В основу изучения литературы в 5 классе заложена актуальная для данного этапа теоретико-литературная и методическая идея: осознание природы художественного образа. Материал намеренно изучается не в соответствии с хронологическим принципом, т.к. учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории.
Методическая основа изучения литературы в 5 классе предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов.
Компетентностный подход подразумевает последовательное формирование у учащихся интеллектуально и личностно обусловленного опыта социально-профессиональной жизнедеятельности, основанного на знаниях,. Перечислим основные компетенции, которые учитываются и развиваются в ходе реализации данной программы по литературе:
- понимание целей своей деятельности;
- - умение контролировать свою деятельность;
- - вовлечение эмоций в процесс деятельности;
- - готовность и способность обучаться самостоятельно;
- - поиск и использование обратной связи;
- - самостоятельность мышления, оригинальность;
- - критическое мышление;
- - готовность решать сложные вопросы;
- - готовность работать над чем-либо спорным;
- - готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
- - отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;
- - способность принимать решения;
- - способность к совместной работе ради достижения цели;
- - способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
- - способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- - способность разрешать конфликты и смягчать разногласия и др.
Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей.
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится явный (или скрытый) вопрос или познавательное противоречие.
Деятельностный подход направлен на формирование речевых умений, соответствующих возрастным возможностям учащихся и характеру учебного материала. Под речевыми умениями мы понимаем владение всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием и письмом.
Пятиклассники учатся воспринимать художественный текст; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть; выделять смысловые части художественного текста; составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному.
Содержание курса литературы 5 класса соответствует требованиям Стандарта. задачам).
Ведущей историко-литературной и методической идеей учебника 5 класса является осознание природы художественного образа, специфики литературног вымысла.
5 класс: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);
В основу изучения литературы в 5 классе заложена актуальная для данного этапа теоретико-литературная и методическая идея: осознание природы художественного образа.
Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей.
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится вопрос или познавательное противоречие.
С помощью данного учебника пятиклассники научатся воспринимать художественный текст; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть; выделять смысловые части художественного текста; составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному.
Часть 1
Учебник-хрестоматия для учащихся пятого класса открывает серию учебников по литературе, охватывающих программу 5-11 классов общеобразовательной средней школы. Учебник создан на основе программы по литературе, составленной Г.В.Москвиным, Е.Л.Ерохиной, Н.Н.Пуряевой.
Цель учебника – введение в учебный предмет «литература», развитие умений чтения художественной литературы, заложенных в начальной школе. Основная теоретико-литературная и методическая идея данного учебника – осознание природы художественного образа. Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей.
В первую часть учебника-хрестоматии вошли произведения разных жанров фольклора, древнерусской, отечественной и зарубежной литературы.
Часть 2
Учебник-хрестоматия для учащихся пятого класса открывает серию учебников по литературе, охватывающих программу 5-11 классов общеобразовательной средней школы. Учебник создан на основе программы по литературе, составленной Г.В.Москвиным, Е.Л.Ерохиной, Н.Н.Пуряевой.
Цель учебника – введение в учебный предмет «литература», развитие умений чтения художественной литературы, заложенных в начальной школе. Основная теоретико-литературная и методическая идея данного учебника – осознание природы художественного образа. Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей.
Во вторую часть учебника-хрестоматии вошли произведения отечественной и зарубежной литературы.
Учебник-хрестоматия для 5 класса создан в соответствии с программой……….