Артикуляционная гимнастика
использованы артикуляционные упражнения В. Емельянова
Упражнения для нижней челюсти:
Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
Жевательные движения с сомкнутыми губами.
Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
“Заборчик” – верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
Упражнения для губ:
“Улыбка” – растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).
“Трубочка” – вытягивание губ вперед.
«Круги» - собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.
«Шторки» - на счёт «раз» — верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на счёт «два» — губа возвращается на место. На счёт «три» — нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы. На счёт «четыре» — губа возвращается на место. Движения губ напоминают движение шторок, которые поочерёдно открываются и закрываются.
.Упражнения для языка:
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
“Болтушка” - движение языком вперед-назад.
“Часики” – движение языком вправо –влево.
“Качели” – движение языком вверх- вниз.
Круговые движения языком.
“Лошадки” - цокание языком.
“Лопатка” – широкий,мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
“Иголочка” – узкий, напряженный язык высунут вперед.
“Желобок” – высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
“Чашечка” - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края языка прижаты к коренным зубам.
Упражнение в стихах
Улыбка
Очень любит наш роток улыбаться ("Улыбка")
А подвижный язычок работой заниматься (Круговые движения языком между
|
губами и зубами)
Наш язык лопатку сделал раз, два ("Лопатка")
А потом забор построил. Красота! ("Заборчик")
Рядом с новеньким забором - желобок ("Желобок")
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо сделать не спеша. ("Мясорубка")
Физкультура получилась хороша.
Речевые упражнения.
Сказка про язычок
«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы), в губки (стучат языком в губы), постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком)».
игра “Прогулка”
использованы вибрационно-вокальные упражнения В. Емельянова.
Рассказ | Упражнение |
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. | Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко). |
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. | Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко). |
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. | Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком. |
Но однажды подул сильный ветер. | Активный долгий выдох через рот 4 раза. |
Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?” | “Щелкать” высоко. От нижнего звука “у” до верхнего “о” - “у – о”? |
“Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”. | От верхнего “о” к нижнему “у” “о – у”. |
Но Лошадка не послушалась и побежала | “Щелкать” высоко |
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветки и стала его нюхать. | Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза |
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. | “Щелкать” высоко. |
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. | Долгий звук “ш-ш-ш” |
“Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка | “Щелкать” высоко |
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку | Звук “ш” короткий по 4 раза |
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. | Звук “ф” по 4 раза |
Застрекотал кузнечик. | Звук “ц” по 4 раза |
Пролетел жук | Звук “ж” продолжительный |
За ним – комар | Звук “з” продолжительный |
А ветер дул все сильнее и сильнее | Продолжительный выдох |
Лошадка замерзла | Звук “брр” 4 раза |
И побежала домой | “Щелкать” высоко |
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама | “Щелкать” низко медленно |
Она стала согревать Лошадку | Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза |
«Гонки»
|
Пальцы превращаются в маленькие ножки и бегают по раскрытой ладони вперед и назад, сопровождаясь при этом скороговоркой:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека хвать.
«Мячик и насос»:
- Делаем короткий вдохи со звуком «сссс», надуваем себя;
- из полностью накаченного мяча вынимаем пробку и медленно
сдуваемся со звуком «шшшш»; чтобы снять напряжение, изображаем
|
усталость.
«Открываем пробку»
Произносим два-три раза цепочку словосочетаний «птки-птке-птка-птко-птку-пткы», беззвучно, только воздушным потоком.
Скороговорки
Исполнение скороговорок, чистоговорок в различных вариантах говорения - от шепота до громкого звучания, от медленного темпа до быстрого, от коллективного проговаривания до распределения текста по ролям. Произносится текст активным шепотом на крепком выдохе в ладошку
Жарко жабе лежать в луже.
Жаба ждет дождя и тужит
-Ох ужасная жара!
Лить дождю уже пора.
Марина любила малину
Малина манила Марину.
Три дня по малину ходила,
С собою Ирину водила.
Мышки, не мешайте кошке
Ловить мошек на окошке.
Кошка мошку лапкой – хвать!
Лучше кошке не мешать.
Хвастал храбрый краб три дня:
«Краба нет храбрей меня!»
Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Карл у Клары украл кораллы.
А Клара у Карла украла кларнет!
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
«Хохо-хехе-хихи-хаха, хохо-хехе-хихи-хаха»
Упражнения на развитие мышечной