Серия 1. Уровень моторной реализации — 30,5 балла (25,4%)
а) Звукопроизношение — 8 баллов.
б) Слоговая структура слова — 2,5 балла; звуковая структура слова — 0 баллов.
скакалка — сакая (0,5 — сохранено количество слогов; 0 — грубо упрощена звуковая структура слова)
танкист — катак (0,5; 0)
космонавт — маасад (0,5; 0)
милиционер — маатен (0; 0)
сковорода — соода (0; 0)
кинотеатр — китаит (0; 0)
фаскетбол — каабол (0,5; 0)
термометр — кемока (0,5; 0)
в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 11 баллов.
г) Повторение цепочек слогов — 9 баллов.
Серия 2. Словообразовательные навыки — 0 баллов
Серия 3. Грамматический строй — 19 баллов (12,7%)
Курсивом выделены лексические ошибки.
а) Составление предложений по картинкам (I): 4; 7; 6. Мальчик моет руки. — Уки мыть (0; 1; 0) Девочка режет колбасу. — Мясу девочка... (?) басу. (0, 1; 2)
Мальчик забивает гвоздь. — Мальчик тук-тук. (2 — пропуск членов предложения; 1; 2)
Дети лепят снеговика. — Отказ (0; 3 — невозможность смыслового программирования; 0)
Кошка лакает молоко. — Киса молоко... (?) Кушает. (2 — пропуск членов предложения, исправленный со второй попытки; 1; 2)
б) Составление предложений по картинкам (II): 0; 9; 4.
Мальчики играют в мяч. — Мальчик мячик. (0; 1; 0) Мальчик бежит под дерево. — Эта елка... мальчик. (0; 1; 0) Мальчик лезет через забор. — отказ (0; 3; 0) Солнце выглядывает из-за туч. — Сопка... тучка. (0; 1; 0) Няня стелет коврик около кровати. — Диван... баба. (0; 3; 4)
в) Составление предложений по картинкам (III): 0; 11; 9.
Мужчина и женщина грузят сено на машиную. — Олка... машина. (0; 3; 3)
Мальчик уступает старушке место. — Ту место... тетя дядя (?) Бабушка мальчик «сидеть!» (жест рукой). (0; 0; 4)
Школьница пришла навестить свою больную подругу. — Девочка пать. (0 — аграмматизм; 2; 2)
Отказ (0; 3; 0) Отказ (0; 3; 0)
г) Повторение предложений: 4; 9; 0.
В саду было много красных яблок. — В саду много яблок. (2 — пропуск членов предложения; 1; 0)
Ранней весной затопило весь наш луг. — Рано сипа луг. (0 — пропуск членов предложения, наличие аграмматизмов, упрощение структуры предложения; 3; 0)
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети тали бабу. (1 — упрощение структуры предложения; 1; 0)
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Тому то холодно, Коля не пойдет гулять. (1 — изменение структуры предложения, негрубый аграмматизм; 1; 0)
Отказ (0; 3; 0)
д) Составление предложений из слов в начальной форме: 1; 11; 6.
Доктор, лечить, дети — Доктор лечит... (?) Дети (1 — аграмматизм, пропуск членов предложения; 1; 0)
Сидеть, синичка, на, ветка —... (?) Ворона (0; 3; 2)
Груша, бабушка, внучка, давать — Девочка, бабушка, пучка. (0; 2; 2)
Миша, собака, небольшая, бросить, косточка — Витя... (?) Коста, собака и все. (0; 2; 2)
Не выполнил (0; 3; 0)
е) Верификация предложений: 2; 5; 0.
ж) Вставка предлогов в предложение — 0 баллов.
з) Завершение предложений — 5 баллов.
и) Образование множественного числа существительных — 3 балла.
Штрафные оценки за серию
Лексические ошибки — 25 штрафных очков.
Смысловые ошибки — 52 штрафных очка, что соответствует -15 баллам.
Серия 4. Связная речь — 10 баллов (8,3%)
а) Рассказ по серии картинок — 10 баллов.
Картинки раскладывал со стимулирующей помощью.
Деда мусор... (жестом показывает, что делает «деда» с мусором) Идет... Мусор... Идет... (?) Холодно... (?) Мусор сюда.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 5 баллов (использование помощи при раскладывании картинок и составлении рассказа, смысл происходящего понят частично).
Критерий программирования текста — 0 баллов (невозможность построения связного текста).
Критерий грамматического оформления высказывания — 0 баллов (высказывание грамматически не оформлено, состоит из слов в начальной форме).
Критерий лексического оформления — 5 баллов (единичные вербальные замены, выраженная бедность словаря).
б) Пересказ — 0 баллов.
После двух предъявлений. Девочка... Ворона.
Штрафные и дополнительные оценки за серию
Штраф за вербальные ошибки — за 3 ошибки (-5 баллов). Средняя длина текста — 3,5 слова, что соответствует 0 баллов. Средняя длина синтагмы — 1,16 слова. Средний индекс прономинализации — 0.
Серия 5. Номинативная функция речи — 32 балла (26,6%)
а) Называние предметов — 16 баллов.
часы — часы (3 балла)
пальто — шуба? (1 — близкая вербальная замена)
очки — отказ (0)
кровать — диван? (1 — близкая вербальная замена)
лестница — отказ (0)
карандаш — писать? (0 — замена существительного глаголом)
сито — отказ (0)
руль — вилясапед (1 — замена названия части названием целого, искажение звуковой структуры слова)
колесо — машина (?) колесо (2 — поиск с нахождением нужного слова)
лопата — лопата (3)
крокодил — кодил (1 — нарушение звуковой структуры слова)
свеча — сета (1 — искажение звукового состава слова)
прищепка — отказ (0)
кастрюля — отказ (0)
пылесос — пылесос (3)
б) Называние действий — 6 баллов.
одевает — дивается (1 — близкая замена, искажение звукового состава слова)
кормит — кушает (1 — близкая вербальная парафазия)
плачет — плачет (3)
строит — дом (0 — замена глагола существительным)
копает — ямка (?) лопата (0 — замена глагола существительным)
рубит — тук - тук (1 — вербальная замена)
черпает — вода (0 — замена глагола существительным)
Остальные картинки называть отказался.
в) Словоупотребление — 25 штрафных очков за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что по специальной шкале соответствует 10 баллам.
Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 105 баллов (58,3%)
Серия 1. Понимание значений слов
а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 30 баллов.
б) Близких по звучанию названий предметов — 18 баллов.
в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 15 баллов.
г) Близких по значению названий действий — 9 баллов.
Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 6 баллов
Серия 3. Фонематическое восприятие — 27 баллов
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Серия 1. Языковой анализ — 3 балла (10%) Языковой анализ — 0 баллов. Звуковой анализ — 3 балла.
Серия 2. Письмо — 15 баллов (33,3%)
Серия 3. Чтение —- 35 баллов (77,7%)
За 1 минуту прочел 24 слова, чтение послоговое, в пяти словах допустил ошибки на разных уровнях (флаг — фдаг, сапоги — са-но-ки, индюк — и-да-юк, юг — ю-ка, курица — ку-ри-ча). Как видно, ошибки связаны с заменой гласных и согласных, нарушением слоговой структуры слова.
Рис. 7. РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ МАКСИМА С.
На профиле отражено резкое снижение всех показателей, при несколько более сформированной импрессивной речи (9) и хорошем навыке чтения (12), последнее, вероятно, является следствием коррекционных усилий.
Передний индекс:
1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — 5 баллов
2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — О баллов
3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-15)
4) Балл за длину текста — О
5) Балл за слоговую структуру слова — 2,5
6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 15
7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — О
8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — О
9) Балл за грамматическое оформление пересказа — О
ПИ = 7,5 баллов
Задний индекс:
1) Балл за звукопроизношение — 8
2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторику — 11
3) Балл за звуковую структуру слова — О
4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах — О
5) Балл за звуковой анализ — 3
6) Штраф за фонетические ошибки на письме — (-5)
7) Балл за называние предметов — 16
8) Балл за называние действий — 6
9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 18
10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 6
11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (-5)
ЗИ = 58 баллов
Подставим полученные значения в формулы:
(7,5 - 117,4):46,5 - -2,36
(58 - 155,5):37,8 - -2,58
Оба полученных значения свидетельствуют о грубой недостаточности как «передних», так и «задних» функций, что говорит о тяжелой системной речевой патологии.
Недостаточность передних отделов мозга отчетливо просматривается в трудностях смыслового программирования высказывания даже при наличии внешних опор (картинки, опорные слова). Выраженная несформированность функции серийной организации проявляется на уровне речевой моторики, слова, предложения и целостного текста. В собственной речи ребенка не представлены практически никакие части речи, кроме существительных, которые чаще всего используются в именительном падеже. Связная речь почти отсутствует. Средняя длина синтагм соответствует 1,16 слова. Индекс прономинализации равен 0.
«Задние» трудности проявляются в обилии лексико-семантических ошибок, в крайней скудности словаря, несформированности речевых кинестезии.
Анализ результатов обследования Святослава Д.
У ученика 3-го класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи Святослава Д., в отличие от описанных ранее случаев, наблюдаются преимущественные трудности импрессивной речи, в то время как характеристики экспрессивной приближаются к уровню нормы. Общий балл равен 618,5 (68,7% успешности, III уровень).
УСТНАЯ РЕЧЬ