Тема: Развитие речи: «Изложение. Обучение деловому повествованию».




МБОУ «Тотемская СОШ № 3»

Учитель: Старовская О. И.

План-конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Гармония»)

Тема: Развитие речи: «Изложение. Обучение деловому повествованию».

Текст для изложения (Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса):

 

Педагогическая цель Развитие умение писать изложение с элементами делового повествования.
Задачи -продолжать формирование умения и навыка целостного анализа текста(умение вычленить микротемы, основные элементы его построения: начало, основная часть, концовка, умение оформлять их в письменном изложении с помощью абзаца); - продолжить формирование умения составления связного текста, учить выбирать необходимый материал при работе с текстом, задавать вопросы, отвечать на вопросы других; -развивать умение отбирать в исходном тексте основное и существенное, умение правильно излагать свои мысли; -развивать связную речь, орфографическую зоркость, логическое мышление, умение работать самостоятельно, выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах
Тип урока Развитие речи
Планируемые результаты (предметные) Озаглавливают текст. Составляют план текста, пишут текст по заданному плану. Пишут выборочное изложение
Личностные результаты Применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий
Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные: овладевают основами смыслового чтения текста; находят ответы на вопросы; осуществляют анализ; структурируют знания. Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; выбирают вид пересказа в соответствии с поставленной целью
Основное содержание темы, понятия и термины Текст. Заголовок текста. План текста. Выборочное изложение

 

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, карточки,иллюстрации.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность (ответы) учеников
1.Организационный этап Приветствует учеников. Рады слышать Мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, Размышлять! – Проверим готовность к уроку. -Открываем тетради, подписываем число. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
2. Создание проблемной ситуации.     Тема урока. +На доске записано слово деловой. Объясните его значение. Как вы понимаете его? Найдите значение слова в словаре.     +А ещё есть такое выражение: деловое повествование. Как вы понимаете? -Это деловой стиль. Ему присуща точность, недопустимо двух толкований. +Тема нашего урока развития речи: «Изложение. Обучение деловому повествованию». -Опытный, занятый делами.   -Работа с «Толковым словарём». Деловой… 1.Связанный с делом (в 1 знач.), с работой, службой и т. п. Деловое письмо. Деловые связи. Деловые заботы. 2. Знающий и опытный в делах, толковый. 3. Пригодный для обработки. Деловая древесина. Деловой лес. - Точное обозначение последовательности действий, передача информации.   Читают тему урока.
3. Постановка цели урока. +Попробуйте сформировать цель нашего урока. (Передать письменно содержание текста с элементами делового повествования). Ставят цель.
4.Состановление плана урока -Для успешного решения цели нашего урока я предлагаю вам восстановить план урока, опираясь на памятку. Памятка, стр.137.   1.Знакомство с текстом и анализ структуры. 2.Анализ текста и составление плана. 3.Орфографическая подготовка. 4. Самостоятельная работа. 5. Самопроверка написанного текста. Работа в группах. Обсуждение. Составление плана работы.
5.Знакомство с текстом и анализ структуры.     Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:   - Послушайте текст. Первичное прочтение текста учителем. Стр. 57-58, упр. 463. Миллионы тетрадок для миллионов школьников каждый год выходят из цехов тетрадочных фабрик. Интересно смотреть, как их огромных рулонов бумаги делают аккуратные тетрадки. Прежде всего в дело вступает машина-ножницы. Она режет длинную бумажную ленту на ровные листы. Потом другая машина бумагу линует. Она заботится о малышах и о старших школьниках, поэтому печатает тетрадки в косую линейку, в одну линейку и в клеточку. Большой лист режется на листики поменьше. Машина сама вкладывает листы в обложку и крепит их скобками. Вот тетрадка и готова. Держишь ты её в руках, пишешь в ней и не думаешь о том пути, который она прошла.     +Определите тему текста. На какой вопрос отвечает текст?     +Какова основная мысль текста? (Для чего? С какой целью автор написал этот текст?)   +Озаглавьте текст,опираясь на тему и основную мысль рассказа.   -Как вы думаете, какой тип текста перед нами? Определение типа текста: -текст-описание (какой?) -текст- рассуждение (почему?) -текст-повествование.   Слушать чтение текста учителем.   -Как из огромных рулонов бумаги делают аккуратные тетради?     - Рассказать о пути, который прошла тетрадь.     «Путь тетради», «Какой путь прошла тетрадь?», «Изготовление тетради».   -Это текст- повествование. Даётся ответ на вопрос, как изготовляют тетради?    
  Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана. Сколько частей в тексте? Как догадались? (начало, основная часть и заключение) +На какой вопрос отвечает данный текст? +В какой части текста содержится этот вопрос? -Это вступление (начало), подготовка к тому, о чём пойдёт речь дальше. Коллективное чтение, словарная работа, составление плана -Читаем первую часть текста. Определите тему первой части, озаглавьте ее. (1.Цеха тетрадочных фабрик) +Какие выражения вы бы взяли для того, чтобы передать содержание текста? Можете выделить в тексте.   миллионы тетрадок из огромных рулонов аккуратные тетрадки -Обратите внимание, на постановку запятой. -О чём пойдёт речь дальше?     +В основной части и даётся ответ на этот вопрос. Она состоит из двух абзацев. -Читаем вторую часть. 2 абзац.   -Это машина- ножницы. Какую работу она выполняет? Прочитайте. (Объяснение постановки тире, название машины) машина- ножницы +Какуюработу выполняет ещё одна машина? линует заботится +Для чего она это делает?     + Какие слово даёт нам подсказку для ответа?   +Как озаглавим этот абзац? (3. «Забота о малышах и старших школьниках»)   -Читаем третий абзац. Его тема? +Назовите грамматическую основу 1и 2 предложений. +Назовите однокоренные слова. +Что такое скобки? (Скобки: · Скобки — парные знаки, используемые в различных областях. · Зубные скобки или брекеты — несъёмные устройства, корректирующие положение зубов при нарушениях прикуса. · Скобки — вид шагов в фигурном катании. · Скобки из металлической проволоки для скрепления тетрадей, брошюр, ящиков, обивки мебели, крепления проводов и др.) +Как озаглавим этот абзац? (3. «Вот тетрадка и готова»)   + Прочитайте 4 абзац. Это заключение. +Какую главную мысль высказывает автор?   +Как озаглавим? (4. «Путь тетради») +Назовите глаголы. В каком времени они употреблены? +Объясните постановку запятой.   Решение орфографических задач Орфографическая подготовка: обозначьте орфограммы. Ми…ионы т…традок, см…треть, а…уратные тетра…ки. Дли…ую, маш…на, л…нует, заботи….. о м…лышах, в к…сую л..нейку. Лис…, обло…ка, тетра…ка. Держ……, пиш….., дума….. +Какие орфограммы встретились? Назовите.   Индивидуальное прочтение про себя, пересказ по плану -Прочитайте текст и перескажите друг другу. Оцените друг друга. -Пересказ 1 ученика. +Анализ пересказа.   -В тексте 3 части, а абзацев 4.     -Как из рулонов бумаги делают аккуратные тетради? - В 1 части.     -В первой части говорится о том, откуда выходят миллионы тетрадок.     +Как изготовляют тетради.   - Она режет длинную бумажную ленту на ровные листы.   - Потом другая машина бумагу линует.     - Она заботится о малышах и о старших школьниках, поэтому печатает тетрадки в косую линейку, в одну линейку и в клеточку. -Это глагол настоящего времени.   Дети озаглавливают абзац.     -Как получается тетрадь? -Лист режется, машина вкладывает и крепит.   -Лист-листики   Пересказывают содержание основной части (2 и 3 абзацы).   - Рассуждает о пути, который прошла тетрадь.   -Держишь, пишешь, думаешь, прошла.   _____, который___________   - Самостоятельная работа. Обозначение орфограмм.     -Объяснение орфограмм.   Читают текст про себя. Работа в парах. Пересказ и оценивание друг друга. 1 ученик по плану пересказывают текст по частям
4. Самостоятельная работа и самопроверка написанного текста. Передача содержания текста Самопроверка написанного текста. Чтение написанного текста изложения. Анализ. Письмо текста по памяти. Перечитывают написанный текст 2 человека читают текст изложения.
5. Подведение итогов. Рефлексия Продолжи любое предложение. «Незаконченное предложение» 1. Мне было интересно… 2. Мне было трудно… 3. Теперь я могу… 4. Я почувствовал, что… 5. Я приобрел… 6. У меня получилось … 7. Я смог… 8. Меня удивило… 9. Мне захотелось… Выбирают предложение и высказывают свои мысли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: