о старших школьниках, поэтому печатает тетрадки в косую линейку, в одну линейку и в клеточку. -Это глагол настоящего времени. Дети озаглавливают абзац. -Как получается тетрадь? -Лист режется, машина вкладывает и крепит. -Лист-листики Пересказывают содержание основной части (2 и 3 абзацы). - Рассуждает о пути, который прошла тетрадь. -Держишь, пишешь, думаешь, прошла. _____, который___________ - Самостоятельная работа. Обозначение орфограмм. -Объяснение орфограмм. Читают текст про себя. Работа в парах. Пересказ и оценивание друг друга. 1 ученик по плану пересказывают текст по частям | |
| 4. Самостоятельная работа и самопроверка написанного текста. | Передача содержания текста Самопроверка написанного текста. Чтение написанного текста изложения. Анализ. | Письмо текста по памяти. Перечитывают написанный текст 2 человека читают текст изложения. |
| 5. Подведение итогов. Рефлексия | Продолжи любое предложение. «Незаконченное предложение» 1. Мне было интересно… 2. Мне было трудно… 3. Теперь я могу… 4. Я почувствовал, что… 5. Я приобрел… 6. У меня получилось … 7. Я смог… 8. Меня удивило… 9. Мне захотелось… | Выбирают предложение и высказывают свои мысли. |
миллионы тетрадок из огромных рулонов
аккуратные тетрадки
-Обратите внимание, на постановку запятой.
-О чём пойдёт речь дальше?
+В основной части и даётся ответ на этот вопрос. Она состоит из двух абзацев.
-Читаем вторую часть. 2 абзац.
-Это машина- ножницы. Какую работу она выполняет? Прочитайте.
(Объяснение постановки тире, название машины)
машина- ножницы
+Какуюработу выполняет ещё одна машина?
линует заботится
+Для чего она это делает?
+ Какие слово даёт нам подсказку для ответа?
+Как озаглавим этот абзац?
(3. «Забота о малышах и старших школьниках»)
-Читаем третий абзац. Его тема?
+Назовите грамматическую основу 1и 2 предложений.
+Назовите однокоренные слова.
+Что такое скобки?
(Скобки:
· Скобки — парные знаки, используемые в различных областях.
· Зубные скобки или брекеты — несъёмные устройства, корректирующие положение зубов при нарушениях прикуса.
· Скобки — вид шагов в фигурном катании.
· Скобки из металлической проволоки для скрепления тетрадей, брошюр, ящиков, обивки мебели, крепления проводов и др.)
+Как озаглавим этот абзац?
(3. «Вот тетрадка и готова»)
+ Прочитайте 4 абзац. Это заключение.
+Какую главную мысль высказывает автор?
+Как озаглавим? (4. «Путь тетради»)
+Назовите глаголы. В каком времени они употреблены?
+Объясните постановку запятой.
Решение орфографических задач
Орфографическая подготовка: обозначьте орфограммы.
Ми…ионы т…традок, см…треть, а…уратные тетра…ки.
Дли…ую, маш…на, л…нует, заботи….. о м…лышах, в к…сую л..нейку.
Лис…, обло…ка, тетра…ка.
Держ……, пиш….., дума…..
+Какие орфограммы встретились? Назовите.
Индивидуальное прочтение про себя, пересказ по плану
-Прочитайте текст и перескажите друг другу. Оцените друг друга.
-Пересказ 1 ученика.
+Анализ пересказа.