Программа
«Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста»
Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Нами были проведены тест тревожности (Р.Теммл,М.Дорки, В. Амен), методика В.Г.Щур на определение самооценки и тест «Страхи в домиках» (модификация М.А.Панфиловой). По данным диагностики была выявлена группа тревожных детей. По нашим наблюдениям тревожные дети чувствуют себя беспомощными, бояться играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности. Уровень самооценки таких детей низок. Также тревожные дети подвержены страхам, имеют проблемы в общении. Таким образом, тревожность неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности детей. Поэтому нами была составлена программа по коррекции тревожности.
Программа базируется на следующих основополагающих принципах:
· Признание самоценности дошкольного детства как важнейшего периода развития личности человека.
· Обеспечение эмоционального благополучия.
· Создание таких условий жизни, которые обеспечат ребенку комфорт и защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие, что позволит растить общительного и доброжелательного ребенка.
· Использование форм, средств и методов, разработанных психолого-педагогической наукой и соответствующих логике развития личности.
· Интеграция разных видов деятельности в целях повышения эффективности педагогических усилий.
· Вариативность заданий в рамках одного содержания, позволяющих ребенку выполнять то, что ему по силам, проявлять творчество в соответствии с его интересами и наклонностями.
|
· Координация подходов педагогического влияния в условиях дошкольного учреждения и семьи для продуктивного конструирования общения между взрослыми и детьми (педагоги – дети – родители), что обеспечит более широкое участие родителей в жизни группы и учреждения и успешное их знакомство с возрастными особенностями детей.
Цель программы: снижение тревожности.
Предмет психокоррекции: признаки тревожности
(постоянное беспокойство, невозможность сконцентрироваться, мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна).
Объект психокоррекции: дети старшего дошкольного возраста.
Объем программы: рассчитан на 10 коррекционно-развивающих занятий, при частоте встреч 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 20 – 30 минут.
Наполняемость группы: 7 – 8 человек. Основой для зачисления ребенка в коррекционную группу служат заключение психолога, наблюдение и отзывы воспитателей и специалистов, пожелания родителей.
Форма работы: подгрупповая.
Место проведения: кабинет психолога
Программа предполагает три направления:
I. Повышение уверенности в себе (самооценка).
Задачи: - устранение внутреннего конфликта ребенка;
- расширение эмоционального опыта;
- повышение самооценки;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом.
II. Снятие страхов.
Задачи: - снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- устранение, преобразование, либо частичное
|
обесценивание страхов;
- формирование умения у детей преодолевать
опасности, мобилизовать свою волю, проявлять
активность;
- стимулирование собственных возможностей детей
для преодоления стрессовых ситуаций.
III. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи: - уменьшение суетливости, нервозных движений,
множества ненужных движений и мимики;
- снижение скованности, боязливости в движениях и
речи;
- развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми;
- развитие умения активно слушать, задавать вопросы
и выражать свое мнение.
Примерная структура занятия
1. Упражнения на релаксацию и дыхание.
2. Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности.
3. Игры на расслабление.
При составлении программы использовалась следующая литература:
1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми - М.: Книголюб, 2004.
2. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе – М. 2005.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 1997.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Пазухина И.А. Давай познакомимся. - Санкт – Петербург, Детство-Пресс, 2004.
6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001.
7. Чистякова М.И. Психогимнастика - М.: Просвещение, 1990.
Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми
Сроки реализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Месяц | Неделя | № занятия п/п | ||
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя | Занятие №3 | - устранение внутреннего конфликта ребенка; - расширение эмоционального опыта; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - уменьшение суетливости, нервозных движений, множество ненужных движений и мимики. |
|
2 неделя | Занятие №4 | - расширение эмоционального опыта ребенка; - формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; - снижение скованности, боязливости в движениях и речи. | 1. Игра «Драка» 2.Игра «Подарок под елкой» 3. Игра в переодевание 4. Игра «Старшая обезьяна» 5. Танцы противоположности 6. Игра «Птенцы» 7. Игра «Комплимент» | |
3 неделя | Занятие №5 | - стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; - развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми; - развитие самооценки | 1. Парное упражнение «Приветствие» 2. Игра «Дудочка» 3. Игровая ситуация «Фотоальбом» 4. Игра «Выключенный звук» 5. «Рисунок в парах по очереди» 6. «Упражнение на доверие» 7. Игра «Зайки и слоники» | |
4 неделя | Занятие №6 | - развитие навыков взаимодействия друг с другом; - стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; - развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; - помогать преодолевать барьер в общении | 1. Упражнение на расслабление мышц; 2. Игра «Спрятанные проблемы» 3. Игра «Вылеплялки» 4. Игра «Смена ритмов» 5. Игровая ситуация «Ладонь в ладонь» 6. Игра «Сиамские близнецы» 7. Кинезотерапия «В гостях у морского царя» |
|
Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми
Сроки реализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Месяц | Неделя | № занятия п/п | ||
МАРТ | 1 неделя | Занятие №7 | - развитие навыков взаимодействия друг с другом; - стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; - развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; - помогать преодолевать барьер в общении. | 1. Игра «Сосулька» 2. Игра «Попробуем еще раз» 3. Игра «Звериные чувства» 4. Игра «Бесилки» 5. Упражнение «Мост дружбы» 6. Танец пяти движений 7. Игра на расслабление «Танцующие руки» |
2 неделя | Занятие №8 | - расширение эмоционального опыта ребенка; - формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; - снижение скованности, боязливости в движениях и речи. | 1. Игра «Шалтай-Балтай» 2. Игра «Гусеница» 3. Рисование вдвоем 4. Групповое упражнение «Пчелки» 5. Игра «Дракончик» 6. Игра «Фотография» 7. «Музыка – язык чувств» | |
3 неделя | Занятие №9 | - стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; - развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми; - развитие самооценки - развитие умения расслабиться | 1. Игра на релаксацию и дыхание «Винт» 2. Игровая ситуация «Волшебный стул» 3. Упражнение «Зеркало» 4. Упражнение «Скала» 5. Игра «Путаница» 6. Совместный рисунок 7. Игра на расслабление «Слепой танец» | |
4 неделя | Занятие №10 | - устранение внутреннего конфликта ребенка; - расширение эмоционального опыта; - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - уменьшение суетливости, нервозных движений, множество ненужных движений и мимики. - развитие навыков взаимодействия друг с другом; | 1. Игра на релаксацию и дыхание «Насос и мяч» 2. Игра «Принц на цыпочках» 3. Игра «Дудочка» 4. Игра «Имя» 5. Упражнение «Имя» 6. Упражнение «Добрые волшебники» 7. Упражнение «Чаша доброты» |
Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми
Сроки реализации | Цель занятия | Содержание занятия | ||
Месяц | Неделя | № занятия п/п | ||
ЯНВАРЬ | 3 неделя | Занятие №1 | - развитие навыков взаимодействия друг с другом; - стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций; - развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение; - помогать преодолевать барьер в общении. | 1. Групповое упражнение «Давай поздороваемся» 2. Игра «Мост дружбы» 3. Игра «Звериные чувства» 4. Игра «Пчелки» 5. Упражнение «Волшебные очки» 6. Танец пяти движений 7. Игра на расслабление «Танцующие руки» |
4 неделя | Занятие №2 | - расширение эмоционального опыта ребенка; - формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; - снижение скованности, боязливости в движениях и речи. | 1. Игра «Воздушный шарик» 2. Игра «Гусеница» 3. Игровая ситуация «Пещера для знакомства» 4. Групповое упражнение «Паровозик» 5. Игра «Дракончик» 6. Игра «Фотография» 7. Игра на расслабление «Необычная радуга» |
Дидактико-методическое обеспечение образовательной программы: