Тема «Финансовая система»




 

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Формы финансовых отношений - это выделены по определенному признаку составляющие финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, имеющих однородные признаки.

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутренней (содержательной) структуре и организационным строением.

По внутреннему строению

Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, отражают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

По организационному строению

Финансовая система - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками.

Внутренняя структура финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.

Сфера финансовых отношений характеризует обобщенную по определенному признаку совокупность этих отношений. В основу выделения сфер положен уровень экономической системы (рис. 1.).

 
 

 


Рисунок 1 - Сферы финансовых отношений.

 

 

Выделяют четыре сферы:

уровень микроэкономики - финансы субъектов хозяйствования;

уровень макроэкономики - государственные финансы;

уровень мирового хозяйства - международные финансы;

обеспечивающая сфера - финансовый рынок.

Ланка показывает обособленных часть финансовых отношений. Выделение звеньев происходит по признаку наличия или обособленных фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансов субъектов хозяйствования отражает движение денежных потоков предприятий. Поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности, то эта сфера не делится на отдельные звенья.

Сфера государственных финансов, характеризующий финансовую деятельность государства, делится на следующие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

Сфера международных финансов отражает перераспределительные и обменные отношения и централизацию ресурсов на мировом уровне. Она состоит из двух частей - международных финансовых отношений и международных финансов.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Обособленных звеном финансовой системы выступает страхование, не принадлежит к конкретной сфере.

В организационный состав финансовой системы входят:

а) органы управления:

Министерство финансов;

Государственная налоговая администрация;

Контрольно-ревизионная служба;

Казначейство;

Счетная палата;

Аудиторская палата;

Комитет по надзору за страховой деятельностью;

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Государственный инновационный фонд;

б) финансовые институты:

Национальный банк;

коммерческие банки;

страховые компании;

небанковские кредитные учреждения (ломбард и т.п.);

межбанковская валютная биржа;

фондовые биржи;

финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

Финансовые органы и институты могут быть сгруппированы в четыре блока. Первый блок составляют органы, которые функционируют в сфере бюджета государства. Это прежде всего Министерство финансов и его обособленные подразделения - государственное казначейство и контрольно-ревизионная служба. К этой же группе относится государственная налоговая администрация, в 1996г. Выделилась из состава Министерства финансов.

Второй блок составляют контрольно-регулирующие органы - Счетная палата, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Комитет по надзору за страховой деятельностью, аудиторская палата и аудиторские фирмы.

Третий блок составляют финансовые институты, которые работают на финансовом рынке Национальный банк и коммерческие банки, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи и финансовые посредники, страховые компании.

К четвертому блоку входят органы управления целевыми фондами: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный инновационный фонд.

Основное внимание в системе управления сосредоточена на бюджете государства. Это вполне естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.

Отдельные сферы и звенья не имеют соответствующих финансовых органов или институтов управления. Финансы субъектов хозяйствования руководствуются финансовыми службами в составе управленческих структур предприятий и организаций, хозяйственных обществ и холдинговых компаний, министерств и ведомств.

Финансовая система представляет собой довольно сложный механизм. Эффективность ее функционирования зависит от двух определяющих факторов.

Во-первых, от налаженности финансовых отношений в обществе. В основе этого лежит прежде всего выбор правильной и целесообразной для данной страны финансовой модели, которая стимулирует производителя и общество. Кроме того, очень важным фактором является действенность финансово-кредитного механизма, а также четкое финансовое законодательство. Без этих предпосылок целенаправленно управлять финансами практически невозможно.

Во-вторых, эффективное функционирование финансовой системы зависит от организации управления ею.

Управление финансами, как и любой другой системой, включает две основные составляющие: органы управления и формы и методы управленческой деятельности. В мировой теории и практике широкого признания приобрел финансовый менеджмент как наука об управлении денежными потоками. Содержание финансового менеджмента определяется функциями управления: разработка стратегии, планирование тактики реализации стратегии, организация выполнения разработанных планов, учет и контроль.

Основной задачей органов управления финансовой системой является обеспечение слаженности в функционировании отдельных сфер и звеньев финансовых отношений. Это достигается четким разграничением функций и полномочий между финансовыми органами и институтами.

Центральное место в управлении финансами, как и в любой другой стране, занимает Министерство финансов. Именно на него возложены задачи общего руководства всей финансовой системой страны. Основными его функциями являются:

− выработка основ и направлений финансовой политики государства и разработка мероприятий по их реализации;

− организация бюджетного процесса, составление проекта Государственного бюджета и его исполнения после утверждения депутатами;

− осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного кредита и управления государственным долгом;

− организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования через установление правил осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и стандартов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

− организация функционирования рынка ценных бумаг;

− обеспечение финансовых отношений государства с другими странами, международными организациями и финансовыми институтами;

− организация и осуществление финансового контроля в стране. Министерство финансов имеет разветвленную региональную структуру.

Региональные финансовые органы имеют систему двойного подчинения. Вертикально они подчинены соответствующему финансовому органу (например, районные финансовые отделы областном финансовому управлению). Горизонтально финансовые органы подчинены местным органам управления, то есть входят в состав соответствующих государственных администраций.

В состав Министерства финансов входят два обособленных подразделения: контрольно-ревизионная служба и государственное казначейство.

Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля. Во-первых, она является органом ведомственного контроля в системе Министерства финансов, осуществляя ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета. Во-вторых, она является органом государственного контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных ассигнований непосредственно у распорядителей бюджетных средств. В-третьих, контрольно-ревизионная служба проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций государственного сектора.

Государственное казначейство создано с целью обеспечения полного и своевременного выполнения Государственного бюджета. Поскольку объекты финансирования из централизованного бюджета государства расположены на всей территории страны, то осуществлять их обслуживание из единого центра - Министерства финансов, крайне сложно. Казначейство имеет такую ​​же региональную структуру, как и Министерство финансов. Разграничение полномочий между региональными органами в части финансирования расходов осуществляется по признакам значение того или иного объекта финансирования и места его расположения.

Государственная налоговая администрация была первоначально создана тоже в составе Министерства финансов, а с конца 1996 преобразована в самостоятельный финансовый орган. Основная ее задача заключается в реализации налоговой политики государства. На налоговую администрацию возлагаются следующие основные функции:

− разработка проектов налогового законодательства;

− проведение массово-разъяснительной работы среди плательщиков
налогов;

− учет налогоплательщиков и поступлений их в бюджет;

− контроль за правильностью исчисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;

− наложение штрафных санкций и административных взысканий на нарушителей налогового законодательства;

− международное сотрудничество в сфере налогообложения.

Региональная структура налоговой администрации аналогичная системе Министерства финансов. Выше ее звеном является Главная государственная налоговая администрация. Она разрабатывает проекты налогового законодательства и организует налоговую работу и деятельность налоговых органов в стране.

Счетная палата создана с целью осуществления вневедомственного контроля за составлением и выполнением Государственного бюджета, выработки и анализа бюджетной политики государства, контроля в сфере государственного кредита и денежно-кредитной политики. Она выступает в роли экспертного органа, давая соответствующие заключенных и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления. Счетная палата может проводить также ревизионную работу в разных звеньях финансовой системы. Однако, в отличие от контрольно-ревизионной службы, осуществляет детальный контроль за соблюдением налогового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль с позиций макроэкономического финансового регулирования и действенности финансовой политики.

Комитет по надзору за страховой деятельностью организует функционирование страхового рынка. Он проводит лицензирование страховых компаний и выдает им лицензии на осуществление отдельных видов страхования. Комитет осуществляет контроль за деятельностью страховых компаний в соответствии со страховым законодательством, а также разрабатывает методические рекомендации по страхованию.

Страховые компании заключают соглашения на страхование, принимают страховые платежи и выплачивают страховые возмещения, инвестируют временно свободные средства. Они разрабатывают формы, виды и условия страхования, устанавливают размеры страховых тарифов, начисляют надлежащие клиентам выплаты.

Аудиторская палата организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторской деятельности и контролирует соблюдение требований законодательства по аудиторского контроля.

Аудиторские фирмы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и дают свои выводы относительно законности и правильности осуществления финансовых операций, соответствия ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности. Аудиторский контроль имеет целью оказания консультативной помощи, по его результатам не принимаются решения о наложении штрафных санкций и административных взысканий. Вместе с тем аудиторские фирмы несут ответственность за правильность аудиторского заключения, поскольку после их проверок налоговая, бухгалтерская и финансовая отчетность проверяется соответствующими органами финансового контроля.

Национальный банк является основным финансовым институтом в сфере денежного рынка. Именно он осуществляет эмиссию денег, которые выступают инструментом финансовых отношений, и регулирует денежное обращение в стране. Важная задача Национального банка - организация эффективного функционирования кредитной системы. Он проводит регистрацию коммерческих банков и выдает лицензию на отдельные виды банковских операций (например, валютные операции). Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков установлением экономических нормативов (минимального размера уставного фонда, показателей ликвидности и платежеспособности и др.) И размеров обязательных резервов. Важной его функцией в банковской системе является обеспечение проведения межбанковских расчетов и кредитования коммерческих банков, то есть он выступает банком банков.

Национальный банк проводит значительную работы по обслуживанию правительства. Он выполняет агентские услуги по размещению государственных ценных бумаг и обслуживание государственного долга, организует кассовое исполнение бюджета, проводит международные расчеты государства.
Национальный банк осуществляет валютное регулирование и устанавливает официальные курсы валют или валютные коридоры.

Коммерческие байки формируют банковскую систему и выполняют следующие основные функции: аккумуляция временно свободных средств юридических и физических лиц; проведение безналичных расчетов; кассовое обслуживание наличного обращения; кредитования; агентские и другие услуги клиентам банка.

Выделяются два типа коммерческих банков: универсальные и специализированные.

Универсальные осуществляют все виды банковских операций.

Специализированные банки проводят только отдельные виды операций или об определенные отрасли. Большинство банков являются универсальными. К специализированным банкам относятся Сберегательный банк, инвестиционные, ипотечные и другие виды банков.

По форме собственности различают государственные, акционерные и частные банки. Однако, независимо от формы собственности коммерческие банки являются субъектами предпринимательской деятельности, которые осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета.

Межбанковская валютная биржа проводит торги по купле-продаже иностранных валют. Цены, которые формируются на этой бирже, характеризуют рыночный курс валют, то есть тот, который складывается под влиянием спроса и предложения, как на национальную, так и на иностранные валюты. Влияние Национального банка на рыночный курс национальной валюты осуществляется через участие в торгах путем скупки той или иной валюты, или валютных интервенций.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Она проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их круговорот. Обеспечивает формирование инфраструктуры рынка, выдает лицензии финансовым посредникам, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Комиссия осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг - эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, фондовых бирж - в соответствии с действующим в этой сфере законодательства.

Фондовая биржа проводит операции с ценными бумагами. Основное ее назначение - организация функционирования вторичного рынка. Однако, с одной стороны, через нее может осуществляться и первичное размещение ценных бумаг, а с другой стороны, и вторичный рынок может функционировать вне биржи. В связи с этим различают биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг.

Финансовые посредники на рынке ценных бумаг выполняют роль связующего звена между эмитентами ценных бумаг и инвесторами. С одной стороны, по поручению эмитентов они проводят выпуск и размещение ценных бумаг на финансовом рынке. С другой стороны, они проводят операции по покупке ценных бумаг на основании соглашений с инвесторами. Деятельность финансовых посредников основывается на их информированности и глубоких знаниях рынка ценных бумаг.

Пенсионный фонд создан с целью аккумуляции и рационального размещения средств, предназначенных для пенсионного обеспечения. Он выполняет функции начисления пенсий и проведения их выплат. Пенсионный фонд, как орган управления, имеет соответствующие полномочия по контролю за полнотой и своевременностью уплаты взносов предприятий в фонд.

 

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятию финансовая система по внутреннему и организационному строению.

2. Охарактеризуйте основные сферы финансовой системы.

3. Назовите основные финансовые органы и институты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: