Серия 1. Уровень моторной реализации — 68,5 баллов (57,1%)
а) Звукопроизношение — 20 баллов.
б) Слоговая структура слова — 6 баллов.
скакалка — какалка (0,5 — упрощение структуры слога «ска» — пропуск согласного при стечении)
танкист — кан-тист (1 — послоговое воспроизведение, но слоговая структура слова не нарушена, пострадало звуковое оформление)
космонавт — коснонавт (1,5)
милиционер — милиционер (1,5)
сковорода — скорода (0 — пропуск слога «во»)
кинотеатр — киниятор (0 — пропуск слога «те» и вставка слога «тор»)
баскетбол — баспебол (0,5 — замена закрытого слога «кет» открытым слогом «пе»)
перепорхнуть — пере-порх-нутъ (1 — послоговое воспроизведение слова)
аквалангист — аквандист(0 — пропуск слога «лан» и изменение структуры слога «ва»)
термометр — теморитни (0 — вставка слога «рит», замена слога «метр» на «ни», замена закрытого слога «тер» на открытый «те»)
Звуковая структура слова — 6,5 баллов.
какалка — (1 — пропущен 1 звук)
кантист — (0,5 — взаимозамена 2 звуков)
коснонавт — (1 — замена 1 звука)
милиционер — (1,5)
скорода — (0,5 — пропуск 2 звуков)
киниятор — (0 — пропущены и заменены 5 звуков)
баспебол — (0,5 — 1 звук пропущен и 1 заменен)
перепорхнуть — (1,5)
аквандист — (0 — 2 звука пропущены и 1 заменен)
теморитни — (0 — 3 звука пропущены и 3 вставлены)
в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 19 баллов.
г) Повторение цепочек слогов — 17 баллов.
Серия 2. Словообразовательные навыки — 40 баллов (44,4%)
Серия 3. Грамматический строй — 87 баллов (58,0%)
а) Составление предложений по картинкам (I): 10 баллов — за грамматическое структурирование; 0 — за смысловые ошибки; 4 — за вербальные.
Так как каждая проба оценивается по трем критериям, то в скобках приводятся все три оценки в следующем порядке: первая — балл за грамматическое структурирование; вторая — штраф за смысловые ошибки; третья — штраф за лексические ошибки. Рядом с названием задания даются суммарные за все пробы оценки в том же порядке.
|
Мальчик моет руки. (3; 0; 0)
Девочка режет сосиску. (3; 0; 2 — за семантически близкую словесную замену)
Мальчик стучит гвозди. (1 — аграмматизм; О; 2)
Девочка и мальчик строят снеговика. (3; 0; 0)
Кошка из молока пьет. (0 — постпозиция глагола, параграмматизм; 0; 0)
б) Составление предложений по картинкам (II): 10; 0; 8.
Мальчики играют в футбол. (3; 0; 0) Мальчик побежал под дерево. (3; 0; 0)
Мальчик лезет по забор. (1 — неправильный выбор предлога, грамматическая ошибка; 0; 0)
Солнце грело, а потом туча ее закрыла. Солнце убегает под тучи. (1 — параграмматизм; 0; 4 — за две семантически близкие вербальные замены)
Тетя ковры затаскивает под кровать. (2 — неправильный порядок слов; 0; 4)
в) Составление предложений по картинкам (III): 12; 7; 6.
Дядя и тетя срубили елку и ее увозят. (?) Дрова... Сену вытаскивают (1 — грамматическая ошибка; 3 — смысловая неадекватность; 4 — за 2 вербальные замены)
Девочка дарит больной цветы. (3; 1 — смысловая неполнота; 0)
Мальчик уступает. (?) Бабушке место. (2 — пропуск членов предложения, использование помощи; 1 — смысловая неполнота; 0)
Доктор лечит бабушку. (3; 2 — смысловая неточность и неполнота; 2)
Мальчик хочет достать шар, а ему другой мальчик помогает, с лестницей. (3; 0; 0)
г) Повторение предложений: 11; 6; 8.
В саду было много красных яблок. — В саду было много красных яблок. (3; 0; 0)
|
Ранней весной затопило весь Наш луг. — Ранней весной затопило наш луг. (2 — пропуск слова «весь»; 0; 0)
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети камкали коньки и делали снежную бабу. (2 — пропуск слов; 3 — смысловая неадекватность; 4 — в двух словах искажена звуковая структура с заменой звуков по звуковому или кинестетическому сходству).
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. (3; 0; 0).
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. — На зеленом лугу было озеро, где лошади спаслись. (1 — изменение синтаксической схемы предложения, пропуск и вставка слов; 3 — смысл предложения искажен; 4 — за одну вербальную парафазию и искажение звуковой структуры слова)
д) Составление предложений из слов в начальной форме: 11; 2; 5.
Доктор, лечить, дети — Доктор лечит детей. (3; 0; 0)
Сидеть, синичка, на, ветка — Сидит птичка на ветке. (2 — неправильный порядок слов; 0; 2)
Груша, бабушка, внучка, давать — Бабушка давала внучке яблоко. (1 — негрубый аграмматизм; 0; 2)
Миша, собака, небольшая, бросить, косточка — Миша бросил собачке маленькую косточку. (3; 0; 1 — замена на синоним)
Петя, купить, шар, мама, красный — Петя купил маме шар красный (2 — неправильный порядок слов; 2 — смысловая неточность; 0)
е) Верификация предложений: 6; 6; 2.
Собака вышла в будку. — Собака из вышла будки. (1 — ошибка выявлена, но исправлена с нарушением грамматических норм; 0; 2 — использование неологизма)
По морю плывут корабль. — По морю плывет карабль. (3; 0; 0)
|
Дом нарисован мальчик. — Дома нарисован мальчик. (1 — аграмматизм; 3 — смысловая неадекватность; 0)
Хорошо спится медведь под снегом. — (ошибку выявил, но исправить не смог — 1; 0; 0)
Над большим деревом была глубокая яма. — (ошибку не заметил — 0; 3 — ошибка, подлежащая исправлению, носит смысловой характер; 0).
ж) Вставка предлогов в предложение — 7 баллов.
з) Завершение предложений — 5; 2; 0.
и) Образование множественного числа существительных — 14 баллов.
Итоговые штрафные оценки за серию
Лексические ошибки — 30 штрафных очков (этот результат в пересчете на баллы по специальной шкале будет учтен при оценке номинативной функции речи).
Смысловые ошибки — 25 штрафных очков, что соответствует -10 баллам по шкале, приведенной в описании речевых проб и их оценки.
Ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия: -15 баллов — за три ошибки: комкали, коньки, спаслись.
Серия 4. Связная речь — 70 баллов (58,3%)
а) Рассказ по серии картинок — 40 баллов.
Картинки раскладывал по наводящим вопросам.
Дядя ходил выбрасывать мусор. И вдруг пошел ветер. Пришел обратно грязный.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 10 баллов (смысл понят и передан адекватно, но при раскладывании картинок использовалась помощь).
Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев, отсутствие связующих элементов).
Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но примитивно, в последнем предложении пропущено подлежащее).
Критерий лексического оформления — 10 баллов (одна вербальная замена).
б) Пересказ — 30 баллов.
Галка хотела из гезда вылететь и прилететь к ним. Перекрасилась в белый цвет, прилетела к другим, и потом ее.... Она закричала и ее выгнали. Прилетела она к своим, а ее не узнали и тоже выгнали.
Почему галку свои не узнали? — Она была белая.
Понравилась ли тебе галка? — Нет. Надо не краситься, а просто лететь к своим.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 5 баллов (неточное описание ситуации с буквальным пониманием скрытого смысла).
Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев).
Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но имеются пропуски членов предложения).
Критерий лексического оформления — 5 баллов (неоднократные семантически близкие вербальные замены).
Штрафные и дополнительные оценки за серию
Стереотипность грамматического оформления — 0 баллов.
Штраф за вербальные ошибки — за 4 ошибки в двух текстах (-10 баллов).
Средняя длина текста — 23,5 слова, что соответствует 5 баллам.
Средняя длина синтагмы — 6,7 слова (в двух текстах содержится 47 слов и 7 синтагм).
Средний индекс прономинализации — 1,0 (в двух текстах насчитывается 6 существительных и 6 местоимений).
Серия 5. Номинативная функция речи — 69 баллов (57,5%)
а) Называние предметов — 33 балла.
сито — миска (?) крышка; (0 — далекая вербальная замена) лопата — совок (?)... (1 — близкая вербальная замена) свеча —... свечь (1 — искажение звукового состава слова) прищепка — (отказ — 0) кастрюля — сковородка (1 — близкая замена)
б) Называние действий — 36 баллов.
копает — лопата (0 — замена глагола существительным) рубит — срубает (1 — близкая замена) подметает — убирает (1 — близкая вербальная замена) трет — терет (1 — искажение звукового состава слова)
в) Словоупотребление — 22 штрафных очка за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что при оценке словоупотребления соответствует 0 баллов.
Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 106 баллов (58,9%)
Серия 1. Понимание значений слов
а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 27 баллов.
б) Близких по звучанию названий предметов — 15 баллов.
коза — + (3 балла)
трава — + (3 балла)
бочка — + (3 балла)
дрова, коса — + (3 балла)
почка, миска — бочка, + (0 баллов)
трава, бочка — дрова, + (0 баллов)
мишка, точка — + + (3 балла)
точка, мишка, коса — мишка, точка, бочка, коса (0 баллов)
коза, дрова, почка — + +, точка (0 баллов)
трава, дочка, миска — миска, трава, почка, дочка (0 баллов)
в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 27 баллов.
г) Близких по значению названий действий — 13 баллов.
ставит — кладет (0 баллов)
катит — + (3 балла)
несет — + (3 балла)
тянет, бросает — + + (3 балла)
крутит, несет — катит, + (0 баллов)
ведет, кладет — + + (3 балла)
держит, ставит, катит — ставит, катит, держит (1 — изменение порядка слов)
бросает, вешает, несет — тянет, держит (0 баллов)
кладет, ведет, тянет — кладет, вешает (0 баллов)
ставит, крутит, ведет — крутит, кладет (0 баллов)
Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 9 баллов
Мужчину обрызгала женщина. — Наоборот (0 баллов)
Трактором перевозится машина. — + (3 балла)
Газету закрывает книга. — + (3)
Клеенка покрыта скатертью. — + (3)
Девочкой спасен мальчик. — Наоборот (0)
Мама перевозится дочкой. — Наоборот (0)
В ящике бочонок. — На ящике бочонок (0)
Ящик за бочонком. — Наоборот (0)
На бочонке ящик. — Наоборот (0)
Бочонок перед ящиком. — Наоборот (0)
Серия 3. Фонематическое восприятие — 15 баллов (50%)
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Серия 1. Языковой анализ — 17 баллов (56,6%)
Языковой анализ — 14 баллов.
Звуковой анализ — 3 балла.
Серия 2. Письмо — 30 баллов (66,6%)
Серия 3. Чтение — 10 баллов (22,2%)
Рис. 5. РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ИГОРЯ С.
На этом и последующих рисунках верхняя кривая отражает среднегрупповую успешность нормы соответствующего возраста.
Подсчитаем индексы.
Передний индекс:
1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — 10 баллов
2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — 5 баллов
3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-10)
4) Балл за длину текста — 5
5) Балл за слоговую структуру слова — 6
6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 77
7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — 10
8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — 10
9) Балл за грамматическое оформление пересказа — 10
ПИ = 123 балла
Задний индекс:
1) Балл за звукопроизношение — 20 баллов
2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторику — 19
3) Балл за звуковую структуру слова — 6,5
4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах — (-15)
5) Балл за звуковой анализ — 3
6) Штраф за фонетические ошибки на письме — (—10)
7) Балл за называние предметов — 33
8) Балл за называние действий — 36
9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 15
10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 9
11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (-10)
ЗИ = 106,5 балла
Подставим полученные значения в формулы:
(123 - 117,4):46,5 = 0,12
(106,5 - 155,6):37,8 -1,30
«Передние» функции, хоть и снижены, но оказываются более благополучными в сравнении с «задними». Их слабость проявляется в трудностях серийной организации при построении послоговой программы слова, в меньшей степени при грамматическом структурировании предложения и программировании связного высказывания. Об этом свидетельствует и невысокий показатель средней длины текста (23,5 слова, что соответствует 5 баллам).
«Задний» же показатель попадает в диапазон выраженной недостаточности. Внутри заднего индекса выстраивается следующая иерархия: меньше всего страдают операции лексического выбора, чуть хуже сформированы речевые кинестезии, еще хуже понимание логико-грамматических конструкций. Однако самым неблагополучным оказывается фонематическое восприятие. Об этом свидетельствуют только 50% успешности выполнения проб на понимание близких по значению названий предметов, всего 3 балла за задания на звуковой анализ, 10 из 15 штрафных баллов за фонетические ошибки на письме, максимальный штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах. Из не вошедших в индекс параметров на «задние» трудности указывают низкий балл (50% успешности) за пробы на фонематический слух и довольно высокий индекс прономинализации (1,0). Таким образом, на основании приведенного анализа, можно говорить о наличии у мальчика системной речевой патологии с преобладанием «задних» трудностей.
Анализ результатов обследования Вадима М.
Проанализируем результаты выполнения методики учащимся 3-го класса Вадимом М., имеющим заключение о задержке психического развития. Суммарный балл за выполнение методики равен 470, что соответствует 52,2% успешности, т.е. II уровню. Итоговая успешность в данном случае почти такая же, как и в предыдущем, но структура нарушения существенно отличается. Промежуточные баллы за выполнение разделов, блоков и серий методики следующие.
УСТНАЯ РЕЧЬ