Примерная структура занятия




Программа

«Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Нами были проведены тест тревожности (Р.Теммл,М.Дорки, В. Амен), методика В.Г.Щур на определение самооценки и тест «Страхи в домиках» (модификация М.А.Панфиловой). По данным диагностики была выявлена группа тревожных детей. По нашим наблюдениям тревожные дети чувствуют себя беспомощными, бояться играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности. Уровень самооценки таких детей низок. Также тревожные дети подвержены страхам, имеют проблемы в общении. Таким образом, тревожность неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности детей. Поэтому нами была составлена программа по коррекции тревожности.

 

Программа базируется на следующих основополагающих принципах:

· Признание самоценности дошкольного детства как важнейшего периода развития личности человека.

· Обеспечение эмоционального благополучия.

· Создание таких условий жизни, которые обеспечат ребенку комфорт и защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие, что позволит растить общительного и доброжелательного ребенка.

· Использование форм, средств и методов, разработанных психолого-педагогической наукой и соответствующих логике развития личности.

· Интеграция разных видов деятельности в целях повышения эффективности педагогических усилий.

· Вариативность заданий в рамках одного содержания, позволяющих ребенку выполнять то, что ему по силам, проявлять творчество в соответствии с его интересами и наклонностями.

· Координация подходов педагогического влияния в условиях дошкольного учреждения и семьи для продуктивного конструирования общения между взрослыми и детьми (педагоги – дети – родители), что обеспечит более широкое участие родителей в жизни группы и учреждения и успешное их знакомство с возрастными особенностями детей.

 

 

Цель программы: снижение тревожности.

Предмет психокоррекции: признаки тревожности

(постоянное беспокойство, невозможность сконцентрироваться, мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна).

Объект психокоррекции: дети старшего дошкольного возраста.

Объем программы: рассчитан на 10 коррекционно-развивающих занятий, при частоте встреч 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 20 – 30 минут.

Наполняемость группы: 7 – 8 человек. Основой для зачисления ребенка в коррекционную группу служат заключение психолога, наблюдение и отзывы воспитателей и специалистов, пожелания родителей.

Форма работы: подгрупповая.

Место проведения: кабинет психолога

 

Программа предполагает три направления:

I. Повышение уверенности в себе (самооценка).

Задачи: - устранение внутреннего конфликта ребенка;

- расширение эмоционального опыта;

- повышение самооценки;

- развитие навыков взаимодействия друг с другом.

II. Снятие страхов.

Задачи: - снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- устранение, преобразование, либо частичное

обесценивание страхов;

- формирование умения у детей преодолевать

опасности, мобилизовать свою волю, проявлять

активность;

- стимулирование собственных возможностей детей

для преодоления стрессовых ситуаций.

III. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи: - уменьшение суетливости, нервозных движений,

множества ненужных движений и мимики;

- снижение скованности, боязливости в движениях и

речи;

- развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми;

- развитие умения активно слушать, задавать вопросы

и выражать свое мнение.

 

Примерная структура занятия

1. Упражнения на релаксацию и дыхание.

2. Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности.

3. Игры на расслабление.

 

При составлении программы использовалась следующая литература:

1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми - М.: Книголюб, 2004.

2. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе – М. 2005.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 1997.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Пазухина И.А. Давай познакомимся. - Санкт – Петербург, Детство-Пресс, 2004.

6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика - М.: Просвещение, 1990.

 

Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми

 

Сроки реализации Цель занятия Содержание занятия
Месяц Неделя № занятия п/п
ФЕВРАЛЬ 1 неделя Занятие №3 - устранение внутреннего конфликта ребенка; - расширение эмоционального опыта; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - уменьшение суетливости, нервозных движений, множество ненужных движений и мимики.  
  1. Игра «Воздушный шарик»
  2. Игра «Корабль и ветер»
  3. Игровая ситуация «Пещера для знакомства»
  4. Танец с рисованием
  5. Парные упражнения «Насос и надувная кукла»
  6. Групповое упражнение «Бездомный заяц»
  7. «Водопад»
2 неделя Занятие №4 - расширение эмоционального опыта ребенка; - формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; - снижение скованности, боязливости в движениях и речи. 1. Игра «Драка» 2.Игра «Подарок под елкой» 3. Игра в переодевание 4. Игра «Старшая обезьяна» 5. Танцы противоположности 6. Игра «Птенцы» 7. Игра «Комплимент»  
3 неделя Занятие №5 - стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; - развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми; - развитие самооценки 1. Парное упражнение «Приветствие» 2. Игра «Дудочка» 3. Игровая ситуация «Фотоальбом» 4. Игра «Выключенный звук» 5. «Рисунок в парах по очереди» 6. «Упражнение на доверие» 7. Игра «Зайки и слоники»
4 неделя Занятие №6 - развитие навыков взаимодействия друг с другом; - стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; - развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; - помогать преодолевать барьер в общении 1. Упражнение на расслабление мышц; 2. Игра «Спрятанные проблемы» 3. Игра «Вылеплялки» 4. Игра «Смена ритмов» 5. Игровая ситуация «Ладонь в ладонь» 6. Игра «Сиамские близнецы» 7. Кинезотерапия «В гостях у морского царя»

 

Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми

 

Сроки реализации Цель занятия Содержание занятия
Месяц Неделя № занятия п/п
МАРТ 1 неделя Занятие №7 - развитие навыков взаимодействия друг с другом; - стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; - развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; - помогать преодолевать барьер в общении. 1. Игра «Сосулька» 2. Игра «Попробуем еще раз» 3. Игра «Звериные чувства» 4. Игра «Бесилки» 5. Упражнение «Мост дружбы» 6. Танец пяти движений 7. Игра на расслабление «Танцующие руки»
2 неделя Занятие №8 - расширение эмоционального опыта ребенка; - формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; - снижение скованности, боязливости в движениях и речи. 1. Игра «Шалтай-Балтай» 2. Игра «Гусеница» 3. Рисование вдвоем 4. Групповое упражнение «Пчелки» 5. Игра «Дракончик» 6. Игра «Фотография» 7. «Музыка – язык чувств»
3 неделя Занятие №9 - стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; - развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми; - развитие самооценки - развитие умения расслабиться 1. Игра на релаксацию и дыхание «Винт» 2. Игровая ситуация «Волшебный стул» 3. Упражнение «Зеркало» 4. Упражнение «Скала» 5. Игра «Путаница» 6. Совместный рисунок 7. Игра на расслабление «Слепой танец»
4 неделя Занятие №10 - устранение внутреннего конфликта ребенка; - расширение эмоционального опыта; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - уменьшение суетливости, нервозных движений, множество ненужных движений и мимики. - развитие навыков взаимодействия друг с другом;   1. Игра на релаксацию и дыхание «Насос и мяч» 2. Игра «Принц на цыпочках» 3. Игра «Дудочка» 4. Игра «Имя» 5. Упражнение «Имя» 6. Упражнение «Добрые волшебники» 7. Упражнение «Чаша доброты»

 

Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми

Сроки реализации Цель занятия Содержание занятия
Месяц Неделя № занятия п/п
ЯНВАРЬ   3 неделя   Занятие №1   - развитие навыков взаимодействия друг с другом; - стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; - развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; - помогать преодолевать барьер в общении.   1. Групповое упражнение «Давай поздороваемся» 2. Игра «Мост дружбы» 3. Игра «Звериные чувства» 4. Игра «Пчелки» 5. Упражнение «Волшебные очки» 6. Танец пяти движений 7. Игра на расслабление «Танцующие руки»  
  4 неделя   Занятие №2   - расширение эмоционального опыта ребенка; - формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; - снижение скованности, боязливости в движениях и речи.   1. Игра «Воздушный шарик» 2. Игра «Гусеница» 3. Игровая ситуация «Пещера для знакомства» 4. Групповое упражнение «Паровозик» 5. Игра «Дракончик» 6. Игра «Фотография» 7. Игра на расслабление «Необычная радуга»  

Дидактико-методическое обеспечение образовательной программы:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: